Основные подходы в практической психологии

Поведенческая парадигма в практической психологии

Поведенческий подход как поведенческая парадигма — это не бихевиоризм, это интереснее и шире, см.. Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается

Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается

Взгляды, ценности и практика поведенческого подхода

В поведенческом подходе к жизни в целом, к людям и делам в частности решение и действие важнее страхов и прочих чувств: ощущения и переживания — это любопытно, но не более. Объективные вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений. Для поведенческого подхода психология, как содержание внутреннего мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, деятельность определяет сознание, определяет внутреннее. В управлении внутренним состоянием это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. В консультировании поведенческий подход — это перевод сообщений с языка чувств на язык действий и, вместо глубинного анализа прошлого — работа с актуальным поведением. См.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Основные направления внутри поведенческой парадигмы это бихевиоральное направление, когнитивно-бихевиоральное направление и деятельное (личностно-деятельное)направление. См.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Полностью в рамках поведенческой парадигмы — разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Когнитивно-поведенческая терапия

Психологические проблемы и психические расстройства не возникают на пустом месте, считают специалисты КПТ, их истоки — в неверном мышлении.

Лечение заключается в коррекции образа мыслей — сломе привычного образа мыслей, изменении или ликвидации довлеющих установок или стереотипов. Пациент учится думать реалистично и адаптивно, находить оптимальные решения в сложных ситуациях.
Особенности КПТ:

  • длится меньше, нежели другие виды психотерапии;
  • клиент и психолог ведут активный диалог;
  • идет активный поиск и исправление проблемы до получения конкретного результата.

Когнитивная психология имеет научно доказанную эффективность и высокую результативность. Особенно эффективна КПТ в лечении панических атак, всевозможных страхов, депрессий, обсессивно-компульсивных (навязчивых) и тревожных расстройств.

Гуманистическая парадигма

Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.

Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.

Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Психодинамический подход

Базируется на фрейдистском психоанализе. Согласно психодинамике, на человеческое поведение огромное влияние оказывают бессознательные психические процессы. Фрейд метко сравнил личность человека с айсбергом: его верхушка, видимая над водной гладью — это сознание, но основная масса расположена под водой и невидима — это бессознательное. Именно там, в бессознательном, скрываются первопричины внутренних эмоциональных конфликтов, рождающихся из столкновения инстинктивного начала (Ид), разума (Эго) с моралью (Суперэго).

Одна из главных задач психодинамики — осмысление пациентом конфликта, перевод его в сознательную плоскость, так называемый инсайд. После чего конфликт прорабатывается, то есть прослеживается его отражение на поведении человека и его взаимоотношениях с окружающими.

Желаемый результат — осознание Эго желаний Ид и полная победа над ними.
Из крупных направлений, относящихся кпсиходинамике, можно назвать транзактный анализ, психодраму и телесноориентированную психотерапию.

Парадигмы в программировании

Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.

Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).

Основные парадигмы программирования

  • императивное (процедурное) программирование;
  • функциональное программирование;
  • логическое программирование;
  • объектно-ориентированное.

Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Смена парадигм

Томас Кун также ввёл понятие смена парадигм (англ. paradigm shift). Этот термин обозначает ситуацию, когда на смену старым парадигмам (моделям, образцам, теориям и методам) приходят новые. Синонимом является термин «научная революция», ситуация при которой полностью меняется представление о чём-либо в научной среде.

Примеры смен парадигм в науке:

  • теория Чарльза Дарвина об эволюции;
  • общая теория относительности Эйнштейна;
  • атомистическая теория Джона Дальтона;
  • теория Николая Коперника о вращении планет вокруг Солнца;
  • закон всемирного тяготения Исаака Ньютона;
  • теория микробов и др.

Смена парадигм может произойти и у одного конкретного человека. Это ситуация, когда его установки, точка зрения, модель поведения в корне меняются. Причиной может послужить новый приобретенный опыт или новая эмоция, ранее не испытываемая человеком.

Философский аспект методологии.

МЕТОДОЛОГИЯ
— учение о способах организации и
построения теоретической и практической
деятельности человека. Философия
выявляет общественноисторическую
зависимость репертуаров и средств
деятельности людей от уровня их развития
и от характера разрешаемых ими
проблеМетодология В границах обслуживания
типовых программ деятельности смысл
Методология сводим к обеспечению их
нормативнорационального построения.
Общественноисторическая и культурная
обусловленность Методология выявляется
в ходе изменения ее оснований, а также
в процессах выработки новых методологических
средств. Значимую роль в разработке
философских проблем Методология сыграли
Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон,
Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др.
Специфический подход к проблеме
предлагает системомыследеятельностная
Методология Сложность отношений
Методология и философии, как известно,
определялась тем, что и Методология
может трактоваться с позиции философии,
и философия может характеризоваться в
рамках некоей обобщенной Методология
Пока в науке доминировала вера в
незыблемые познавательные стандарты,
философия реконструировалась в
категориальнопонятийных комплексах
общей Методология познания. Но поскольку
в 20 в. познавательные стандарты обнаружили
собственную зависимость от самого
процесса познания, от развитости
познающего субъекта и от типа познаваемых
объектов, постольку в основаниях
Методология выявились социальноисторические,
человеческие, личностные, культурные
измерения, потребовалось их принципиально
иное философское осмысление. В этом
плане Методология обнаружила свою
условность в контексте постоянно
воспроизводящихся репертуаров и процедур
деятельности людей. В развитии современной
Методология все большее место занимают
вопросы, связанные с динамикой
познавательных проблем, культурноисторической
природой познавательных средств,
изменчивостью категорий и понятий,
формированием новых познавательных
установок и т.д. Эти вопросы так или
иначе сопряжены с включением в структуру
Методология философских представлений.
Методологическая работа философии не
ограничивается анализом познания, она
рассматривает схемы деятельности,
создаваемые людьми для обновления и
воспроизводства социального бытия.
Задачей Методология становится выяснение,
конструирование и преобразование схем
деятельности, интегрированных в
повседневный опыт человеческих индивидов.
Методология становится важным пунктом
осмысления и переосмысления современной
культурной проблематики

Внимание
Методология к схемам обыденного поведения
и мышлению людей объясняется тем, что
в их повседневном опыте традиции и
стандарты деятельности перестают играть
прежнюю роль. Действия и поступки людей,
их общение и мышление утрачивают черты
естественности стереотипных актов.
Автоматизмы человеческого бытия уступают
определяющую роль всевозрастающей
совокупности оригинальных ориентиров,
вырабатываемых людьми в процессах
проблематизации, программирования,
проектирования и решения конкретных
жизненных задач

Осуществление новых
нетрадиционных схем деятельности
становится уделом все большего числа
людей. Эффективность этой работы — это
вопрос существования и обновления
современной культуры. Последняя живет
и трансформируется в значительной мере
благодаря тому, что, осмысливая собственную
методологичность, культивирует
общественногуманитарные измерения
Методология.

Наука и модель

Научная парадигма – это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.

Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.

Экзистенциальный подход

Экзистенциализм провозглашает нейтральную сущность личности, не обусловленную ни позитивными, ни негативными задатками. Свой опыт личность приобретает на жизненном пути. При этом, неся в себе как позитивный, так и негативный потенциал, делает собственный выбор и несет за него персональную ответственность.

Главная цель данного метода — помочь пациенту осмыслить собственную жизнь, понять свои жизненные ценности, а осознав, изменить жизнь к лучшему, принимая на себя полную ответственность за принятое решение. Таким образом, фундаментом экзистенциального подхода является личный выбор человека.

В чем отличие перечисленных методов?

