Демонстративные дети

Содержание

Специфика подросткового возраста

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Детское демонстративное поведение

Поведение является важным индикатором и составляющим элементом правильного и адекватного развития ребенка. Как только в правильном формировании малыша возникает какое-то нарушение (заниженная или завышенная самооценка, проблемы с родителями или учителями, отсутствие самоконтроля и т.д.), это сразу же отображается на его поведении.

У тех детей, которые растут, воспитываются и обучаются в семьях, где родители не уделяют им внимания и не проявляют должной любви и заботы, очень часто возникают проблемы в развитии. Дефицит эмоций и внимания со стороны родителей часто становится причиной демонстрации ребенком демонстративного и вызывающего поведения

При помощи демонстративного поведения малыш пытается привлечь к себе внимание мамы и папы

Демонстративное поведение свойственно и тем детям, которые обладают капризным характером, испытывают потребность в самоутверждении и самореализации, протестуют против каких-то нововведений, пережили ту или иную эмоциональную травму (развод родителей, смерть бабушки или дедушки, появление младшего братика или сестренки и т.д.).

Очень часто демонстративно и вызывающе начинают себя вести те дети, которые воспитываются в авторитарных семьях, где мама и папа общаются с детьми и обращают на них внимание только тогда, когда они плохо себя ведут и совершают деструктивные поступки и действия. К пяти-шести годам у малышей возникает острая необходимость в признании и уважении их собственной личности

Именно в этом возрасте мальчики и девочки начинают понимать, что другие люди могут о них что-то подумать. Между детьми, которые уже умеют сравнивать себя со своими же сверстниками, возникает конкуренция. Невнимание же и упреки со стороны не только взрослых, но и других детей, вызывают у малыша чувство обиды

К пяти-шести годам у малышей возникает острая необходимость в признании и уважении их собственной личности. Именно в этом возрасте мальчики и девочки начинают понимать, что другие люди могут о них что-то подумать. Между детьми, которые уже умеют сравнивать себя со своими же сверстниками, возникает конкуренция

Невнимание же и упреки со стороны не только взрослых, но и других детей, вызывают у малыша чувство обиды

Если ребенок не умеет реально и адекватно оценивать себя и своих сверстников, а его мнение о самом себе не будет совпадать с мнением других детей о нем, то у малыша может возникнуть желание доказать окружающим свое превосходство и свою правоту.

У желающих доказать свою правоту окружающим людям детей часто возникает и потребность в повышенном внимании к их персоне. Почему? Дело в том, что в возрасте пяти-шести лет главной для ребенка становится потребность в положительной оценке со стороны окружающих его людей. Чем выше и позитивнее оценка, тем лучше удовлетворяется детская гипертрофированная надобность в самоутверждении.

Такие дети любыми доступными им методами пытаются привлечь внимание к своей личности. Хотя они и принимают активное участие в общении со взрослыми людьми и сверстниками, но личность собеседника их совершенно не интересует

Любой вступающий в диалог с таким ребенком человек является всего лишь платформой для демонстрации тех или иных качеств малыша.

Ребенку с демонстративным поведением хочется, чтобы окружающие люди не просто обращали на него внимание, а по-настоящему им восхищались! Если малыш не получает нужного ему ресурса от других людей, то он становится раздражительным и агрессивным. Такой ребенок будет делать все возможное, чтобы унизить и обесценить другого человека

Часто дети с демонстративным поведением употребляют сравнительные формы («лучше и хуже», «быстрее и медленнее», «красивее и некрасивее» и т.д.) в свою же пользу.

Склонные к демонстративному поведению малыши часто поддают критике действия и поступки других людей, при любом удобном случае напоминают людям о когда-то совершенных ошибках. Такие дети часто вмешиваются в действия других детей, перебивают их и не дают им проявить себя. Дети с демонстративным поведением совершают положительные поступки или ведут себя хорошо только ради одобрения других людей.

Игра – один из самых эффективных и действенных способов корректировки демонстративного поведения ребенка. При помощи игры взрослому необходимо создать такие специальные условия, которые будут максимально направлены на проявление демонстративности малыша.

