Общая психология

Основы психологии кратко. Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью . Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика , – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте , мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа . Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение . Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3 стр., 1054 слов

Психика. Сознание и бессознательное

… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Тесты

Много рассказывает о тестах общая психология. Учебник любого автора содержит информацию о данном виде методов. Тесты представляют собой определённое испытание, которое позволяет установить у конкретной личности определённый набор качеств и свойств характера. Они представляют собой кратковременные и одинаковые для всех задания. Тесты могут быть собраны как по мере готовности испытуемого, так и по истечении определённого периода времени. Кроме того, по результатам исследования делается вывод о наличии тех или иных личностных качеств и свойств, уровень развития индивида.

Тесты используются психологами для того, чтобы установить прогноз на будущее, предугадать поведение личности. Кроме того, благодаря проведению такой работы сотрудниками учреждений ставятся диагнозы. Все тесты должны быть правильно оформленными, а также отражать суть полученных результатов. Каждый вопрос должен преследовать определённую цель (например, узнать уровень развития личности в учебном плане или же сформировать криминогенный психологический портрет преступника и так далее) и иметь научное обоснование. Надёжность и точность – ещё одни качества, обязательные для проведения тестов.

Психология и психиатрия

Связь между ними выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития.

Неотделимыми друг о друга являются понятия психика и психология человека. Проблемы психологического характера ставят человека в тупик, – к какому специалисту обратиться, психологу или психиатру.
Психиатр как специалист имеет больше полномочий, определяя соответствие поведения человека положенным нормам, и ставит диагноз. Приспособление к природной и социальной среде у людей очень индивидуально, но большинство с этой задачей прекрасно справляется. Но есть индивиды, плохо подготовленные к жизни, поэтому адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы, они не могут. У таких людей отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. В таких случаях психиатр, в результате обследования, назначает лекарственные препараты.

Для изучения особенностей психологического склада человека, иногда требуется осмотр у психиатра, например, абсолютное психическое здоровье требуется людям, работающим со сложными механизмами.
Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической среде, определяет их причины, разрабатывает методы лечения и профилактики. В настоящее время она все больше приобретает статус социальной науки.
Психологи и психиатры работают в одних учреждениях, но могут существовать и отдельно, потому что психиатрия более полная и обобщенная дисциплина. Говоря другими словами психология – это ветвь психиатрии.

Благодаря Фрейду психология и психиатрия объединились в новую отрасль – психоанализ. Поскольку на развитие физических болезней прямым образом влияет психическое здоровье, то позаботиться об этом стоит как можно раньше.

Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов

Представленный учебник предназначен для высших педагогических учебных заведений. Это три книги, в состав которых входит основной курс психологических знаний, необходимых педагогам и руководителям, работающим в системе образования. В работе представлено множество сведений из разных областей психологии: социальной психологии, психологии управления, психодиагностики, психофизиологии и других. Все эти сведения имеют, как прямое, так и косвенное отношение к воспитанию и обучению.

В первой книге даны основы общей психологии. Рассмотрены такие вопросы как предмет психологии, задачи и методы этой науки, её естественнонаучные основы, взаимосвязь с другими науками о человеке (социологией, философией, педагогикой). Отдельные главы посвящены развитию психики человека и животных, сознанию человека, психологии его деятельности и познавательных процессов. Есть разделы о психологии личности и психологии взаимоотношений.

Вторая книга — учебник о психологии образования. В нём подробнейшим образом рассматриваются возрастные особенности детей, психологические основы обучения и воспитания, психология педагогической деятельности, а также множество связанных с этими темами проблем и вопросов.

Третья книга посвящена теме психодиагностики. Она состоит из двух больших частей. Первая часть — это основы психодиагностической науки и общие представления о ней, её различные аспекты. Приведена общая характеристика методов психодиагностики, и отдельно рассматриваются методы психодиагностики детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и юношей, студентов, учителей и родителей. Во второй части разговор ведётся о том, что такое экспериментальная педагогическая психология, какие существуют виды научных психолого-педагогических исследований, что такое статистический анализ экспериментальных данных и как происходит подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

В конце каждой книги приводятся полезные практические рекомендации и программы их внедрения, а также присутствует словарь основных терминов.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Задачи общей психологии как науки

Общая психология изучает деятельность человека и исследует законы, которым эта деятельность подчиняется. Психология исследует человека в области состояния психики и свойств, которые имеют разную степень сложности.

Общая психология соединяет, сопоставляет и систематизирует накопленный материал. Также одной из важных задач психологии является изучение взаимосвязи между природными и социальными свойствами человека.

Целью психологической науки является наиболее полное раскрытие исследуемых явлений. Психологические законы дают общее представление:

  • как мир вокруг человека отображается в его головном мозгу и как отдельный индивид его познает;
  • каким образом развивается деятельность человека в психологическом аспекте;
  • каковы особенности формирования свойств личности.

Общая психология решает множество задач, каждая из них многогранна и направлена на объект изучения.

Предмет изучения общей психологии

Предмет общей психологии — это законы и механизмы психики. Развитие определенных личностных качеств также относят к предмету психологического исследования.

Общая психология изучает законы, по которым работает психика человека

Психология развивалась, и предмет ее исследования постоянно изменялся в зависимости от того, какая эпоха правила мировоззрением людей.

Изначально в роли предмета исследования общей психологии выступала душа. Но в 18 веке положение изменилось в пользу сознания человека, а точнее его явлений.

Явления психического — это то, что человек наблюдает по отношению к себе на данный момент.

В 20 веке в силу бурного развития и популярности такого направления как бихевиоризм меняется и предмет изучения, им становятся поведенческие характеристики человека.

Но и по сей день в отдельных отраслях науки предмет отличается. Понятие же предмета общей психологии включает все аспекты психологического развития в целом.

Организация человека в плане психического гораздо сложнее нежели организация биологическая. Изучая другого человека, индивид получает возможность познать себя как субъект и на основе этого исследования понять закономерности собственных действий внутреннего плана.

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:

Специфика бессознательного, его структура.

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Предмет науки

Общая и социальная психология в обязательном порядке обладают собственным предметом

Так, основное внимание направлено на следующие факторы:

  • психическая активность;
  • память;
  • характер;
  • мышление;
  • темперамент;
  • эмоции;
  • восприятие;
  • ощущения и так далее.

Данные явления рассматриваются в тесной взаимосвязи не только с жизнью человека, но и деятельностью всего окружающего мира

При изучении данного вопроса большое внимание необходимо уделять принадлежности личности к определённой этнической группе, учитывать исторические предпосылки её формирования. Изучению также подлежат многочисленные познавательные процессы, происходящие внутри человека

Особым направлением психологии являются межличностные взаимоотношения в социальных группах различного количества.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, которые дают возможность получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые нужно применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны. Выделяют основные приемы и средства: наблюдение и эксперимент. Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод. Разберем более подробно каждый:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей реальности.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, — скажет кто-нибудь из читателей. — Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Учебный курс

Общая психология – это общетеоретическая наука. Она тесно переплетается с педагогикой, социологией, искусствоведением, философией, языкознанием и так далее. Введение в общую психологию начинается с многочисленных исследований. Благодаря им эта наука не стоит на месте и приносит заметную пользу обществу.

Полный теоретический курс включает в себя общая психология. Темы подразделяются на определённые разделы: введение, общие понятия, исторический ракурс, методы, принципы, система, особенная часть, зарубежный опыт и так далее. Особую роль в психологии играет практика, которая показывает результаты педагогической и практико-психологической работы.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник — быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но…

Общая характеристика метода наблюдения

Особенно подробно о способах исследования рассказывает автор многих учебников по фамилии Маклаков. Общая психология включает такой метод, как наблюдение, которое по праву считается самым древним способом познания. Самая простая и известная его форма – житейская жизнь и житейское наблюдение

Даже если вы обратите на себя внимание, то заметите, что пользуетесь этим психологическим методом изо дня в день. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Кратковременное и долговременное, которое может протекать в течение нескольких лет.
  2. Выборочное.
  3. Сплошное и специальное. В последнем случае наблюдатель сам погружается в исследуемую атмосферу.

Каждое наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Обязательная постановка конкретной цели и ряда задач, помогающих достичь ожидаемых результатов.

2. Выделение конкретного предмета, объекта исследования, ситуации.

3. Определение ряда способов, которые оказывают минимальное влияние на исследуемый объект.

4. Определение формы закрепления и обработки данных.

Считается, что большей объективностью обладает внешнее наблюдение, так как закрепление результатов осуществляется посторонним человеком. Данный метод также подразделяется на прямое и косвенное. Отдельно выделяется такой вид, как самонаблюдение. Данный метод обладает эффективностью лишь во взаимодействии с экспериментом и беседой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.