Девиантное поведение

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром.

Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения

Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.

Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков

Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения

Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

  • Профилактика сексуальных отклонений;
  • Профилактика психологических зависимостей;
  • Формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе.

3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждой школе практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста, который более подробно и четко объясняет все недостатки и негативные последствия, которые влечет за собой девиантное поведение. Данный метод объясняет о законных и дозволенных путях решения собственных проблем.

Девиантное поведение делится на несколько видов, прямо пропорционально зависящих от уровня вреда, который наносится обществу:

  • Нарушение моральных и правовых норм социума, а именно: воровство, хулиганство, изнасилование, убийство является противоправным видом;
  • Наркомания, алкоголизм наносят вред близким людям и знакомым (соседи, друзья, семья) и относится к асоциальному виду;
  • Мазохизм и все что способно наносить вред только подростку носит название деструктивного варианта поведения.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

  1. Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.
  4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением. Заключенные, умирающие от незаживающих и зараженных ран наркоманы, болеющие раком легких куряги, грязные ночующие на улице алкоголики и все то, что способно вызвать отвращения от курения, наркотиков и алкоголизма.

Р. Мертон о девиантном поведении

Р. Мертон изучал различные проявления девиантности, рассматривая их в качестве закономерных условий социальной жизни. По его мнению, девиантное поведение – это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия. То есть данная реакция является ожидаемой. Он пытался применить понятие девиантного поведения, анализируя социальную действительность США.

Например, все общество с США разделено на богатых и бедных. Однако основной целью любого американцы является идея национального, всеобщего счастья, жизненный успех, в особенности выраженный в материальных благах. Однако только некоторые способы получения такого богатства одобрены обществом, например, занятия престижной должности с высоко оплачиваемым доходом. В то же время, далеко не все люди имеют равный доступ к высокооплачиваемой работе, вследствие чего возникает социальный конфликт. Некоторые личности пытаются добиться высокого уровня дохода любыми способами, в том числе и преступными.

Таким образом, согласно Р. Мертону, девиантное поведение возникает тогда, когда члены общества не способны легитимно достичь провозглашенные обществом цели. Тогда остаются только незаконные способы, которые они избирают. По его мнению, девиация является следствие того, что возникает разрыв между культурой и социально одобряемыми средствами достижения социального благополучия.

Причины

Для развития явственных отклонений необходимы веские основания. Просто так в жизни ничего не происходит. Определенные факторы способствуют накоплению негативных впечатлений, формируют установки, которые препятствуют созданию положительной картины мира. Остановимся подробнее на причинах происходящего. Возможно, это поможет кому-то определиться с дальнейшими шагами.

Неблагополучная семья

Это самая распространенная причина, по которой происходит формирование отклоняющегося поведения. Все мы родом из детства.Невозможно отбросить этот опыт или представить, что его не было. Неблагополучная семья влияет на формирование личности сильнее, чем социальное окружение. Происходит подмена некоторых понятий, отрицание обще семейных ценностей. В семье, где нет уважения, не бывает принятия. Ребенок может расти замкнутым и неприветливым, бояться высказывать свою точку зрения. Это не способствует накоплению положительной энергии, формированию позитивного взгляда на мир. В большинстве случаев ребенок повторяет опыт родителей. Будут невольно скопированы модели поведения, установки, способ реагирования в различных ситуациях. Девиантное поведение личности всегда ведет к разрушению. Индивид не может бесконечно копить в себе тревогу и раздражение. В конечном итоге это выльется в непрекращающийся поток агрессии и осуждения.

Травля в коллективе

Еще одна распространенная причина, способствующая накоплению отрицательных эмоций. Буллинг, как бы он ни выражался, всегда заканчивается опустошением личности. Человек перестает ощущать себя изнутри, не знает, как поступать. Теряется ощущение реальности происходящего, безопасность внешнего мира ставится под сомнение. Травля в коллективе –весомый аргумент, который причиняет боль и страдания. В некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста. Ведь если человека постоянно гнобят, то он не может потом выстраивать полноценные отношения, действовать по велению сердца. Создается впечатление, что в душе формируется бронь, препятствующая формированию душевной привязанности. Негативное девиантное поведение– это результат неспособности сделать правильный выбор, определиться с дальнейшими шагами.

Влияние сверстников

Желание самоутвердиться иногда приводит к неконтролируемым последствиям. Примеров девиантного поведения среди подрастающего поколения немало: ровесники настойчиво требуют от формирующейся личности соблюдения определенных правил и установок. Влияние сверстников оказывает огромное влияние на индивида. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, что подросток пошел не по самой лучшей дороге. Разрушительное влияние сверстников может быть весьма серьезным.

