Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Профилактические меры

Любые профилактические мероприятия сводятся к тому, что следует избегать стрессов, тревог.

Для профилактики важно:

  • формирование взаимосвязи родителей и ребенка;
  • создание благоприятной обстановки в семье;
  • правильное воспитание, родители должны быть чуткими, но при этом твердыми, без жестокости;
  • предупреждение психологических травм, избегание стрессовых ситуаций;
  • развитие ребенка социальное и эмоциональное.

Создание благоприятных условий для психического развития ребенка позволит снизить риск появления неврозов.

Источник

Диагностика и лечение

Для диагностики астенического невроза врачи пользуются методом клинической беседы. Он говорит с родителями и ребенком

Врачу важно установить причину невроза – от этого зависит лечение. Чаще всего причиной выступают чрезмерные требования от ребенка или гиперопека

В таком случае назначаются сеансы семейной психотерапии.

Для детальной диагностики врач использует патопсихологические методики: тематический апперцептивный тест, методику незаконченных предложений или тест Люшера. Психологические методы помогают установить истинное отношение ребенка к родителям, выявить его переживания или спрогнозировать дальнейшее ведение пациента.

Лечение неврастении у детей – это коррекция образа жизни членов семьи, воспитывающих ребенка. Для этого назначаются сеансы у психолога или психотерапевта. Для нормализации психического состояния используются антидепрессанты, анксиолитики или седативные препараты. Улучшается настроение, сон и общая адаптация организма к негативным факторам.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Провоцирующие факторы

Действия взрослых

Одна из самых частых причин детского невроза – действия со стороны взрослого. Значимым взрослым выступает родитель, соответственно, именно его ошибки ребенок воспринимает наиболее остро. Встречаются такие ошибки воспитания:

  1. Повышенная опека и контроль над любым шагом ребенка, что мешает ему обрести независимость и выстроить здоровые взаимоотношения со сверстниками.
  2. Семейные конфликты и ссоры, ситуация развода.
  3. Воспитание ребенка без учета его половых особенностей, предпочтений. Например, девочку воспитывают, как мальчика.
  4. Позволение делать ребенку все, что вздумается, полная свобода. Родители не дают ему ни советов, ни норм поведения.
  5. Жесткий нрав родителя.
  6. Излишне авторитарная позиция взрослых по отношению к детям, высокие требования.
  7. Рассогласование позиций по воспитанию между мамой и папой.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Все эти факторы накладываются на незрелую нервную систему ребенка, притом, что он не в состоянии никак остановить их влияние, самостоятельно справиться с ситуацией.

Внешние факторы

Например, такие:

  1. Приход в школу или детсад, смена заведения, внутренние конфликты;
  2. Семейные перемены: развод родителей, замена одного из них или обоих, рождение другого ребенка;
  3. Смена образа жизни – переезд.

Профилактика невроза

Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

  1. У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
  2. Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
  3. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
  4. Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
  5. Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
  6. Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.

Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

Симптомы

Регулярный плач без видимой причины — первый тревожный звоночек

О том, что у вашего малыша возник невроз, может свидетельствовать наличие следующих признаков:

  • повышенная чувствительность в стрессовой ситуации;
  • зацикленность на конкретном конфликте;
  • плач без причины;
  • поверхностный сон, сонливость по утрам;
  • сильная обидчивость, ранимость;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • непереносимость яркого света и громких звуков;
  • тахикардия;
  • повышенная потливость;
  • перепады артериального давления;
  • нарушение аппетита;
  • сильные головные боли, возможно, головокружение;
  • быстрая утомляемость;
  • кашель нервного характера;
  • недержание кала или мочи;
  • боли спазматического характера в желудке или сердце;
  • судороги;
  • нервные тики;
  • депрессивное настроение;
  • страхи;
  • истерики.

Причины невроза у детей

Выделяют причины, приводящие к развитию невроза в детском возрасте. Наиболее часто происходит одновременное воздействие сразу нескольких факторов, среди которых:

  1. Перенесённая гипоксия, которая действовала на головной мозг плода на любом из гестационных сроков (см. Гипоксия новорожденных). Данные состояния могут возникать на фоне тяжелых патологий матери и недостаточности работы плаценты.
  2. Гипоксия у новорожденного, которая длительно воздействовала во время родов.
  3. Хронические заболевания у детей в течение первых лет жизни, а также наличие сниженного иммунитета.
  4. Влияние неблагоприятной семейной обстановки с частыми ссорами между родителями или другими членами семьи.
  5. Наличие конфликта у ребенка с другими детьми в коллективе.

Для развития невроза в детском возрасте необходимо воздействие сразу нескольких факторов или предрасполагающих триггеров, к которым относят:

  • тип характера с повышенной эмоциональностью, лабильностью и вспыльчивостью (см. Акцентуация личности);
  • присутствие страхов, склонности к беспокойству, а также замкнутости;
  • потребность в самоутверждении.

Симптомы и лечение детского невроза будут зависеть от причины, которая повлияла на развитие заболевание. По возможности необходимо полностью устранить ее воздействие на организм.

Признаки неврозов у детей

Проявление неврозов у детей зависит от факторов, которые спровоцировали их формирование. Признаки невротических состояний будут отличаться, что также зависит от возраста и семейной обстановки.

  • Могут отмечаться страхи перед отходом ко сну. Иногда они могут сопровождаться галлюцинациями.
  • Невротическое заикание с последующим проявлением страха.
  • Боязнь темноты и существ, которые в ней находятся.
  • Ступор в сопровождении сонливости, ухудшении аппетита, заторможенности, изменении мимики.
  • Депрессия вследствие перегруженности учебой.
  • Боязнь заболеть или выглядеть некрасиво.

Симптоматика может отличаться в зависимости от видов неврозов, которые возникают у детей различных возрастов:

  1. Невроз навязчивых движений (обсессивный невроз), который проявляется в фобиях, обсессивно-компульсивных поступках, тиках (мигания, подергивания плечами и пр.). Ребенок совершает повторяющиеся действия, что обусловлено навязчивыми страхами. Он не замечает нелогичности и анормальности поступков, что сказывается в дальнейшем на критическом отношении к себе и отчужденности. Какие именно будут эти навязчивые поступки, в каждом случае индивидуально.
  2. Истерический невроз проявляется в плаче, криках, падениях на пол, воплях. Ребенок в таком состоянии не способен контролировать собственные поступки, поэтому совершает самопроизвольные движения. Здесь могут отмечаться различные симптомы и болезни:
  • Головная боль.
  • Тремор конечностей.
  • Снижение чувствительности отдельных участков тела.
  • Анорексия.
  • Заикание.
  • Энурез.
  • Постоянные кивки головой.
  • Кривляние губами.
  • Подергивание волос.
  • Растирание кожи.
  1. Невроз страха. Ребенок может бояться чего угодно.
  2. Депрессивный невроз, который наблюдается у подростков и проявляется в виде стремления к одиночеству, подавленного настроения.
  3. Детская неврастения (астенический невроз), которая проявляется различными вегето-сосудистыми расстройствами и психическим напряжением. Можно выявить по таким признакам:
  • Апатичность.
  • Неспособность концентрироваться.
  • Повышенная утомляемость.
  • Безразличие.
  • Кратковременные эмоциональные всплески.
  • Малая подвижность.
  • Расстройство сна.
  • Вспыльчивость по малейшему поводу.
  • Головная боль.
  • Нарушение работы ЖКТ.
  • Сбои в работе сердца или кровеносных сосудов.
  1. Ипохондрия, которая присуща пожилым людям, может проявляться и у подростков, которые беспокоятся за свое здоровье.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Виды

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

Общие:

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.

Системные:

  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.

Клиническая картина у взрослых

Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с голосовым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие. С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии. Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.

Невроз навязчивых состояний

Данный вид невроза проявляется в двух разновидностях: фобический невроз (боязнь темноты и замкнутого пространства) и обсессивный невроз (навязчивые движения в виде покусывания губы или шмыганья носом).

