Олигофрения

Народные средства

Фото: venskayadacha.com

Народная медицина не в силе восстановить интеллект пациента

Однако можно усмирить страдающего расстройствами интеллекта человека при вспышках буйности и агрессии.
Предлагается следующий сбор трав: приготовить по одной столовой ложке руты душистой и корней валерианы, залить этот сбор кипятком, дать настояться 30 минут. Давать пить человеку в течение дня, перед употреблением процедить.

При бессоннице принимают ванную с такими травами как календула, мята, душица. Также для улучшения сна прибегают к отварам корня валерианы (2 столовых ложки корня валерианы заливают 1,5 стакана кипятка, 15 минут необходимо нагревать на водяной бане. Принимать после еды 3 столовые ложки перед сном).

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания .

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость – это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей – пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них – более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Лечение

Если проблема появилась из-за недостаточного функционирования щитовидной железы, резус-конфликта или нарушений обмена веществ, возможна терапия с применением гормональных препаратов, переливания крови и назначения особой диеты. Токсоплазмоз лечится при помощи специальных лекарств. Однако в большей части случае какое-либо лечение практически невозможно.

Помогает симптоматическое лечение, часто назначаются нейролептики, препараты для стабилизации настроения, лекарства, которые стимулируют умственную деятельность пациентов, а также витаминные комплексы.

Народные методы лечения умственной отсталости бессильны, хотя употребление успокоительных сборов может приносить неплохие результаты. Особого внимания заслуживают валериана, гинкго билоба и корень женьшеня.

Огромное значение в адаптации пациентов имеет коррекционная педагогика и формирование навыков самообслуживания. Для обучения детей с умственной отсталостью функционируют специальные школы, где используются особые методики обучения.

Лекарства

Фото: popmech.ru

При раннем обнаружении расстройств интеллекта назначают неспецифические метаболические средства, которые способствуют восстановлению, развитию и укреплению центральной нервной системы. Применяются следующие препараты:

  1. Ноотропы (пирацетам, пиридитол, семакс, фенибут)
  2. Витамины группы В
  3. Аминокислоты и их предшественники (глутаминовая и янтарная кислота, церебролизин)

У людей с расстройствами интеллекта выявляется тенденция к беспокойствам, нарушениям поведения и сна. В силу высокой чувствительности мозга с органическими поражениями к нейролептикам стремятся назначать препараты с минимальными побочными эффектами (неулептил, сонапакс, терален, хлорпротиксен). Однако при излишней буйности пациента приходится назначать более сильные препараты (аминазин, галоперидол).

Симптомы олигофрении у детей

Умственная отсталость означает существенные ограничения соответствующих возрасту интеллектуальных и когнитивных способностей и адаптивного поведения, которые проявляются у ребенка и остаются на всю жизнь – как и вызывающая их биологическая неполноценность головного мозга. И симптомы олигофрении у детей зависят от степени ограничения умственных способностей:

  • легкая или I степень олигофрении (дебильность);
  • умеренная олигофрения – II степень (незначительно выраженная имбецильность);
  • тяжелая олигофрения – III степень (значительно выраженная имбецильность);
  • глубокая олигофрения – IV степень (идиотия).

Характерными признаками легкой олигофрении у детей считаются: уровень интеллектуального развития (IQ по шкале Векслера) 50-69 баллов; отставание в физическом развитии; плохая память и неустойчивость внимания; проблемы с абстрактным и логическим мышлением; трудности в осуществлении целенаправленных действий; эмоциональная нестабильность и легкие расстройства поведения; очень большая внушаемость, зачастую приводящая к полной зависимости от влияния посторонних лиц.

Специалисты отмечают, что первые признаки незначительного нейрокогнитивного отклонения во многих случаях могут быть выявлены только после начала обучения детей в школе – в 8-9 лет, когда им труднее дается освоение учебной программы. По данным британских психиатров, около 87% детей с легкой умственной отсталостью только немного медленнее осваивают новую информацию и навыки.

При умеренной олигофрении IQ определяется на уровне 35-49 баллов, а при тяжелой – в пределах 20-34 – то есть способность к самостоятельному мышлению минимальна (в первом случае) либо отсутствует совсем. Такие дети могут плохо спать и есть, быстро устают и раздражаются. Отставание в развитии отчетливо прослеживается в раннем возрасте: сидеть, ползать, ходить и говорить такие дети начинают позже возрастных норм. Хотя, несмотря на все трудности, дети с имбецильностью способны овладеть минимальным словарным запасом. Также имеются проблемы с мелкой моторикой, с низкой способностью к запоминанию и освоению простейших действий по самообслуживанию.

