- К какому врачу обратиться?
- Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика
- Почему ребенок меня не слышит
- Какие трудности ждут родителей?
- Что делать родителям?
- Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?
- Правила поведения родителей
- Как вести себя родителям?
- Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка
- Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет
К какому врачу обратиться?
Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Доктор расскажет в подробностях взрослым о том, что это за напасть, как преодолеть кризис, научит по-новому взаимодействовать с ребенком. И объяснит чаду, что не нравится его родителям, и как прийти к консенсусу.
Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Если малыш начал вести себя так, как описано при кризисе, в пять или шесть лет, это не повод беспокоиться.
Именно в этом возрасте ребенок начинает принимать ответственность за самого себя. Со стороны родителей, особенно мамы, нужно перестать думать о ребенке, как «Мы». Рюкзак в школу соберем не «Мы», а «Он». Только терпение и взаимопонимание поможет без проблем преодолеть кризис 7 лет.
Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика
Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств. Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству. Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.
Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений. Не нужно также ожидать, что он будет всегда следовать вашим запретам, если они касаются ограничения активности малыша.
Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут». Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности. А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель. К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству. Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста. Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).
Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.
Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое. Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем. Кроме того, двигательная активность для ребенка еще и способ сбросить негативные переживания, которые он еще не умеет перерабатывать иначе.
Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом. Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.
Почему ребенок меня не слышит
Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.
Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.
Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.
Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.
Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.
Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.
Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.
Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.
А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию
Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать
Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.
Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.
Какие трудности ждут родителей?
Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.
В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.
У ребенка учащаются перепады настроения
Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?
Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.
Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.
Первые дни в школе – самые сложные
Что делать родителям?
Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.
Советы родителям, что делать
Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.
Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе
Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.
Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?
Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.
Знакомство со школой надо организовать заранее
Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе
Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится
Правила поведения родителей
- Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
- Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.
Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.
Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.
Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями
Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма
Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее
Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.
Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.
Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.
Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.
Не стоит «ломать» ребенка.
Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно
Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Консерватизм в 5-7 лет – это норма.
Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.
И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Как вести себя родителям?
Детские психологи советуют следующее:
Если ваше чадо начинает рьяно спорить, ищет какое-то интересное занятие, пытается выразить свою самостоятельность, помогите ему. Нужно соблюдать спокойствие, уметь выслушать и предложить что-то интересное, чтобы занять сына или дочь.
Хвалите ребенка за любые успехи. Дайте понять, что гордитесь им, радуетесь его достижениям.
Обсуждайте все вопросы только тогда, когда малыш спокоен
В период истерики бессмысленно выяснять, в чем вы согласны, а в чем – нет.
Своим кривляньем шестилетка привлекает внимание, а это значит, что нужно уделять достаточно времени для общих занятий. Вечером, перед сном, обсудите, что нового и интересного было у сына/дочери, что он/она узнал (а), какая информация потрясла
Беседа должна быть спокойной, без излишней эмоциональности.
Предлагайте детям творческие занятия и игры: поставьте театральную пьесу, вылепите мультипликационных персонажей из пластилина, придумайте вместе сюжет для сказки, и т.д. Такие игры помогают детям развить необходимые навыки для последующего учебного процесса.
Чаще разговаривайте с детьми о школе. Формируйте только положительные ассоциации: школа – это место, где дают знания, там появляются новые друзья, учителя делятся полезной информацией, и т.д. Обратите внимание, что учеба – это не игра, а серьезная работа, но без нее невозможно добиться многого в жизни.
Привлекайте детей к домашней работе. Но при этом не забывайте поощрять и хвалить за выполненной задание, даже если ребенок сделал его не так, как хотелось бы. Например, вы попросили купить в магазине список необходимых продуктов. Сын принес вместо кефира молоко, забыл сливочное масло, но приобрел маме в подарок ее любимое мороженое. Не акцентируйте внимание на этих мелочах, ведь он старался и сделал все, что мог.
Каждые успех своего малыша, даже самый незначительный, сопровождайте словами: «Я никогда в тебе не сомневался, я знал, у тебя все получится». Родители должны верить в своих детей, иначе можно развить в них серьезные комплексы, что станет причиной возникновения психических расстройств в дальнейшем.
Дайте возможность детям почувствовать себя взрослыми. Если сын/дочь чрезмерно стараются показать стремление стать взрослым, иногда родителям нужно продемонстрировать свою слабость и дать возможность детям принять собственное решение. Например, можно сказать: «Дорогой, я очень устала на работе, давай ляжем спать пораньше?». Наверняка, сын пойдем спать раньше того времени, когда он обычно привык ложиться.
