Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии

2 Как формируется характер

Большое значение на формирование характера оказывают жизненные обстоятельства и социальные условия. Такие группы, как семья, класс (школа), друзья, одногруппники и коллеги по работе, влияют на мировоззрение человека.

Характер проявляется в общении, деятельности, образе жизни и обуславливает модель поведения. Он развивается в тесной связи с темпераментом и нервной системой и зависит от жизненных условий. При определенном типе темперамента одни качества формируются быстрее чем другие. Одним легче сформировать коммуникабельность, а другим сложно воспитать в себе ответственность или решительность.

Первичные черты характера закладываются в дошкольном возрасте. Характер начинает формироваться в два-три года и продолжает до девяти-десяти лет. В школьные годы (7-14 лет), закладывается отношение к людям. Важными факторами являются:

  1. 1. Волевые черты. Закрепляются в подростковом возрасте (14-17 лет). Связаны с воспитанием сознательной дисциплины, соблюдения режима и правил. Сила воли влияет на ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Развитие этих процессов гарантирует волевой контроль над ними. Сила духа также воспитывается на преодолении трудностей.
  2. 2. Базовые черты. Продолжают формироваться на протяжении всей жизни. К ним относятся: сострадание, отзывчивость, общительность и любознательность. Они определяют нравственность, мировоззрение, отношения с окружающими людьми и обществом.

Когда основные черты характера сложились, происходит их закрепление. После двадцати лет в характере происходят некоторые изменения. На них влияет:

  • пример значимых людей в жизни молодого человека;
  • чужое мнение и суждения;
  • литература (интернет);
  • кинофильмы (поведение главного героя);
  • культура и идеология общества.

К тридцати годам человек становится зрелой личностью, но все еще продолжает формировать свой характер. Это более осмысленный этап, на котором закрепляются те черты характера, которые необходимы для достижения успеха в семье, карьере, бизнесе и улучшения материального положения. К ним относятся: целеустремленность, ответственность, настойчивость, дисциплинированность и выдержка.

Методы получения информации

Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.

Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:

  1. Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
  2. После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
  3. Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
  4. Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.

Реальное соотношение житейской и научной психологии


Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.


В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Житейская и научная психология: кратко связь и различия

Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:

Критерий Любительская Академическая
Абстрактность/точность знаний Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению.
Характер знаний Основаны на интуиции, пробах, ошибках. Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания.
Систематизация, накопление, передача информации Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее.
Как поступает информация Через личные наблюдения, размышления. В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов.
Объем информации, точность понятий Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. Материал объемный, понятия точно определены.

Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.

Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.

1 Характер в психологии

Характер — это совокупность психологических черт, которые влияют на поведение и накладывают отпечаток на все стороны жизни. На черты характера влияют образ жизни и окружающие люди. Статика характера определяется типом нервной системы, а его динамика — окружающей средой.

Психология понимает определение «характер» как:

  • систему устойчивых мотивов;
  • способы поведения;
  • умение адаптироваться в социуме;
  • уравновешенность внутреннего восприятия;
  • общий поведенческий тип личности.

Качества характера:

Свойства характера Важность Качества Нравственность Понятие нравственности определяется отношением с окружающими людьми: с коллективом и обществом в целом. Оно отвечает за моральные качества Честность, уважительное отношение, отзывчивость, презрение, черствость, доброта, тактичность Сила воли Умение владеть собой, достигать успеха, не унывать перед трудностями, противиться унынию Самообладание, выдержка, вера в свои силы, дисциплинированность, ответственность, решительность Интеллект Насколько человек вдумчивый, рассудительный и наблюдательный

Продолжает ли развиваться или довольствуется малым опытом знаний Низкий, средний высокий уровень умственного развития Эмоциональность Отражение внутреннего мира, источник вдохновения для творчества. Необходима для восприятия и выражения чувств. Эмоциональные качества влияют на общий психический облик и образуют эмоциональный тип личности Уравновешенность, доброта (злость), вялость или бодрость, жизнерадостность и восприимчивость

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих. Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Важно понимать, что внутреннее чутье, прозорливость, способность подмечать детали и генерировать житейские психологические знания имеет не каждый человек. Поэтому всегда стоит помнить, что не все чужие знания могут быть для вас полезными, но иногда можно прислушиваться и общаться с разными людьми, чтобы иметь представление о неком явлении либо узнать про чужой опыт, знание о котором может пригодиться

4 Типы акцентуации

Акцентуация — это чрезмерная интенсивность индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Акцентуация не является психическим расстройством, но часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми.

Одним из первых это расстройство выявил А. Е. Личко. Он определил две степени выраженной акцентуации:

  1. 1. Крайнюю степень нормы (явную). Когда акцентуированные черты характера заметны на протяжении всей жизни. Она существует без видимой причины и при отсутствии психических потрясений.
  2. 2. Обычный уровень нормы (скрытую). Появляются при психической травме и не приводит к дезадаптации (частичной или полной утрате способности приспосабливаться к социальной среде).

Психиатры А. Е. Личко и К. Леонгард выделили основные типы акцентуаций, которые находятся в пределах признанной нормы и не являются отклонением в психике:

Типы Характеристика
Эмотивный Обладает сильной ранимостью, легко возбудим и склонен к фобиям. Мягкосердечный, сострадательный, глубоко переживает свои и чужие неприятности. Часто находится в грустном, подавленном настроении и хорошо улавливает душевное состояние близких людей. Редко вступает в конфликты и держит обиды в себе
Демонстративный Человек эгоистичен и ориентирован на свои интересы. Он самоуверенный хвастун, который использует ложь и лесть в своих интересах. Любит быть в центе внимания
Лабильный Обладает легким и гибким характером и такой же психикой. Быстро сходится с людьми и хорошо переносит перемены
Гипертимный Человек ориентирован на успех, в нем много желаний, подталкивающих его к действиям. Он является оптимистом и старается не унывать
Тревожный Обладает покорным, тревожным характером. Робкий в словах и действиях. Всегда пассивный и грустный, не уверен в себе и долго переживает неудачи. Неконфликтный и обидчивый
Дистимический Ориентирован на неудачи, заторможенный и медлительный, всегда переживает и опасается провала. Замкнутый, немногословный и необщительный. Предпочитает одиночество, но дружит с теми, кто готов ему подчиняться
Педантичный Нудная личность, любящая в подробностях переживать любые моменты и ситуации. Делает много замечаний и критикует чужие действия. Нерешительный, совестливый, склонный к ипохондрии. Не любит ответственность и перемены
Экстравентированный Общительный, словоохотливый и несамостоятельный. Из-за болтливости попадает в неловкие ситуации. Неорганизованный, но любит подчиняться и может давать хорошие результаты под грамотным руководством. Приказы выполняет без раздумий, является ведомым в семейных отношениях и дружбе
Возбудимый Вспыльчивый, эмоциональный, ориентирован на инстинкты. Склонен к быстрой возбудимости, угрюмости, агрессивности и несдержанности. Использует лесть и пользуется маскировкой ради получения желаемого. Любит конфликты и рад поучаствовать в споре. В коллективе неуживчив, а в семье деспотичный и жестокий (жесткий)
Застревающий Подозрительный, обидчивый и тщеславный. Склонен к резкой смене настроения: от подъема до отчаяния. Злопамятный, мстительный, зацикливается на своих переживаниях и эмоциях. Несговорчивый и конфликтный. Имеет четкий круг друзей и врагов. Любит поучать и делать замечания
Экзальтированный Воодушевленный человек, предпочитающий воодушевленные чувства и творческий подход ко всему. Влюбчивый, с яркими эмоциями и романтическими мечтами. Сложности с концентрацией, так как часто витает в облаках
Инфантильно-зависимый Не любят брать ответственность за свои действия. Избегают поручения и любят сваливать свои проблемы на других

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику. В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.