Как взаимодействовать с демонстрантом?

Личность данного психотипа предпочитает находиться в обществе, для нее крайне важно постоянно быть в центре внимания, также ей необходимо постоянное одобрение ее поступков. Истероиды очень эмоционально лабильны, что обусловлено их высокой степенью приспосабливаемости

Эта лабильность может быть как положительным качеством, когда индивид легко понимает ситуацию и четко осознает, какие действия уместны в данный момент, так и отрицательным качеством, когда человек демонстрирует непостоянство в своих предпочтениях, убеждениях, увлечениях.

Истероиды завоевывают симпатии окружающих своим нестандартным мышлением, необычными поступками, но при этом могут вызывать и негативные эмоции своим эгоцентризмом, зацикленностью на собственном «Я», а также предавая доверие окружающих из-за своей изменчивости. Этот тип отличается повышенной конфликтностью, хотя его представители нередко сами не осознают, что становятся причиной раздражения людей кругом. Часто они не могут признать, что именно они были зачинщиками конфликта. Так происходит из-за огромной самоуверенности этих людей.

Уделяя много внимания тому, как преподнести себя окружающим и как произвести наилучшее впечатление, демонстранты часто могут прибегать к различным хитростям, обману, но также они бывают и разоблачены. За таким разоблачением следует порицание обществом и неодобрительная оценка, которой истероид очень боится.

Истероидная личность постоянно находится в той или иной крайности. Демонстрант не просто видит практически во всех окружающих врагов и конкурентов, но действительно может наслаждаться созданием конфликтных ситуаций и участием в них. Все эти напряженные эмоции, накал страстей, военные действия в коллективе доставят ему настоящее удовольствие. Для успешного взаимодействия с такой личностью в период конфликта лучшей тактикой станет максимальное спокойствие. Достаточно полностью игнорировать недоброжелательные выпады, абстрагироваться от неприязненной атмосферы. Другой путь взаимодействия в условиях конфронтации — это дать отпор, но при этом ответная агрессия должна по силе превосходить агрессию самого демонстранта.

Если же вы хотите избежать возможной конфликтной ситуации, то лучший способ отсечь такие попытки — лесть. Одобряйте и хвалите поступки истероида, его высказывания, выбор, и вы станете его самым близким и лучшим другом. Но только попробуйте критиковать его или составить ему конкуренцию — вы попадете в число неугодных. Для таких личностей лучшая форма лести и одобрения — это подражатели. Они дают ему возможность почувствовать себя важным, значимым, достойным. Им присуще тщеславие и полная уверенность в собственной уникальности даже тогда, когда для того нет никаких объективных причин. Они желают управлять, командовать, хотят быть лидерами, считают, что достойны иметь некие исключительные права. В целом общение с таким типом людей требует особых навыков, устойчивой и крепкой психики, умения противостоять стрессовым ситуациям, эмоциональной зрелости.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением. Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих

Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих

Можно сказать, что негативное отношение у окружающих людей проявляется в результате неучета их интересов, потребностей и эмоционального настроя

Человек просто желает привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя, при этом он не замечает, в каком настроении пребывают и чего хотят другие люди

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными

Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям. Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи psymedcare.ru может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

Желание продемонстрировать свои возможности.
Желание привлечь внимание.
Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания.
Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили внутренние психологические проблемы. Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать

Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками

Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.
Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение

Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Симптомы

Увидеть реальные симптомы аутоагрессии у подростка не всегда легко, так как часто они тщательно скрываются. Сделать это обычно удается тем родителям, которые находятся в тесном контакте с ребенком и сумели добиться его доверия. Некоторые подростки наносят себе повреждения, например, порезы только ради интереса и получения нового опыта. Эта группа часто сразу или через время признается во всем родителям, делится с ними своими впечатлениями и больше не повторяет. Если же аутоагрессия входит в привычку, то ее можно распознать по некоторым прямым или косвенным признакам:

  • Появление на теле порезов, царапин, проколов кожи, причину возникновения которых ребенок не может или отказывается называть.
  • Повышенная скрытность, постоянно длинные рукава и штанины, отказ от более легкой одежды даже в жаркое время.
  • Стремление к изменению своего тела, особенно если для этого нет объективных причин: просьбы разрешить сделать татуировку или пирсинг, отказ от пищи. Иногда разрешение родителей не спрашивается, все делается самостоятельно или с помощью друзей.
  • Признаки возникновения вредных привычек: запах сигарет и алкоголя, нарушения адекватности поведения, случайное обнаружение у ребенка табачных изделий.
  • Внезапное увлечение подростка экстремальными видами спорта и занятиями.

