Адаптивность

Содержание
  1. Факторы
  2. Четыре основных принципа адаптивного лидерства
  3. Эмоциональный интеллект
  4. Организационная справедливость
  5. Развитие
  6. Характер
  7. Что такое адаптивность?
  8. Факторы адаптации
  9. Как протекает процесс социальной адаптации
  10. Какие существуют принципы адаптивности?
  11. Социальная адаптивность
  12. Признаки социальной дезадаптации
  13. Принципы адаптивности в психологии
  14. § 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем
  15. п. 1. 2. 1. Принцип системности.
  16. п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.
  17. п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.
  18. п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.
  19. п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.
  20. п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.
  21. п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.
  22. Вопросы для собеседования
  23. Характеристика адаптивного спорта
  24. Адаптивная модернизация
  25. Преимущества
  26. Недостатки
  27. Теоретические основы
  28. Примеры поведения:
  29. Социальная адаптивность

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Четыре основных принципа адаптивного лидерства

Ниже представлено четыре основных принципа адаптивного лидерства:

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. При этом понимании адаптивный лидер способен укрепить доверие других участников и установить прочные взаимоотношения.

Организационная справедливость

Еще одним фундаментальным принципом адаптивного лидерства является воспитание культуры честности. Адаптивные лидеры знают оптимальные стратегии для нормального функционирования организации. Также они знают лучшие способы внедрения этих изменений, поэтому люди принимают их. Адаптивные лидеры готовы учитывать мнение других людей и тем самым убеждать их в том, что они значимые и уважаемые.

Развитие

Адаптивное лидерство предполагает изучение нового. Если одна из техник не дает желаемых результатов, адаптивный лидер стремится найти новые стратегии, которые будут работать. Благодаря применению новых методов, происходит профессиональный рост и развитие сотрудников и компании.

Характер

Адаптивное лидерство подразумевает наличие характера – проницательности и креативности. Адаптивные лидеры не всегда могут быть правы, но они пользуются уважением тех, с кем работают, и выполняют то, что рекомендуется.

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде. Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение. После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание. Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям

Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким. Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Социальная адаптивность

Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.

Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.

Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.

Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.

Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.

Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.

Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.

Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.

Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.

Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.

Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.

Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления.  Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде

Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

§ 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем

Изучение ИС позволяет сделать попытку сформулировать общие принципы, которые, не являясь достаточными, отражают необходимые моменты в их организации и функционировании.

п. 1. 2. 1. Принцип системности.

ИС могут быть только сложными системами, функции всех их элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает целостность и функциональную полноту наиболее совершенных ИС. Это может также приводить к структурной или функциональной избыточности.

п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.

Сложная иерархическая многоуровневая структура является основой для одновременного протекания множества процессов. Уровень неординарности итогового процесса зависит от характера совокупности составляющих процессов. Сложная совокупность процессов принципиально характеризуется и сложной структурой. Таким образом, в некотором роде уровень сложности системы и ее структуры определяет и потенциальный уровень ее интеллекта.

п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.

Получение согласованных с обстоятельствами и средой решений различных задач основывается на информации, получаемой извне по многим каналам и работающим на различных физических принципах, что позволяет иметь разнородную характеристику специальных свойств объектов среды. Комплексирование информационных данных позволяет иметь более объективную и более полную картину о происходящих процессах. Разнородная информация, получаемая по разным каналам, обрабатывается примерно за одинаковое минимально возможное время.

Наглядность этого принципа характеризует следующий факт. Человек способен решать различного рода опознавательные задачи за доли секунды, а зрительная система человека несомненно работает как параллельное устройство, Параллельная обработка как зрительной информации, так и поступающей в мозг человека от других органов чувств, дозволяет реализовать инвариантное опознавание объектов.

п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.

Принцип адаптивности предполагает наличие у ИС потенциальных возможностей улучшения работы: в условиях априорной и текущей неопределенности на основе обучения на опыте.

Особая роль при этом принадлежит элементам системы — реализующим память.

Адаптация может происходить путем самонастройки, самообучения или самоорганизации. Адаптивные способности могут определяться объе­мом информации (памятью) системы и потребными затратами времени на ее обработку.

п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.

Естественно, что назначение системы, ее функции непосредственно влияют на структуру системы. Однако и структура системы должна способствовать наиболее полной

реализации функций.

п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.

Этот принцип предполагает наличие у системы множества взаимосогласованных последовательностей реакций на определенные внешние воздействия, приводящих к одному и тому же практически полезному результату.

п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.

Самая замечательная особенность нервного управления, наиболее ярко выраженная в целеустремленном творческом разуме человека, заключается в способности на основании разнообразного анализа ситуаций мгновенно создавать сложнейшие и вместе с тем оптимальные программы деятельности, которые непрерывно перестраиваются и корректируются с учетом прошлых событий, текущей действительности и прогнозирования будущего. Уже образование элементарного условного рефлекса представляет собой выработку новой программы поведения. Усложнение условных рефлексов означает все более высокую самоорганизацию поведенческих программ. В кибернетическом смысле основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом поведении самопрограммирования.

Вопросы для собеседования

Вводила ли Ваша организация изменения, с которыми Вы не были согласны? Когда и почему Вы приняли эти изменения?

Политика организации иногда меняется. Вы сталкивались с подобными изменениями? Как Вы реагировали на это?

С какими трудностями Вы столкнулись при смене места работы? Опишите процесс Ваших личных изменений?

Организации, как правило, развиваются. Могли бы Вы описать, как менялась Ваша позиция? Как Вы справлялись с этим?

Могли бы Вы описать недавнюю ситуацию, в которой Вы должны были скорректировать Ваш план или пересмотреть свои приоритеты? В каком контексте и что именно Вы делали? Какие коррективы Вы сделали и как Вы их осуществили? От чего Вам было сложно отказаться?

Характеристика адаптивного спорта

• Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий

потребности личности в самоактуализации, в максимально

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их

со способностями других людей; потребности в коммуникативной

деятельности и в социализации (С.П. Евсеев).

• Спорт инвалидов (адаптивный спорт) — вид спортивной

деятельности, направленный на социальную адаптацию и

физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ОВЗ

основывается на принципах приоритетности, массового

распространения и доступности занятий спортом (Закон РФ «О

физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ

Адаптивный спорт в значительной мере содействует интеграции инвалида в

общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные контакты с

другими людьми: спортсменами, тренерами, врачами и др.

2. В процессе занятий спортом инвалид получает возможность для

самореализации, самосовершенствования, самоутверждения,

самоопределения.

3. Адаптивный спорт может выступать как средство достижения совершенно

• Средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе.

• Способ укрепить здоровье, скорректировать двигательные функции, улучшить

самочувствие.

• Средство социальной и психологической адаптации и реабилитации

(расширение круга общения, борьба со стеснительностью и др.).

• Спорт как тяжелая профессиональная деятельность, главный способ добычи

материальных средств.

Направления адаптивного спорта

Паралимпийский спорт

Специальная Олимпиада

Сурдлимпийский спорт

Адаптивная модернизация

Адаптивная модернизация — это процесс, при котором берется существующий сайт, предназначенный только для настольных компьютеров, и «переделывается в адаптивный» по факту.

Для большинства организаций, широкомасштабное создание нового дизайна с нуля даже не рассматривается. Именно поэтому адаптивная модернизация это популярный подход к созданию хорошего интерфейса для мобильных устройств.

Преимущества

  • Относительно быстро. Способов сделать адаптивную модернизацию довольно много, эта стратегия может заключаться в добавлении файла small-screens.css на сайт. Несмотря на этот довольно грубый пример, адаптивная модернизация — привлекательный вариант для большого числа организаций, так как не требует перестройки всего с нуля.
  • Знакомо. Не сбивает с толку пользователей. Люди годами привыкают к интерфейсу и делая модернизацию существующего, организации сохраняют знакомый подход, при этом улучшая жизнь людям с мобильными устройствами.
  • Организационно быстрее. Говоря политическим языком, модернизировать интерфейс более безопасно, чем начинать всё с нуля. Меньше споров о том, какой оттенок зеленого выбрать, какие банальные стоковые фотографии использовать, а управлению не придётся выворачивать руки. Это позволяет командам быстрее запускать адаптивные сайты.

Недостатки

  • Затрагивает только малую часть. Опять же, есть множество вариантов выполнения модернизации, но цель большинства из них — «сделать симпатично». Фокусируясь на переделке макета, модернизация часто упускает огромное количество других факторов, которые нужно учитывать при создании успешного проекта для различных устройств.
  • 10 литров воды в трёхлитровой банке. Так как сайты для настольных компьютеров рассчитаны только для них (и, часто, существуют на протяжении длительного времени), они могут содержать много хлама. А так как модернизация, в основном, заключается в переплавке макета, большинство проблем с контентом, не учитываются полностью.
  • Производительность. Есть что-то странное в написании кода для лучшей поддержки небольших устройств. Удаление лишнего может зайти слишком далеко, но без концентрации на производительности она сама по себе не вырастет.
  • Худшая поддержка. Медиа-запросы, изначально разработанные для настольных компьютеров, плохо поддерживаются большинством мобильных устройств.
  • Временные исправления. Мне хочется умереть, когда я слышу от людей просьбу «сделать адаптивным» что-либо, как будто это просто чекбокс в плане проекта (который иногда на самом деле существует). Такой тип ограниченного мышления упускает реальные возможности, которые предлагает адаптивный дизайн.

Теоретические основы

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Примеры поведения:

Общий

  • готов изменить свой распорядок
  • не является жестким
  • не смущается приспосабливаться, отказываясь от своей индивидуальности

Оперативный

  • адаптирует свои методы, когда требуется
  • не требует большого количества времени для адаптации к новой задаче
  • продолжает работать эффективно, когда задачи внезапно меняются
  • легко приспосабливается к новым условиям работы с другими правилами
  • легко переключается на другие стандарты и ценности

Тактический

  • легко приспосабливается к различным задачам и требованиям после слияния или поглощения
  • способен развивать профессиональные отношения с коллегами и клиентами из разных культур, религий и с разными особенностями характера
  • корректирует свои планы и цели, если это выгодно
  • приводит свой стиль поведения к определенной норме в другой среде; старается не выделяться
  • легко адаптирует планы и схемы, когда это необходимо

Статегический

  • следует правилам и воззрениям, соответствующим его/её новой позиции, как внутри организации, так и за её пределами
  • действует в соответствии с особенностями культуры и следует установленным правилам
  • корректирует собственное мнение и цели для достижения общих целей
  • открыт для различных норм, ценностей и правил, без потери чувства идентичности
  • легко выделяет в различных ситуациях и контекстах важные культурные составляющие и действует в соответствии с ними

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.