Особенности обучения постклассическому методу психологической помощи семье будинайте гражина леонардовна

Психологическая помощь семье: содержание понятия

Определение 1

Психологическая помощь – это профессиональное содействие, оказываемое человеку, семье либо группе индивидов в разрешении их психологических проблем.

Трудности, возникающие в семье, оказывают на неё негативное влияние и становятся значительными стрессорами для всех членов. Многие семейные пары не могут найти путь их решения и разводятся, в то время как своевременная помощь психолога могла бы стать альтернативой такого решения внутренних проблем.

Данное понятие очень широкое и включает как теоретические, так и практические направления.

Психологическая помощь в период кризисной ситуации должна обеспечить эмоциональную, смысловую, экзистенциальную поддержку, которая может быть оказана одному человеку, брачной или предбрачной паре, семье в целом, родителям, родителям и детям, ребенку или подростку.

Характер психологической помощи может быть связан с воспитанием ребенка, профессиональной ориентацией старших школьников, определением готовности ребенка к школе, выявлением причин трудностей в обучении и др.

Нацелена психологическая помощь на проблемы, которые вызываются психологическими причинами, а оказывает эту помощь целый ряд специалистов – социальные работники, педагоги, врачи-психиатры, психотерапевты, сексопатологи и психоневрологи.

Психолог, работая с семьей, выполняет ряд функций – информационную, посредническую, поддерживающую, функцию обучения и развития.

Алгоритмом в этой работе является модель консультирования, включающая следующие этапы:

  • выявление тех членов семьи, которые переживают психологические трудности;
  • уточнение ряда факторов их семейной жизни;
  • осознание консультантом их семейной проблемы;
  • идентификация проблемы;
  • определение ее предположительных причин;
  • проработка с членами семьи чувств, связанных с кризисом;
  • выяснение альтернатив решения проблемы;
  • проверка выбранного решения на реалистичность;
  • последовательная реализация плана, поддержка консультантом членов семьи.

Семья, переживающая кризис, может встречаться с психологом до 20 раз.

Замечание 1

Таким образом, психологическое консультирование является особой формой консультирования, которое направлено на преодоление супружеских конфликтов, нормализацию отношений между родителями и детьми, на гармонизацию взаимоотношений в семье и др.

Проводиться данное консультирование может не только с отдельными членами семьи, но и совместно со всей семьей.

Методы психологической помощи

Технология психологической помощи состоит из совокупности диагностических, консультационных, психокоррекционных методов и методик.

Все они направлены на организацию помощи семье:

  • диагностические методы используются для оценки и описания индивидуально-психологических свойств личности человека;
  • психологическое консультирование оказывает психологическую помощь человеку или группе в разрешении психологических проблем – они могут включать профессиональную деятельность, межличностные отношения, развитие личности, самосовершенствование, самореализацию, преодоление кризисных ситуаций и их последствий;
  • методы психологической коррекции направлены на исправление поведения и некоторых особенностей человека, которые являются причинами психологических проблем;
  • методы психологического просвещения связаны с распространением психологических знаний, на информированность граждан о возможностях психологической помощи и повышении психологической культуры;
  • методы психологической профилактики предупреждают возможные нарушения, как в развитии личности, так и в межличностных отношениях, позволяют сохранить и укрепить душевное равновесие человека.

Психологическая помощь имеет свою методику, представленную конкретными техническими приемами в рамках отдельных методов.

Из современных технологий психологической помощи семье основными являются: интервью, терапевтическая беседа, поведенческие методы, психодрама, ролевое моделирование, анализ истории семьи, репертуарные решетки Келли.

Уровень консультативного процесса оказывает влияние на выбор методов и контактных техник. Специалисты выделяют два уровня консультирования – внешний и внутренний.

Суть психологического сопровождения семьи заключается в создании условий, когда человек может перейти к помощи самому себе, а психолог при этом оказывает достаточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я сам справлюсь со своими жизненными проблемами».

Индивидуальных проблем нет, считают специалисты, потому что человек является частью системы или нескольких систем – собственной семьи, семьи родителей, социального круга. Любое нарушение внутри семьи является результатом не чьей-то персональной вины, а результатом семейных отношений.

Для оказания психологической помощи семье существует краткосрочная стратегическая терапия, она определяется как искусство решения сложных проблем человека при помощи решений, которые кажутся простыми.

