Урок 1. проблемы: виды, диагностика, анализ

Лексика в формулировке

В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами. Дело в том, что проблема это о поиске и получении ресурсов, а «не-» и прочие подобные приставки и слова что-то отрицают и ничего не ищут взамен. Это еще один аргумент против предложенного начала формулировки проблемы со слова «Отсутствует…» Слова, несущие негативный характер, также делают и саму формулировку негативной, а поиск ресурсов и возможностей деятельность позитивная.

Если Вы, как я предлагал, взяли лист бумаги и сформулировали проблему так, как я предлагаю, то вы имеете некую формулировку (или несколько формулировок), которую можно решать, или вопрос, на который можно искать ответ. Попробуйте продолжить экспериментировать со своей формулировкой так, как я предлагаю ниже.

Алгоритм решения проблемы

Чтобы понять, как действовать при решении той или иной проблемы, следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Сформулируйте проблему так, чтобы главный действующим лицом в ней были вы. Не «начальник у меня козел», «в мире не существует работы, которая бы меня устроила», «он меня не любит и не понимает», «все против меня». А «я не могут выполнить требования руководителя», «я не понимаю, какую работу хотел бы иметь», «я чувствую себя несчастной, когда не получаю внимания и заботы от мужа»
  2. Изучите внимательно свою проблему.
    • Можете ли вы изменить себя или свое поведение в данной ситуации – найти способ выполнить работу, поговорить с партнером о том, что вам не хватает, разобраться, что должно быть в работе вашей мечты.
    • Вы можете изменить саму ситуацию – перейти в другой отдел или добиться увольнения руководителя, пойти на сеанс семейной психотерапии, чтобы выстроить идеальные отношения с партнером, создать самому работу своей мечты.
    • Вы можете просто выйти из сложившейся ситуации – уволиться, отказаться от поиска работы мечты, разорвать отношения с партнером.
    • Вы можете пересмотреть свое отношение к ситуации – смириться с тем, что у вас не будет идеальной работы, идеального начальника и партнера, решить, что вам всего достаточно в стиле философии буддизма.
  3. Выберете наиболее оптимальный для вас способ для данной конкретной ситуации. Может быть, вы захотите совместить сразу несколько способов, или попробовать использовать их по очереди.
  4. После того, как вы определитесь с тем, какими способами хотели бы воспользоваться в данном случае, переходите к этапу мозгового штурма. Возьмите ручку и бумагу и начинайте писать максимальное количество вариантов для решения вашей проблемы в рамках выбранной стратегии. Пишите все, что приходит в голову, никак себя не ограничивайте, не отбрасывайте варианты, которые на первый взгляд кажутся нелепыми, неприличными, нереальными, стыдными и прочими. Пишите все, что приходит к вам в голову.

    Вы можете сесть и начать писать все, что вы думаете по поводу возникшей проблемы, без особых вопросов, без попыток ее решить. Просто выписываете все, что есть у вас в голове. В какой-то момент вы начнете писать автоматически, вот там то и будут выходить интересные и альтернативные идеи по решению проблемы. Они могут довольно сильно вас удивить. Этот метод потребует усидчивости и довольно большого количества времени 20-60 минут.

  5. Изучите полученный список из вариантов решения проблемы и выберите оптимальный вариант на текущий момент.
  6. После выбора способа действовать, ответьте себе на следующие вопросы:
  • Какие шаги мне нужно предпринять, чтобы реализовать выбранное решение?
  • Какие препятствия могут меня ожидать на этом пути?
  • Кто может мне помочь при возникновении сложностей?
  • Что я сделаю сегодня для решения данной проблемы?
  1. Действуйте по выработанному плану. Если вы не начнете действовать, то все предыдущие шаги окажутся нерациональной тратой вашего времени. Начинайте действовать прямо сейчас и все у вас сложиться наилучшим образом.

Ресурсный разворот

Идея ресурсного разворота основана на развитии идеи о том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или, хотя бы, задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то негативные обстоятельства могут оказаться ресурсом для решения проблемы, и эффективность решения проблемы вырастет. Ресурсный разворот предлагает взглянуть на обстоятельства и проблемы с другой точки зрения.

Я вижу три способа ресурсного разворота.

  I.  Для того, чтобы выполнить ресурсный разворот первым способом возьмите формулировку проблемы, которую Вы уже составили, и включите в нее препятствия (негативные обстоятельства) с помощью слов и словосочетаний типа:

Ø в то время как;

Ø вопреки;

Ø не смотря на;

Ø даже если и тп.

Если брать вышеприведенный пример, то у нас получится примерно следующее:

Как получить необходимые изделия в пределах суток не смотря на поломанный станок?

Теперь давайте попробуем сделать ресурсный разворот. Для этого поставим слово «используя» вместо сочетаний:

Ø в то время как;

Ø вопреки;

Ø не смотря на;

Ø даже если и т. п.

В этом случае у Вас получаться формулировки, которые предложат вам новый взгляд на препятствия, как на возможные ресурсы. Для приведенного выше примера, возможно, будет так:

Как получить необходимые изделия в пределах суток используя поломанный станок?

Не факт, что вам сразу придет новое решение или что оно придет вообще. Но отсутствие решения в этом случае часто может говорить о том, что у вас просто не хватает знаний и/или опыта в использовании тех или иных обстоятельств. В нашем случае решение могло бы быть, например, такими:

Предложить предприятию, у которого есть подобный уникальный станок, ваш поломанный в качестве запчастей в обмен на контракт на долгосрочные и постоянные поставки изделий со скидкой.

Выше приведена всего лишь иллюстрация, и для многих обстоятельств такие решения неприемлемы. Но такая точка зрения может и привести к эффективному решению.

«Правильное формулирование задачи — это проблема не менее сложная, чем само решение задачи и не нужно надеяться, что кто-то другой целиком сделает это за вас.»

  II.  Второй вариант ресурсного разворота, это сразу думать о негативных, с вашей точки зрения, обстоятельствах, как о ресурсе. Т. е. рассматривая обстоятельства проблемы сразу задавать себе вопрос как можно получить выгоду от этих обстоятельств. Приведем пример. На уровне бытового мышления человек смотрит зимой на уличный термометр и говорит: «Минус 30, плохо, холодно». Летом тот же человек смотрит на тот же термометр и говорит: «Плюс 30, плохо, жарко». Но это всего лишь обстоятельства. Человек с ресурсным мышлением смотрит на термометр зимой и говорит себе: «Мороз, какую выгоду можно извлечь?» , «Как я на этом заработаю?». Летом он говорит: «Жара, как можно получить выгоду?», «Как я на этом заработаю?».

При таком подходе к формулировке проблема со станком может звучать так: «Как получить выгоду из того, что сломался станок?»

  III.  Третий вариант встречается достаточно часто в организационных культурах – сразу вместо слова «проблема» использовать слово «задача», а для описания препятствий использовать слово «возможность». Такой подход сразу позволяет думать о проблеме ресурсно. Если мы возьмем уже приведенный выше пример, то формулировка может получиться такая: «Сломанный станок предоставляет нам возможность взглянуть на наше производство иначе и решить, как можно улучшить эффективность производства и избежать проблем в будущем. Однако наша задача обеспечить производство необходимыми изделиями в течение суток. Как будем решать эту задачу?»

Ну и последнее, сформулировав проблему, чтобы не перегрузить себя или клиента ненужной работой, задайте себе следующие вопросы:

Ø Должны ли Вы или клиент формулировать и решать проблему немедленно?

Ø Нужно ли вообще решать эту проблему?

Ø Должны ли именно Вы или клиент решать эту проблему?

Никогда не удается делать что-то одно.

Хардин

-Как сформулировать проблему текста?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий
решения, исследования
, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема
смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

            Такие
вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь
природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные
категории (виды) проблем.

            Философские проблемы затрагивают самые
общие особенности развития природы, общества, мышления.

            Социальные проблемы касаются устройства
и жизни общества.

            Политические проблемы связаны с
деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

            Экологические проблемы отражают
взаимодействие человека и окружающей среды.

            Нравственные
(этические) проблемы
связаны с внутренними духовными качествами, которыми
руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

 Работа с текстом

Легенда

            Эту
легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

            Однажды
пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых, подвыпивших  моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить
костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое  дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они
услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки
не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался  судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

            А
когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы
сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как
перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный
лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в
волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни
листочка.

            Весёлые
моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они
никогда уже больше не улыбались.

            Мне
представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так
себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко
и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а
начинает  хлестать красная, горячая
кровь…  Как  всё это сложно, глубоко и таинственно!
Да,  в
жизнь нужно входить не весёлым  гулякою,
как в приятную рощу, а с благоговейным
трепетом,  как в священный лес,  полный жизни и тайны.
(В.Вересаев)

Проблема текста:

            (Проблема  смысла жизни, 
затрагивающая  нравственные  стороны человеческой жизни) 

         Каким образом  содержание текста касается  других людей, всего человечества?

            (
Нравственные (этические) нормы   обеспечат гармоничные отношения между людьми и
природой)

            -Какая
абстрактная идея  рассматривается автором?

 (Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)

Формулирование проблемы

Два простых способа формулировки проблемы

I. 1.Автор
размышляет над проблемой
  смысла
жизни;

  
2.В тексте поднимается проблема   смысла
жизни;

  
3.Текст автора заставил меня
задуматься над  проблемой
смысла
жизни.

II.Формулировка
в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт
больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему
текста  невозможно.

Подробности вопроса

Методов решения проблемы существует большое количество, но все их можно свести к 5 основным способам:

  1. Обход проблемы, попытка решить ее с другой стороны, выйти из текущей ситуации. Например, у вас поднялась температура. Это проблема, тем более, если вам сейчас нужен здоровый и критичный ум. Что вы делаете? Идете и пьете обезболивающее и жаропонижающее. Проблема решена? Решена. Но на самом деле проблема просто замаскирована, так как причиной повышения температуры в теле всегда является наличие воспалительного процесса, с которым организм борется самостоятельно. Температура понизила, а вот воспаление вероятнее всего никуда не ушло. Это опять вопрос к тому, что считать проблемой.
  2. Избегание проблемы или попытка изменить ситуацию. Уход от проблемы, чтобы ее не решать. Например, вместо того, чтобы приготовить еду дома, мы идем в ресторан или заказываем доставку, так как чтобы приготовить еду надо закупить продукты, помыть посуду и так далее.
  3. Расстраиваться из-за возникшей проблемы и ничего не предпринимать. Просто горько переживать, что такая проблема могла возникнуть только у тебя, можно еще позвонить маме, подруги, другу пожаловаться и поплакаться. Или взять себя в руки и пересмотреть свое отношение к данной ситуации. Принять ее как вызов, как способ прокачать какие-то свои способности, навыки и умения, как способ стать лучше, чем ты был вчера. Отделив свои эмоции от проблемы можно увидеть очевидные и простые варианты ее разрешения.
  4. Не замечать проблемы. Это не то же самое, что игнорировать. Не замечать, это значит вообще не признавать, что проблема есть, что она существует. Например, в поры какой-то контактной игры, вы получили травму, больно, неудобно, но вы этому не придаете значения и не замечаете, думаете, что пройдет и это не проблема вовсе, просто продолжаете играть. Часть проблем могут даже успешно решиться таким способом.
  5. Реально посмотреть на проблему и начать искать способы ее решения. Возможно, стоит тут начать с себя, пересмотреть собственное поведение и свои ценности. Спросить у тех, кто сталкивался с похожей ситуацией, поискать ответ в интернете, поштурмить на эту тему с коллегами или друзьями. В общем, искать решение, пробовать и решать ситуацию.

Метод двенадцати вопросов

Предыдущий способ, конечно, действенный, но метод двенадцати вопросов поможет расширить его возможности и изучить проблему более детально. Метод насчитывает шесть основных вопросов: «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Кто?» Нужно учитывать тот факт, что вопросы должны быть заданы как в позитивном, так и в негативном контексте. К примеру:

Почему фирма разоряется? (негативный) Почему другие фирмы НЕ разоряются? (позитивный)

Когда фирма начала разоряться? (негативный) Когда фирма НЕ разорялась, а процветала? (позитивный)

Кто виноват в разорении фирмы? (негативный) Кто НЕ виноват в разорении фирмы? (позитивный)

Метод пригодится в ситуации, когда кажется, что проблема нерешаема. Позитивный контекст вопросов помогает наметить дальнейший путь решения проблемы.

Чем проблемы клиентов отличаются от их «болей» и желаний

В книге Нила Рекхема, посвященной продажам, «СПИН Продажи», так описаны этапы развития потребности:

  1. Сначала человек не догадывается о своих потребностях.
  2. Далее развивается скрытая потребность: выявляются незначительные недостатки или неудовлетворенность текущей ситуацией.
  3. Затем человек осознает реальную проблему и серьезные трудности. Чувство неудовлетворения усиливается.
  4. В итоге потребность превращается в явную необходимость, желание или намерение действовать.

Эта схема реализуется в сознании покупателя, прежде чем он предпринимает какие-либо действия. Он только понимает, что нужно действовать, чтобы изменить текущее положение вещей. Человек готов потратить время, чтобы изменить существующие условия на более приемлемые. После осознания желания действовать, потребность развивается дальше, и убедиться в этом просто. Вот как выглядит упрощенная схема покупки авто:

Осознав свое желание иметь автомобиль, человек должен выполнить множество действий. Покупка – лишь одна ступень на пути к конечному результату. Выбирать и покупать машину сложно и долго. Но и в маленьких сделках, помимо самой покупки, есть другие ступени. Вот какие шаги делает человек при покупке пирожка:

Даже в такой простой сделке есть несколько этапов и решений, помимо самой покупки.

Чтобы лучше понять, чем проблема отличается от «боли» и желаний, давайте поэтапно разберем процесс продажи. Начнем от возникновения размытого желания что-то изменить до приобретения конкретного продукта.

Чтобы не запутаться в деталях, в качестве примера приведем условную ситуацию. Мужчина по имени Сергей решил приобрести авто. В принципе, его все устраивало, пока он не понял, что благодаря машине жизнь станет проще и комфортнее. Существующее положение перестало ему нравиться. Не осознав, что авто поможет передвигаться легче и быстрее, он бы продолжал жить, не беспокоясь об этом. Но все окружающие уже активно пользовались автомобилями, и Сергей не хотел отставать от них.

«Боль» – это положение, в котором покупатель ощущает недостатки текущей ситуации. Он готов изменить ее, как только представится такая возможность.

Теперь у Сергея есть проблема. Ему надо узнать, какими бывают автомобили

Важно понять, какую машину лучше приобрести: внедорожник, спорткар или легковой автомобиль. Сергей хочет представить будущее положение

Посмотрев на примеры своих друзей и проанализировав их рекомендации, он понял, что хочет внедорожник.

Желание – это представление более подходящей ситуации.

Сергей мечтает ездить за рулем нового внедорожника и считает, что проезжать даже по плохой городской дороге или за городом на нем очень комфортно и безопасно.

Чтобы оказаться в новой ситуации, нужен план. Ранее Сергей еще не покупал авто. Он снова просит совета, и друзья рекомендуют приобрести машину в проверенном автосалоне. Уже в автосалоне консультант рассказывает о различных внедорожниках. Сергей узнает, что они бывают рамными и безрамными, попутно делая выводы, какую именно машину хочет.

Потребность – необходимость получить конкретный продукт, который позволил бы решить определенную задачу.

Мужчина почти выполнил все необходимые действия, но, как часто случается, под конец все пошло не по сценарию. Оказалось, что купить понравившуюся модель не под силу. Кроме того, авто нуждается в регулярном обслуживании, что тоже требует затрат. В итоге Сергей понял, что можно приобрести недорогую легковую машину, и это тоже станет выгодным и полезным вложением средств. После покупки легкового авто новые условия вполне устроили мужчину.

В период между осознанием желания и покупкой авто у Сергея возникли три основные проблемы:

  1. Выбор и конкретизация будущего положения: «Что мне больше подойдет?»
  2. Выбор плана реализации желаемых условий: «Как мне достичь того, чего я хочу?»
  3. Совмещение желаемого с реальным: «Как найти компромисс?»

