Воспитанный человек: 10 признаков как распознать его среди окружающих

Содержание
  1. Три пути воспитания морали
  2. Роль родителей в нравственном воспитании детей
  3. Близнецовый метод
  4. Черты воспитанного человека
  5. Тревожно-мнительный тип
  6. Как проявляется
  7. Как исправить ситуацию
  8. Воспитание чувством вины
  9. Чем опасны манипуляции с чувством вины
  10. Нравственный человек – продукт воспитания моралью
  11. Культ болезни
  12. Как проявляется
  13. Чем грозит такое воспитание
  14. Симбиотическое
  15. Чем грозит воспитание
  16. Как проявляется
  17. Какой основной принцип воспитания
  18. Притча
  19. С чего начинается воспитанность?
  20. Проявляйте уважение и учтивость
  21. Антон Чехов: 8 качеств воспитанного человека
  22. Как стать воспитанным
  23. Противоречащее
  24. Чем грозит противоречие в воспитании
  25. Соотношение наследственных и воспитательных факторов
  26. С чего начать самовоспитание и работу над собой
  27. Сочинения
  28. Пример воспитанного человека
  29. Деликатность по отношению к другим
  30. Критерии воспитанности: такая разная черта

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Роль родителей в нравственном воспитании детей

Добросовестные родители желают воспитать ребенка максимально готовым к общественной жизни. Но не все правильно понимают суть этого процесса, ошибочно считая, что обыкновенное (предметное) образование позволит их детям влиться в социальную жизнь спокойно и непринужденно. Это распространённая ошибка, которая впоследствии может быть большой проблемой.

Очень часто образованность ребенка не имеет ничего общего с его моральным воспитанием, а оно, как известно реализуется именно в последствии долгой и трудоемкой работы с формированием мировоззрения и понятий ребенка. Дитя может быть абсолютным отличником и гением в школе, и в тоже время он ни во что не ставит родителей, а если и делает что-либо, то только ради удовлетворения своих прихотей (формула: ты мне – я тебе).

Для разрешения этих проблем, нужно понять одну истину: толерантный, отзывчивый, эмпатичный ребенок не рождается таким, это прямая заслуга его родителей. Он является отражением тех отношений, которые непосредственно проявляются к нему или присутствуют в семье.

Близнецовый метод

Интересной  возможностью получить ответ на вопрос о приоритете может стать изучение детей с одинаковой наследственностью – близнецов.
 
История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали, однако, с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:

  • Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.  
  • Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой. 
  • В Индии представители народности Хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.  
  • Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.

Близнецы  обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.

Черты воспитанного человека

  1. Самое главное качество воспитанного человека заключается в том, что он думает не только о себе, но и о других людях тоже, и ведёт себя так, чтобы жить в гармонии с самим собой и с окружающими. Воспитанный человек старается не мешать другим людям, всегда приходит на помощь, если он в состоянии помочь, он всегда вежлив и тактичен.
  2. Воспитанный человек соблюдает этикет (правила поведения в обществе).
  3. Воспитанный человек уважает других людей, их мнение, отличное от его собственного, терпимо относится к окружающим, их привычкам и интересам, даже если они ему не нравятся.
  4. Он всегда ведёт себя адекватно и соответственно ситуации.
  5. Воспитанный человек имеет чувство собственного достоинства, живёт в соотвестствии со своими желаниями и обязанностями, при этом не ущемляя прав других людей.
  6. Он серьёзно относится к своему делу, будь то работа или учёба. Выполняет дело со всей возможной отдачей, добросовестно и качественно.
  7. Воспитанный человек выполняет свои обещания и всегда приходит вовремя.
  8. Он доброжелательно настроен к окружающим, уверенно чувствует себя в компании незнакомых людей, потому что знает, как правильно нужно себя с ними вести.
  9. Он умеет скрывать свои эмоции, когда нужно. Воспитанный человек сдержан и корректен.
  10. Воспитанный человек — это хороший собеседник. Он умеет слушать, поддерживать беседу и отвечать.
  11. Он честен как перед собой, так и перед другими людьми.
  12. Воспитанный человек знает, .
  13. Воспитанный человек чтит и соблюдает законы своего государства.
  14. Воспитанный человек корректно ведёт себя в спорах. Он не пытается подчинить своей точке зрения всех и вся, но и своё мнение отстаивает твёрдо и умело. Что значит быть воспитанным в споре? Если воспитанный человек ошибся, то не побоится признать свою вину и извиниться.
  15. Воспитанный человек не пытается жить за счёт труда других людей. Он самостоятелен и никого ни к чему не принуждает ради собственного благополучия.
  16. Воспитанный человек самостоятельно принимает решения и сам отвечает за себя и свои поступки.
  17. Воспитанный человек искренен в личных отношениях, любит, понимает и с уважением относится к своим родителям.
  18. Он следит за своими словами и их смыслом. Умеет контролировать свою речь в зависимости от ситуации и положения.
  19. Воспитанный человек не употребляет ненормативную лексику.
  20. Воспитанный человек никогда не стоит на месте, он постоянно духовно развивается. С таким человеком приятно общаться и дружить.

