Ролевые игры: 10 способов научить ребенка играть

Сказка “Три медведя”

Материал:
Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей – спичечные коробки.

Цель:
Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат:

Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички – это Мишутка, целые спички – мама и папа, коробки – постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички – мама, а целая – Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: “Так не бывает”.

Но предметная игра, игра с предметами заместителями – это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками – атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более “развернутыми”, дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Банальный сюжет

Большинство современных детей играть не умеют. По крайней мере, по сравнению с нами их игры выглядят очень примитивно. На это есть несколько причин.

Во-первых, у детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему, вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада едет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и отключиться под сказку.

Во-вторых, детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом. Все потому, что времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Кроме работы есть же еще соцсети, из которых очень трудно вынырнуть. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. Их они черпают из мультфильмов. Порой не самых интеллектуальных. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне или кривляниям без вразумительного сюжета и грамотно простроенного взаимодействия между персонажами.

Игры, развивающие навыки общения

Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет – это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться “оживить” для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: “Колобок”, “Теремок”, “Репка” и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Игра 1. Раздувайся, пузырь!

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры:
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей – приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру

Описание игры:
Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть (“Как тебя зовут?”, ” Машенька, пойдем играть!”). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (” Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь, давайте, сделаем маленький кружок”). Все вместе становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”, делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: “Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!”. Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят “Хлоп” и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Когда пузырь раздувается – двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово ” Хлоп ” руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Игровое поле

Если вы намерены дать ребенку возможность наиграться как следует, надо продумать план действий и степень своего вмешательства.

1. Не ленитесь рассказывать

Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и, главное, объяснять – зачем

2. Объясняйте, как устроен этот мир. По ходу пьесы и в форме игры. Приехали в аэропорт, расскажите, кто тут работает и почему каждая профессия важна. Пришли в магазин, порассуждайте, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек, объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.

3. Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. С детьми играть не можно, а нужно. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит

Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами

Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.

4. К игрушкам относитесь внимательно. Психологи говорят о том, что слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. С другой стороны, детям они очень нравятся. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор, удочку или учительскую указку. Но предметы широкого спектра нужно малышу обязательно предоставить. Это могут быть пустые коробки, контейнеры, тряпки, веревки. Из них и правда получается что угодно.

5. Установите разумные границы. Когда малыш начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача – показать ему допустимые пределы. Но не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите дешевую.

6. Ребенок проявил интерес к уборке – ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя самостоятельно, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет убирать комнату и помогать вам по дому. Поручите малышу взрослые дела. Боитесь за дорогущий сервиз – купите простые тарелки, жалеете паркет – дайте вместо пылесоса веник.

Игра 4. По дорожке Валя шла

(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

Задача игры:
Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры:
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: “По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла”. Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, – влево. “Валя тапки примеряла, чуть надела – захромала”.

(Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

“Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши”.

(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.

Игра – это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра – это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.

Мы должны принимать все меры для того, чтобы общее психическое развитие ребенка было в норме. Чтобы наши дети бесконтрольно не смотрели по телевизору или видеомагнитофону телесериалы и “ужастики”, перенося их травмирующие психику сюжеты в свои игры, а познавали окружающий мир через призму добра и красоты. Только тогда игра для малыша станет полезной и познавательной. И именно от такой игры он получит все то, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Содержание игры:

Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность – наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.

Еще по теме “С кем предпочитает играть ваш ребенок?”:

Я в шоке

Но действительно не дает одеть на себя новые вещи из одежды – до истерики требует вернуть старые ботинки, рваную пижамку и т.д. 2) Не любит играть с детьми, предпочитает быть один.

Актер Шон Бин и его молодая подруга: станет ли она пятой женой?

56-летний актер Шон Бин, известный как доблестный стрелок Шарп и соблазнительный Вронский, а также прославившийся ролями в фэнтези-эпопеях “Властелине колец” и “Игре престолов”, вывел в свет свою подругу Эшли Мур. Точный возраст девушки не известен, в прессе его аккуратно указывают как “около тридцати”: Несмотря на то, что влюбленные вместе уже 2 года, известный актер предпочитает не афишировать отношения, крайне редко появляясь с Эшли на церемониях. В прошлом году ходили слухи, что пара…

Воспитание в игре – продолжение

“Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей. Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства

Первая стадия ‑ это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит…

Дота

Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Может поиграть, может и не играть. Всегда предпочитает игре живое общение.

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр (часть 1)

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы…

Как помочь ребенку заговорить. Советы логопеда

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом… А может, вашему малышу не хватает общения

Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все…

Ребенок у компьютера

Девочки, разрешаете ли вы вашему ребенку заниматься у компа или играть в компьютерные игры? Сколько времени ваш ребенок проводит у компьютера? И если это игры – то какие для 6-7летнего возраста?

Дом – отличное место для игр!

Неожиданные результаты… Большинство детей предпочитает играть с друзьями и родителями, а не смотреть телевизор.

ОНР – перспективы?

Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим.

Расшифруйте диагноз

Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим.

дошкольн.Академия -первый поход

Ребенок предпочитает быть смотреть на все со стороны… Потом отгадывали загадки об овощах, играли в светофор, дети учились цвета различать…

Не играет со сверстниками

Сынуля 5,5 лет, не очень крупный для своих лет, предпочитает играть с детишками более И где вообще написано, что ребенок должен играть исключительно со сверстниками?

Что умеют дети в 1.8г? Опрос.

Поделитесь опытом, что умеют или умели Ваши дети в 1.8.Как играют, что говорят,как Дочке 1,7. Умеет: *кушает сама ложкой, вилкой, прекрасно умеет пить из чашки, но предпочитает …

Как приучить ребенка к спокойным играм или книгам.

Он предпочитает играть со мной в подвижные игры, а не сидеть Попробуйте положить на видном доступном для ребенка месте материалы, с которыми вы хотели бы с ним позаниматся.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector