- Особенности детских психозов
- Симптомы психоза у детей
- Признаки психоза
- Симптомы заболевания
- Оказание профессиональной помощи
- Трудности диагностики психозов у детей
- Психоз
- Разнообразие форм болезни
- Страх – не советчик при принятии решений
- Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом
- В эту категорию расстройств входят:
- Нарушения пищевого поведения
Особенности детских психозов
Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам. Для детских психотических отклонений характерны:
- Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
- Проблемы с социальной приспособленностью.
- Нарушение межличностных отношений.
- Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
- Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.
Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.
Симптомы психоза у детей
Главными признаками психоза у детей, по которым можно говорить о наличии клинического заболевания, являются:
- Галлюцинации – когда ребенок кого-то видит или слышит, соответственно, начинает на него указывать или общаться (то есть говорить сам с собой).
- Бред – когда ребенок искаженно интерпретирует окружающую действительность.
Данные искажения восприятия мира сказываются на формировании эмоций, поведения и даже личности ребенка. Он становится другим, не таким, как обычные дети.
Также у ребенка с психозом наблюдается:
- Вялость.
- Расстройство интеллекта и мышления.
- Эмоциональная тупость, когда ребенок становится раздражительным, грубым, замкнутым, соответственно, неприспособленным к окружающему миру.
- Пассивность и безынициативность.
Конечно, у любого человека можно наблюдать некоторое искаженное восприятие окружающего мира. Здесь речь не идет о психозе, хотя в некоторой степени напоминает его. Психоз сопровождается галлюцинациями и бредом. Однако есть многочисленные здоровые люди, которые тоже занимаются тем, что искаженно воспринимают действительность.
У каждого человека имеется своя модель мира. Их может быть большое количество. Это нормально, поскольку люди сталкиваются в своей жизни с разными ситуациями, обстоятельствами, людьми. В детстве их обучают, они привыкают к разным условиям жизни. Сочетание всего этого многообразия приводит к тому, что на один и тот же мир люди смотрят по-разному. Бедные люди считают деньги злом, а богатые – добром или возможностями. Хотя речь идет об одних и тех же деньгах. Одни женщины ненавидят мужчин, а другие – любят. Хотя речь идет об одних и тех же людях. Одни мужчины считают работу каторгой, а другие – возможностью саморазвиваться, хотя речь идет об одном и том же.
Счастливым и эффективным становится тот человек, у которого модель мира совпадает с реальным миром, каким он есть на самом деле. В этом и заключается адаптация, гармония, спокойствие. Гармонично – значит уметь жить в том мире, каким он есть на самом деле. Обладают спокойствием те люди, которые смотрят на мир «трезвым» взглядом, не борются с ним, а учатся в нем жить. Адаптироваться – значит жить в реальном мире, а не видеть что-то свое и не понимать, почему ничего не получается.
Люди бесплодно пытаются подчинить себе всех и вся. Но мир никогда не будет играть по правилам отдельного человечка, который лишь несколько лет будет жить. Мир таков, каков он есть. И чем более реально вы на него смотрите, не боритесь с ним, не пытаетесь изменить (поскольку это невозможно), а учитесь в нем жить так, чтобы иметь все желаемое, тем больше вы становитесь счастливыми, спокойными и уверенными в себе. И чем больше ваша картинка мира не совпадает с реальным миром, тем больше разочарований, горя и страданий вы испытываете на своем пути.
Проблемы, неприятные ситуации, страдания – все это является показателем того, что вы нереально смотрите на мир. У вас проблем бы не было, если бы вы трезво смотрели на ситуацию. У вас не случались бы неприятные неожиданности, если бы вы реально смотрели на людей и изучали их способности и возможности, а не навешивали на них свои ожидания. Вы бы никогда не страдали, если бы изучили реальный мир, в котором на самом деле живете, приняли его законы и научились в нем жить так, чтобы все равно достигать своих целей и желаний.
Признаки психоза
Данное состояние проявляется в искаженном восприятии реального мира, а также дезорганизации поведения. Первыми признаками психозов выступает резкий спад активности в работе, повышенная стрессовость, нарушение внимания. Больной испытывает различные страхи, колебания настроения, для него свойственна депрессия, изоляция, недоверие, уход в себя, прекращение всех контактов, проблемы при общении с людьми. У страдающего появляются интересы к необычным вещам, например к религии, магии. Человек часто переживает, у него меняется восприятие звуков, цвета, ему кажется, что за ним следят.
