Презентация на тему факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Определение 2

Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.

К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.

Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.

Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.

Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.

Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.

К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.

Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.

Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.

На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.

Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.

Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.

Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.

Замечание 2

Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность
– это неравномерное развитие психических
функций. Данный процесс характеризуется
подъемом, стабильным течением и спадом,
носит колебательный характер.

Отечественный
физиолог П.К.
Анохин
считал, что гетерохронность
заключается
в неравномерном развертывании
наследственной информации. Пример,
ребенок начинает сидеть раньше, чем
ходить. У ребенка раньше развивается и
формируется зрительное восприятие и
позже воображение. Как правило, ребенок
сначала овладевают устной речью и позже
письменной.

Таким образом,
неравномерность развития задается
индивидуальной генетической программой
развития и влиянием социальной среды,
в том числе и культурой.

Деятельностный подход

Культурно-исторический
подход Когнитивистский подход

(теория Л.С.Выготского)
(теория Ж. Пиаже)

Л.С. Выготский
выдвинул и обосновал принцип
социально-исторической обусловленности
психики человека.
Принцип специфики развития психики
человека в онтогенезе

заключается в том, что на протяжении
жизни у человека формируется высшие
психические функции (ВПФ), культурные
и социальные по природе. Их появление
обусловлено характером жизнедеятельности
человека и его трудовой деятельностью.

Выготский говорил,
что существует две линии развития
человека: натуральная,
которая является результатом биологической
эволюции животного мира, и характеризуется
физическим, естественным развитием
ребенка с момента рождения, и вторая
линия – культурная,
которая является результатом исторического
развития общества. Она возникает при
появлении общения ребенка с окружающим
миром, т.е., условиями формирования «план
культурного повеления» является общение
ребенка с взрослыми
, подражание им, что
способствует развитию высших психических
функций.

ВПФ
– сложные, прижизненно формирующиеся
психические процессы, социальные по
своему происхождению. Их отличительная
особенность заключается в том, что они
носят опосредованный характер, и в
произвольности. Их формированию
способствуют психологические орудия,
или знаки, имеющие определенные социальные
значения.

Выготский
сформулировал законы ВПФ:

— каждая ВПФ
появляется на сцене дважды: сначала,
как деятельность коллективная, социальная,
т.е., как функция интерпсихическая, и
второй раз, как действие индивидуальное,
как внутренний способ мышления ребенка,
или как функция, интрапсихическая.

В основе
формирования ВПФ лежит

сотрудничество ребенка с взрослым,
общение, в широком смысле слова. Их
формирование подчиняется закону
интериоризации. В понимании Выготского
интериоризация – это процесс перехода
знака из внешнего плана во внутренний
план.

Взрослый знаком
воздействует на ребенка, побуждая его
что-либо сделать. На второй стадии
ребенок перенимает способ обращения,
и начинает словом или знаком воздействовать
на взрослого. И на третьей стадии ребенок
начинает воздействовать словом, или
знаком на самого себя, т.е., ВПФ становится
регулятором
поведения.

Экстериоризация
– процесс, противоположный интериоризации,
и является не только механизмом развития,
но и началом мышления.

В ходе развития
ребенка совершенствуются оба эти
процесса.

Закон развития
ВПФ определяет новое понимание роли
среды в развитии. Согласно
Выготскому, социальная среда

– источник развития, т.к. ВПФ формируются
у ребенка в сотрудничестве с взрослым,
то их формирование тесно связано с
обучением, и обучение – высшая сила
развития. Проблема соотношения обучения
и развития – это особая проблема, и
Выготский говорил о том, что обучение
хорошо только тогда, когда оно забегает
вперед развития, подтягивая его за
собой.

Так же Выготский
говорил, что развитием можно управлять,
и здесь он выходит на уровни развития:

— Актуальный
уровень развития;

— Зона ближайшего
развития.

Уровень актуального
развития

характеризует успехи ребенка. Это то,
что ребенок может выполнять самостоятельно,
без помощи ребенка.

Зона ближайшего
развития

это расстояние между уровнем настоящего
развития и возможного. Это то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а
завтра – самостоятельно.

Используя в своих
исследованиях экспериментально-генетический
метод, Л.С.Выготский показал, что
психическое развитие – это процесс
взаимодействия реальных и идеальных
форм. Под идеальными формами он понимал
культурные и духовные богатства общества.
С точки зрения ученого, в каждом возрасте
существуют доминирующие функции: в
раннем возрасте – восприятие. В дошкольном
возрасте – память, в младшешкольном –
мышление. Условия развития психики –
морфологические особенности мозга и
общения. Процесс развития психики
происходит в форме усвоения,
или присвоения социокультурного опыта.

Проблема условий и движущих сил в развитии ребенка в зарубежной психологии

Зарубежные психологи в развитии ребенка выделяют генетический, социальный факторы и обстоятельства жизни.

Представители биогенетического направления считают, что развитие идет по законам биологического созревания организма, где генетические предпосылки являются определяющими, а такие факторы как воспитание и обучение они считают внешними факторами, которые могут или ускорить или затормозить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого направления являются В. Прейер, К. Бюллер, С. Холл.