Заниженная самооценка

Это серьезная проблема, могущая обесценить любые начинания. Низкая самооценка не позволяет претендовать на высокое положение в обществе, заставляет людей довольствоваться малым, не ведет к развитию. Нередко это становится причиной того, что личность перестает себя ценить. В результате может сложиться ощущение, что справедливости в мире не существует, поэтому можно творить, что хочется, совершать любые безумные поступки. У подростков и детей складывается ощущение непонятности, происходит постепенное накопление разочарования во внешнем мире

В связи с этим они пытаются привлечь к себе внимание родителей, педагогов, любых окружающих людей. Девиантное поведение срабатывает как форма протеста

Личность не осознает собственных мотивов, потому что действует, основываясь на негативных впечатлениях.

Различные страхи

Фобии мешают нам двигаться вперед по жизни. Они довлеют над обстоятельствами, способствуют формированию искаженной картины мира.Человек, который боится, не может принимать осмысленные решения. Он постоянно сомневается в себе, крутит в голове тревожные сценарии, с которыми не может справиться.Вот почему работа с детьми с девиантным поведением всегда начинается с проработки страхов. Необходимо рассмотреть ситуацию изнутри, чтобы понять, как с ней можно справиться в результате. Ведь в противном случае даже самые действенные методы могут оказаться неэффективными.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Классификация и виды

Существует несколько классификаций, отличающихся смыслом и содержанием. Связано это с тем, что девиация рассматривается разными науками, поэтому нет общего критерия, согласно которому человека можно назвать девиантом. Кроме того, нет точного понимания, может ли отклоняющееся поведение быть положительным либо только негативным.

Классификация поведенческих реакций человека показывает способы его адаптации к условиям социальной среды:

  1. Инновационный подход в выборе средств.
  2. Ритуализм. Игнорирование цели, поскольку ее невозможно достичь. Средства традиционные.
  3. Ретретизм — полное несогласие.
  4. Мятеж. Бунт представлен как порядок, меняющий цели и средства.

Следующая классификация рассматривает деструктивное поведение с учетом его направленности:

  1. Внешнедеструктивное. Асоциальное поведение, нарушающее сложившиеся нормы. Подразделяется на аддиктивное (применение специальных веществ для ухода от реальности) и антисоциальное (несоблюдение законов, нарушение прав других людей).
  2. Внутридеструктивное. Суицидальные наклонности, фанатизм, аутизм.

Простой для восприятия является классификация, предлагающая делить девиацию на положительную и отрицательную. Положительное девиантное поведение является отклонением от норм и законов общества, оно не несет угрозы, а иногда приносит пользу. Примеры:

  • гениальность;
  • героизм;
  • усиленное чувство жалости, сопереживания;
  • самопожертвование;
  • чрезмерное трудолюбие;
  • талант;
  • уникальные умственные способности (вундеркизм).

К отрицательной девиантности относят:

  • наркоманию;
  • азартные игры;
  • уголовную преступность;
  • инцест;
  • терроризм;
  • вандализм;
  • проституцию;
  • алкоголизм;
  • экстремизм;
  • самоубийство.

Личность, склонная к девиации, выделяется из толпы, привлекает к себе внимание. В некоторых случаях это именно то, что нужно девианту, то есть недостающее внимание к собственной персоне

Причины возникновения

Отклонение развивается по многим причинам. Это понятие не применяется к детям младше 5 лет. Провоцирующими факторами являются:

  1. Биологические причины. Люди от природы склонны к бунту и мятежу, способны идти наперекор обществу.
  2. Психологические. Девиация возникает из-за индивидуальных особенностей, воздействия негативных внешних раздражителей.
  3. Социологические. В обществе периодически происходит отторжение общепринятых норм, правил, возникает своеобразный вакуум.

Другими словами, девиантами становятся из-за негативного воздействия близкого окружения, общества, индивидуальных особенностей и генетических наклонностей. Провоцирующими факторами являются:

  • неправильное воспитание;
  • отсутствие положительного примера;
  • дефицит внимания, безразличие со стороны общества;
  • дурной пример родителей и близкого окружения;
  • проявление агрессии со стороны взрослых в детском возрасте;
  • отсутствие контроля;
  • психологические отклонения.

Таким образом, причины бывают внутренние и внешние.

Особенности формирования

Социальная девиация формируется постепенно. Проявляется в виде несогласия и нежелания придерживаться правил, норм, стандартов. Человек хочет выделиться, бросить вызов обществу

Чаще всего индивид привлекает внимание отрицательным поведением. Последствия разные — от безобидного мятежа до причинения вреда себе или окружающим

Девианту нравится нарушать нормы и наблюдать за реакцией общества.

Профилактика

Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков

Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере

Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов

Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Понятие девиантного поведения

Определение 1

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы, установленных правил общественного поведения.

Нередко девиантное поведение проявляется безнравственностью, причинением боли, вреда и страданий другим людям. Можно даже сказать, что человек с девиантным поведением в некоторый степени болен и не осознает последствий своей деятельности. Люди, которые совершают девиантные поступки, могут характеризоваться значительным уровнем ранимости, агрессии и обидчивости.

