Ведущая деятельность в развитии дошкольника

Определение и особенности понятия

Ведущая деятельность — это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него ключевое влияние. Каждому этапу присущи свои варианты занятий и все родители обязаны четко знать их. Отметим, что это не один определенный род действий, а их комплекс. Овладение каждым из этих действий помогает ребенку беспроблемно перешагнуть на очередную ступень развития. Для всех детей особо критичным в плане их эмоционального, психологического и физического развития, а также процесса их социализации, есть возраст от рождения примерно до шести-семи лет

Важно, чтобы ведущая деятельность ребенка в каждом из периодов, о которых мы расскажем немного дальше, соответствовала его умственным и психоэмоциональным возможностям

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).

Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.

Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.

Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.

Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.

Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Деятельность от 0 до 1 года

В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.

С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:

возможность на сознательном уровне делить ощущения и эмоциональное состояние; непроизвольное внимание (ребенок получает возможность самостоятельно на короткий промежуток времени фиксировать свое внимание на конкретных предметах вокруг); в его сознании начинают зарождаться зачатки наглядно-действенного мышления; восприятие окружающих объектов; появление автономной речи. Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека

В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми

Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.

Познавательно исследовательские игры

Игра, предполагающая исследование нового, имеет особую ценность. Подобная деятельность не только развивает познавательные процессы, но и формирует целеустремленность дошкольника.

Столкнувшись с незнакомым предметом, механизмом или явлением, ребенок формулирует вопрос, который связан с потребностью получить новые знания. Этот вопрос может быть адресован другому человеку, но чаще он формулируется непроизвольно и принимает форму внутреннего побуждения проявить активность и получить информацию.

Например, прежде чем расспросить, почему магнит притягивает металлические предметы, дошкольник обязательно испытает опытным путем магнетические свойства на всем, что находится в его окружении. А понаблюдав за полетом бумажного змея, ребенок проверяет на «летательность» все легкие предметы.

Сюжеты с исследовательским началом детям придумать сложнее, и чаще они развиваются с подачи взрослого. Можно ставить перед дошкольником поисковую задачу. Поскольку игра является ведущим видом деятельности, эффективнее формулировать задачу в игровом контексте (расколдовать лед и превратить его в воду, «разоблачить» песок, умеющий находить место в заполненной камушками банке).

Роль и задачи

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка трудно переоценить. То, чем занят малыш, сильно влияет на него. Быт детей необходимо организовывать так, чтобы не ограничивать их жажду познания, но вместе с тем нельзя способствовать акселерации ребенка, искусственно подгоняя то, что должно произойти в его жизни в нужное время.

Главная миссия ведущей деятельности на каждом этапе — подготовить малыша к переходу на следующую ступень взросления. Если новорожденный уверует в свою безоговорочно крепкую связь с родителями и будет знать, что он вправе всегда рассчитывать на их поддержку, то ему удастся без страха освоить окружающие его предметы, их предназначение и способы использования. Точно так же ведущая деятельность в дошкольном возраста, суть которой состоит в том, что ребенок начинает играть в ситуационные, коллективные игры, готовит его к предстоящему общению со сверстниками и взрослыми людьми в учебных заведениях и за их пределами.

Особенности воспитания на пятом месяце

Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.

Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки

Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем

Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку

Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело

Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет

Ведущий вид деятельности в раннем детстве

Замечание 2

В период раннего детства в качестве ведущего вида деятельности выступает предметная деятельность, оказывающая влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его отношения со взрослыми.

В раннем детстве предметы становятся для малыша не просто объектом, а вещью, имеющей определенное предназначение и определенный способ употребления. Ребенок стремится овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого в данном случае заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый

Однако усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Можно выделить три основные фазы в развитии взаимосвязи между действием и предметом:

  1. С предметом можно выполнять любые действия;
  2. Предмет может применяться только по его назначению;
  3. С предметом могут осуществляться различные действия, но только если ребенку известно его основное назначение.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов:

  • Первый этап связан с неспецифическим использованием орудий, то есть происходят манипуляции с предметами. Также здесь возможно использование предмета еще до того, как в сознании будут сформированы способы его применения. В качестве примера можно привести использование ложки, когда ребенок уже понимает для чего она нужна, однако неправильно держит ее в процессе питания. В это время происходит овладение специфическими формами употребления предметов;
  • На втором этапе у ребенка можно заметить использование определенных действий в неизвестной ему ситуации. Можно выделить два типа переноса в это время. Первый связан с переносом действия с одного предмета на другой из-за обобщения его функции. Например, когда ребенок уже умеет пить из кружки, он может начать пить и из стакана. Второй перенос обусловлен переносом действия в зависимости от ситуации, то есть ребенок использует один и тот же предмет, но в разных ситуациях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок старается обуть свою игрушку после того, как сам научился обуваться;
  • Последний, третий этап, связан с формирование игровых действий. В это время взрослый человек уже не объясняет ребенку каким образом ему нужно использовать тот или иной предмет и как нужно играть.