В арсенале специалистов есть такой терапевтический инструмент, как парадоксальная интенция, предполагающая проигрывание страха или невроза в напряженной критической ситуации.

Системная семейная психокоррекция

И.И. Мамайчук в связи с проблемами семейного воспитания выделяет блоки психокоррекционой работы, как с ребенком, так и с его семьей – это гностический блок, конструктивный блок, организационный блок, коммуникативный и реконструктивный блоки.

Гностический блок ставит основную цель – формирование у подростков и их родителей адекватное представление о личностных особенностях и потенциальных возможностях, стилях семейного воспитания.

В психокоррекционном комплексе этот блок имеет очень большое значение. Внутри блока выделяются две фазы – первичная психодиагностика с анализом жалоб родителей и психологическая диагностика родителей и ребенка.

Конструктивный блок психокоррекции связан с отбором средств и методов коррекционных воздействий с обязательным учетом психологических особенностей семьи.

Цель организационного блока заключается в практической реализации психокоррекционных задач, среди которых обучение семьи умению давать объективную оценку трудным жизненным ситуациям, активизация участников в процессе занятий, расширение диапазона возможных вариантов поведения членов семьи в трудных ситуациях.

Коммуникативный блок решает задачу установления оптимальных взаимоотношений между участниками коррекционного процесса, т.е. между родителями, детьми и другими членами семьи. Кроме того, он формирует новые приемы и способы поведения и общения между членами семьи.

Реконструктивный блок семейной психокоррекции решает задачу коррекции неадекватных эмоциональных реакций, и обучает нахождению необходимых форм эмоционального реагирования.

Коррекция достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов – родители и дети меняются ролями. После такой психодрамы члены семьи вместе обсуждают проблему.

Замечание 2

Все блоки психокоррекции, выделенные И.И. Мамайчук, представляют собой единый, взаимосвязанный психокоррекционный комплекс.

Процесс психокоррекции состоит из трех этапов – установочно-диагностический, собственно коррекция, закрепляющий этап.

Ориентиром при разработке психокоррекционных технологий должны быть клинико-психологические и личностно уровневые характеристики семьи.

В семейной психокоррекции выделяют направления – коррекцию детско-родительских отношений, коррекцию супружеских отношений, психокоррекцию постразводной ситуации, коррекцию сексуальных проблем.

Семья – объект психологической коррекции

Определение 1

Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые направлены на решение актуальных психотравмирующих проблем, возникающих при нарушении семейных отношений.

Психологическая помощь семье в России имеет давнюю историю, но именно сегодня к проблемам, связанным с семьей, отмечается высокий интерес.

Интерес специалистов к этой проблеме связан с тем, что огромное количество семей нуждаются в профилактической работе. Трудности современных семей связаны с высокими показателями уровня разводов, рост количества неполных семей, количеств семей с приемными детьми.

Очень важным моментом является предотвращение развала супружеских и внутрисемейных отношений, преодоление трудностей межличностного взаимодействия в семье.

В современной России работает широкий круг учреждений и организаций самого разного профиля, цель которых заключается в оказании помощи и содействию семье в преодолении трудностей – семейные консультации, семейные университеты, факультеты, психологические, сексологические, педагогические кабинеты.

Работа этих учреждений разнообразна – помощь в создании семьи, её укреплении и преодолении кризисов, помощь в воспитании детей, консультации для молодоженов и др.

Помощь семье оказывают не только психологи, но и сексологи, педагоги, психиатры, юристы, психотерапевты, социологи.

Все специалисты, работающие с семьей, имеют свою собственную интегративную теорию семьи, для создания которой требуются годы практической и напряженной работы.

В коррекционной работе с семьей выделяются такие направления как психодинамическое направление, системное и стратегическое направление, эклектическое направление.

Каждая семья имеет фазы своего жизненного цикла:

  • влечение, когда происходит встреча супругов и притяжение друг к другу;
  • принятие новых родительских ролей и их развитие;
  • рождение ребенка – переход к отношениям в треугольнике;
  • ввод детей во внесемейные институты;
  • принятие подросткового возраста ребенка;
  • эксперимент с независимостью;
  • подготовительный этап ухода детей из семьи;
  • уход детей, принятие этого ухода и жизнь супругов «глаза в глаза»;
  • факт выхода на пенсию и принятие этого факта, принятие старости.

У любой семьи случаются какие-либо неблагоприятные условия и трудности на протяжении её жизненного цикла, что может негативно сказаться на её жизнедеятельности.

