Подростковая жестокость: самые громкие случаи и почему они происходят

Ребенок-бандит

Вашего малыша все в округе называют «сорванец»? Почему милый и ласковый ребенок стал грубым и неадекватным подростком? Если родители в какой-то момент пустили воспитание чада на самотек, то не стоит удивляться, что ребенок самостоятельно занялся своим образованием. Но вместо того, чтобы учиться чему-то полезному, малыш мог связаться с дурной компанией.

Если родители незнакомы с друзьями своего чада, а также они совершенно не интересуются, чем их наследник занимается на улице, то ребенок, предоставленный самому себе, может натворить много глупостей. Агрессия будет у него средством обороны от всех, кого он считает посторонним. А посторонними будут все, кроме своей банды. Добрый малыш вскоре станет злым ребенком. Трансформация произойдет быстро, родители даже не успеют опомниться.

Дальше ребенок может часто попадать в полицейские участки и стать малолетним преступником. А все почему? Потому, что родители не уследили за воспитанием ребенка. Нужно всегда принимать участие в жизни своего чада. Чаще интересуйтесь, с кем гуляет ребенок, познакомьтесь с друзьями и каждый день спрашивайте, чем ребенок занимался на улице. Родители обязаны уделять время своему чаду. Это должны быть не только разговоры, но также совместные игры и прогулки. Тогда малыш будет полноценно развиваться, и не будет приобретать дурных наклонностей.

Агрессия и жестокость подростков

Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле

Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности — подростков

Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.

Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов — «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».

Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной

На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида

Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно — это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.

Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.

Какую опасность влечет эта проблема

Жестокость в поведении у детей осуждается взрослыми

Это приводит к объединению жестоких детей в малолетние преступные группировки, которыми движет желание доказать всему миру что-то, обратить на себя внимание, способом воплощения этих желаний становится агрессия

Из жестоких подростков вырастают агрессивные взрослые, с которыми крайне трудно выстраивать деловые отношения. Они всегда чем-то недовольны, не способны идти на компромисс, к новым условиям адаптируются очень тяжело, к коллегам настроены враждебно. Они часто меняют сексуальных партнеров, их браки заканчиваются разводом.

Сегодня актуальная проблема, которая требует участия психологов, – это детская жестокость. Она обусловлена тяжелой обстановкой в семье, напряженными отношениями со сверстниками, внутриличностными конфликтами. Пожалуй, самыми действенными мерами профилактики жестокости у подростков можно считать любовь родителей и демократический стиль воспитания.


Любовь родителей

Популярные сочинения

  • Всегда ли любовь делает человека счастливым? — сочинение Что может быть важнее любви? Пожалуй, ничего. Это одно из самых замечательных чувств. Но, к сожалению, не всем удаётся познать её в полной мере. Любовь толкает людей на немыслимые поступки, окрыляет и даёт человеку
  • Тема семьи в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение У многих писателей имеются произведения, в которых обязательно затрагивается семейная жизнь. Вот и произведение Достоевского не стало исключением. При помощи семьи можно понять внутренний мир каждого из членов семьи
  • Сочинение-описание картины Осенний день. Сокольники Левитана Работу над картиной «Осенний день. Сокольники» художник начал в свой самый сложный период жизни. После покушения на царя, вышел указ о запрете нахождения евреев в Москве. Девятнадцатилетний Левитан

Как избежать агрессии?

Подростковая и детская жестокость уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить — в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот — явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

Недостаток любви

Что может быть хуже гиперопеки? Недостаток любви. Ребенок, которого не любят родители, постоянно попадает в неприятности

Почему? Таким образом, чадо хочет привлечь внимание взрослых к своей кандидатуре. Ребенок дерется, падает с деревьев, таскает животных за хвосты и уши, а также грубит взрослым

Такое асоциальное поведение вполне нормально для малышей, родители которых занимаются строительством карьеры, а не воспитанием чада. Многие люди думают, что их задача обеспечить ребенка всеми необходимыми материальными благами, а воспитанием и формированием личности должны заниматься воспитатели и учителя. Родители должны понять, что для детей внимание куда важнее модных игрушек. Ребенок, которого любят, никогда не будет задирать одноклассником и пытаться доказать всем свою крутость и авторитет. Так поступают только те дети, которым чего-то не хватает в семье. Поэтому они стараются самоутвердиться за чуждой счет. Родители должны вовремя обратить внимание на наклонности своего чада, иначе характер сформируется, и отрицательные черты характера будет сложно исправить.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Ребенок – жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы

Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит

Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители – это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче

Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию

Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям – это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе

Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;

  • завышенные требования к ребенку;

  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;

  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);

  • чрезмерное попустительство и потакание;

  • домашние конфликты;

  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный

Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные)

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Детская жестокость в детском саду-как защитить ребенка?

Есть вполне весомые причины с точки зрения психологии, которые превращают ежедневное пребывание маленьких ангелов в неподходящей им среде, в натуральный детский ад. Неудивительны последствия в виде проявления в них жестокости и агрессии. Среда обитания предполагает. А что в детском саду такого ужасного, спросите вы?

На минуту представьте, что вас поместили в условия, где вы находитесь практически целый день в одном пространстве и, так или иначе, в тесной связке с достаточно большим количеством людей, в среднем человек этак тридцать. Этих людей для общения вы не выбирали, более того, многие из них достаточно нервозны, крикливы, эмоциональны. У вас нет возможности уйти, у вас нет возможности уединиться, у вас нет возможности хоть как-то абстрагироваться от происходящего.


В довесок ко всему вы обязаны вести себя так, как приказывают вам пара совершенно чужих взрослых «воспитателей», которых вы тоже себе не выбирали. Вы обязаны соответствовать их ожиданиям, чтобы снискать к себе расположение, плюс обязаны есть, спать, играть, обучаться и даже порой ходить в туалет не тогда, когда вам всего этого хочется, а в соответствии с режимом и на усмотрение чужих взрослых людей. Представили? Ну и каково?

А теперь прибавьте к вышеперечисленному психологическую особенность возраста маленьких детей

Сразу оговорюсь, что все дети в детском саду, независимо от группы – маленькие дети, но дети 3-4 лет это прицельно маленькие дети, на которых подобные условия сказываются сугубо негативно.

Мама составляет для маленького ребёнка базис его доверия к Миру. Её наличие рядом позволяет ему свою жажду жизни и энергию направлять на благостное, живое изучение Мира.

Постепенно, взрослея, ребёнок совершенно естественным образом становится «отдельным», его шествие по жизни гармонично и исходит из желания преобразовывать.


И совсем другое происходит, когда ещё недавно гревшийся в безопасной ауре мамы малыш, вдруг оказывается помещённым в вышеперечисленные условия выживания.

Тридцать разбалансированных, не стойких ещё психически в силу возраста детей в одном пространстве – это очень много! Даже десять – много! Дети чувствуют энергетику друг друга и передают разряды напряжения друг другу как провода под током. К концу дня в таких организациях напряжение как на электростанции. И в этом всём изо дня в день.

И вот невесёлая новость в том, что движущей силой действий ребёнка в детском саду отныне становятся скрытая агрессия и страх. Страх неуюта, боязнь дискомфорта и природное стремление к восстановлению в себе хоть какой-то целостности, хоть какого-то спокойного убежища, порождает совершенно закономерные приспособленческие навыки в психике. Быть тише, не проявлять себя – это выбор тех, кто не хочет быть наказанным лишний раз уставшей воспитательницей, у которой может в личной жизни проблемы, а тут ещё… Ребёнок не хочет ронять свою и без того шаткую самооценку и выбирает притеснять себя, «не высовываться», особенно этот выбор калечит мальчиков, ломая в них лидера.


Кто-то в силу более стойкого характера выбирает протестовать, вызывать «огонь на себя», быть аутсайдером, показывая своё нежелание смириться с таким навязываемым ему положением вещей. Они встречают агрессию взрослых, никому не нравятся бунтари, которые «мутят воду» и добавляют проблем. Такие дети часто сами «черствеют» к другим по тому же типу, как относились к ним, становятся источниками открытой агрессии и жестокости.

Кто-то выбирает наладить хорошие отношения с воспитательницей, ходить в любимчиках, как раз затем, чтобы обеспечить себе «на всякий случай» дополнительный процент лояльности от человека, представляющего силу. Во взрослой жизни это проявляется заискиванием перед властьимущими, стремлением «склонять голову» перед тем, кто сильнее, соглашаясь с ними и не афишируя свои предпочтения. И много-много ещё примеров привнесения в детскую светлую сущность «не того» можно было бы привести, но нужно ли…

Кто-то упрекнёт меня в слишком жёстком отношении к детским садам, соглашусь, что так оно и есть. Моё мнение, что в скором будущем детские сады в той их представленности, какая наличествует сейчас, канут в небытие. И, слава Богу. Если сад, то со свободной системой воспитания, обучения, сродни мягкой вальдорфской системе, лучше немноголюдный и частный, чтоб было с кого спросить. Да и практика показывает, что в частные детские сады идут как раз люди, движимые идеей и любовью к тому, что они делают. Пока так. Ну и чем позже от мамы – тем лучше.

Подростковая жестокость (По тексту В. Н. Куприна)

Прежде, чем выложить данное сочинение, я хотела бы представить начало и конец текста, по которому, собственно, и было написано данное сочинение, для того, чтобы не возникало путаницы. » В воскресенье должен был решаться какой-то вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтобы пришли все. «А ты улыбайся!» — вдруг услышал я крик своих детей. Мы с председателем обернулись: дети азартно, со всей силы, расстреливали снежками вылепленные из снега фигуры: и папу, и маму, и себя, и всю родню…» В данном тексте В. Н. Куприна представлена проблема жестокого отношения подростков между собой, а также ее быстрого распространения. Автор рассказывает о том, как ребята играли в футбол, и играли они очень жестоко. Вдруг одному из мальчишек попало мокрым мячом по лицу, и остальные ребята «под дружный хохот» сказали, чтобы он улыбался. «Подросток вспыхнул, но одернулся, но я заметил, что глаза его стали жестче, а играть он стал злее и затаенней. Охотился за мячом, ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в ближайшего соперника…» Автор считает, что жестокое отношение среди подростков очень сильно распространено, быстро передается от одного к другому и приобретает огромные масштабы, и эту ситуацию нужно искоренять. Я согласна с мнением автора. В подтверждение своей позиции я приведу два аргумента. Первый я возьму из книги В. К. Железнякова «Чучело». Лена Бессольцева берет на себя вину Димы Сомова, ее нового одноклассника, рассказавшего их классной руководительнице Маргарите Ивановне, куда все ребята сбежали с урока, в результате чего она становится главным объектом издевательств со стороны ребят. Они объявили ей бойкот и даже несколько раз избивали девочку. Дима же не только не признался ребятам в своем «проступке» перед ними, но и присоединился к ним в издевательствах над Леной. Второй аргумент я приведу из произведения В. Г. Распутина «Уроки французского». Володя — главный герой, одиннадцатилетний мальчик, переехавший учиться в город. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал себе на рубль стакан молока для лечения. Рубль этот он зарабатывал, выигрывая в «чику». Каждый раз, получая нужную сумму, Володя выходил из игры. Но однажды ребята не дали ему уйти, заставив его играть дальше, а Вадик, лучший игрок, и, по-видимому, лидер «шайки» игроков, спровоцировал драку, в результате которой Володя был избит. Ребята проявили жестокость и мстили. Опираясь на все выше сказанное, я могу утверждать, что жестокое отношение подростков друг к другу есть и сейчас, а поскольку данные произведения, из которых я брала аргументы, читают в школе и в настоящее время, то можно сказать, что эта проблема по сей день остается актуальной.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.