Патриотизм

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Рекомендуем статью: Методы и формы патриотического воспитания молодежи.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций. Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное. Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей

Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И

Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты. Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

На чем воспитывают современных детей

Доклад наших гимназистов вызвал оцепенение. Немая боль пронзила сердце, где память навсегда запечатлела родных и близких, не вернувшихся с войны. Рассказы очевидцев, прошедших страшные бои, немногочисленных уцелевших в концлагерях. Музеи, бережно хранящие все пережитое нашей страной. Почему мы не смогли передать память корней своим детям, воспитать достойных патриотов Родины?

Современные дети совсем другие. За последние десятилетия произошла утрата чувства патриотизма. Для нового поколения это понятие стало чуждым. Их привычный сленг активно вытесняет русские слова. Весь интернет — любимое место нахождения — пронизан американской культурой, разрушающей наше общество изнутри.

В 7–10 лет дети уже воспитаны американскими мультипликационными и киногероями. Напичканные иностранными понятиями подростки ведут разговоры о том, что надо окончить школу, институт и уезжать за лучшей жизнью за границу, там они смогут стать богатыми и знаменитыми. Здесь — все плохо, люди и технологии отстали. Их ничто не держит на родине.

Доводилось ли вам близко общаться с детьми-сиротами? Чуткое сердце сразу ощутит неприкаянность. Не знавшие материнского тепла и ласки. Никогда не имеющие своего родного дома. Их отпускают во взрослую жизнь, и летят они, словно сорванные листья, гонимые ветром. Некуда приклонить голову, если случится радость или беда. Нет семьи, родного очага.

Таким сиротой ощущает себя всякий человек, которому с детства не привили любовь к своей Родине и чувство патриотизма. Человек без корней так и остается до конца дней сорванным листом, уносимым ветром. Чтобы этого не случилось с нашими детьми, мы, взрослые, должны воспитать их патриотами своей страны.

Для чего нужно воспитывать ребенка патриотом

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана объясняет, что для полноценной счастливой жизни каждому человеку необходимо чувство защищенности и безопасности. Малыш не умеет защищать себя. Родители оберегают дитя, как нежный росток, от опасностей, учат его жить среди людей. Важным моментом является необходимость воспитать ребенка патриотом.

Выйдя во взрослую жизнь, такой человек пустит корни на родной земле. Будет жить, реализовываться в своей стране с ощущением чувства защищенности и безопасности, уверенный в завтрашнем дне. Воспитать чувство патриотизма — это дать ребенку прививку на всю жизнь: стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности, оптимизм.

Любовь к Родине дает чувство единения со всем народом, ощущение себя своим на своей родной земле. Именно для людей нашей страны с уретральным менталитетом так важен патриотизм.

Воспитание патриотизма ребенка начинается в семье

Воспитание маленького патриота начинается с раннего детства. Человек — существо обучаемое и социальное. То, что ребенок видит вокруг, определяет его сознание, образ мыслей и мироощущение.

Посмотрим на мир глазами ребенка. Что он видит? Неудовлетворенность родителей от жизни, разводы, несчастную мать, которая вынуждена растить детей одна, отцов, которые не платят алименты. Может ли в таких условиях ребенок вырасти патриотом?

Ребенок чувственно и сознательно нуждается в людях, с которых он мог бы брать пример. В раннем детстве это родители. Дружная семья, где мама и папа с любовью относятся друг к другу, и ребенку дает необходимое чувство защищенности и безопасности. Поэтому ответственность за то, чтобы воспитать ребенка патриотом своей страны, лежит на родителях, затем на дошкольных и школьных учреждениях.

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» объясняет, что ребенок с анальным вектором по своим природным качествам является патриотом. Для него очень важны семейные ценности, память, история. Такого малыша остается только верно направить в нужное русло. В остальных детях нужно качественно воспитывать патриотизм.

Патриотическое воспитание дошкольников через народное творчество

Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову. Дети чутко улавливают меткость народного слова, охотно включают в свою речь образные выражения, присутствующие в фольклоре, с удовольствием разгадывают загадки, читают и запоминают потешки. Предметы декоративно-прикладного творчества также вызывают большой интерес со стороны детей. Привлечение всех видов народного искусства к работе с дошкольниками не только оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание, но и заметно оживляет педагогический процесс.