Факторы девиантного поведения

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.

Общественные (внешние) факторы

Согласно Н. В. Абрамовских, на девиации детей влияет:

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
  • усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
  • неблагополучие семьи;
  • низкий родительский контроль из-за занятости на работе.

Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова.

Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:

  • улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
  • пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).

Индивидуально-личностные

Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:

  • психиатров,
  • невропатологов,
  • психотерапевтов.

Коррекция подростковой аутоагрессии

Для лечения аутоагрессии и самоповреждающего поведения обычно применяются психотерапевтические методики и медикаментозное лечение. К первой группе относятся:

  1. Семейная психотерапия. Беседы и занятия, которые проводятся со всей семьей, в которой проживает аутоагрессивный подросток. Все участники учатся проявлять друг к другу сочувствие, доброжелательность и заботу, а на практике отрабатывают безопасные способы выплескивания негативных эмоций и адекватные стратегии разрешения конфликтов.
  2. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Методика является индивидуальной. Включает в себя выявление у подростка негативных установок, например, низкую самооценку, повышенную ответственность, неуверенность, и обсуждение нецелесообразности бороться с ними самоповреждающими методами. Также происходит разработка техник купирования приступов аутоагрессии и постепенная замена их на более адекватные способы разрядиться от негатива.
  3. Групповая тренинговая работа. Она направлена на развитие умения взаимодействовать, разрешать конфликты, уважать мнение друг друга. Наблюдая обратную связь от других участников, подросток начинает видеть свою значимость и самостоятельно определяет свои положительные и отрицательные личностные качества.

Вторая группа включает в себя несколько видов препаратов: нейролептики, антидепрессанты и транквилизаторы. Они назначаются психиатром или психотерапевтом в тяжелых случаях, когда высока вероятность нанесения подростком серьезного вреда своему здоровью.

Итоги

Как мы видим, главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.

Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи

Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия

Учитывая описанные ранее критерии и принципы профилактической работы, а также психофизиологические особенности детей и подростков, можно сказать, что молодежная субкультура имеет большой воспитательный потенциал для профилактики и преодоления девиантного поведения. К слову, большинство детей и подростков оказываются вовлечены в субкультуры. Вопрос в том, в какой группе окажется ваш ребенок, и чему она будет его воспитывать?

Итак, работа с ребенком или подростком по исправлению девиантного поведения должна базироваться на следующих положениях:

  • определение специфики характера, разрушение отрицательных черт и становление положительных;
  • перестройка мотивов и самосознания;
  • перестройка жизненного опыта (уклада, образа, режима);
  • предупреждение отрицательного опыта и стимулирование положительного.

В заключение, как всегда, рекомендую литературу. Книга «Психология девиантности: Дети. Общество. Закон: монография» под редакцией А. А. Рейна. В работе вы сможете найти подробное описание феномена девиантного поведения (виды, формы, мотивы, причины, динамика и другое), личности ребенка и подростка. Также подробно рассмотрены отдельные девиации, например, суицид, воровство и сразу представлены рекомендации по коррекции поведения. То есть в книге вы сможете подобрать актуальную именно для себя информацию.

Кроме этого, советую прочитать еще несколько моих работ по теме девиантности: «Теории девиантного поведения», «Девиантное поведение: виды, причины, проявления», «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Посмотрите видео и узнайте, как можно помочь детям с девиациями и перенаправить активность детей и подростков в нужное русло.

https://youtube.com/watch?v=ajtW19C3yDM

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.