Представителями социогенетического направления являются Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане, считающие, что психическое развитие является результатом влияния общества и социальной среды. В человеке, по их мнению, главным является опыт, зависящий от социальной среды.

В зарубежной психологии выделяется эпигенетическое направление, представители которого считают, что психическое развитие является результатом влияния и генетического и социального факторов.

Впервые о значении этих факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции, т.е. соединение социальной и биологической линий развития. Только здоровый взрослый человек, считал Э. Эриксон, может удовлетворять свои способности в личностном развитии и отвечать требованиям общества.

Развитие будет продуктивным в том случае, если развивающиеся в человеке качества усиливают его чувство самоидентичности. Если чувство самоидентичности ослабляется, значит, развитие деструктивно.

Что касается концепции Пиаже, то он исходит из активности детей, значительная часть которой приходится на игры, рассматриваемые ученым как необходимый компонент работы ребенка по исследованию окружающих объектов. Это значит, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом.

В своем умственном развитии, считает Пиаже, человек проходит четыре периода:

  1. чувственно-двигательный (с момента рождения до 2-х лет);
  2. дооператорный (от 2 до 7-ми лет);
  3. период конкретного мышления (от 7 до 11-ти лет);
  4. период формального логическо-абстрактного мышления (от 11 до 18 и далее лет).

Каждый ребенок с некоторыми индивидуальными различиями, проходит все эти периоды.

Концепция Валлона предполагает, что природа человека социальна уже изначально – не родившийся ещё ребенок уже несет в себе социальное начало, поэтому общество является для него органической реальностью.

По мнению Рубинштейна, воспитание и обучение не надстраиваются только над ним, а включаются в самый процесс развития. Являясь главнейшими формами организации активности, обучение и воспитание строятся с учетом наследственных данных, задатков, с учетом достигнутого уровня психического развития.

Сензитивность развития.

Сенситивные
периоды развития

– это периоды повышенной восприимчивости
психических функций к внешним воздействиям,
особенно к воздействию обучения и
воспитания. Данные периоды ограничены
во времени, и если в сензитивный период
развитию определенного качества не
уделялось должного внимания, то потом
процесс его развития будет более долгим.

4.
Кумулятивность
психического развития
.
Эта
закономерность развития состоит в том,
что результаты развития предшествующего
возрастного периода включаются в
последующий, но с определенными
изменениями. Например, в процессе
развития мышления сначала развивается
наглядно-действенное, затем наглядно-образное
и наконец словесно-логическое мышление.
Такой процесс свидетельствует о
качественном преобразовании психического
развития.

5.
Дивергентность
– конвергентность.
Это
две противоречивые, но взаимосвязанные
тенденции. Дивергентность заключается
в повышении разнообразия в процессе
психического развития, конвергентность
– в усилении избирательности.

6. Закон
метаморфозы.

Детское развитие есть цепь качественных
преобразований: растущий ребенок имеет
психику, качественно отличающуюся от
взрослой.

7. Закон
развития высших психических функций.

Уже в детстве, по
мнению Выготского, начинают складываться
собственно-человеческая психика

Проблема движущих сил и источников психического развития

  • Разрушение элементов конструкций при высокоскоростном взаимодействии с ударником и группой тел Зелепугин Сергей Алексеевич | Диссертация на соискание ученой степени доктора физико — математических наук. Томск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | pdf | 10.05 Мб

    01.02.04 — механика деформируемого твердого тела. Широкомасштабные исследования процессов высокоскоростного взаимодействия деформируемых твердых тел экспериментального, аналитического, численного

  • Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств в Китае (на примере информационных технологий) Мамаев Александр Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 5.15 Мб

    Специальность 08.00.14 — Мировая экономика. На протяжении последних двух десятилетий мы все являемся свидетелями постоянно возрастающей мощи экономики Китая. На сегодняшний день Китай является одной

  • Рынок труда и механизмы его регулирования в условиях формирования новой экономики Григорьев Игорь Евгеньевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.48 Мб

    Специальность 08.00.01 — экономическая теория. В начале третьего тысячелетия мировая экономика претерпевает фундаментальные изменения, связанные, прежде всего, с революционным технологическим

  • Философия ответы к зачёту | Ответы к зачету/экзамену | | docx | 0.26 Мб

    1. Философия, ее предмет, основные функции. 4 2. Структура философского знания, специфика его проблем. 4 3. Миф, религия, философия как исторические формы мировоззрения. Становление научной картины

  • Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.19 Мб

    1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия

  • Ответы по предмету Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения. 2. Природа философских проблем. Проблема научности философии. 3. Социокультурный статус и функции философии в современном

  • Основы Философии — ответы на экзамен | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. 2. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. 3. Античные представления о человеке. 4. Специфика восточной культурной

  • Ответы к экзамену по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Ответы по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Ответы на экзамен по предмету Социальная философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 2.39 Мб

    1 Социальная философия. Сущность, структура, функции 2.Исторические типы социальной философии 3. Специфика социального познания. Законы природы и законы общества 4 Основные исследовательские

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.