Самое главное, что нужно знать родителям первоклассников – дети нуждаются в их любви, внимании и поддержке.
Будьте рядом, старайтесь выслушать и понять, не прибегайте к крайним мерам наказания, ведь дети в период кризиса страдают ничуть не меньше, чем взрослые, которые находятся рядом.
Предлагаем полезную статью по теме: Детская психология в 6-7 лет.
Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка
Ещё одна психологическая характеристика кризиса 6-7 лет – резкая реакция на критику. Особенно это касается родительских замечаний по поводу несовершенства школьных тетрадей или приготовленных домашних заданий. Детская реакция очень ценна тем, что они указывают родителям на неверность акцента их характеристик. Важен не столько результат в целом, а затраченные усилия и те победы, которые все-таки были достигнуты. Ведь из десяти написанных букв три действительно удались! Именно им рад ребенок, и он приглашает родителей разделить собственный триумф, а вместо этого получает «ценные указания» о недочетах.
Во время проявлений кризиса 6-7 лет у ребенка будьте начеку! Если школьник, особенно застенчивый, решается на конфликт — это ваш звездный час. Заняв правильную позицию именно в такие моменты, вы сможете помочь ему накопить опыт силы и спонтанности. Ваша задача — не подавить конфликт, а выразить понимание и не допустить грубости с обеих сторон. Уточню: вам в такие моменты необходимо выбрать не позицию попустительства и не позу грозного родителя. Вам необходимо поддержать в ребенке потребность в отстаивании своего «я», но не допустить хамства, подсказать, каким образом можно проявлять гнев и отстаивать себя, не обижая при этом другого.
Совет психолога:
Иногда родители характеризуют поведение своих детей 6-7 лет появлением капризов, которых раньше не было. Такое поведение типично далеко не для всех и может быть связано с индивидуальной высокой тревожностью или перегрузками.
Совет психолога:
Учитывая психологические особенности кризиса 6-7 лет, внимательно отнеситесь к режиму ребенка, количеству безусловной любви и присутствию в жизни ребенка успеха похвалы. Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Помните, что в этот трудный период поток родительской безусловной любви не должен иссякнуть несмотря ни на что. Кроме этого, обязательно хвалите своего первоклассника
Хвалите за реальные победы, просто авансом и впрок, ведь ребенку необходимо ощущение успеха в новой, важной для него школьной деятельности
Трансформация самооценки во время кризиса приводит к повышенному вниманию к своей внешности и одежде. Ребенку хочется выглядеть взрослым школьником, а не каким-то там карапузом в коротеньких штанишках. Для моей дочери невероятным событием была покупка в магазине футболки, которая, по ошибке или по невнимательности, позиционировалась торговой наклейкой супермаркета как женская, а не детская. Историю об удивительной покупке взрослой футболки рассказывалась «на бис» в течение целой недели всем родственникам и знакомым.
Рекомендации психологов по преодолению кризиса 6-7 лет:
Уважайте выбор детей. Свобода выбора помогает ребенку встречаться со своей потребностью и ее реализацией
Это невероятно важно для формирования сильной, свободной личности
Обратите внимание на то, насколько часто мы, взрослые, выбираем за ребенка. С одной стороны, этого сложно избежать, ведь мы в ответе за его здоровье и жизнь
Но тем важнее и полезнее родителям задуматься, в какой сфере все-таки можно дать маленькому человечку самостоятельность. Пусть он принимает участие в выборе подарка другу, в покупке собственной одежды, продуктов для ужина. Опасения здесь излишни.
Во-первых, привлекать ребенка к выбору стоит в тех случаях, где это действительно возможно. Скорее всего, он не сможет купить качественное мясо, но выбрать печенье к чаю ему под силу. Во-вторых, наделяя его статусом взрослого в таких вопросах, вы сможете приводить взрослые аргументы при покупке. Например, приобретая вместе обувь, сможете заметить: «Знаешь, это очень красивые ботинки, но у них очень плохая подошва, смотри — клей виден, не прошиты…» Таким образом вы поможете ребенку не только почувствовать свою значимость при выборе, но и подскажете житейские секреты обоснования выбора.
Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет
Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.
Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:
Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов
Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.
Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.