Помимо этого, Сергею стало больно, когда он почувствовал себя в более плохих условиях на фоне друзей-автовладельцев. Поэтому он захотел обзавестись машиной для более быстрого передвижения по городу.

Работа по теме урока

Вопросы теории

Слайд 2

Что такое проблема? (работа с «Толковым словарём»)Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 3

Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте.Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Слайд 4
Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Слайд 5

С какими словами сочетается слово «проблема»? (ИД). Проект «Речевые клише для формулировки проблемы» Определим грамматический и лексический ряд слова «проблема». Работа со «Словарём сочетаемости слов русского языка»

Составить проект памятки.Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-л

проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л. проблемы
Уделить внимание какой-л. проблеме
Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

3.2. Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. . Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Автор Тема Проблема
1. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
2. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
3. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
4. Детская игрушка Проблема нравственного воспитания
5. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

3.3. Слово учителя. Слайд 6

Тема Проблемы
Роль книги Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма
Война Проблема сохранения человеческого достоинстваПроблема патриотизмаПроблема мужества
Природа Проблема отношения человека к природеЭкологическая проблема
Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;
Музей Археологические раскопкиПроблема исторической памятиПроблема сохранения духовного наследия
Язык Проблема бережного отношения к языкуПроблема экологии языка
Спор, дискуссия Проблема общенияПроблема этики, хороших манер

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать. Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Проблемы и обстоятельства

В статье, на которую я ссылаюсь в подзаголовке, приведены примеры «неправильных формулировок проблем»:

· неэффективная работа персонала;

· плохое состояние окружающей среды;

· катастрофическое загрязнение реки.»

Я согласен с тем, что такие определения не годятся. Это всего лишь факты или обстоятельства.

Такие ответы показывают, что большинство людей путают проблемы с обстоятельствами, считая препятствия (или негативные, по их собственной личной оценке, обстоятельства) собственно проблемой. С этой точки зрения я не согласен с г-ном Третьяковым, так как приведенное им правило и пример формулирования проблемы по шаблону: «Отсутствует … (наименование Продукта, записанного в формулировке Цели», представляется мне всего лишь формулировкой обстоятельств. Такую путаницу несколько поддерживает приведенное ниже словарное определение проблемы. Хотя оно дает нам одну важную подсказку, проблема, это вопрос. Действительно, найти решения для обстоятельств возможно ли? Они или есть или их нет, решить их нельзя. Найти решение или ответ для вопроса возможно. А ведь мы решаем проблемы.

Проблема — (от греч. problema — преграда, трудность, задача) — вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания.

Кроме того, обстоятельства не могут быть негативными или позитивными сами по себе. Они просто есть. Негативными или позитивными обстоятельства становятся в восприятии их конкретным человеком, в нашем случае владельцем или руководителем бизнеса. В этом контексте вспоминаются слова из песни, которую поет Алиса Фрейндлих в «Служебном романе» — «…у природы нет плохой погоды…». Погоду плохой делает сознание человека.

Стоит подчеркнуть, что проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо, если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека, нет проблемы». Кроме того, одни и те же обстоятельства для разных людей могут являться или источником проблем, или источником ресурсов. Например, но не для того, чтобы задеть чье-то достоинство, поговорка:

Что русскому хорошо, то немцу смерть.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Итоги

Если вам так и не приходит решение вашей проблемы, и вы никак не можете отдать предпочтение тому или иному способу, они все для вас кажутся не эффективными, то можно попробовать еще один довольно не стандартный способ, которым, тем не менее, довольно часто пользуются и топ-менеджеры крупных компаний. «Подвесьте» проблему. Просто оставьте её без решения на какое-то время.

Если уж совсем ничего не получается, и вас накрывает отчаянье от того, что вы никогда не справитесь с этой проблемой, то всегда есть вариант найти профессионала в этой сфере и получить от него квалифицированную консультацию или помощь.

В общем, решение проблемы есть всегда и в любой ситуации. Если вы думаете, что вы столкнулись с проблемой, которую невозможно разрешить, то вероятнее всего вы просто не хотите ее разрешать очевидным, а возможно, и неприятным для вас способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.