- Внушаемость у детей. Внушаемость
- Описание
- Внушаемость
- Состояние повышенной внушаемости
- Факторы и причины
- Коротко о главном
- Примеры неосознанное влияния
- Опасности
- Основные признаки
- Авторитетное внушение
- Примеры
- Как избавиться от внушаемости
- Роль внушения в образовании
- Повышенная саморетишизация. Повышенная внушаемость
- Итог
Внушаемость у детей. Внушаемость
Внушаемость — степень восприимчивости к внушению , определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.
Описание
Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков ).
Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью , то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).
Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.
- Тест С. Н. Астахова (1962)
Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.
- Проба П. И. Буля (1955)
Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».
Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений
Внушаемость
Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.
Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.
Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:
С = П.В. / В.В.
Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.
Внушаемость зависит от ряда факторов:
Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.
Дети более внушаемы, потому что:
- им не хватает опыта;
- им не хватает разума;
- им не хватает способности к критике новых идей;
- они знают о своей несостоятельности;
- они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
- они смотрят на старших, как на высших существ.
Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.
Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.
- Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
- Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
- Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
- Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».
Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.
- Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят. Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
- Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
- Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.
Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.
- Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
- Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.
Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.
Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:
- великий или авторитетный человек;
- популярный человек;
- большая группа;
- напечатанный текст или мотивированная реклама.
Состояние повышенной внушаемости
Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.
Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью
Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.
Факторы и причины
Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:
степень важности информации;
усталость и дефицит времени;
стресс и давление со стороны;
неопределенность в выборе;
психологическая неустойчивость;
алкогольная или наркотическая зависимость.
Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:
- обстоятельства;
- жизненный опыт;
- уровень образования;
- возраст.
Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.
Коротко о главном
Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.
Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия
Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:
- Робость.
- Зависимость от других.
- Доверчивость.
- Повышенная впечатлительность.
- Излишняя эмоциональность.
- Тревожность.
- Низкая самооценка.
- Слабо развитая логика.
- Медленное протекание психических процессов.
- Неуверенность в себе.
Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.
Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.
Рекомендуем: Как развить силу воли?
Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.
Примеры неосознанное влияния
Один из них мужчина, например, в этот момент решил сплюнуть собравшуюся слюну и делает это не в сторону газона, а под ноги идущей ему навстречу молодой девушке. Это можно расценивать как проявление негативного отношения незнакомца к случайно следовавшей мимо девушке. А можно просто подумать, что парень мало воспитан и поступает так некрасиво всегда. Но та самая девушка не догадывается о реальных мыслях встречного, потому этот плевок принимает на свой счет. А значит, страдает ее настроение и самооценка.
Вдруг именно в этот день юная особа, на свой взгляд, выглядела не совсем хорошо. И по ее мнению, парень заметил ее недостатки и так отреагировал на ее секундное появление. Так или иначе, психологическая травма юной особе нанесена за считанные секунды. Неосознанное поведение юноши повлияло на незнакомку не самым лучшим образом. Сам того не подозревая, он ей внушил чувство неполноценности, закомплексовал.
Еще одним примером негативного воздействия может стать поход в кино. В кассе кинотеатра, наблюдая за парой влюбленных, можно определить лидера, ведь это не всегда бывает мужчина, понять – кто задает тон отношениям и влияет на поведение партнера. Она желает посмотреть фильм о любви, что естественно, он ужастики. Их желания на данный момент разобщены. И тут начинается противодействие – кто кого. В ход идет явно отрицательное психологическое воздействие — обиды, слезы, крики и угрозы.
Чаще всего этим страдают девушки. Для них такие способы – простейшее орудие манипуляции. У мужчин, как правило, один ответ – молчание, сдвигание бровей и активный анализ вероятных исходов. Мягкий и уступчивый мужчина еще до входа в кинотеатр знает, какой фильм со своей спутницей он будет смотреть сегодня. Также все бразды в выборе киноленты отдают своим девушкам по-настоящему влюбленные мужчины. Фильм, который нравится самому парню, он посмотрит в одиночестве в любой удобный момент.
Как негативным, так и положительным примером убеждения или внушения можно считать рекламу на ТВ. А рекламируют, как известно, все самое необходимое. Например, медикаменты – то, отчего трудно отказаться многим. Фармацевтические компании вкладывают многомиллионные суммы в информацию, которая повлияет на миллиарды. То или иное средство устранит конкретную проблему конкретного человека. Телезритель посмотрел и забыл, но на подкорке головного мозга полученные сведения закрепились. А значит, произошел контакт прямого и даже положительного внушения. И как только у человека возникает проблема со здоровьем, он вспоминает активные рекламные призывы и спешит в аптеку за исцеляющим препаратом. Прямое влияние рекламы на поведение человека прослеживается по всем позициям продвигаемого товара.