  • При работе в младшей группе педагог может прибегать к малым фольклорным формам: умело прочитав загадку, потешку, считалку, он заинтересует детей, успокоит плачущих и развеселит загрустивших.
  • В средней группе детей можно ознакомить с примерами устного народного творчества, особенно со сказками. В начале занятия воспитатель должен объяснить, какая сказка называется народной. Сама природа, строй и использование выразительных средств языка требуют, чтобы народную сказку именно рассказывали, благодаря этому контакт со слушателями получается более тесным, а в детской аудитории создаётся благоприятное настроение. Если же воспитатель ещё и будет рассказывать её, облачившись в национальный костюм, то детские впечатления получатся ещё более сильными.
  • Для старшей группы воспитателю нужно запланировать отдельные занятия, посвящённые народному творчеству. Темой может быть разглядывание с последующим описанием дымковских игрушек, хохломской росписи, рассказы о кружевах и русской вышивке.
  • Знакомство с фольклорными произведениями в подготовительной группе чаще проходит вне занятий. В каждой местности есть свои сказки, народные песни и хороводы, детям же достаточно показать лучшие из них.

С чего начать?

Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому»

В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Гражданско-правовое направление

Детям с малых лет рассказывают, что брать чужое запрещено, за это могут посадить в тюрьму. Подрастающему поколению нужно объяснить, что все написанные законы нужно обязательно соблюдать. Но соблюдать их нужно не из страха быть пойманным и наказанным, а руководствуясь чувством глубокой любви к Родине. Если все будут жить по законам и про принятым в обществе правилам, то общее благополучие в стране пойдет вверх.

Юным гражданам рассказывают о государственном строе России, порядке образования органов власти, объясняют основные конституционные права и обязанности граждан. Детям нужно вкратце рассказать о вертикали государственной власти, но без сложных и заумных терминов. Лучше использовать простые и понятные сравнения, например: государство – это семья, президент – это глава семьи, народ – члены семьи и т. д.

Обратите внимание:
Важно организовать в школе самоуправление, выбрать главу класса, наделить его определенными полномочиями. Обязательно следует показать выборность всех органов местного школьного самоуправления, чтобы каждый ученик понимал, как его решение по выбору кандидатуры главы класса может повлиять на общую судьбу всего коллектива.

В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом

В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом.

Задачи патриотического воспитания

  • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
  • Прививать уважение к самому разному труду.
  • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
  • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
  • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
  • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
  • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
  • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

Подробнее:

Педагоги-практики с опытом утверждают, что в основе формирования любых патриотических чувств лежит пережитая эмоция. Нужно уметь затронуть струны души детей таким образом, чтобы у них осталось глубокое переживание, связанное с Родиной. Здесь все зависит от ситуации, обстоятельств, а также от квалификации педагога.

Выбор направления патриотического воспитания зависит от возраста человека:

  • пятилетнему ребенку достаточно просто выучить названия главных улиц его города;
  • школьникам уже нужно рассказывать о памятниках на улицах и о деятелях, в честь которых они установлены;
  • со студентами можно проводить беседы патриотически-философского направления о Родине и ее героях.

Есть несколько основных направлений воспитания молодежи в духе любви к Отечеству. Рассмотрим их подробнее.

Все направления преследуют единые задачи патриотического воспитания, о которых мы писали ранее.

Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.. Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине


Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности


Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.


Изучение национальных обычаев – важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

Военно-патриотическое направление

История России связана с войнами и необходимостью защиты своих земель от захватнических планов соседствующих стран. Военно-патриотическое воспитание должно занимать значительное место в развитии личности, особенно это касается юношей

Для воспитания поколения защитников Родины нужно уделять внимание следующим аспектам:

Изучать военную историю России, детально разбирать причины, ход и результаты каждой значимой войны

Особое внимание должно уделяться Великой Отечественной Войне, которая является образцом военно-патриотического духа русского народа.
Сохранять связь учеников с участниками военных конфликтов и проводимых антитеррористических операций. Многое дает проведение открытых уроков с реальными людьми, которые служили Отечеству и на деле подтвердили свой патриотизм своими боевыми подвигами.
Обеспечивать формирование положительного образа ВС РФ, прививать учащимся готовность выполнить свой военный долг и защитить свой родной край и страну в целом.

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.


Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей. Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья. Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?

Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.