Донаучная или житейская психология
Донаучное, или житейское, мировосприятие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, кᴏᴛᴏᴩое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Нужно помнить, такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. По϶ᴛᴏму донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась исключительно символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов оϲʙᴏения действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в кᴏᴛᴏᴩом обитали тот или иной род или племя.
Обыденные психологические знания первобытных людей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали ϶ᴛᴏму несистемному, фрагментарному мировоззрению.
Важно заметить, что однако, при всем этом ϶ᴛᴏ знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
- сновидения:
- психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
- разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.
Древние люди, пытаясь объяснить данные явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда
Важно заметить, что одним из самых древних будет широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое
Но несмотря на ϲʙᴏю простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некᴏᴛᴏᴩые из данных представлений сохранили ϲʙᴏе значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.
Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, кᴏᴛᴏᴩые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:
- представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
- мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.
Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, кᴏᴛᴏᴩая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.
Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, кᴏᴛᴏᴩые он совершит в течение жизни.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Стоит заметить, что она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, кᴏᴛᴏᴩому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.
Этапы развития психологии
Историю развития
психологии можно рассматривать как
историю развития представлений о её
предмете.
Выделим основные
этапы становления психологии как науки:
I
этап
– психология как наука о душе. Такое
представление психологии было дано
2000 лет
назад. Наличием души пытались объяснить
все непонятные явления в жизни человека.
II
этап
– психология как наука о сознании.
Возникает
в XVIII в.
в связи с развитием естественных наук.
Способность думать, чувствовать, желать
назвали сознанием. Основным методом
изучения считалось наблюдение человека
за самим собой и описание фактов.
III
этап
– психология как наука о поведении.
Возникает в XX
столетии. Задачи психологии состоят в
наблюдении за тем, что можно непосредственно
увидеть, а именно поведение, поступки,
реакции человека. Мотивы, вызывающие
поступки, не учитывались.
IV
этап
– психология как наука, изучающая факты,
закономерности, механизмы психики .
Самостоятельной
дисциплиной психология стала, когда в
естественно-научном
опыте были открыты психодетерминанты
как особые факторы организации и
регуляции жизненных отношений индивида
с миром. Выявление их несводимости к
другим причинным факторам породило
представление о замкнутом ряде психических
причин . Действительное же значение
и влияние этих психических детерминант
выступает только в их взаимосвязи с
природными и социальными процессами.
От успехов в познании этих процессов
зависит продвижение психологической
мысли к новым рубежам.
Развитие
Бихевиоризм
положил начало возникновению и развитию
различных психологических и
психотерапевтических школ, таких, как
необихевиоризм,
когнитивная
психология,
поведенческая
терапия.
Существует множество практических
приложений бихевиористской психологической
теории, в том числе и в далёких от
психологии областях.
Сейчас
подобные исследования продолжает наука
о поведении животных и человека —
этология,
использующая другие методы (например,
этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).
Необихевиоризм
— направление в американской психологии,
возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Восприняв
главный постулат бихевиоризма о том,
что предмет психологии
— объективно наблюдаемые реакции
организма на стимулы внешней среды,
необихевиоризм дополнил его понятием
переменных промежуточных как факторов,
служащих посредующим звеном между
воздействием стимулов и ответными
мышечными движениями. Следуя методологии
операционализма,
необихевиоризм полагал, что содержание
указанного понятия (обозначавшего
«ненаблюдаемые» познавательные и
мотивационные компоненты поведения)
выявляется в лабораторных экспериментах
по признакам, определяемым посредством
операций исследователя.
Необихевиоризм
свидетельствовал о кризисе «классического»
бихевиоризма,
неспособного объяснить целостность и
целесообразность поведения, его
регулируемость информацией об окружающем
мире и зависимость от потребностей
организма. Используя идеи гештальтпсихологии
и фрейдизма,
(Э. Ч. Толмен),
а также павловского учения о высшей
нервной деятельности (К. Л. Халл),
Н. стремился преодолеть ограниченность
исходной бихевиористской доктрины,
сохранив, однако, ее основную установку
на биологизацию человеческой психики.
СОЦИОБИХЕВИОРИЗМ
— — особенно активно формировался в 60-е
гг
Новым по отношению, к бихевиоризму
выступает представление о том, что
человек может овладеть поведением не
путем собственных проб и ошибок, но
наблюдением за опытом других и за
подкреплениями, сопутствующими тому
или иному поведению («научение через
наблюдение», «научение без проб»).
Это важное отличие предполагает, что
поведение становится когнитивным —
содержит познавательную компоненту, в
том числе символическую. Этот механизм
оказывается важнейшим в ходе социализации,
на его основе формируются способы
поведения агрессивного и кооперативного.
Наблюдение может не только формировать
новые формы поведения, но и активизовать
усвоенные, прежде не проявлявшиеся
В
связи с этим своеобразно трактуется
проблема наказаний и запретов в
воспитании. Наказывая ребенка, взрослый
демонстрирует ему агрессивную форму
поведения, находящую положительное
подкрепление — в виде успеха в принуждении
и самоутверждения; и ребенок, даже
послушавшись, усваивает возможную форму
агрессии.
Донаучный этап развития психологического знания
В истории психологии
сложились различные представления об
ее предмете. Психология как наука имеет
длительный период становления и
относительно короткую историю. Еще в
древней Греции возникли первые попытки
объяснить психические явления. Эти
представления рассматривали психику,
душу как непременный атрибут природы:
животные, явления природы имеют душу,
которая выступает источником движения
и развития. Душа
существует независимо от физического
тела и может оказывать влияние на судьбу
человека, его здоровье, успех. Этот
взгляд на природу психики получил
название анимизма (от лат. anima –
душа, дух). Дальнейшее развитие
представлений о природе психики связано
с именами Демокрита и Платона.
Демокрит
явился родоначальником материалистических
взглядов
на психику. Считая, что душа состоит из
атомов, он обосновал идеи причинности
и отсутствие беспричинных явлений.
Платон
утверждал первичность идей и вторичность
материального мира. Всякое познание
есть воспоминание
души,
считал он. Платон является родоначальником
философии идеализма.
Античные ученые, философы, врачи
высказывали мысли о связи психики и
мозга, выдвигали идеи о зависимости
психики от окружающей среды, об устойчивых
индивидуальных признаках психики
человека (учение о темпераменте).
Более подробно о развитии
этого этапа можно прочитать в работах
А. В. Петровского,
Ю. Б. Гиппенрейтер,
Ж. Годфруа, Т. Д. Марцинковской,
С. Л. Рубинштейна.
2) Научный — рубеж VII-VI вв. До н.Э.
Появление
психологии в Древней Греции на рубеже
VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе
сказок, мифов, легенд, а с использованием
тех объективных знаний (математических,
медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время
психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы
и человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20 веков,
психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь с
человеком, да и само исследование души
(психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики человека. В то
же время область психического не
ограничивалась человеком, но
распространялась на весь мир. Такой
подход получил название панпсихизм —
направление, которое считает весь мир
одушевленным и наделенным душой. В
течение нескольких веков (примерно до
III в. до н.э.) разница между психикой
человека и животных рассматривалась
как чисто количественная, а не качественная.
Среди важнейших
функций души психологи античности
называли познание мира. Сначала в
процессе познания выделялось всего две
ступени — ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных
качеств предмета и его образа в целом
считалось единым процессом. Постепенно
изучение процесса познания мира
становилось все более значимым для
психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон
впервые выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее
значение как хранилища всех наших
знаний. Аристотель, а вслед за ним и
стоики, выделили еще и такие познавательные
процессы, как воображение и речь. Таким
образом, к концу античного периода
представления о структуре процесса
познания были близки к современным,
хотя мнения о содержании этих процессов,
конечно, существенно различались.
В VII-IV
вв. до н.э. появились первые научные
концепции психики, в которых она
рассматривалась, прежде всего, как
источник активности тела. При этом
считалось, что душа человека и души
других живых существ имеют чисто
количественные различия, так как человек,
как любое живое существо, подчиняется
тем же законам, что и все в природе. В
это же время возникли и первые теории
познания, в которых преимущество
отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции
рассматривались в качестве основного
регулятора поведения. Главное, что уже
в этот период были сформулированы
ведущие проблемы психологии: в чем
заключаются функции души, каково ее
содержание, как происходит познание
мира, что является регулятором поведения,
есть ли у человека свобода этой регуляции.
Окончился
этот период в III-IV
вв., когда зарождающаяся религия начала
доминировать над научными концепциями
и стал возвращаться сакральный подход
к знаниям, которые рассматривались не
с точки зрения их доказательности, а с
точки зрения веры или неверия.
Основные зарубежные школы психологии: психоанализ, гештальтпсихология.
Гештальтпсихология(образ,форма)-зародилась
в Германии в первой трети 20в. Основатели
— Вертгеймер (1880-1943),Коффка (1816-1841),Келлер
(1887-1967),Левин.
Главное понятие
этой психологии-понятие комплексного
качества,как целостного переживания,
пронизанного чувством. Основу любого
психического акта(восприятия,памяти)составляет
система бессознательных активных
процессов.
Основные идеи:
1.предмет изучения
психологии-сознание,но его понимание
д.строится на принципе целостности;
2.сознание-динамическое
целое,поле,каждая точка которого
взаимодействует со всеми остальными;
3.единица анализа
этого поля(сознания)-гештальт-целостная
образная стр-ра,несводимая к сумме
составляющих его ощущений;
4.метод исследования
гештальтов-непредвзятое наблюдение и
восприятие;
5.восприятие не
м.происходить от ощущений,т.к.ощущение-фикция(не
существует реально);
6.зрительное
восприятие-ведущий психический
процесс,имеющий свои
закономерности:-апперцепция(зависимость
восприятия от прошлого опыта);-взаимодействие
фигуры и фона(фигура отличается яркостью
и четкостью,фон-не столь ярок,но благодаря
ему мы четко воспринимаем фигуру);-
целостность восприятия(восприятие
предмедов –не по частям).;
7.мышление-не навык.
Это проц.решения задачи,осуществляемый
ч/з структуирование поля-элементы поля
объединяются для решения поставленной
задачи. Это происходит ч/з инсайт в
настоящем. Инсайт-внезапное,невыводимое
из прошлого опыта понимание существенных
отношений и стр-ры ситуации в целом,по
ср-вам кот.достигается осмысленное
решение проблемыКёлер);
8.удовлетворение
потребности заключается в
разрядке(квазипотребности образуются
в определенной ситуации,в связи с
принятыми намерениями и образуют
активность человека-создают в личности
систему напряжения.Эта система стремится
к разрядке-удовл.потребности)Левин.;
9.стр-ра л-ти –
связь потребностей др.с др.;
10.завершенные
действия(гештальны)не удерживаются в
сознании и отодвигаются в фон,а
незаконченные действия отодвигаются
в поле.
Психоанализ
Основоположник
Фрейд
— разработал систему анализа душевной
жизни человека, которую назвал
психоанализом.
Психоанализ
основывается на идее о том, что поведение
человека определяется не столько его
сознанием, сколько бессознательным.
Согласно Фрейду, психика человека
состоит из трех элементов Ид«Оно» —
бессознательное. Эго «Я» — сознание и
Суперэго — «сверх-Я» — сверхсознание.
Предметом
психологии в психоанализе стала динамика
отношений между бессознательным и
сознанием. Идеи 3. Фрейда заложили основу
психоаналитического движения в
психологии. Представители движения
были: Юнг, Адлер, Эриксон Хорин и Фромм.
Юнг
высказал предположение о существовании
глубокого слоя в психике человека —
коллективного бессознательного
-общечеловеческий душевный опыт, который
представляет собой скрытые следы памяти
прошлого человечества. В психике человека
коллективное бессознательное состоит
из архетипов—врожденные
идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события
определенными образом.
Адлер
первым из сторонников психоаналитической
концепции попытался ввести социальные
детерминанты поведения человека. Он
счит.,что у каждого человека есть чувство
общности/социальный интерес—
врожденное
стремление вступать во взаимные
социальные отношения сотрудничества,
подчинять свои личные потребности делу
социальной пользы.
Эриксон
— принимает фрейдовскую структурную
модель личности («Оно», «Я» и «сверх-я»),
признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных установок, считает, что
стадии развития личности предопределены,порядок
их прохождения для всех людей одинаковый.
«Я» — автономная ст-ра л-ти, основным
направлением развития которой является
социальная адаптация.
Отличия житейской и научной психологии
Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.
Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:
- Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
- Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука.
Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно; - Житейские психологические знания носят интуитивный характер,
что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения; - Научные психологические знания отличаются своей рациональностью
и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий; - Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере
практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»; - Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия,
потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка; - Метод получения знаний в житейской психологии основан на наблюдении и размышлении;
- К научным методам в психологии добавляется эксперимент, и исследователь уже не ждет стечения обстоятельств, а вызывает это явление сам, создавая для него соответствующие условия. Введение метода эксперимента позволило психологии оформиться в самостоятельную науку;
- Преимущество научной психологии в том, что она располагает
разнообразным, обширным, а порой уникальным фактическим материалом, что нельзя сказать о носителе житейской психологии.
Вывод
Таким образом, разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии, такого метода житейская психология не имеет, но тем не менее научная и житейская психология не являются антагонистами, сотрудничая, они дополняют друг друга.
Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.