Причины и симптомы зпр по возрастам (1-5 лет)

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

– они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

– их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

– эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Характеристика детей с задержкой психического развития

В процессе роста и взросления ребенка формируется его личность, созревают и усложняются психические функции:

функции познания и восприятия (гностические – так называемый гнозис);
двигательные;
эмоционально-волевые;
мыслительные;
речевые;
внимание и запоминание и др.

При задержке совершенствования психики обычно отмечают несоответствие темпа формирования психических функций дошкольника по сравнению со средними показателями, считающимися нормой для определенного возраста. Оказывается несформированной кратковременная и долговременная память детей с задержкой психического развития, отмечаются особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира и концентрации внимания.

Международная классификация заболеваний предлагает характеристику состояний, которые обычно сопровождают такое нарушение и могут послужить тревожным сигналом для взрослых и педагогов, а также поводом к серьезному обследованию. Для детей с задержкой психического развития характерны разнородные особенности в формировании организма и его функциональных систем:

  • гиперактивность или сниженная активность;
  • неспособность к планированию и контролю своего поведения;
  • частые страхи, повышенная тревожность;
  • низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности;
  • недержание мочи, энкопрез;
  • непроизвольные сокращения мышц (мимические тики, тики конечностей).

Мыслительная и речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается недостаточной сформированностью

Обучающиеся с ЗПР отличаются нарушением сроков созревания функциональных систем, проблемами с вниманием, процессами запоминания, поведенческими особенностями, бедностью и переменчивостью эмоциональных проявлений, отсутствием успехов в учебе

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;

симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Комментарии пользователей

Взрослые люди с ЗПР могут жить нормальной жизнью, если их проблемой родители начали заниматься еще с раннего возраста. Пользователи сети поделились своим мнением о лечении, коррекции заболевания. Рассказали о том, как живут их больные дети. Материалы были взяты с
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/ и других интернет-площадок.

Жизнь людей с ЗПР

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Меня интересовали последствия ЗПР во взрослом возрасте, поэтому зашла на форум. У моего ребенка диагностировали задержку развития психики. Назначили коррекционное и медикаментозное лечение. Спустя 2 года получилось добиться хороших результатов, но все равно есть страх, что могут вновь появиться симптомы недуга. ПМПК ставят только клеймо на ребенке. Нам поставили диагноз торможение развития. После чего последовала работа с дефектологом, психологом. Также ходили на массажи, физиопроцедуры. Результативности очень мало от манипуляций и работы со специалистами.
Диагноз поставили сыну в 4 года, началась работа с логопедом. За 2 года ребенок начал говорить как 4-5-летний. Врачи убеждены, что это положительный результат терапии. Буду отдавать его в особый класс в школе, чтобы он не чувствовал себя умственно отсталым. Я категорически против, чтобы моего Сашу, у которого ЗПР, отправили в отдельный класс для инклюзивного обучения. Он будет находиться среди других больных детей, поэтому не сможет адаптироваться, не будет стремиться узнавать что-то новое.
У нас в городе есть инклюзивные классы для детей (недавно открылись). К сожалению, соседи столкнулись с проблемой – у ребенка ЗПР. Он уже вырос, симптомы немного остались, но он живет нормальной жизнью, даже устроился на работу. У знакомых взрослый сын и уже более 15 лет он живет с ЗПР. Недуг ему мешает абсолютно во всем: нет друзей, нет любимой, нет работы. Только общение в сети. Получается, что на протяжении всей жизни придется ухаживать за ним родителям.
У меня есть дочь, ей сейчас 19 лет. С заторможенным развитием психики она живет длительный период времени. Тем не менее, она окончила школу, сейчас заочно обучается в ВУЗе. Все возможно, не надо на детях ставить крест. Если лечиться и заботиться о своем чаде, все нормализуется. Взрослых после ЗПР не берут на работу, а если и берут, то на низкооплачиваемые должности. С таким диагнозом очень сложно жить.
Я плиточник и у меня есть 2 коллег, которые глухонемые. Их взяли на работу. Недавно пришел парень с ЗПР, его также наняли. Если есть стремление, то все получится. При задержке психического развития взрослые не всегда могут организовать свою жизнь. О какой работе может идти речь, если больной не сможет даже будильник поставить, чтобы не проспать. Также надо качественно выполнять работу и придерживаться дисциплины, что не смогут сделать люди с ЗПР.
В Москве есть много программ коррекции, которые действительно помогают. Хорошие врачи поставили ребенка на ноги. Девочке сейчас 17 лет. Она вполне нормально себя ведет, дефекты речи вообще ушли. Мы благодарны врачам. У каждого ЗПР протекает по-разному. Врачи сказали, что моему великовозрастному сыну с таким диагнозом потребуется постоянная моя опека. Ему 21 год, он не будет работать, помогать семье. Это ужасно, такое осознавать. Конечно, желаешь ребенку только лучшего, но когда не видишь улучшений в ходе лечения, то опускаются руки.
Сейчас качество медицины улучшилось, появилось много инновационных методик. Также специалисты знают свое дело. Получилось в ходе терапии (3 года лечились) минимизировать симптоматику. До сих пор проводится работа с логопедом. Врачи сказали, что с возрастом симптоматика может уменьшиться, что в нашем случае и произошло. Рекомендую мамочкам с раннего детства наблюдать за поведенческими решениями сыновей и дочерей, речью, интеллектуальными способностями. Если наблюдается нестабильное эмоциональное состояние у человека, он не сможет работать. Именно поэтому не могут трудоустроиться лица с психическими нарушениями.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий

Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Симптомы ЗПР

При ЗПР отдельные психические функции недостаточно развиты, что характеризуется соответствующими признаками:

  • нестойкость, поверхностность, кратковременность внимания, быстрое его переключение при любой внешней стимуляции;
  • неточность и замедленность восприятия, невозможность сформировать целостный образ, зрительная информация воспринимается лучше слуховой;
  • мозаичная память, преобладание ее наглядно-образной формы, низкий уровень мысленной активности при воспроизведении информации;
  • ограниченность словарного запаса, нарушена слуховая дифференциация, имеется задержка речевого развития, ребенку трудно построить высказывания;
  • нарушено образное мышление, для абстрактно-логического мышления нужна помощь родителей или педагога, ребенок не способен делать выводы и заключение на основе услышанной информации.

Проблема речевого развития при ЗПР может выражаться дислалией и дислексией. В первом случае нарушено звукопроизношение (звуки отсутствуют, заменяются, искажаются, смешиваются), а во втором избирательно нарушена способность овладеть навыками чтения.

Задержка психического развития затрагивает эмоционально-волевую сферу, что выражается следующими симптомами:

  • несамостоятельность;
  • внушаемость;
  • лабильность;
  • эмоциональная неустойчивость – контрастное проявление эмоций, постоянная смена настроения;
  • тревожность;
  • беспокойство;
  • нередко состояние аффекта.

Ребенок с ЗПР может быть агрессивен. Он плохо определяет эмоции чужих людей и не может охарактеризовать свои. Нередко у ребенка низкая самооценка, привязанность к какому-нибудь сверстнику.

У детей с ЗПР возникают проблемы с межличностным общением. Их не принимают в игры сверстники с нормальным развитием, общение и взаимодействие с ними отсутствует. Ребенок с ЗПР предпочитает общаться с детьми младше себя, так как уровень их развития более близок ему. Нередко общение исключается полностью. На занятиях ребенок с ЗПР предпочитает самостоятельную работу и редко сотрудничает с другими людьми.

При церебрально-органическом происхождении ЗПР возможна психическая неустойчивость или психическая тормозивность. В первом случае ребенок шумен, подвижен, громко кричит. Он делает попытки включиться в игры сверстников, но только мешает и ссорится с ними, так как следовать правилам не умеет. Он ласков к взрослым, но легко начинает конфликтовать, что сопровождается грубостью и крикливостью. И обида, и раскаяние проявляются неглубоко и кратковременно.

Дети с психической тормозивностью отличаются нерешительностью, медлительностью, робостью. Они имеют симбиотическую привязанность к родителям, поэтому трудно адаптируются в садике, школе. Таким детям свойственна плаксивость, избегание подвижных игр. В школе они теряются и молчат, даже если знают ответ.

Отдельно следует рассматривать проявления задержки психического развития у детей младшего дошкольного возраста. Родителям следует забеспокоиться в следующих случаях:

  • к 4 месяцам отсутствует реакция и улыбка на речь и жесты родителей;
  • к 9 месяцам отсутствует лепет, гуление;
  • к полутора годам ребенок не произносит простые слова (мама, папа, дай), отсутствует реакция на свое имя, просьбу;
  • к 2 годам словарный запас менее 10 слов;
  • к 2,5 годам в запасе менее 20 слов, отсутствует умение составлять простые фразы;
  • к 3 годам проглатывание окончаний слов, слишком быстрая или медленная речь, отсутствие предложений в ней.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как “мама”, “папа”, “дай” и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них – это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии “Альтера Вита”. Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

  • Электронное образование – 22.06.2020
  • Что можно беременным – 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами – 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес – 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания – 22.06.2020

Задержка психического развития у детей – симптомы

Диагностировать отставание психического развития в домашних условиях невозможно, этим должен заниматься врач. Однако особенности детей с ЗПР бросаются в глаза даже внимательным родителям:

Трудности в общении, отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми, сложности социализации;
Дошкольнику или школьнику сложно удерживать внимание на одном виде занятий, объяснениях педагога, он постоянно отвлекается, с трудом воспринимает учебный материал;
Эмоциональная неустойчивость, ранимость, такие дети при любой неудаче обижаются, замыкаются в себе, очень сложно «отходят» от обиды;
Малыш с трудом овладевает умениями, обычными для его возраста – одевание, личная гигиена, самостоятельная еда;
Излишняя агрессивность, тревожность, необычные страхи или даже мнительность;
В раннем младенчестве могут быть заметны отклонения не только в психическом плане, но и в физическом – дети с подобными расстройствами позже начинают держать головку, ползать, стоять, говорить;
Любые нарушения речи;
Слабо развито либо отсутствует образное мышление, имеются проблемы с логикой, памятью.

Обучение

Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • замедленность или реактивность реакции;
  • быстро наступающая усталость;
  • несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
  • сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
  • затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
  • нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.

Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).

Речевая сфера Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций Малый словарный запас
Мелкая моторика Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире
Восприятие Несформированность графических умений Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения Проблемы со всеми видами запоминания 
Познавательная сфера Затруднения с освоением навыков рисования и письма Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр Неспособность выполнять творческие задания

Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.

Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.

На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:

  • могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
  • отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
  • с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector