- Ребенок – творец миров
- Поколение Прокрастинации
- 2 этап. Фокусируемся
- Ошибки, которые совершают родители, привлекая ребенка к уборке
- Почему ребенок подвержен этому
- Признаки прокрастинации:
- Анализ и вознаграждение, ради которого была проделана работа.
- 21 век на улице, а в квартире эпоха СССР: по каким признакам отличить советский интерьер
- Польза уборки
- Почему дети молчат?
- Родители не заметили?
- Чтобы уборка стала реальностью
Ребенок – творец миров
При всей важности порядка, есть один очень ценный совет от психологов по поводу уборки и детских игр. Детишки во многом живут и развиваются в фантазиях, они творят целые миры во время игр: собирают свои вселенные из подушек и одеял, устраивают заседания важных особ на подоконнике, строят мега-города из пластилина и подручных материалов
Мои дети натягивали через комнату ниточки, по которым в коробочках день за днем ездили разные жители, наклеивали на пол скотчем дорожную разметку, выращивали на подоконнике огурцы, которые своими усиками цеплялись за шторы, устраивали на полочке красивые кучки из выпавших зубов…
И все это очень важно для детской души. Пока ребенок играет и творит – он дышит этой игрой, он чувствует себя сильным и всемогущим, его творческая жилка пульсирует и расцветает
Такой ребенок в старшем возрасте будет уверен, что он способен на многое, что окружающие поддержат его начинания, он будет смело воплощать свои идеи, искать решения и пробовать варианты. Если же после детских мега-игр в комнату входит мама и аккуратненько (пусть даже и без ворчания) раскладывает на места все предметы, которые только что сияли в детской фантазии, то что же чувствует малыш? Что его игры – никчемная ерунда в глазах взрослых, что сотворенные тобой конструкции в любой момент кто-то может взять и разрушить, что твои идеи и их реализация никому не интересны. Разочарование, досада и скука.
Детские игры – это как раз та сфера, ради которой уборкой можно и пренебречь. Не насовсем, конечно: рано или поздно ребенок завершает свою игру, отдаляется от своего очередного проекта, это может произойти через несколько часов или через несколько дней. И тогда «карета превращается в тыкву» и подушки с одеялом – это уже не горы со снежными вершинами, а просто подушки. И их можно убрать. Как раз для того, чтобы расчистить пространство для новой игры. Об этом стоит спросить ребенка: «Как ты думаешь, наверное, уже можно сложить все это на место?» — и если ребенок наигрался, он легко согласится. А те предметы, которые не участвуют в детской игре (колготки и футболки, случайно вываленные кубики и тетрадки) можно и нужно убирать на места регулярно – тоже советуясь с ребенком.
Поколение Прокрастинации
Современные дети подвержены влиянию технологий больше чем взрослые, к тому же сейчас век потребителя информации. Следовательно, отвлечь ребенка очень просто. Но прежде чем списывать проблемы на новшества века стоит разобраться, что является причиной того, что ребенок отвлекается.
Эта проблема касается и современных взрослый. Почти каждый второй человек раз за разом приступает к прокрастинации.
Например, у ребенка появилось дикое желание научиться кататься на велосипеде. И вот эта мысль у ребенка как «идея фикс», но постоянно находятся «более важные» дела или же нечто необъяснимое не дает приступить к обучению: новые мультики, телефонные звонки, новый уровень в онлайн-игре и другое. Соответственно задуманное откладывается на неопределенный срок. Именно это и подразумевает проблему поколения прокрастинации.
Прокрастинация — это то состояние, когда ты понимаешь необходимость сделать что-то сегодня (вчера), но постоянно откладываешь на завтра.
Каждый человек наверняка был в ситуации, когда перед ним стоит конкретная задача, он это понимает, но «неведомая сила» оттягивает процесс работы, то и дело отвлекая на что-то, что можно и вовсе не делать. Например, на развлечения: поиграть в игры, посмотреть сериал, послушать новую песню Крида.
