Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:

Говорить стоит всегда правду

внимание к индивидуальным особенностям малыша;
уважение его как личности;
внимание к его мнению.

Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.

Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами

Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.

Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся.  Применение этих знаний на практике  предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.

Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми.  От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно  со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.

Дети-«маугли»

Способность передавать информацию, обращать на себя внимание человек постепенно развивает, доводит до определенного уровня, который соответствует его внутреннему миру, его темпераменту, его ожиданию. Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может

Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем

Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может. Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем.

Рис. 4. Ребенок-«маугли» ()

Нежелание общаться и темперамент ребенка

Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.

Существуют следующие типы темперамента:

  • Сангвиники.
  • Холерики.
  • Флегматики.
  • Меланхолики.

Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты – это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.

Многие родители полагают, что замкнутость ребенка – это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.

Особенности общения детей дошкольного возраста

В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками. Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются.

Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников. Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом. Совсем не обязательно этот опыт будет положительным. У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников.

Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей. Ведь именно внутренние мотивы вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.

Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам. В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас. Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность. Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников.

Особенности общения детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам. В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел. В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам. К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.

В каком формате может происходить общение

В современном обществе общение отнюдь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами, ведь появились новые возможности. И многие пожилые родители освоили мессенджеры и видеосвязь, перейдя на новые форматы.

Примеры и рассказы родителей

  • «Сын отдал мне свой старый смартфон. Установил на него Viber, Skype, Telegram… Освоила отправку сообщений, смайликов, открыток, гифок. Теперь каждое утро шлю сыну виртуальный привет и пожелания хорошего дня. Он отвечает тем же, и мы знаем, что друг у друга все в порядке. Это занимает секунды, зато задает хорошее настроение на целый день».
  • «WhatsApp стал нашим новым «посредником» при общении с семьей дочери. Постоянно пересылаем друг другу фото — я фотографирую свои грядки, котов, нас с отцом, она — наших любимых внуков. Прежде, чем созвониться, теперь предварительно списываемся, чтобы точно знать — все свободны и могут пообщаться».
  • «Помогаю внуку делать уроки по Skype. Сын с невесткой на работе, он сам приходит со школы и старается сделать домашнее задание до того, как вернутся родители. Я помню и английский, и физику, да и по геометрии за 7-й класс могу помочь. Вместе нам веселее, внук говорит спасибо, рассказывает новости, в процессе можем просто поболтать. Мы с ним стали намного ближе, он говорит: «Дед, какой ты у меня продвинутый», а мне это очень приятно».

Примеры и рассказы детей

  • «Живем далеко от родителей, видимся лично раз в год, летом, когда у нас отпуск и у старшей дочери каникулы. Решили подарить им ноутбук, чтобы общаться по видеосвязи. Сначала родители переживали, что ничего не поймут, не смогут включить… Пароли записал им большими печатными буквами, все показал. Теперь раз в неделю у нас обязательно сеанс связи. Мама с папой просто в восторге, когда старшая внучка показывает им дневник с пятерками, а младшая — рисунки из детского сада».
  • «Организовали с сестрой чат с родителями в Telegram. Очень удобно, мы всегда в курсе новостей друг друга, обмениваемся фотографиями и короткими сообщениями. Такой формат, конечно, личные встречи не заменяет, но помогает быть всегда на связи. Причем без пустой болтовни и поучений».
  • «Сначала родители были против гаджетов, говорили: «Да вы просто звоните почаще». Но когда мы были у них в гостях, набрали по видеосвязи тетю Валю из Сыктывкара и дали им пообщаться, увидеть друг друга — оценили. Теперь у них свой планшет и они регулярно звонят не только нам, но и остальным родственникам, даже показывают свои клумбы и гордо демонстрируют мамин торт».

Важно

Связь должна идти с двух сторон. Проявлять инициативу в общении должны и дети, и родители

Не нужно стесняться напомнить о себе или спросить, все ли в порядке. Это важно — чувствовать себя нужным и любимым.

По словам психологов, для нормального общения взрослых детей и родителей важны близость и наличие общих тем для бесед. Современные средства связи позволяют выбирать разные форматы общения, делиться и фото, и видео. Но личное общение не заменит ничто, ведь только так можно прикоснуться друг к другу, обняться, не зависеть от качества интернета и связи.

С 2-х лет

Общение детей активизируется просто потому, что малыш уже набрал нужный опыт. Он уже умеет играть в разные сюжетные игры, у него уже развилась речь, потребность в общении, да и умение общаться потихоньку набирается.

Но главное ­ он отлично подражает другим. Это самое благоприятное время для выстраивания самостоятельных игр между детьми. Младший готов играть со старшим, повторять то, что ему показывают и т.п. Но, конечно, это не означает, что у них сразу все начнет получаться. Наоборот! Именно сейчас роль взрослого очень важна. Именно сейчас они особенно активно учатся взаимодействовать друг с другом. И этот процесс идет не один день, и даже не один год. Психологи выделяют период до 4 лет.

Что же самое сложное в это время, на что нам нужно обратить внимание, чему нужно научить
детей:

  • обращаться друг к другу по имени или по роли, которую играет ребенок;
  • разрешать конфликты, искать выход из сложных ситуаций;
  • действовать по очереди;
  • сочувствовать друг другу;
  • относиться друг к другу доброжелательно;
  • видеть достоинства партнера, его сильные стороны.

И еще один наиважнейший момент, про который мы не можем забывать Для детей до 5 лет в общении главная составляющая — это эмоции. Именно они важнее всего для ребенка. То есть, если общение вызывает сильные эмоциональные переживания, не обязательно положительные, ребенок будет стремиться к нему снова и снова. Если же общение безэмоционально, то оно малозначимо, малоинтересно для ребенка.

Но потребность в эмоциях не означает, что ребенок сам умеет управлять ими! Наоборот! До 5 лет дети преимущественно импульсивны, спонтанны, совершенно неустойчивы в эмоциях. И если это совместное веселье,­ то получится отличная игра. А вот если эмоции не совпали, если не удалось в игре соблюсти интересы всех игроков, расстройства и переживания могут быть очень бурными.

И вот тут без регулирующего взрослого хорошей игры не получится

Нам очень важно научиться вовремя вмешиваться в ситуацию, не допускать перехода в агрессию или драку, и учить детей справляться и с противоречиями в игре, и с собственными переживаниями

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

Этап Возраст Особенности
Ситуативно-личностный 0 – 6 месяцев Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого.
Ситуативно-деловой 6 месяцев – 3 года В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.
Внеситуативно-познавательный 3 – 5 лет Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.
Внеситуативно-личностный 5 – 7 лет Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

Возраст
Особенности общения со сверстниками
0,5 -1,5 года
Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.
2-4 года
В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.
4-6 лет
В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу

Для малышей важно признание со стороны сверстников.
6-7 лет
Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий

Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

До 1 года

Маленькие дети очень серьезно настроены на общение. Словесное взаимодействие с мамой становится более гармоничным. По сути, на это уходит значительный ресурс их. Но пока это достаточно неуправляемое общение

Ребенок зеркалит нас. Он пытается повторять звуки и мимику, он активизируется, когда видит обращенное на него внимание

Именно в первый год формируется привязанность – эмоциональное общение, в котором ребенок получает удовлетворение своих потребностей в заботе, внимании, любви, безопасности. Привязанность – необходимое условие нормального развития ребенка.

В первой год жизни общение ребенка в основном ситуативно–личностное. То есть – конкретное взаимодействие ребенка с другим человеком. И самое главное в таком общении для малыша – эмоции. Может ли старший ребенок создать те самые положительные эмоции? Если да – то такое общение будет очень здорово и развивать малыша, и помогать детям начать выстраивать свои отношения.

Особенности контакта со сверстниками

Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.

Вторая особенность  — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.

Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на  общие вопросы.  Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь,  выслушать друг друга.  Разговаривая  с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.

Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.

Как выстраивается общение дошкольников с окружающими

Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:

  • Ситуативно-личностная
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно- познавательная
  • Внеситуативно-личностная

Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.

Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.