Факторы, нарушающие жизнь семьи – развод, разлука, смерть одного из супругов, тяжелые заболевания – приводят к сложным последствиям.

Такими последствиями в жизни семьи могут стать конфликтность взаимоотношений, разочарование семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи или, наоборот, увеличение усилий семьи по её сохранению.

Трудности, возникающие перед семьей и представляющие угрозу её жизнедеятельности, делятся на группы:

  • острые трудности;
  • хронические трудности;
  • трудности, вызванные сменой места образа жизни;
  • трудности, наложенные друг на друга;
  • трудности, связанные с этапами жизненного цикла семьи;
  • трудности, вызванные неблагоприятными вариантами жизненного цикла;
  • трудности кратковременные, но с угрозой функционирования семьи.

Замечание 1

Для семейной структуры здоровой семьи характерно подвижное равновесие.

Функциональная и дисфункциональная семья

Для функциональной или здоровой семьи характерна гибкая иерархическая структура власти. В ней четко и ясно сформулированы семейные правила, сильна родительская коалиция, границы между поколениями не повреждены.

В здоровой семье открыты семейные правила, существует четкая дистанция между поколениями. Функциональная семья выполняет свои функции дифференцированно и ответственно.

Стабильный брак имеет характерные признаки – терпимость и уважение друг к другу, честность в отношениях, желание быть вместе, сходство ценностных ориентаций и интересов.

Полной противоположностью является дисфункциональная семья, которая не может обеспечить личностного роста своих членов. Дисфункциональные семьи отрицают любые существующие у них проблемы, семейные роли ригидные, индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи в целом, а чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения.

Как правило, в дисфункциональных семьях возникают проблемы, связанные с ошибочным выбором партнера, незавершенными отношениями с родителями, утратой иллюзий, супружеской изменой и угрозой развода и др.

Проблемы семьи – это ситуации, когда семья сталкивается с определенными и значительными трудностями при принятии решений. Когда семья не умеет обсуждать и решать проблемы, включая семейные, в условиях отсутствия навыков, то процесс их решения осложняется и затягивается.

Причинами отсутствия навыков могут быть традиции, особенности социального слоя, культурный уровень семьи, нарушение информационных, эмоциональных процессов.

Для современной семьи характерны достаточно острые семейные проблемы – с одной стороны, а с другой стороны — пока нет развитой теории и практики семейной психокоррекции, хотя увеличивается количество различных техник и процедур в работе с семьей.

Замечание 3

Надо сказать, что помощь, предоставляемая каждой конкретной семье, будет зависеть от конкретной ситуации.

Специальные методы помощи семье

К специальным методам решения проблем личности путем вовлечения её в творчество, относится арттерапия. Метод широко использует рисование, лепку, кино, фотографию, актерское мастерство и помогает разрешить внутриличностные и межличностные конфликты, и кризисные состояния.

Музыкотерапия используется в коррекции и стабилизации физического и психического здоровья взрослых людей и детей, поскольку связана с моторно-двигательными реакциями на музыку.

К методам психотерапии относится и метод мифодрама, терапевтический эффект которого возникает в ходе драматической постановки мифологических сюжетов.

Мифодрама возникла на стыке психодрамы и аналитической психологии. Чем точнее выбран мифологический сюжет, тем большую эффективность дает мифодрама. В ней работают такие техники как обмен ролями, зеркало, дублирование, реплики в сторону.

Что касается психодрамы, то многие ситуации из жизни, связанные с конкретными людьми, человек проигрывает на сцене. В результате такой ролевой игры можно прочувствовать эмоции, совершить действия, невозможные в реальной жизни, противостоять конфликтам.

Интересным методом является телесно-ориентированная терапия (ТОП), в которой особые физические упражнения сочетаются с психологическим анализом ощущений тела и возникающими эмоциональными реакциями. Эта техника, созданная В. Райхом, помогает снизить хроническое напряжение в мышцах и высвободить эмоции и чувства.

Существуют и дистанционные технологии помощи семье, например, посредством связи через интернет либо телефон. Их достоинством является большая экономия времени, потому что пациенту нет необходимости куда-то ехать, чтобы получить помощь.

Данные технологии дают возможность сотрудничества с людьми из разных городов и стран, расширяют профессиональные и дружеские связи.

Искусственная среда позволяет накапливать психологический опыт, адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в культуре и обществе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.