И современные дети больше всего подвержены прокрастинации
У них появляется множество маленьких дел, которые отвлекают их от поставленной важной задачи: сделать домашнее задание, проект на дополнительные занятия по астрономии, мамина просьба
2 этап. Фокусируемся
Как и у взрослых, так и у детей есть такая проблема как ожидание вознаграждение за каждое сделанное задание. И вот поэтому зная, что можно что-то получить за свою работу, к ней приступают охотнее, нежели к той, после которой вознаграждения не последует. Хорошо если при этом задание не затратное по времени. Т.е. когда ребенок приступает к сложному заданию, а чаще всего он оставляет его на потом, он болезненно переносит процесс работы. Возникает ментальное сопротивление, а его преодолеть очень сложно взрослому, а уж ребенку тем более.
Как же в такой ситуации поступить?
Для начала поймите, как правильнее настроить дитя на продуктивный результат. Возможно его пугает то, что его ждет длительный рутинный труд. Но если на его работу будет уходить меньше времени. Т.е. если ребенку поставить таймер на задачу. И будет необязательно за это время успеть ее сделать. У него будут следующие 25 минут. А потом еще и еще.
Это подразумевает так называемый метод «Помидора», разработанный Франческо Чирилло в конце 80-х годов. В свои студенческие годы Франческо очень любил обучение, и старался ему уделять много времени. Но его постоянно отвлекали какие-то мелочи. Так он решил провести анализ своих неудач, и пришел к выводу, что необходимо заключить сделку с самим собой. Условия сделки предполагали обучение в течении 10 минут. При этом время он засекал на кухонном таймере, который был в форме томата, так и появилось оригинальное название метода. Он действительно помог Франческо. А теперь им пользуются многие люди.
Так почему бы не использовать метод и на детях, добавив одно маленькое условие – креативность. К тому же это отличный метод для дел активной мамы. Он предполагает, как помощь взрослому справиться с прокрастинацией, так и ребёнку. Смысл метода в том, что рабочее время распределяется на 25-минутные периоды. Эти периоды и называются «помидорами». По сути у метода есть своя инструкция:
Нужно выбрать одно задание, на которое уходит больше всего времени.
- Поставить таймер на 25 минут. Как только начинается отчет, забудьте о посторонних вещах и работайте максимально усердно до окончания счета времени.
- Если появляется желание ответить на чей-то звонок, даже если он срочный, посмотреть в телефон, нарисовать на листочке что-то, то не делайте этого! Держите при себе лист бумаги или блокнот, ежедневник, открытый на этой число и в случае появления такого желания записывайте это туда. Сохраняйте все сиюминутные задачи на потом. У вас есть только одна – закончить работу. Таким образом, вы разрываете связь между желанием отвлечься и самим моментом отвлечения)
- Сделайте перерыв в 5 минут, но не берите в этом момент в руки телефон, не включайте сериал, и не читайте. Просто посидите в тишине и расслабьтесь. Выйдете на балкон, подышите воздухом.
- После 4 подходов, необходим перерыв в 15 минут. Тут можно попить чайку, перекусить.
Не стоит пропускать пятиминутные передышки, даже если вы чувствуете, что они вам не нужны. Каждый человек зависит от цикла работы и отдыха. Особенно мамы с их постоянными делами и дети, у которых поводов отвлечься больше, чем у взрослых. В пятиминутный перерыв можно вместе с ребенком сделать зарядку, размяться.
Никаких социальных сетей. Так как 5 минут могут затянуться до полутора часов.
Не обязательно работать ровно 25 минут, у каждого человека свой временной промежуток, на работу. Ребенку может хватить и 15 минут.
Ошибки, которые совершают родители, привлекая ребенка к уборке
Некоторые родители повышают голос на своего ребенка из-за усталости, завала на работе и многих других причин. Придя домой и увидев, что комната завалена игрушками, вы можете не сдержаться. Словно этот хаос -последняя капля в этом тяжелом дне. Но, крик отрицательно действует на ребенка.
Если вы хотите привлечь ребенка к уборке, ответственности и помощи, следует поговорить с ним, а не кричать. Лучше пересилить себя и забыть ненадолго об усталости, чем повысить на ребенка голос и не получить никакой ответной реакции, лишь потратив силы, которые и так иссякли.
Физическая сила;
Бывают семьи, в которых ребенка за непослушание бьют. Это ужасно для детской психики. Каждый ребенок должен чувствовать себя спокойно и уютно в собственном доме, понимать, что в семье его любят и ценят, а также ни в коем случае не поднимут на него руку.
Существует огромное количество способов, как договориться с ребенком мирно. Например, вас ждет более 15 вариантов, как обойти упрямство, капризы и истерики ребенка и привлечь его к нужному делу, в курсе Послушание без криков и угроз>>>
Обвинение;
Ни в коем случае не следует обвинять ребенка, называя его бесполезным, глупым, ленивым или безответственным. Ребенок нуждается в поддержке так же, как взрослый, поэтому следует поощрять малыша за проделанную работу, нежели обвинять его, если эта работа не сделана.
Ребенок в любом возрасте будет очень рад, если вы окажете ему поддержку, продемонстрируете свою любовь и ласково попросите о помощи.
Почему ребенок подвержен этому
Все зависит от возраста ребенка. Малышам свойственно отвлекаться, их интересует все вокруг
А вот школьники уже потихоньку учатся сосредотачивать свое внимание. Но во время учебы, занятий дома им хочется заниматься чем угодно, только не тем, что надо
Т.е. он вполне осознано откладывает дело на потом, но именно в этот момент даже не догадывается о последствиях его отсрочки. Скорее всего в дальнейшем он и не поймет, что, откладывая дела, он сделал плохо, пока не придет злая мама и не даст «подзатыльник».
Многие родители путают это состояние ребенка с ленью. Но если лень просто состояние, то «прокрастинация» – болезнь 21 века. Некоторые психологи ее так и называют «болезнью», так как она сопровождается внутренним дискомфортом, стрессом, диким состоянием усталости (даже больше чем, если бы он трудился), к тому же у него может возникнуть чувство вины за то, что он должен сделать, но не делает.
Это ужасное состояние самый серьезный барьер перед любым сложным делом и с ним нужно научиться справляться как родителям, так и детям. Для этого нужно во время определить признаки прокрастинации.
Признаки прокрастинации:
Не стоит прокрастинацию путать с ленью и невнимательностью. Однако признаки у них схожи:
- Выполнение задач поверхностно;
- Медлительность.
- Быстрая утомляемость;
- Плохое настроение от того, что что-то долго не получается сделать;
- Элементарные ошибки в легких задачах;
- Отвлекают разные ситуации, которые можно проигнорировать;
- Отсутствие сосредоточенности в процессе работы.
Анализ и вознаграждение, ради которого была проделана работа.
Для состояния прокрастинации нет ничего хуже, чем позитивный настрой на рабочий процесс. Т.е. ребенка стоит научить находить интересное и приятное в любом процессе труда. Так задача для родителей сделать рабочее время максимально комфортным и интересным для ребенка. Добавить тот самый креатив и фантазию. Делать задания с ним по математике с помощью мармелада, если он не понимает. Утром делать зарядку под веселую музыку всей семьей. Учить новый материал, придумывая к нему ассоциации и т.д.
Начиная в следующий раз, ребенок уже будет понимать, что учеба может приносить радость. Предложите этот метод учителям в школе. Возможно, так вы сможете вырастить будущих гениев. Празднуйте с ребенком его маленькие ежедневные победы, ставьте новые цели. Ведите учет побед и задач.
Анализировать достижения очень помогает в мотивационной части по отношению к любой деятельности. Так ребенок сам видит свой рост и хочет добиваться еще большего. А мотивация – это ключ к успеху.
Так борьба с прокрастинацией станет увлекательным процессом не только для ребенка, но и для родителя. Ведь, любой уже существующий метод можно использовать сугубо индивидуально.
21 век на улице, а в квартире эпоха СССР: по каким признакам отличить советский интерьер
Польза уборки
Уборка полезна не только для хорошего настроения родителей или простоты поиска нужных вещей. Она еще очень важна для становления личности ребенка, говорят психологи. Это большое дело – научить детку организовывать пространство вокруг себя: складывать одежду в одно место, кубики Лего – в другое, пластилин в третье. Научить его видеть, что пришла пора вытереть пыль, полить цветы или пропылесосить. Так мы не только избавляем себя-любимых от необходимости делать уборку за ребенка (а в перспективе – облегчаем жизнь будущим мужу или жене нашей кровиночки), но мы еще учим ребенка осваивать и присваивать свое пространство.
Все по-звериному просто. Вспомним животных: собаки, кошки, лисы и прочие мохнолапые регулярно обходят дозором свою территорию, все обнюхивают, проверяют, метят. Для людей этот процесс во многом реализуется в уборке. Вот мы перетрясли шкафы, выкинули мусор, вытерли пыль под кроватью – и теперь прекрасно представляем, как обстоят дела в нашем маленьком мире. Где-то глубоко внутри мы удостоверились, что под столом не завелись опасные существа, что полки висят по-прежнему надежно и все углы дышат здоровьем и свежестью. Может быть, вы уже замечали, что хорошая уборка оборачивается не только физической усталостью и чувством выполненного долга, но и приливом уверенности в себе? А это и есть приятное чувство контроля над своей территорией и вашей жизнью, которая на этой территории разворачивается. И ребенку тоже необходимо чувствовать какое-то пространство своим и наводить в нем порядок – контролировать его. А человечек со своей упорядоченной территорией – это уже заявка на полноправного, уверенного в себе члена общества.
Почему дети молчат?
Те, кто выживают в подавляющем большинстве случаев, конечно, рассказывают родителям, или им становится известно о случившемся из обстоятельств дела. И быть изнасилованным, с точки зрения психической реабилитации, на самом деле лучше, чем быть использованным без прямого физического насилия. Потому что в первом случае некто чужой, враг вторгся в границы твоего тела; это больно физически и эмоционально, это причиняет большие душевные страдания, но с этим можно бороться, потому что ты точно знаешь, что хорошо, а что плохо, и точно знаешь, где ты, а где враг. А во втором случае кто-то близкий и родной гаденько вполз в твою голову и аккуратно, очень миленько перевернул там всё так, как ему было удобно, и ты уже не понимаешь, чего хочешь ты, а чего не хочешь, что нормально, а что неестественно, где чья вина и вообще есть ли вина, но почему тогда так плохо всё вокруг.
Основной урон, который наносит взрослый ребенку – урон личности.
Большинство детей даже не пытаются рассказать родителям о том, что с ними происходит. Когда они уже взрослые приходят на психотерапию, потому что жить с этим нормально невозможно, на вопрос, почему вы не рассказали маме, папе, они отвечают: «я даже не думал об этом», «я не знала, что можно», «мне как-то не приходило это в голову». А ответ одной моей клиентки прострелил мой мозг навылет, оставив в нём большую дыру, — на вопрос, пытались ли вы рассказать маме, она очень спокойно, как само собой разумеющееся ответила: «Нет, она была занята».
Это и есть брошенный ребенок – по факту мама была всё время с ребенком, как любая нормальная мама, обычная работа, обычный садик, обычные семейные выходные, никаких гулянок или забойной работы, никаких командировок, обычная мама. Но ребенок не чувствует себя нужным, важным, значимым. И тут приходит добрый дядя-педофил и берёт то, что плохо лежит. И когда он закончит предварительную обработку, а это может занять несколько месяцев, в голове ребенка уже всё так тщательно перепутано, что к тому моменту, как педофил приступит непосредственно к развратным действиям и растлению, ребенок уже никому ничего не скажет – он отделён толстым барьером, невидимой стеной, я тут с этим взрослым, а все остальные там, где-то в другом параллельном мире. Очень редко жертвы таких домогательств и растления говорят, что пытались сказать взрослым, но их не поняли или не услышали, гораздо чаще дети даже не пытаются.
Родители не заметили?
