Патопсихология — это что такое? экспериментальные методики патопсихологии

Экспериментальная патопсихология

Специалисты исследуют особенности психических состояний при помощи многих экспериментальных методик патопсихологии. Благодаря их использованию происходит воссоздание различных ситуаций, решение которых требует от субъекта определенных реакций.

Экспериментальные методики условно делятся на вербальные и невербальные способы исследования. Подобная условность обусловлена тем, что при использовании невербального метода в исследованиях неизменно затрагиваются процессы внутренней речи пациента.

В целом не существует обоснованного деления методик по направленности исследований психических функций. Данная наука характеризуется широким диапазоном, поэтому нет смысла изучать по отдельности память, мышление и концентрацию внимания.

Общая характеристика

В современной научной среде имеет место некоторое смешение разных понятий, некорректное использование тех или иных терминов. В связи с этим закономерна необходимость в разделении патопсихологии и психопатологии. Последняя считается отраслью медицинской науки. Она ориентирована на исследование синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются разного рода нарушения и их механизмы. Патопсихология базируется на закономерностях структуры и развития психики в норме. Она исследует и сопоставляет распад свойств личности с нормальным течением процессов. Таким образом, обе эти науки имеют аналогичные объекты исследования, но разные предметы.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии

Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения

Отличия патопсихологии и психопаталогии

Патопсихология, нейропсихология, соматопсихология – в клинической психологии различие условно. Их сближает использование методов исследования, разрабатываемых в другой области, и наличие пограничной патологии – как предмета изучения нескольких дисциплин.

2 стр., 843 слов

Этническое своеобразие психической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 4 1.1. Свойства национальной психологии 4 1.2. Функции национальной психики 9 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Вопрос о том, что такое человек, человечество, группы людей, — очень непростой! Как ориентироваться в мире …

Понятие «патопсихология» идентифицируется с понятием «психопаталогия».

По мнению Б.В.Зейгарник:

  • Патопсихология — исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой (N+), при этом даётся классификация психопаталогических явлений в понятиях современной психологии.
  • Психопаталогия – наука медицинская (является разделом психиатрии), оперирует клиническими понятиями и при этом занимается описанием признаков психических заболеваний в динамике, в течении болезни.

По мнению А.В.Снежневского:

  • Психопаталогия – оперирует в первую очередь медицинскими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болезни, исход болезни).
  • Но Патопсихология – также использует медицинские термины иначе она потеряет прикладное значение. А данные патопсихологического исследования в обязательном порядке соотносятся с психическим статусом больного, стадией течения болезни, её динамикой.

По мнению РосинаО.П.:

  • Патопсихология (также как психопаталогия) изучает закономерность и стереотип развития психической болезни, но предметом исследования патопсихологии является не закономерность смены симптомов, синдромов, а определённое звено в структуре симптомообразования (что предшествует психопаталогическим образованиям в патогенезе болезни, т.е. не сама болезнь а то что ей предшествует).
  • Психопаталогия (также как и патопсихология) – наука изучающая расстройства психики, но пользуются они разными методами: патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (тестами, опросниками, проективными методиками), а психопаталогия – в основном использует клиникоописательный метод.
  • Смешение этих наук происходит в основном из-за объекта исследования – нарушений психической деятельности. Однако, при изучении одних и тех же проявлений психической патологии (например разорванности мышления):

а) патопсихологи исследуют их психическую структуру,

5 стр., 2252 слов

Экспериментальное исследование «психических моделей» гапер- и гиповесомости

Экспериментальное исследование «психических моделей» гапер- и гиповесомости Ощущения реального изменения веса тела, как в сторону его повышения, так и снижения встречаются в повседневной жизни человека нередко. Значительные, хотя и очень кратковременные, колебания весомости имеют место при полетах на самолетах, пользовании скоростными лифтами, при нахождении в водных бассейнах и в особенности при …

б) а психопатологи дают клиническое этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими расстройствами в клинике.

Методики патопсихологического исследования

«Психиатрия» (Коркина и соавт.1995.)

Их множество и делятся на:

Качественные и психометрические (количественные);

Условное деление:

Вербальные и невербальные;

Методики по исследованию той или иной психической функции (условно):

Узконаправленные и общенаправленные.

Принципы подбора экспериментальных патопсихологических методик

  • Сочетание методик должно более полно и всесторонне исследовать качественные проявления психической деятельности.
  • Сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности, надёжности полученных результатов.

Данные, получаемые в клиническом эксперименте, с помощью одной методики, всегда желательно подтверждать результатами других методик. Обычно используется 8-9 методик, в соответствии с задачами .

Патопсихологическое обследование

Пути обследования нарушений личности при патопсихологическом обследовании перед психологом стоит сложнейшая задача. В ней можно разобраться, лишь давая ответ на определенный, заданный жизненной практикой вопрос. Исследователь должен себе ясно представить, что следует в каждом конкретном случае исследовать. Надо найти возможность распутать этот сложнейший клубок диалектических противоречий — мотивов, установок, ценностей, конфликтов, который мы называем личностью. Поэтому любая задача, относящаяся к проблеме личности, — будь то теоретическая или практическая — требует глубокого методологического подхода, который должен стоять за применяемыми методами.

Патопсихологическое обследование и нарушение иерархии мотивов

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются у ребенка уже в дошкольном возрасте и происходят дальше в течение всей жизни: мотивы теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим. Например, желание овладеть какой-нибудь профессией как общий мотив поведения включает в себя целый ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки и многое другое. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается в реальной деятельности на ряд более мелких, которые и определяют в каждом конкретном случае поведение человека. Поэтому деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл.

Выявление ведущих мотивов патопсихологическим обследованием не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Как нам кажется, наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы. Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности, выступающие при хроническом алкоголизме.

В качестве методического приема в этой работе был применен предложенный нами в 1965 г. метод патопсихологического обследования историй болезни в их сопоставлении с данными экспериментально-психологических исследований.

При таком подходе имеют место две группы фактов: одна из них касается нарушения иерархии мотивов, другая — способа формирования новой потребности (патологической).

Структуры иерархии мотивов не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.

Патопсихологическое обследование и нарушение смыслообразования

Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций — смыслообразующей и побудительной — приводят к нарушениям деятельности.

Виды смысловых нарушений

Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований. Например, больной Н. отказался получить зарплату, так как «пренебрегал земными благами», больной М. годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом «хорошо относился». Этот механизм наглядно обнаружился при общем и контрольном экспериментально-психологическом исследовании больных, когда больной оставался «нейтральным» по отношению к патопсихологическому обследованию. Сужение круга смысловых образований. Выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (например, учеба, работа, дружба, отношение к родителям и т.п.), постепенно теряет его.

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента».

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях.
Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.

Предмет и задачи патопсихологии

Определение 1

Патопсихология – это отрасль психологии, которая занимается изучением изменений психической деятельности при патологии мозга в сопоставлении с ее нормой.

Являясь прикладной отраслью психологии, патопсихология исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Патопсихология, как интегративная область знаний о человеке, граничит с медициной и социологией.

Исследования, которые проводит патопсихология, всегда направлены на реального человека в его неразрывной взаимосвязи с социальной средой.

Есть смысл сказать о смешении понятий и некорректном использовании патопсихологических терминов

Важно разграничить понятия «психопатология» и «патопсихология»

Предмет патопсихологии определяет признание того, что она является психологической дисциплиной, а не медицинской.

Психопатология – это медицинская отрасль, которая занимается изучением общих особенностей психических заболеваний, выявлением патогенетических механизмов нарушений психики.

Являясь психологической дисциплиной, патопсихология исходит из закономерностей развития психики в норме.

Психика соматических и психически больных людей является предметом патопсихологии, а в целом в рамках патопсихологии исследуются закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Перед патопсихологией стоят разнообразные практические задачи. Среди них:

Дифференциально-диагностическая – одна из важнейших задач практического патопсихолога, позволяющая получить дополнительные данные о психическом состоянии больного и, помогающая врачу поставить точный диагноз заболевания;
Задача исследования динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – данная задача реализуется патопсихологами в условиях клиники. Дело заключается в том, что психопатологическая симптоматика в ходе лечения значительно изменяется, которые не всегда удается однозначно определить. Например, чтобы быстрее выписаться из отделения, больной с продуктивной симптоматикой, перестает демонстрировать наличие у себя бредовых идей или галлюцинаций, хотя сами расстройства могут сохраняться. В этом случае проводимое патопсихологическое исследование в процессе лечения, направленное на анализ всех компонентов психической деятельности, является объективным показателем влияния терапии на протекание болезни;
Участие в экспертной работе – ещё одна важная задача патопсихологии, особенно в проведении судебно-психиатрической, трудовой и воинской экспертизы. Экспертное заключение имеет большую значимость в судебно-психиатрической практике для того, чтобы принять судебное решение о вменяемости или невменяемости, мере ответственности за совершенные действия и др. Что касается воинской экспертизы, то здесь патопсихологические данные дают возможность для выявления проявлений шизофрении, олигофрении, психопатий, неврозов, ограничивающих несение воинской службы. В области трудовой экспертизы патопсихолог выявляет наличие психических заболеваний и в связи с этим насколько может быть снижена трудоспособность человека;
Следующая задача патопсихологии – это участие в реабилитационной работе

Проблемам реабилитации современная психология уделяет большое внимание, потому что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление социального статуса больного человека;
Задача патопсихологии, связанная с участием её в психотерапии, должна проводиться не только по запросу врача-психиатра, но и под его руководством. Участие психологов в психотерапии необходимо, но вопрос о праве и возможности недостаточно регламентирован нормативными документами;
Задача исследования недостаточно изученных психических заболеваний решается патопсихологией реже остальных

Необходимые исследования проводятся на базе научно-исследовательских институтов.

Психотический

уровень

Нормальное развитие человека и аномалии

(Братусь Б.С., 1988)

Ведущим для человеческого развития является процесс самоосуществления, а его предмет – «родовая человеческая сущность», стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самым, всей возможной полноты своего существования как человека.

Нормальное (N+) развитие человека согласуется с этим процессом, направляется на его реализацию;

Нормальное (N+) развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им «родовой человеческой сущности».

Условия и критерии нормального (N+) развития:

  1. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное, системообразующее отношение).
  2. Способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения.
  3. Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности.
  4. Потребность в позитивной свободе.
  5. Способность к свободному волепроявлению.
  6. Возможность самопроектирования будущего.
  7. Вера в осуществимость намеченного.
  8. Внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями.
  9. Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

Между условными полюсами — норма (N+) и патология (N-) находится обширное поле отклонений, аномалий развития (аномалии только в крайних вариантах переходят в выраженные патологические явления).

Аномальное развитие – такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведёт к извращению его сути,

это такого рода развитие, которое ведёт человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародилась в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных учёных и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учёбы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определённое развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии в период её становления в СССР в 1920—1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где её развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепно-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления.
В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.

Персоналии патопсихологии

Патопсихология – относительно молодая наука, главные имена:

3 стр., 1493 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема Усиление интереса общества к проблемам современного образования, распространение и утверждение гуманистических идей повлекло необходимость переосмысления педагогических ценностей высшей школы. Цели университетского образования обогатились приоритетами саморазвития, профессиональной самоорганизации личности, признанием …

Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский, Е.Т. Соколова, Б.С. Братусь, В.М. Блейхер и И.В. Крук смотри краткую историю патопсихологии («Патопсихология», стр. 10-32).

Психологические лаборатории при психиатрических клиниках:

Э. Крепелин, П. Жане, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.Ф.Чиж, И.А. Сикорский, П.И. Ковалевский.- конец XIX ,- начало XX века.

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические закономерности

Данные этих исследователей касались нарушений мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, имевших травмы мозга. Исходя из полученных сведений, был обоснована новая точка зрения. Она заключалась в том, что течение психической болезни находится под влиянием биологических закономерностей. Они не могут повторять принципы и этапы развития. Даже когда болезнью поражаются молодые, специфические мозговые отделы, психика пациента не приобретает структуру детской на ранней стадии развития. То, что больной не в состоянии рассуждать и думать на высоком уровне, указывает на потерю сложных форм познания и поведения. Но это не означает, что он возвращается к детскому этапу.

Задачи

Выделим основные задачи патопсихологии:

  • Получение максимально детальных и достоверных данных о психическом состоянии пациента, которые необходимы для постановки диагноза.
  • Проведение исследований для психиатрической экспертизы. Данная процедура часто применяется при проведении воинской, судебной или трудовой экспертизы. Сложность заключается в заинтересованности пациента в результах, что нередко приводит к приуменьшению или преувеличению действительной выраженности заболевания. Некоторые прибегают к симуляции определенных симптомов для получения желаемого диагноза.
  • Исследование изменений психики под воздействием прописанной терапии. В случае если пациент был не единожды обследован при помощи методик одного типа, это позволяет увидеть динамичность и эффективность выбранного лечения.

В последние годы науке патопсихологии присвоено еще несколько немаловажных задач. Психолог обязан принимать участие в мероприятиях, направленных на реабилитацию больного, во время которых происходит изучение окружения пациента, его поведения в нем, трудовых установок. Основная причина такого нововведения заключается в возможности разработать список рекомендаций, которые помогут в дальнейшей реабилитации человека в социуме.

Кроме того, психолог должен максимально участвовать в системе психотерапевтических указаний.

Вопрос о направлении пациента на обследование к профессионалу в данной сфере рассматривает лечащий врач, который оформляет заявку с основными данными пациента. В ней указывается отделение, в котором тот проходит лечение, и цель, для которой необходим патопсихологический анализ, а также предварительно поставленный диагноз. При помощи этой информации патопсихологу намного проще подобрать методику обследования.

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.