СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Два способа существования человека (по С.Л. Рубинштейну) и две модели профессионализма (по Л.М. Митиной). Психологическая характеристика модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. Профессиональное развитие как процесс нравственного становления психолога. Модель деятельности практического психолога (по Е. Аллену — Г.С. Абрамовой). Проблема профессиональных стандартов деятельности психологов. Правовые и этические нормы.
Ценностно-нравственные основы выбора профессии психолога. Система личностных и профессиональных ценностей психолога. Профессионально значимые особенности личности психолога. Уникальность личности психолога как ценность. Система профессиональных и жизненных целей психолога. Индивидуальный стиль деятельности психолога. Кризисы и этапы профессионального становления практического психолога: на пути к этическим основам профессии.
Этические принципы и этические стандарты Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Профессиональная этика: понятие и предназначение. Этика как неотъемлемая часть профессиональной деятельности.
Методологические основы профессиональной этики психолога. Уровни регуляции и этические аспекты деятельности психолога. Главный этический парадокс психологии. Основные этические противоречия в деятельности психолога. Основные этические проблемы в деятельности психолога.
Традиционные этические принципы в работе психолога: компетентность, порядочность, забота о благополучии, уважение других, профессиональная, научная и социальная ответственность. Проблема общечеловеческих ценностей в деятельности психолога. Этические стандарты деятельности психолога.
Этический кодекс психолога: понятие, предназначение, специфика применения. Этический кодекс российской ассоциации тренинга и психотерапии (1998). Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения города Рязани (2002). Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (2003).
Этические нормы психолога-исследователя, психолога-практика, преподавателя психологии. Этические нормы в групповой психологической работе. Этические нормы в психодиагностической работе. Этические нормы в консультационной работе. Этические нормы во взаимодействии с клиентами разного возраста. Этические нормы во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов. Этические нормы во взаимодействии с заказчиком. Этические нормы во взаимодействии с руководителем.
Этические нормы во взаимодействии с коллегами. Этические нормы взаимоотношений в профессиональном сообществе.
Особенности решения этических проблем в деятельности психолога.
Нарушение этических принципов и стандартов в деятельности психолога.
Этические проблемы психолога, начинающего профессиональную деятельность. Этические аспекты проблемы профессионального выгорания психолога.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»
Вы консультируете молодую женщину по вопросам ее взаимоотношений с мужем. Накануне очередной встречи к Вам обращается ее мама и предлагает «дополнительную информацию, чтобы Вы лучше разобрались в ситуации».
Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?».
Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы подружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет».
Родители привели на консультацию к вам сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в вуз.
Ваш бывший сокурсник занимается научной работой, начал работать над новой диагностической методикой и просит Вас опробовать ее на Вашем клиенте.
Директор поручает вам провести занятия по эффективному разрешению конфликтов среди сотрудников, «которым это обязательно нужно», дает список и просит докладывать об их присутствии на занятиях.
У Вас на практике студент-психолог, который помогал Вам обрабатывать результаты диагностики, заполнять документы, подбирать материалы для семинара… А сейчас Вы должны начать индивидуальную консультацию.
Вы озабочены необходимостью труднодоступного медицинского обследования своего супруга и вдруг в ходе консультации узнаете, что Ваш клиент мог бы помочь.
У Вас продуктивный, доверительный контакт с клиентом, впереди еще несколько уже согласованных встреч, но неожиданно Вы вынуждены срочно взять отпуск за свой счет для ухода за родственником после операции в другом городе.
Вы в гостях. Один из новых для Вас гостей, узнав, что Вы психолог, просит проконсультировать его по поводу трудной ситуации в его семье.
Ваш директор просит дать ему «тот самый тест, который показал такие интересные результаты» — для жены, директора другой фирмы, чтобы «она провела его в своей организации».
У Ваших хороших знакомых сын мечтает поступить на работу в престижную фирму. Через несколько дней он будет проходить психологическое тестирование. Вас просят подсказать, как лучше отвечать на вопросы тестов.
Вы проводили с персоналом тренинг эффективных переговоров с использованием видеозаписи. Руководитель, не принимавший участие в тренинге, хочет просмотреть запись занятий.
Вы проводите плановые психологические занятия с учащимися 8-го класса. Один из неформальных лидеров явно не желает принимать в них участие и демонстративно не выполняет ни одного упражнения.
Северо-Кавказского федерального университета
^ Обращение к студентам от органов студенческого самоуправления^ Права и обязанности студентаСеверо-Кавказского федерального университета(извлечение из Устава СКФУ)
- ^ Символика Университета
Корпоративная этика любого учреждения предполагает гордость, уважение и сохранение символики организации. Логотип, флаг с изображением логотипа и гимн являются главными символами Университета. Они используются при проведении различных торжеств, акций, в официальных документах, а также для презентации Университета при участии в мероприятиях, проводимых другими организациями. Уважительное отношение студента Университета к его официальным символам отражает отношение к самому вузу.^ 2. Пропускная система3. Приветствие^ 4. Религиозные и этнические особенности^ 5. Одежда и внешний вид^ 6. Речевой этикет^ 7. Опоздания и пропуски занятий^ 8. Учебные занятия9. Библиотека^ 10. Здоровый образ жизни
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. — М., 1994.
2. Болотова, А.К. Прикладная психология : учебник для вузов / А.К. Болотова, И.В. Макарова. — М., 2001.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга : учебное пособие. — М., 1999.
4. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе : учебное пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо.
— СПб., 2004.
5. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников ; под ред. И.Б. Гриншпуна. — М. ; Воронеж, 2002.
6. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской. — М., 1996.
7. Гуткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. — М., 1991.
8. Дергач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Дергач, Н.В. Кузьмина. — М., 1993.
9. Доценко, Е.Л. Психология манипуляций: феномены, механизмы, защита. — СПб., 2003.
10. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М., 1991.
11. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. — М., 2000.
12. Красило, А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. — М. ; Воронеж, 1995.
13. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
14. Маркова, А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
15. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.
Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — 16.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.
17.
Основы общей и прикладной акмеологии / под ред А.А. Дергача . — 18.
Овчарова, Р.В. Технология практического образования психолога : учебное пособие. — М., 2000.
Пугачёв, В.П. Руководство персоналом организации. — М., 2000.
20.
Психологическая служба школы : учебное пособие для студентов / под 21.
ред. И.В. Дубровиной. — М., 1995.
Психологическое консультирование в школе / сост. Н.В. Коптев. — 22.
Практическая психология образования : учебник для студентов высших 23.
и средних специальных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. — М., Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — 24.
М. ; Воронеж, 1996.
Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы 25.
в области практической работы. — М., 1999.
Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
26.
теория и практика. — М., 1993.
Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. — СПб., 1992.
Фромм, Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
28.
Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992.
29.