Базовой установкой, отличающей гуманизм от прочих направлений психотерапии, является вера в человека. Фрейдизм, бихевиоризм и многие советские психологические школы основаны на неверии в личность. Фрейдизм исходит из того, что природа человека изначально негативна и нуждается в исправлении и компенсации; бихевиоризм выносит натуре индивидуума нейтральную оценку и воздействует на нее через формирование и коррекцию. Для гуманистов же человеческая природа либо безусловно-позитивная, в этом случае влияние специалиста сводится к помощи в актуализации (Роджерс, Маслоу), либо условно-позитивная, где специалист лишь побуждает сделать выбор (экзистенциальная психология, Бюдженталь, Франкл).

03 сентября 2017

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Ваши ответы[править]

  1. Я думаю, что гуманитарная… по крайней мере я со всем согласен. Freelancer Alex 15:20, 6 февраля 2010 (UTC)
  2. На мой взгляд, в каждой парадигме есть рациональное зерно, но наиболее полно и логичнее выглядит гуманитарная. Ведь нельзя проводить исследования без учета того что в процессе жизни человек получает некий опыт, и последующие его действия опираются на этот опыт. — Эта реплика добавлена участником 94.179.126.51 (о · в)
  3. Мне очень понравилась гуманитарная парадигма…и я полностью согласна с предыдущей репликой! — Эта реплика добавлена участником Лисёнок (о · в)
  4. Мне больше нравится гуманитарная. так как мне всегда интересно было понять духовный мир человека его личностные ценности и смысл жизни.
  5. гуманитарная конечно же. — Эта реплика добавлена участником Александра (о · в)
  6. Я выбираю гуманитарную, так как она меня заинтересовала, и еще я считаю, что это главна парадигма в психологии. Denis MOCKBA 20:22, 24 ноября 2010 (UTC)
  7. Думаю, если это не навсегда, то естественно-научная парадигма. Надо сначала её изучить потом гуманитарную, ну и уже потом к практике перейти. Наверное в изучении гуманитарной без знаний о научной не обойтись, а в практической не обойтись без них обоих… — Эта реплика добавлена участником Мурад 97 (о · в)
  8. Я выбрал гуманитарную парадигму, потому что меня интересует именно это направление.Игорь Сиб

О естественно-научных и гуманитарных парадигмах

Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.

Парадигма в риторике

Это способ понять что-то путём приведения примера и сравнения одного понятия с другим.

Марк Фабий Квинтилиан, римский оратор и учитель, обучал своих учеников риторике: красивой речи, искусству переубеждать. В своём труде «Образование оратора» (Institutio oratoria) он писал, что примеры (или греч. paradeigmata — «парадигмы») необходимы в искусстве убеждения.

Для Квинтилиана примеры (парадигмы) — это аналог вступления в речи. Это способ убедить слушателя путём аргументации, которая состоит из суждений и выводов из них (силлогистическая аргументация). Он использовал примеры из истории, поэзии, пословицы и фразеологизмы.

Парадигма в психологии

Очень важно определить несколько подходов, которыми характеризуется понятие психологического взгляда и собственно «парадигма». Обычно применяют к науке этот термин о психологии, а также о ряде закономерностей, которые характеризуют в целом её проявление и на её основе сформировались относительно три общих подхода, которые выступили ответом на вопрос, «как же в психологии объясняют значение данного ремина?»

Начнём с первого подхода, в котором парадигму называют естественной наукой, то есть допарадигмальной областью знаний. Проблема тут будет заключаться лишь в том, что с точки зрения научности парадигма пока ещё не сумела сложиться должным образом. Второй подход включает в себя термин мультипарадигмальная наука и это произошло потому, что в ней сформировались одновременно несколько ключевых парадигм, начиная с психоаналитической и заканчивая гуманистической. Согласно третьего подхода в психологии парадигму называют внепрадигмальной наукой и это происходит потому, что определение очень редко применяется в данной сфере деятельности.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую – исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии – набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма – познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.