Замечание 3

Со временем ребенок начинает сравнивать свойства предметов и операции, которые лучше всего подходят для них.

Для психического развития детей в этот период важными являются соотносящие и орудийные действия. Первые можно объяснить, как использование нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях. Примером выступают различные сборно-разборные игрушки. Орудийные действия связаны с использованием одного предмета для оказания воздействия на другие. Ученые установили, что именно орудийные действия оказывают влияние на развитие интеллекта у детей, а предметные, как правило, позволяют определить степень их обучаемости, открытость в общении со взрослыми и т.д.

Вопрос 33. Сюжетно-ролевая игра, её развивающее значение.

Игра — вид
непродуктивной деятельности, мотив
которой заключается не в ее результатах,
а в самом процессе.

Игра имеет огромное
значение для воспитания и развития
личности. Для детей игра, которую принято
называть «спутником детства», составляет
основное содержание жизни, выступает
как ведущая деятельность, тесно
переплетается с трудом и учением

В игру
вовлекаются все стороны личности:
ребенок двигается, говорит, воспринимает,
думает; в процессе игры активно работают
все его психические процессы: мышление,
воображение, память, усиливаются
эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство
воспитания

Сюжетно-ролевая
игра —
это
основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность?
Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн
подчеркнул, что эта игра есть наиболее
спонтанное проявление ребенка и вместе
с тем она строится на взаимодействии
ребенка со взрослыми. Ей присущи основные
черты игры: эмоциональная насыщенность
и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.

Основной источник,
питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,—
это окружающий его мир, жизнь и деятельность
взрослых и сверстников.

Основной особенностью
сюжетно-ролевой игры является наличие
в ней воображаемой ситуации. Воображаемая
ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры
— это ряд событий, которые объединены
жизненно мотивированными связями. В
сюжете раскрывается содержание игры —
характер тех действии и отношений,
которыми связаны участники событий.

Мальчик играетРоль
является основным стержнем сюжетно-ролевой
игры. Чаше всего ребенок принимает на
себя роль взрослого. Наличие роли в игре
означает, что в своем сознании ребенок
отождествляет себя с тем или иным
человеком и действует в игре от его
имени. Ребенок соответствующим образом
использует те или иные предметы (готовит
обед, как повар; делает укол, как
медсестра), вступает в разнообразные
отношения с другими играющими (хвалит
или ругает дочку, осматривает больного
и т. д.). Роль выражается в действиях,
речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети
используют два вида действий: оперативные
и изобразительные — «как будто». Наряду
с игрушками в игру включаются разнообразные
вещи, при этом им придается воображаемое,
игровое значение.

В сюжетно-ролевой
игре дети вступают в реальные
организационные отношения (договариваются
о сюжете игры, распределяют роли и т.
п.). В то же время между ними одновременно
устанавливаются сложные ролевые
отношения (например, мамы и дочки,
капитана и матроса, врача и пациента и
т. п. ).

Отличительной
особенностью игровой воображаемой
ситуации является то, что ребенок
начинает действовать в мысленной, а не
видимой ситуации: действие определяется
мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре
еще нуждается в опоре, поэтому часто
одна вещь заменяется другой (палочка
заменяет ложку), которая позволяет
осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив
сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка
к совместной социальной жизни со
взрослыми. Это стремление сталкивается,
с одной стороны, с неподготовленностью
ребенка к его осуществлению, с другой
— с растущей самостоятельностью детей.
Это противоречие разрешается в
сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок,
принимая на себя роль взрослого, может
воспроизводить его жизнь, деятельность
и отношения.

Своеобразие содержания
сюжетно-ролевой игры также является
одной из ее важнейших особенностей.
Многочисленные исследования отечественных
педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина,
Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г.
Саморуковой, Н. В. Королевой и др.)
показали, что основным содержанием
творческих сюжетно-ролевых игр детей
является общественная жизнь взрослых
в ее разнообразных проявлениях. Таким
образом, игра есть деятельность, в
которой дети сами моделируют общественную
жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая
игра в своей развитой форме, как правило,
носит коллективный характер. Это не
означает, что дети не могут играть в
одиночку. Но наличие детского общества
— это наиболее благоприятное условие
для развития сюжетно-ролевых игр.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно

Души

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста

Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения

У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.