Олигофрения относится к непрогредиентным, то есть не прогрессирующим состояниям, однако симптомы олигофрении у детей с умеренной и тяжелой отсталостью с возрастом становятся более очевидными для окружающих, особенно по сравнению со сверстниками без инвалидности. Это проявляется в полной неспособности контролировать и адаптировать свое поведение, что часто приводит к поведенческим отклонениям в виде приступов психомоторного возбуждения, вплоть до аффективных расстройств, напоминающих эпилепсию припадков и психозов с элементами агрессии. От 5% до 15% детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют поведенческие проблемы, которые представляют собой значительную проблему для тех, кто за ними ухаживает. Однако при олигофрении, вызванной врожденным гипотиреозом, дети вялы и апатичны, их движения замедленны, может быть полное отсутствие слуха и речи. В общем, в каждом конкретном случае проявление тех или иных симптомов определяют не только степень поражения мозга, но и его патогенез.

Особенности детей с олигофренией глубокой (IV) степени проявляются в отсутствии мыслительных способностей (при идиотии уровень IQ менее 20 баллов) и речи. Глубокая умственная отсталость у детей почти всегда определяется при рождении или вскоре после этого. Большинство таких детей имеют значительные повреждения ЦНС и неспособны реагировать на внешние раздражители, воспринимать речь, узнавать родителей, испытывать и выражать эмоции (отсутствует осознанная мимика), координировать движения, осязать предметы, чувствовать вкус, запах и даже боль. Частый симптом – механическое многократное повторение одного и того же движения или, наоборот, впадение в состояние полной неподвижности.

Симптомы и признаки

Наиболее интенсивно симптоматика олигофрении проявляется у детей при достижении шестилетнего возраста.

До данного возрастного периода признаки заболевания можно распознать, но родители могут принимать их за особенности характера малыша.

Кроме того, степень выраженности недуга напрямую зависит от локализации поражения головного мозга. В некоторых случаях симптомы олигофрении выявляются на этапе развития плода и в первые месяцы жизни маленького пациента.

Симптоматика патологии в зависимости от возрастной категории детей:

  1. У новорожденных первыми признаками олигофрении считаются чрезмерная раздражительность, мышечная слабость, склонность к судорожным состояниям, диспропорциональность в строении тела, увеличенный размер черепа, другие внешние дефекты (широко расставленные глаза, «заячья губа», слишком маленький размер мизинцев на руках, приплюснутая форма носа и лица).
  2. У детей до года наблюдается отсутствие интереса к окружающему миру, контакту со сверстниками, они с трудом понимают речь взрослых, обращенную к ним, становится более выраженным отставание в развитии по сравнению с ровесниками, детям с олигофренией тяжело воспроизводить слова, повторять показанные им действия (внешние симптомы сохраняются и становятся более выраженными).
  3. У дошкольника симптомы умственной недоразвитости проявляются в более выраженной форме, дети на протяжении длительного времени испытывают затруднения в выполнении простых заданий (рисование, лепка и даже манипуляции с игрушками), наблюдается склонность к воспроизведению однообразных действий (ребенок может часами изучать одну и ту же игрушку, пытаться понять изображение на картинке и пр.).
  4. У ребенка школьного возраста нарушается способность распознавать свойства предметов, им свойственна хаотичная активность, возникают речевые нарушения и искажение получаемой информации, проявляется снижение памяти (для запоминания элементарных действий малышам требуется значительное время), образное мышление может полностью отсутствовать, чувство сопереживания снижено в значительной степени.

Какова продолжительность жизни ребенка с синдромом Ретта? Ответ узнайте прямо сейчас.

Степени олигофрении

Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.

Легкая олигофрения или олигофрения дебильность

Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.

Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.

Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.

Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.

Средняя степень

Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.

Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.

Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.

Тяжелая степень олигофрении

Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.

Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.

Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.

Чем отличается ЗПР от олигофрении?

Задержка психического развития (ЗПР) – общий термин, объединяющий те или иные нарушения в развитии психики. Кто такой олигофрен и какие существуют дифференциальные отличия ребенка с данным диагнозом от страдающего ЗПР:

  1. Олигофрен сложно поддается обучению, дети с ЗПР при соответствующей подобранной программе способны достигать хороших результатов в учебе.
  2. Дети с ЗПР принимают помощь других при освоении интеллектуальных задач и в дальнейшем применяют при аналогичных умственных операциях или задачах. При олигофрении даже многократное усвоение одной интеллектуальной задачи усвоение происходит в незначительной степени (зависит от степени тяжести заболевания).
  3. Олигофрения – это тотальное нарушение мозговых функций, при ЗПР характерна мозаичность (недоразвитие одних функций головного мозга, при полной сохранности других).
  4. ЗПР более свойственна эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм. Олигофрения — это интеллектуальный дизонтогенез.
  5. Дети с ЗПР при должном внимании и обучении, могут становиться полноценными гражданами общества. Олигофрены часто нуждаются в попечительстве и опеке родителей или государства.

Стадии умственной отсталости

Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

  1. Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
  2. Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
  3. Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
  4. Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.

Идиотия

Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

  • структурные повреждения мозга в грубых формах;
  • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
  • частые приступы эпилепсии;
  • пороки строения внутренних органов и систем.

Имбецильность

Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

  • легкую степень;
  • среднюю степень;
  • и тяжелую степень проявления патологии.

При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

  1. Они сильно внушаемые люди.
  2. Имбецилы довольно неряшливы.
  3. Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
  4. Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
  5. Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.

Дебильность

Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

  • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
  • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
  • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).

Баллы определения уровня IQ основываются на проведении комплексных мер по диагностированию патологии.

Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

  1. У них нарушено абстрактное мышление.
  2. Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
  3. Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
  4. Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
  5. Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.

Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

Особые формы олигофрении

Наиболее часто встречаются клинические формы олигофрении, вызванные хромосомными или метаболическими нарушениями. Олигофрения, связанная с наличием синдрома Дауна бывает различной, но наиболее часто выражена легкая или средняя степень. Такие дети часто позже начинают говорить, речь их бледна и суха на эмоции, нарушение способности к произношению слов.

Процесс формирования и нарушения эмоций не нарушен. Такие дети обыкновенно ласковы и послушны, но возможны приступы агрессии и упрямства. Они обладают высокой подражательной способностью и с возрастом приобретают навыки самообслуживания. Рекомендовано индивидуальное обучение, возможно освоение несложной профессией. Наиболее часто дети с данной патологией не достигают адаптации в обществе, что выражается в постоянном контроле и опеке.

При синдроме Кляйнфельтера страдает эмоциональная сфера. Обычно пациент чувствуют свою неполноценность, возможно формирование невротических реакций.

При синдроме Шерешевского-Тернера олигофрения выражена только среди малой части больных и протекает в легкой форме. Больные обычно добродушны и не выражают агрессии.

При метаболических нарушениях центральная нервная система страдает в первую очередь. Фенилкетонурия – это патология вызываемая нарушением обмена фенилаланина и превращения в аминокислоту тирозин. В конечном итоге происходит накопление фенилаланина и продуктов его метаболизма, которые оказывают повреждающее действие на структуры головного и спинного мозга. Фенилпировиноградная олигофрения характеризуется тяжелой степенью поражения нервной системы с развитием идиотии. В первые месяцы жизни дети не отличаются от здоровых, но могут нарастать явления слабости и вялости.

Для своевременной диагностики в возрасте 2-3 месяцев используют мочу с постановкой пробы Фелинга. Однако этот тест неспецифичен. Для более точной постановки диагноза проводится взятие крови определением количества фенилаланина в сыворотке крови. Единственным методом лечения способным предотвратить развитие фенилпировиноградной олигофрении является строгая диета, полностью исключающая продукты содержащие фенилаланин.

Гаргоилизм – это группа различных симптомов, вызванных накоплением кислых мукополисахаридов в организме. При отсутствии диагностики и лечения возможно развитие тяжелой олигофрении.

Олигофрения, вызванная воздействием вирусов, выражается в развитии тяжелой умственной недостаточности. В случае заболевания беременной женщиной вирусной инфекцией возможно формирование грубых пороков развития.

Малоумие, вызванное гемолитической болезнью плода, бывает различной по степени тяжести:

  1. Умственная отсталость, причиной которой служит алкоголизм матери связана с приемом алкоголя во время беременности. Развивается обычно олигофрения легкой степени тяжести в сочетании с отставанием в физическом развитии и нарушением строения черепа.
  2. Умственная отсталость, возникающая вследствие травматических повреждений во время родов и асфиксии, вызывает развитие кровоизлияний с последующим развитием органического поражения головного мозга.
  3. После перенесенных нейроинфекций развивается умственная отсталость тяжесть, которой зависит от степени поражения головного мозга, судорожные приступы и другая неврологическая симптоматика.

Терапия и профилактика

Лечение олигофрении возможно при уточнении причины патологии и механизма ее формирования. При нарушениях метаболизма эффективна диетотерапия с ограничением определенных продуктов. При фенилкетонурии ограничивают содержание фенилаланина в продуктах питания.

Симптоматическое лечение основано на применении противосудорожных и седативных препаратах. Особо необходимо подчеркнуть применение нооотропных и психостимулирующих препаратов.

Основное значение принадлежит лечебно-педагогическим мероприятиям, заключающимся в применении особых методик обучения таких пациентов с целью формирования повседневных и профессиональных навыков.

В последние годы приобретает значение профилактика олигофрении.

Диагностические мероприятия во время беременности и в первые месяцы жизни дают возможность ранней диагностики и своевременного лечения различной степени олигофрении.

Поэтому необходимо внимательно относиться к здоровью детей, не достигших трехлетнего возраста, и женщин, ожидающих ребенка. Именно в этот период происходит формирование нервной системы, которая определит интеллектуальный потенциал ребенка.

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы – тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови – общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью – Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

Формы олигофрении

Выделяющие формы олигофрении классифицируются по этиологии возникновения:

  • Первая группа – вызвана наследственными факторами. Включает синдром Крузона, болезнь Барде-Бидля, синдром Марфана, истинную микроцефалию, синдром Рада, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, болезнь Лоуренса-Муна, синдром Апера, гаргоилизм, синдром Клайнфелтера, галактоземию, фенилкетонурию.
  • Вторая группа – поражение плода при внутриутробном развитии: вирусные инфекции (краснуха во время беременности), листериоз, врожденный сифилис, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
  • Третья группа – конфликт по резус-фактору, родовая травма, асфиксия во время родов, болезни первых 3 лет жизни (черепно-мозговые травмы, инфекционные поражения, врожденная гидроцефалия, недоразвитие функций головного мозга).

Также выделяют первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрении.

Кто такой олигофрен?

Данный термин врачи используют для обозначения пациентов с заболеванием олигофрения. Эта патология сопровождается выраженной умственной отсталостью, нарушением психического развития. Связана она в большинстве случаев с врожденным развитием патологии. Однако возможна и приобретенная форма слабоумия, которая развивается у детей до 3 лет и связана с органической патологией головного мозга.

При этом вместе с умственной недостаточностью наблюдается и слабое развитие эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, речи и личности в целом. Однако, чтобы понять, что обозначает термин олигофрен, кто это необходимо детальнее рассмотреть нарушение и основные его диагностические критерии.

Олигофрения — это…

Возникает из-за несформированных участков головного мозга при рождении, которые потом не прогрессируют либо делают это очень слабо и медленно. Или сильного нарушения взаимодействия нейронов в раннем детстве.

Олигофрения отличается от деменции (это как?), поскольку она возникает в более зрелом и пожилом возрасте.

При этом заболевании страдают такие сферы, как:

  1. мышление;
  2. речь;
  3. эмоционально-волевая сфера;
  4. моторная.

Более часто встречается лёгкая форма, при которой можно исправить некоторые изъяны в когнитивных функциях. Можно адаптировать человека к внешней среде и бытовым процедурам.

В США и западной части Европы детей-олигофренов водят в обычные школы, а не отдают в специализированные. Такая практика постепенно доходит и до нас.

Система отношения к таким людям долго не менялась у нас. Начиная с детских садиков, и заканчивая отдельными группами в училищах, поскольку раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения.

На комфорт и благополучие ребёнка-олигофрена влияет адекватное отношение родителей, которые заботятся и уделяют ему должное количество внимания.

Также помогает наличие необходимого опыта у педагогов, понимающих как обращаться с особенными учениками, и толерантное общество (это как?) вокруг.

Диагностика олигофрении

Олигофрению подвергают диагностике по критериям, установленным в МКБ-10:

А – Умственная отсталость с задержкой или недостаточностью развития психики. Отмечается нарушение способностей, которые должны развиваться при половом созревании и не дотягивают до нормального уровня интеллекта.

В – Умственная отсталость вместе с психическими или соматическими нарушениями или возникающая самостоятельно.

С – Нарушение адаптации. Однако в благоприятной обстановке и при легкой форме слабоумия возможно ее развитие.

D – Измерение IQ с учетом кросс-культуральных особенностей.

Е – Выявление поведенческих нарушений при отсутствии психических патологий.

Рассматривают олигофрению по классификации Е. И. Богдановой:

  1. низкий интеллект.
  2. общее недоразвитие речи.
  3. нарушение восприятия.
  4. нарушение внимания.
  5. конкретность, некритичность мышления.
  6. отсутствие познавательных интересов.
  7. малопродуктивность памяти.
  8. нарушение эмоционально-волевой сферы.

Симптомы

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных характерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей характерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector