Челпанов, георгий иванович

Научная деятельность Г. И. Челпанова

Замечание 1

Г. И. Челпанов (1862‒1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в нее большой вклад. Достаточно много внимания он уделял вопросу предмета психологии и сути психического.

В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором делал акцент на данном вопросе, в 1915 г. вышли его книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвигал следующие идеи психологии:

  • установление психологии как науки о законах душевной жизни и душевных явлениях;
  • душевные явления ‒ это чувства, представления, желания и мысли;
  • отсюда следует и задача психологии эмпирической, которая складывается в нахождении законов душевных явлений, состояний психики и в целом психической жизни;
  • источником и методом психологии представляется самонаблюдение как способ постижения через органы чувств, потому что всякое психическое явление рассматривается личностью исключительно тогда, когда сводится к языку его личных переживаний, а их можно проявить лишь с поддержкой самонаблюдения. Все же в качестве метода нужно применять и объектное наблюдение, которое делается очевидным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
  • средствами вспомогательными для исследования психологических законов могут выступать: описание, систематизация, анализ явлений и др.;
  • предмет психологии ‒ состояния сознания;
  • психология должна разграничиваться на чистую, в которой психика и закономерности ее формирования анализируется независимо от практики; и прикладную, которая сопряжена с разрешением задач практического характера;
  • различие психических явлений от физических ‒ в том, что они не могут быть познаваемы и воспринимаемы через внешние органы чувств, а исключительно посредством внутреннего опыта или самонаблюдения, притом они могут быть доступны лишь тому, кто их переживает, в то время как явления физические могут быть одновременно приемлемы для прямого наблюдения значительному количеству людей.

На мировоззрение Г. И. Челпанова существенно повлияли теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» был положен в основание критики Г. И. Челпановым монизма в психологии и философии. Физическое и психическое принципиально не детерминируют друг с другом и не могут быть отождествлены.

«Дуализм, признающий материальный и особый принцип духовности, во всяком случае, наилучшим образом истолковывает явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов обозначал для Г.И. Челпанова и признание особенного предмета изучения: «психическое объясняется исключительно из психического».

Утверждаемый им «дуализм» располагал собственными границами: самостоятельность физических и психических явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, так как они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

Гносеологические суждения Г. И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом отвечали основам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка мысль объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда такой «союз» обернулся диктатом идеологии марксизма, Г.И. Челпанов делал акцент на прежде всего эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Георгий Иванович Челпанов

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936),
российский психолог и логик, основатель и
директор Московского психологического
института (1912-23). Сторонник психофизического
параллелизма. Труды по экспериментальной
психологии.

+ + +

Челпанов Георгий Иванович (1862–1936), русский философ, психолог.
Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический
факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был
Н.Я. Грот. С 1890 – приват доцент Московского университета. В 1897
становится профессором Киевского университета, а в 1907 – профессором
Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов –
основатель Психологического института при Московском университете (1914) и
журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации
Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия
пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение
Челпанова – Мозг и душа (1900) – В.В. Зеньковский в своей Истории русской
философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой
литературе книгу по критике метафизического материализма».

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я. Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и
К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу
критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и
физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг
друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во
всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости
(параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и
признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из
психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы:
самостоятельность психических и физических явлений не исключает их
онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого
целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения
Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам
неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в
общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической
науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея
«философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз»
обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал
преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Другие биографические материалы:

Зеньковский В.В. Философ, психолог, логик
(Большая энциклопедия русского народа).

Абрамов А.И. Русский философ (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Пухир В. М. Философ и психолог (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная
философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика
пессимистической философии // Мир Божий. 1896. № 11; Проблема восприятия
пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1—2.
Киев, 1896—1904; Учебник логики. 1897; Изд. 10-е. 1946; Мозг и душа.
1900; Изд. 5-е. М., 1912; О современных философских направлениях. Киев,
1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч. 1—2. М., 1909;
Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. Вып. 99
(3). 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Изд. 3-е.
М., 1924; Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. Изд. 15-е.
М.—Пг., 1919; Психология и марксизм. Изд. 2-е. М., 1925; Объективная
психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л., 1926;
Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926;
Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М.,
1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.—Л., 1928.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.