Вот что значит — быть воспитанным.

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Тревожно-мнительный тип

Тревожно-мнительное воспитание – это постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Как проявляется

  • Контроль за каждым шагом ребенка;
  • Необходимость отчитываться перед взрослыми за действия и время, проведенное вне дома;
  • Согласование с родителями своей жизни и планов;
  • Выбор за ребенка: с кем дружить, где и чему учиться, что одевать, какую прическу носить.

Часто родители не осознают, какой урон наносят психике маленькой личности. И ребенок впоследствии вырастает с такими характеристиками:

  1. Мнительным;
  2. Тревожным;
  3. Не доверяет миру и окружающим;
  4. С низкой самооценкой и неуверенностью в себе;
  5. Боится проявить инициативу и рисковать.

Тревога за здоровье и будущее ребенка возникает на почве того, что малыш достался большой ценой (долгие годы не получалось, неудачные беременности до его рождения и т.д.) или у зрелых родителей, понимающих скорый уход. Беспокойство проявляется чрезмерностью и так, что ребенок не имеет ресурсов научиться справляться с трудностями: его либо оберегают, либо предостерегают, либо решают за него.

Как исправить ситуацию

  1. Отпустите чадо. Это не значит, что конец заботе и переживаниям, но позвольте ему ошибаться и решать проблемы.
  2. Не следите за ребенком, дайте право выбора и принятия решений.
  3. Не лезьте в душу, у каждого человека есть секреты. Ваш ребенок – не исключение.

Примите тот факт, что от всего не убережете и это не нужно. Ваша задача – научить самостоятельности путем проб и ошибок, а не растить взаперти.

Воспитание чувством вины

Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения.

Иногда мама в гневе может бросить: «Я тебе всю жизнь свою отдала, а ты неблагодарный». И ребенок чувствует вину за эту отданную жизнь.

Причиной такой парадигмы воспитания является внутренняя несостоятельность взрослых, их неспособность любить безусловно.

Чем опасны манипуляции с чувством вины

  • Комплекс неполноценности у ребенка, когда кажется, что бы не сделал – все не так;
  • Отсутствие самостоятельности;
  • Низкая самооценка и неуверенность в себе;
  • Страх совершить поступок и рисковать;
  • Ответственность за решения других.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Проблемы нравственного и духовного воспитания

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Культ болезни

Эта модель характеризуется возведением на пьедестал болезни ребенка. Если малыш родился больным или с отклонениями, его состояние ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Родители работают, живут и дышат только для излечения больного. При этом улучшение состояния часто игнорируется или бессознательно отвергается как возможное, ибо это приведет к краху целостности семьи.

Как проявляется

  • Все силы и ресурсы семьи вкладываются в излечение болезни;
  • Отсутствие иных аспектов семейной жизни: походы к друзьям, веселое времяпровождение;
  • Жертвенность родителей во имя ребенка;
  • Болезнь малыша – единственное, что связывает семью.

Чем грозит такое воспитание

  1. Ребенок чувствует себя в болезни самым значимым в семье;
  2. Учится манипулировать состоянием и получать желаемое;
  3. Ощущает непосильную ответственность за сохранение мира в семье;
  4. Проявляет инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни (болеть удобно и привычно).

Такой человек вырастает неприспособленным к нормальной жизни, полной радости, препятствий, иных форм взаимодействия кроме недуга.

Воспитание в болезни – это показатель страха родителей признаться в развале семьи.

Симбиотическое

Данный тип распространен среди неполных семей «мама-ребенок».

Симбиоз – это взаимоотношения, при которых взрослый не отделяет себя от ребенка и наоборот. Создается впечатление, что мама и малыш – одно целое.

Мы пошли на улицуМы сделали уроки

Чем грозит воспитание

  1. Неспособность принимать решения;
  2. Отсутствие самостоятельности;
  3. Зависимость от мнения, пожеланий, взглядов матери и других людей;
  4. Неуверенность в себе;
  5. Апатия к жизни.

Как проявляется

  • Указания, что делать и когда;
  • Контроль над жизнью чада;
  • Преуменьшение способностей ребенка;
  • Высмеивание проявлений самостоятельности или создание условий, при которых невозможно ее проявить в принципе;
  • Замещение потребностей ребенка своими.

Такой способ воспитания возникает по причине неспособности родителя дать свободу ребенку и увидеть в нем отдельную личность. Взрослый уже определил, каким вырастет его ребенок, чем тот должен заниматься и чего хотеть. Шансов проявить инакомыслие или несогласие с матерью у малыша нет.

При таком подходе важно обратиться за помощью к профессиональному психологу, который поможет докопаться до истинных причин необходимости симбиоза с ребенком

Какой основной принцип воспитания

Говоря о втором принципе, давайте припомним, мамы и папы, своё поведение и привычки. Как можно требовать от ребенка, например, чистоты и порядка, если сами часто, выходя из общественного транспорта, своими пальчиками вы сминаете билетик в крупинку и бросаете на тротуар. Да, ребенок этого не видит, но он чувствует, подмечает и позволяет себе это в другой форме (крошки от булочки под ковёр!).

Дети очень легко и с радостью принимают воспитание в форме личного примера значимого взрослого (авторитетного взрослого). Как правило, родителя для ребенка самые важные и авторитетные взрослые до 7 лет и если Вам удалось построить взаимоотношения на уважении, то Ваш авторитет сохранится на всю жизнь. Значит до 7 лет ваше поведение для ребенка часто важнее ваших слов. Поэтому прежде чем что-то требовать от ребенка, посмотрите на себя. Оцените, насколько Ваши требования соответствуют Вашему примеру. В противном случае в глазах ребенка Вы будите выглядеть . . .  не очень хорошо, а вскоре и вообще не будете «выглядеть в его глазах».

Притча

Одна женщина пришла к Просветленному человеку и говорит ему:

— Я знаю, что ты помогаешь людям, тебе верят и твоё слово всегда правда. Я болею сахарным диабетом, но не могу отказаться от сладкого. Помоги мне.

Просветленный человек велел ей прийти через две недели. Она пришла и он говорит ей:

— Не ешь сладкое, откажись от сахара.

Она удивилась и спрашивает:

— А почему ты не сказал мне это две недели назад.

— Потому что две недели назад я сам ел сладкое.

Собственно вот и вся наука воспитания.

Хочется добавить из опыта работы со сложными семьями, если все делаете правильно, то примерно к 10 годам Ваш ребенок будет Вас только радовать: самостоятельный, ответственный, отзывчивый и будет обращаться к Вам за советом и помощью. Если у Вашего ребенка рано начал проявляться характер, то с ним будет сложно в воспитании, но ему будет просто осваиваться в обществе. Только будьте рядом с ребенком, поддерживайте его невидимой рукой и у него всё получится.

Психолог Шуплецова Вера

Статью прочитали 772 чел.

С чего начинается воспитанность?

Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.

Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.

С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.

Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.

Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!

Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.

Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!

Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

Чтобы спросить себя, что такое обучение, подразумевается также вопрос о том, что он должен знать и как происходит знание. Был ли Гераклит прав, говоря, что знание — это не эрудиция, и что это не известно, накапливая понятия? Неизбежно, эти вопросы снова возвращают нас на допрос на человека, которого мы получили здесь, а не на «как», а на «кто», а не на «вещь между вещами», а на существующую совесть.

Мы не даем объективных знаний, то есть контента, абстрагированного от субъекта, и поэтому мы не участвуем в формировании, то есть заполнении главы информацией, а пробуждении в предмете, который необходим для понимания и знания, которое является оригинальным в человеке. И это знание — если это подлинное знание, то есть дар смысла, — не покоится в результате, в ответе, а в самом действии знания, которое является приостановкой между моим недоумением перед лицом мира и напряжением, чтобы поймать его смысл.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью

В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, — великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Это значение, которое не дано реальностью само по себе, но по моему опыту этой реальности, что делает меня проблемой. Изучение тогда является жизненно важным процессом для нашего сознания, которое происходит, когда оно не отчуждается само по себе, не испытывается как автоматизм, а в оживленной и ощупью связи с вопросом, который наиболее оживляет нас.

Но может ли быть знание? Или, скорее, мы живем от этого напряжения, чтобы учиться, который жив только в импульсе, в этом приключении в открытом море и без возможности посадки, что является тайной нашей жизни? К сожалению, на школьных столах вопросы умирают, чтобы уступить место понятиям и «навыкам», возможно, они смогут помочь мальчикам найти работу, но, конечно же, не будут помещать их в этот «горячий поток» поиска смысла. С другой стороны, когда мастеру удается поднять занавес недовольства, ему удается вступать в необычные отношения с обычным и провоцировать у детей вкус открытия и инноваций, после чего содержимое перестает быть довольным запоминанием, но только общий, глубокий и пульсирующий опыт, который там живет.

Антон Чехов: 8 качеств воспитанного человека

…Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других …

Твой талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae…( истина выше дружбы). Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным….

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
  5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я !..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность … Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

Тут дорог каждый час…

… Иди домой, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

Жду… Все мы ждем…

Твой А. Чехов.

Март 1886, Москва

Как стать воспитанным

Часто слово «невоспитанный» становится мерилом множества поступков, когда люди утрачивали контроль над собственным реагированием. Нервничая, злясь, люди начинают демонстрировать не самые привлекательные черты характера, что свидетельствует о слабой степени воспитанности.

Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.

Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.

Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.

Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.

В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:

– незамедлительно оказывает помощь;

– не преступает нормы законодательства;

– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;

– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;

– умеет при необходимости поддержать беседу;

– говорить ёмко и по делу;

– не склонен перебивать собеседника;

– признаёт ошибки;

– избегает неуместных шуток, оскорблений.

Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:

– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;

– следовать общеустановленным поведенческим нормам;

– контролировать эмоции;

– не пытаться перевоспитывать окружение.

Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.

Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.

Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Противоречащее

Такой тип сложный и наиболее дисфункциональный. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа. Мама придерживается одного мнения, папа гнет свою линию.

Родители – значимые взрослые в глазах детей. Их команды, взгляды и требования правильны и выполняются. А что делать, если команды разные? Детский мозг не в силах выдержать такое напряжение.

Чем грозит противоречие в воспитании

  • Истерики, эмоциональные срывы;
  • Невосприимчивость к информации (зачем вникать, если через минуту это может измениться);
  • Неусидчивость;
  • Манипулирование родителями;
  • Капризность, инфантильность, обидчивость.


Причина возникновения конфликта на предмет воспитания лежит в отношениях самих родителей, неспособных договориться между собой. Ребенок выступает разменной монетой, которой каждый манипулирует как хочет. Это инфантильность взрослой пары, неспособность выйти за рамки своих конфликтов и претензий. Интересы ребенка часто не учитываются.

Избежать последствий противоречащего воспитания можно только поиском консенсуса самостоятельно или с помощью психологической консультации.

Соотношение наследственных и воспитательных факторов

 
Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.
 
Из  всего сказанного можно сделать  следующий вывод: интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный. Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
 
01.02.2010
Анна Бердникова
  
  ребенок и родители  Другие статьи автора

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание

Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание

Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их

Сочинения

Жизнь людей наполнена проблемами. Одни из них решаются, после чего теряют свою актуальность, а другие остаются независимо от эпохи и времени. Ко второй группе проблем можно с уверенностью отнести проблему воспитания и воспитанности. Эта проблематика актуальна и по сей день, поэтому ей уделяют много внимания. Ведь воспитанность — это одна из важных составляющих взаимопонимания между людьми и залог их равноценного общения. Но что значит быть, и кого можно назвать воспитанным человеком? Чтобы в этом разобраться, попробуем привести пример воспитанного человека. При этом постараемся привести аргументы не только из жизни, но и из литературы. Ведь и классики, и современные писатели в своих произведениях также затрагивали тему воспитания.

Пример воспитанного человека

Как сказал Белинский, воспитание — это великое дело: им решается участь человека. И это действительно так, ведь воспитание играет не последнюю роль в судьбе человека. Оттого насколько будет воспитан человек, будет и соответствующее к нему отношение.

Какой он воспитанный человек? Согласно словарю, воспитанный человек умеет себя вести в обществе. Только просто хороших манер мало для того, чтобы назвать человека воспитанным. Уступив место или пропустив даму вперед, вы не станете воспитанным человеком, хотя эти качества также являются признаками воспитанности. Чтобы быть воспитанным, нужно постоянно совершенствоваться, соблюдать установленные правила, и главное, уважать окружающих, их труд, мнение, при этом проявляя взаимную вежливость.

Тему вежливости затрагивали и писатели разных эпох. Так, примером воспитанного человека из литературы может стать Андрей Болконский, один из героев романа Война и мир. Он был благородным и честным человеком, который уважал не только свое мнение, но и чужое. Точно также примерами воспитанных людей можно считать Николая и Наташу Ростовых. А вот Анатоль Курагин является примером невоспитанности. Ведь без зазрения совести он позволяет себе интрижку с девушкой, которая уже имела ухажера. Он не посчитался с чувствами Андрея Болконского, проявил к нему неуважение, и из-за своего эгоизма разрушил счастье молодых людей. Курагин самолюбивый человек, готовый на ложь ради сиюминутной выгоды, а такие качества не могут быть присущи воспитанному человеку.

Митрофанушка из произведения Фонвизина Недоросль также является ярким примером, как необразованности, так и невоспитанности. Этот человек не соблюдает правила этикета, не уважает даже мать, не говоря уже о других людях. Он не умеет вести себя в обществе и не может приспособится к жизни.

А вот в произведении Платонова Юшка главный герой Ефим может быть примером воспитанного человека. Несмотря на неуважение сельчан, на их злобу по отношению к себе, он не опускался до их уровеня, а наоборот, прощает их, и проявляет милосердие. В этом и проявляется воспитанность Ефима.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что воспитанный человек — это тот, кто внимателен к другим, проявляет деликатность и тактичность, уважает окружающих. Воспитанность — это совокупность образования, моральных качеств и духовной культуры, которые заложены в человеке, начиная с его рождения. Главное, не растерять эти бесценные качества в процессе жизни.

Воспитанный человек – пример из литературы

А какую оценку поставите вы?

Деликатность по отношению к другим

Если человек хорошо воспитан, он, как правило, не станет указывать окружающим на их неправильное поведение

Другими словами, он сделает вид, что не обращает внимание на такие вещи, как громкое чихание или неопрятный внешний вид собеседника. Но если речь о мужчине, и кто-то нецензурно бранится при его спутнице, то он просто обязан сделать замечание, иначе это будет неуважением к даме

Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи.

Хорошее воспитание предполагает внимательное отношение к окружающим, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим. Это означает – уступить место в транспорте ребенку или пожилому человеку, сказать «спасибо» за любую, даже пустяковую услугу, предложить людям в очереди пропустить вперед беременную женщину.

С человеком, который хорошо воспитан, всегда приятно находиться рядом, поскольку он старается понимать других и учитывать их интересы. Если к нему пришли гости, а на улице холодно или дождь, то он тут же угостит их чаем. Когда он замечает, что кому-то жарко, то предлагает открыть окно или включить кондиционер.

Критерии воспитанности: такая разная черта

В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.

Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.

Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.

Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.

В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.

Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам

Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.