Депрессивный

Депрессивный невроз чаще наблюдается у подрастающего поколения. Подросток испытывает желание уединиться, побыть наедине с собой. Голос в этом случае всегда тихий, спокойный, без лишних эмоций.

Ипохондрический

При проявлении ипохондрического расстройства дети очень беспокоятся о своем здоровье, мысль о любой болезни становится для них настоящим кошмаром.

Анорексия

Расстройство аппетита на фоне неврологического заболевания сопровождается срыгиванием, рвотой. Данное состояние может возникнуть при насильных попытках взрослых накормить малыша.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

Психологические причины:

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

Биологические факторы:

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Причины и особенности подростковых неврозов

Неврозы у подростков (12-16 лет) формируются под действием различных факторов. Иногда болезнь развивается уже на 2-3 год и проявляется нарушением поведения (агрессией, капризами, упрямством, гиперактивностью).

Навязчивое состояние у подростка вызывают гормональные перестройки, которые происходят в организме в переходном возрасте. Сопровождается болезнь переменами настроения и частыми депрессиями.

Развитие расстройств психоневрологического характера провоцируют такие факторы:

  • генетические: особенности характера (постоянная раздражительность, истерические проявления);
  • церебрально-органические: незначительные мозговые нарушения, которые вызываются тяжело протекающей беременностью и сложными родами;
  • психосоциальные: напряженное отношение в семье, алкоголизм матери и отца и др.;
  • неравномерное распределение нагрузки: многие родители водят детей на дополнительные занятия, которые оказывают на организм подростка сильную нагрузку.

Невроз у детей: Факторы возникновения

Причины возникновения невротических заболеваний:

  1. Унаследованная предрасположенность к проблемам с нервной системой
  2. Хронический стресс
  3. Психотравмы
  4. Частое недосыпание, переутомление
  5. Истощение нервной системы
  6. Перенесенные заболевания
  7. Неспокойная обстановка в семье
  8. Физическое и психологическое напряжение

Также влияют: тип конституции, пол, возраст, тип темперамента. Дети с сильным темпераментом легче переносят раздражители, нежели со слабым. Поэтому чаще всего неврозами страдают меланхолики, реже флегматики.

Невроз может быть сформирован в результате психической травмы (развод родителей, переезд, катастрофа и пр.). При психологической травме часто складывается так, что ребенок винит или себя, или других людей в проблеме. Он не может смириться с ней и постоянно о ней думает.

Часто возникновение детких неврозов провоцируют родители своим поведение. К этому относится гиперопека, воспитание нежеланного ребенка, вседозволенность, чрезмерная жесткость, требование подчинения, разные подходы к воспитанию у родителей, конфликты в семье, тревожность в воспитании, повышенный тон.

Ребенку трудно отвечать ожиданиям родителей. Как результат – неудовлетворенность родителей своим чадом. Тогда ребенок начинает искать в себе плохие черты, пытается справиться сам. Нередко происходит следующее: ребенок учится хорошо, приносит грамоты из школы или кружков, а родители говорят: “когда ты займешь 1 место, тогда ты будешь молодец!”.

И любимое чадо старается. Через некоторое время приносит грамоту за 1 место. А родители вместо того, чтобы похвалить ставят новые цели. Возникает нежелание учиться, страх нелюбви родителей, страх недовольства родителей ребенком, неуважения. Появляется невроз.

Насмешки над неудачами детей также играют важную негативную роль.

Как лечить невроз у детей?

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:

  • витаминов группы С и В;
  • мочегонных сборов и отваров;
  • ноотропов («Ноотропил», «Пирацетам»);
  • лекарств для лечения астении (подбираются с учетом сложности случая);
  • транквилизаторов;
  • седативных средств;
  • антидепрессантов.

При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента.  В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Причины

Поиск причин невроза у ребенка — всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта — внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок — это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);
  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях — смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики — в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания — риски развития неврозов повышаются в десятки раз).

Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг, ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.