Причины возникновения девиантного поведения активно изучаются не только в конфликтологии, но и в психологии, а также в правоведении. Это связно с тем, что именно девиантное поведение является основой совершения всех правонарушений и преступлений. Как правило, причины девиантного поведения следующие:

  • индивид проживает в плохой и не благополучной среде;
  • индивид употребляет наркотики или алкоголь;
  • в отношении индивида ранее была допущена жестокость, давление и критика, в том числе со стороны близких лиц.

Можно выделить следующие признаки девиантного поведения:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • резкая перемена настроений;
  • скрытность, подозрительность.

Психологи считают, что лица, совершающие девиантные поступки, нуждаются в обязательном лечении. В то же время криминологии полагают, что искоренить девиантное поведение в полном объеме невозможно. Такое поведение соответствует категории «зла» в философии. Пока существует добро, существует и зло. Пока существует правопорядочное поведение, существует и противоположное ему девиантное поведение. Однако борьба с наиболее опасными видами девиантного поведения является приоритетной задачей государства. Например, правоохранительные органы занимаются борьбой с преступлениями, которые наносят существенный вред охраняемым интересам, в том числе жизни здоровье человека, свободам, собственности, безопасности государства и так далее.

По мнению социологов, девиантное поведение представляет угрозу нормам и ценностям человечества, саморазвитию и самореализации общества. Врачи также изучают девиантность в качестве пограничной нервно-психической патологии, которая приводит к психическим отклонениям личности. В то же время медики говорят, что далеко не все случаи девиантности являются следствием заболеваний. Проявлять данное поведения способны и психически здоровые люди.

С точки зрения психологии и конфликтологии проявление девиантного поведения – это ошибочный шаблон решения конфликта, который нередко направлен против всего общества в целом. Девиантное поведение измеряется количественно, то есть исходя из того, какой ущерб был причинен охраняемым интересам.

Замечание 1

Девиант – это человек, который демонстрирует отклоняющиеся, недопустимые черты поведения, и нуждается в помощи или консультации специалистов.

Причины девиантности


Большое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать
Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
Педагогические факторы
Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример

Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:

  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Структура девиантного поведения подростков

Девиантное поведение проявляется на нескольких уровнях:

  1. Общественные стереотипы. Например, когда девиантные дети вступают в молодежную субкультуру, бреются налысо или нарушают общественные стереотипы, как должен одеваться человек. Реального вреда они не наносят, но вызывают осуждение в обществе, чем наносят ущерб себе.
  2. Моральные, религиозные нормы. Если в обществе осуждается любовь к деньгам, а девиантные подростки стремятся их заработать, жертвуя школой, это нарушает моральные нормы. В целом это пример позитивной девиации, потому что почти все миллионеры и миллиардеры первые деньги заработали в подростковом возрасте. Пример негативной девиации – обман, унижение другого человека и иные нарушения негласных правил или религиозных норм.
  3. Мелкие правонарушения. Нередко встречается термин «деликвентное поведение». Обычно это нарушение административных правовых норм.
  4. Криминальное поведение. Сильные правонарушения, которые приводят к существенным негативным последствиям для других людей.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Советы родителям: как справиться с агрессивным ребенком

Родителям не стоит игнорировать агрессивное поведение своего ребенка, ведь в ином случае это станет его привычкой. В такой ситуации ребенок привыкает вести себя подобным образом, что может стать причиной непонимания окружающих

При этом важно помнить, что в разном возрасте детская агрессия проявляется по-разному. В целях профилактики агрессивных состояний в семье нужно сформировать атмосферу заботы, душевной теплоты и взаимной поддержки

Уверенность ребенка в том, что его любят и защищают родители, помогает его взрослению и становлению в качестве успешной личности. Чем большую уверенность в себе он обретет, тем меньше у него будет появляться эгоистических привычек, тем реже в его жизни будут присутствовать разрушительные эмоции. Взрослые должны предъявлять разумные требования к своим будущим преемникам, они должны осознать, что от них ожидают.


Коррекция агрессивного поведения у детей

Физические проявления агрессии устранить проще, если ребенок надул губы или сузил глаза, то лучше отвлечь его от пагубных эмоций интересным занятием, обнять за плечи.

Если попытка предотвратить порыв закончилась неудачей, то нужно спокойно разъяснить ребенку, что его поведение неприемлемо в этой ситуации

Нашкодившего ребенка нужно строго осудить, призвать к уборке получившегося разгрома, а объект агрессии окружить заботой и вниманием. Малыш должен осознать, что, ведя себя таким образом, он проигрывает в отношении с родителями, теряя их драгоценное внимание

После подобной меры наказания малыш должен прислушиваться к советам взрослых.

Вначале разгневанный малыш будет отрицать предложения взрослых, отказываться от уборки разгрома, не будет признавать собственную вину. Со временем он поймет, что требовали от него родители, страсти поутихнут, а комната станет чище. После того как маленький сорванец убрался в комнате, не забывайте о разумной похвале.


Беседа с ребенком – метод снижения агрессивности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.