- Основные этические принципы деятельности психолога
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Принцип конфиденциальности
- Принцип благополучия клиента
- Принцип профессиональной кооперации
- Принцип ответственности
- Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.
- Принцип этической и юридической правомочности
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- Принцип конфиденциальности
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
-
решение профессиональных задач в
соответствии с этическими нормами; -
защиту законных прав людей, с которыми
психологи вступают в профессиональное
взаимодействие: обучающихся, воспитанников,
студентов, педагогов, супервизоров,
участников исследований и др. лиц, с
которыми работает психолог; -
сохранение доверия между психологом
и клиентом; -
укрепление авторитета психологической
службы образования, среди обучающихся,
воспитанников, родителей и педагогической
общественности.
Основными этическими принципами
являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической
правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды
психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о
целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с
профессиональными стандартами, принятыми
в работе психологов в международном
сообществе.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
- В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
- Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
- Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
- В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в
процессе проведения работы, не подлежит
сознательному или случайному разглашению,
а в ситуации необходимости передачи ее
третьим лицам должна быть представлена
в форме, исключающей ее использование
против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических
исследованиях, тренингах и других
мероприятиях, должны быть осведомлены
об объеме и характере информации, которая
может быть сообщена другим заинтересованным
лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников,
родителей, педагогов в психологических
процедурах (диагностика, консультирование,
коррекция и др.) должно быть сознательным
и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента,
запрашивается экспертами (для решения
вопроса о компетентности психолога во
время его аттестации), она должна быть
предоставлена в форме, исключающей
идентификацию личности клиента
экспертами. Для этого вся информация о
клиенте регистрируется и хранится с
учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности,
результаты исследований и публикации
должны быть составлены в форме, исключающей
идентификацию личности клиента
окружающими людьми, не включенными в
круг специалистов, работающих с данным
клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время
диагностики или консультирования
необходимо предварительное согласие
клиента или лиц, несущих за него
ответственность (в случае, если клиент
не достиг 14-летнего возраста).
7. Администрация органа управления
образованием или образовательного
учреждения, по заданию которого проводится
психологическое обследование, должна
быть предупреждена о том, что на нее
распространяется обязательство
сохранения профессиональной тайны.
Сообщая администрации результаты
обследования и своего заключения,
психолог должен воздерживаться от
сообщения сведений, наносящих вред
клиенту и не имеющих отношения к
образовательной ситуации.
Принцип благополучия клиента
- В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
- Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
- В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
- Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
Принцип профессиональной кооперации
- Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
- Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
- Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Принцип ответственности
- Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
- Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
- Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
- Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
- Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Принцип этической и юридической правомочности
- Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
- В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
- Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
- Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса
Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
Принцип конфиденциальности
- Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
- Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
- Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
- На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).
- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.