Большинство случаев сексуальных домогательств в отношении неполовозрелых детей совершается близкими родственниками или людьми из ближайшего окружения семьи. И под большинством подразумевается по результатам различных исследований от 85 до 90%. Т.е. это подавляющее большинство, практически все случаи растления и сексуального домогательства. При этом не наблюдается статистически значимых различий в образовании, социальном статусе, семейном положении у взрослых, совершающих развратные деяния. А согласно ряду статистических исследований более половины педофилов – люди из интеллигентных семей. Это факт. И именно этот факт является основой того, что большинство случаев насилия над детьми остаются не замеченными родителями!
Как же так?
Во-первых, действия взрослого педофила направлены на то, чтоб создать с ребенком такие отношения, при которых он не станет ничего рассказывать. Педофилия не влияет на умственные способности и вменяемость преступника, он вполне осознаёт, что нарушает закон, и не хочет в тюрьму. Поэтому он действует определённым образом. И в большинстве случаев это не угрозы и запугивание, это тихое и скользкое заползание взрослого в голову ребенка, не только в трусики, куда взрослый тоже заползает, но голову они промывают основательно, капитально, на долгие годы.
Во-вторых, сохранению тайны таких отношений очень сильно способствует совершенно естественная «слепота» родителей – в голову реально не лезет никакими силами, что мой брат может мою девочку… , что дедушка может со своим внуком… Это настолько дикая и безумная, противоестественная мысль, что мозг её вытесняет, не берёт в расчёт, и, если даже что-то мог бы заметить, какие-то малейшие признаки – он не относит их на счёт педофилии. И не потому, что это защитная реакция, а потому, что это невероятно, этого не может быть. Эта возможность просто вне поля зрения, не рассматривается.
Однако нельзя сказать, что нет никакой вины родителя в том, что он не заметил и не помог ребенку, не спас его.
Во-первых, потому, что ситуации с использованием ребенка в качестве сексуального объекта родственниками или ближним кругом обычно длятся достаточное время, порой годами. И за это время неоднократно можно было бы уловить сигналы, настроения ребенка и дать себе труд разобраться в ситуации.
Во-вторых, что самое важное – большинство детей, которые становятся жертвами систематического использования, это дети брошенные. Нет, не в социальном плане, а в эмоциональном
Социально, «по пунктам» ребенок может быть очень благополучен и жить в нормальной семье, но эмоционально отдалён от родителей, по каким-то причинам лишен их искреннего внимания. Именно такие дети чаще всего становятся жертвами «мирного педофила». Причём родители такого ребенка или искренне не понимают, что у них с сыном или дочкой есть эмоциональные проблемы общения, или сознательно не обращают на это внимания – я его обеспечиваю, я всё для него делаю, он присмотрен и вообще у нас хорошая семья.
Чаще всего такая встреча для ребенка смертельна.
Чтобы уборка стала реальностью
* У малышей есть миллион игрушек, у детей постарше – еще и книжки, гаджеты и одежда, сувенирчики, домашние животные, скейты, велосипеды… Чтобы вся эта детская вселенная пребывала в порядке, нужно каждой группе предметов определить свое место. Без этого ребенок просто не справится со всем своим имуществом, волшебным образом расползающимся по дому. Поэтому сразу после того как детские игрушки перестали умещаться в первую корзину или коробку, заведенную для их складирования, родителям стоит задуматься о специальных ящичках и шкафчиках для всех детских предметов.
* Например, пусть детская одежда лежит в шкафчике или комоде, куклы сидят на полках, мягкие игрушки живут в корзине, железная дорога – в специальной коробке, карандаши с ластиками – в одном ящике стола, пластилин — в другом, и так далее. Пока ребенок мал, взрослые будут делать уборку рядом с ним или вместе с ним и показывать-рассказывать, что и куда они складывают. Когда малыш подрастет – родители будут иногда вместе с ним проверять, все ли лежит на своих местах (и, конечно же, отлеплять пластилин от кубиков, а кукол доставая из ящика с носками, чтобы все отправить на место, ибо постоянство – хорошая опора здоровой психики). Время от времени у ребенка будет появляться новая мебель или коробочки для новых игр и вещей, а старые малышовые игрушки будут передаваться по наследству разным карапузным друзьям и знакомым.