Зачастую заболевание имеет приступообразное течение. Это значит, что течение данного душевного состояния характеризуется вспышками острых приступов, которые сменяются периодами ремиссии. Для приступов характерна сезонность и спонтанность. Спонтанные вспышки появляются под действием психотравмирующих факторов. Встречаются и так называемые одноприступные течения, которые наблюдаются в юном возрасте. Для такого приступа характерна значительная длительность и постепенный выход. Трудоспособность при этом полностью восстанавливается. Тяжёлые случаи психозов переходят в хроническую непрекращающуюся стадию. Для таких случаев характерна симптоматика, проявляющаяся в течение всей жизни, даже, несмотря на лечение.
Симптомы заболевания
Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.
Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.
У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.
Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.
Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов психоза:
— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;
— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);
— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь. Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.
У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.
В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.
В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.
У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.
Оказание профессиональной помощи
Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.
Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:
Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.
Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.
В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.
Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.
Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.
Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:
Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.
Психоз относится к сложным заболеваниям психического характера, которым присуще нарушение способности отличать фантазию от реальности и сообразно рассматривать происходящее. Психоз любого типа значительно затрудняет жизнь ребенка. Он является проблемой при организации мышления, контроле действий, верном применении языка, построении отношений соответственно общественных норм. Детские психозы редкое явление. Они делятся на ранний психоз (дети грудного и школьного возраста) и поздний психоз (дети предподросткового и подросткового возраста).
Трудности диагностики психозов у детей
Одним из главных показателей помрачения рассудка у человека чаще всего служит его речь. В психозе человек не способен связно мыслить, и поток его речи ярко демонстрирует спутанность, хаотичность больного сознания. Можно ли наверняка диагностировать психогению у малыша до трех лет, еще не посещающего детский сад, да и не умеющего толком говорить? Зачастую в этом затрудняется большее количество медицинских экспертов. В таком случае психоз у ребенка можно заметить только по его поведению. Также будет сложно определить, когда и по какой причине психика так серьезно пострадала. Предметом спора врачей также являются помрачения рассудка, поражающие детей в предподростковом возрасте. Медицина классифицировала детские и взрослые психотические расстройства, однако большинство врачей считают, что и в предподростковом возрасте психика способна пострадать до состояния психогении. Клиническая картина при этом имеет разную симптоматику, отделяя подростковый, с рядом своих отличий, психоз от аналогичной патологии в раннем или взрослом периодах жизни
Патологию важно отличать и от других расстройств психики в раннем возрасте, таких как неврозы и истеричность. При многих схожих симптомах именно психозы у детей ведут к разрушению адекватного сознания и потере реальной картины мира
Психоз
Психоз – собирательное название группы различных психических расстройств.
Психозом называют явно выраженное нарушение психической деятельности, которое сопровождается грубым противоречием психических реакций и реальной ситуации. Это выражается нарушением восприятия реального мира, дезорганизацией поведения, патологическими расстройствами памяти, восприятия, мышления.
Психоз может быть вызван внутренними или внешними факторами. К внутренним причинам относятся неврологические расстройства, эндокринные заболевания, провоцирующие развитие эндогенного заболевания. К внешним факторам – инфекционные заболевания (туберкулез, грипп, сифилис, тиф); отравление алкоголем, наркотическими веществами, промышленными ядами; психотравмы, стресс.
Факторы риска развития психоза: наличие тяжелого хронического или острого психического расстройства (шизофрения, депрессия, мания), перенесенные тяжелые инфекционные или соматические заболевания, интоксикации, травмы и дегенеративные изменения головного мозга. Возможно влияние генетических факторов.
Психоз проявляется различными изменениями поведения, мышления, эмоций, которые демонстрируют утрату человеком реального восприятия мира.
Больной находится в угнетенном состоянии, которое сопровождается галлюцинациями и бредовыми высказываниями. Примеры галлюцинаций: разговоры с самим собой, беспричинный смех, прислушивание и замолкание. Признаки бредового поведения: появление скрытности и враждебности, высказывания сомнительного характера (преследование, возвеличивание себя и т.д.).
Психоз диагностируется с помощью патопсихического обследования на приеме у психиатра. Во время очного приема врач наблюдает за поведением человека, задает ему вопросы на разные темы для оценки его мыслительных процессов, ощущений и чувств. Для установления истинной природы возникновения психоза используются лабораторные и аппаратные обследования.
Некоторые симптомы психоза являются нормой для детей и подростков. Например, маленькие дети часто имеют воображаемых друзей, с которыми разговаривают, а подростки могут вдруг начать больше спать, что обусловлено физиологическими изменениями в организме. Если у вас есть подозрения в возникновении психоза у ребенка, подробно опишите его поведение врачу-психиатру. При необходимости, он назначит очный прием.
По происхождению и причинам развития психозы классифицируют на эндогенные, органические, соматогенные, психогенные (реактивные и ситуационные), интоксикационные, абстинентные, постабстинентные.
По ведущей клинической картине психозы разделяют на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные, и другие, а также комбинации этих форм.
По характеру течения выделяют реактивные и острые психозы.
Больной психозом нуждается в госпитализации, так как он не способен оценить степень изменений своей психики, зачастую не контролирует свои поступки и несет опасность для окружающих и самих себя. Окружающие должны вызвать неотложную помощь.
Лечение начинается с применения антипсихотических медикаментозных средств, которые снижают проявление галлюцинаций и бреда и способствуют более ясному мышлению. Набор и дозировки этих препаратов зависят от причин возникновения психоза и индивидуальных особенностей развития нервной системы.
На дальнейших стадиях лечение может включать когнитивную поведенческую терапию.
Большинство пациентов полностью выздоравливают при адекватном лечении и своевременной медицинской помощи. В противном случае психоз может неоднократно повторяться.
Без лечения психоз может привести к значительному снижению качества жизни человека, а также представлять угрозу для жизни самого больного и окружающих его людей.
Без адекватной медицинской помощи при психозе повреждаются функции головного мозга, которые со временем усиливаются.
Имеются данные, что с помощью когнитивно-поведенческой терапии можно снизить вероятность развития психоза у пациентов из группы повышенного риска. К ней относятся:
- пациенты с шизофренией, депрессией, манией и другими психическими расстройствами
- люди, перенесшие тяжелые инфекционные или соматические заболевания, тяжелые психические травмы и травмы головного мозга
- пациенты с интоксикацией в результате отравления алкоголем, галлюциногенами, ядами и другими веществами
- пациенты с дегенеративными изменениями головного мозга.
Источники
- https://DetStrana.ru/service/disease/children/psihoz/
- http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/detskij-psixoz.html
- http://nards-info.ru/detskij-psihoz-simptomy/
Разнообразие форм болезни
В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:
- быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
- долго, но с острыми периодическими всплесками;
- быстро, но с невыраженными симптомами;
- симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.
В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.
Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.
В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека. От дисфункции мозговой деятельности страдает интеллектуальное развитие, ребенок не может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками, заниматься любимыми делами.
Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.
Страх – не советчик при принятии решений
Фото: pixabay.com
Все мы боимся, что с детьми произойдёт что-то не то. Вернее подготовиться к вероятным ошибкам, возможно, не вполне удачному стечению обстоятельств. Любое (по)учение начинается с конкретных правил – например, слишком быстрая езда на велосипеде может привести к тому, что ваш ребёнок врежется в другого такого же (или в прохожего, в чужую машину и т. д.). Но на то правила и писаны, чтобы их соблюдали с самого начала, а не игнорировали. Тем не менее, родители – наставники, а не те, кто противостоит, стоит у ребёнка на пути и проходу не даёт. Изолируя ребёнка от обстоятельств, вы воспитаете из него безответного и никчёмного субъекта, неспособного к правильному ответу на определённые обстоятельства.
Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом
Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.
В эту категорию расстройств входят:
1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.
2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.
3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.
4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.
К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.
Нарушения пищевого поведения
Расстройствами пищевого поведения чаще всего страдают подростки. Эти психопатологии подразделяются на 2 вида:
- анорексия;
- булимия.
При анорексии ребенку постоянно кажется, что он имеет лишний вес, даже если его масса тела находится в пределах нормы. Такие подростки чрезвычайно критичны к своей внешности. Из-за стремления похудеть дети полностью отказываются от еды или соблюдают чрезмерно строгие диеты. Это приводит к падению веса до критического уровня и серьезным проблемам с физическим здоровьем.
При булимии у ребенка отмечается патологически повышенный аппетит. Подросток поглощает огромное количество еды большими порциями. Нередко переедание происходит после стрессовых ситуаций. При этом ребенок ест очень быстро, практически не пережевывая пищу. Последствием этой патологии может стать ожирение и болезни органов ЖКТ.