Особенно хорошо действует способ многократного внушения информации. К такому варианту воздействия можно отнести моду. Создание одежды одним человеком, ее пропаганда и продажа массам – это простейшая цепочка, когда одна идея воздействует на массы. Каждый стремится подражать модным тенденциям, моделям и звездам. Это желание продиктовано многолетними и многоразовыми внушениями о моде, красоте и востребованности определенных вещей, причесок, обуви, косметики. Влияние моды – это осознанное воздействие со стороны законодателей моды и тех, кто подчиняется их законам.
Первые дают посыл о предмете моды, вторые принимают этот посыл и становятся потенциальными покупателями. Они уже знают, что приобретут товар именно той торговой марки или конкретную модель платья, пальто, которые увидели на просторах рекламы и поверили сказанному там. Мода – это всего лишь подражание, желание быть как все. Своеобразная психологическая зависимость от чужого мнения. Ведь, если ты одет не по последней моде, то ты профан. Лишь смелые и самодостаточные личности способны противостоять навязыванию мыслей и поведения.
Дети, как раз, в силу возраста еще не достигли уровня осознанного выбора и часто подражают взрослым. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, зависит результат влияния. Плохой пример – плохой воспитательный результат, и наоборот. Пьющие, орущие и плохо воспитанные взрослые окажут самое неблагоприятное воздействие на свое чадо, которое в дальнейшем приведет к негативному поведению в семье уже самого выросшего наследника. Любой воспитательный, а значит – имеющий влияние, пример всегда несет нагрузку. Лучше быть положительным примером и воздействовать на будущее своих детей лишь позитивно.
Опасности
Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.
Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.
Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.
Основные признаки
Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.
Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.
Авторитетное внушение
Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.
Чем объясняется внушение авторитета?
Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».
Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам.
В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.
Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением.
Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).
Образовательные последствия престижных внушений очень важны:
- Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
- Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
- Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.
Примеры
Внушаемость проявляется в повседневной жизни людей:
- Кто-то становится свидетелем ссоры после школы. Когда позже его спросили о произошедшей «огромной битве», он вспоминает воспоминания, но неосознанно искажает их преувеличенными выдумками, потому что теперь он думает об этом событии как о «огромной битве», а не просто аргументе.
- Родители говорят детям, что они хорошие певцы, поэтому с тех пор они считают себя талантливыми, в то время как их родители на самом деле ложно поощряют их.
- Учитель может обмануть своих учеников AP Psych, сказав: «Внушаемость — это искажение памяти посредством внушения или дезинформации, верно?» Вероятно, что большинство учеников согласятся с ним, потому что он учитель и то, что он сказал, звучит правильно. Однако на самом деле этот термин представляет собой эффект дезинформации .
Однако внушаемость также может проявляться в крайностях, что приводит к негативным последствиям:
- Показания свидетеля изменяются, потому что полиция или адвокаты вносят предложения во время допроса, в результате чего их и без того сомнительные наблюдения превращаются в искаженные воспоминания.
- У молодой девушки начались мигрени, которые привели к недосыпанию и депрессии. Ее терапевт, который был специалистом по делам, связанным с жестоким обращением с детьми, неоднократно спрашивал ее, подвергал ли ее отец сексуальному насилию. Это предположение заставило юную девушку сфабриковать воспоминания о том, как ее отец приставал к ней, что привело к тому, что ее поместили в приемную семью, а ее отца судили по обвинению в жестоком обращении.
Как избавиться от внушаемости
Эти советы хоть и кажутся простыми, но достаточно эффективны и работают безотказно:
- если у вас нет контраргумента своему собеседнику, вы автоматически признаете его правоту. Вы отстаивайте свою точку зрения, особенно если вы правы! Приведите довод в свою пользу в дипломатической форме и не бойтесь быть непонятыми;
- научитесь говорить твердое “нет”, особенно в случае, если вы знаете, что это стоит сделать. Это облегчает жизнь и убережет вас от многих проблем в будущем;
- не разрешайте собеседнику навязывать вам свое мнение в разных жизненных ситуациях, что чревато внутренним межличностным конфликтом.
Конечно, применить такие советы очень даже непросто, особенно психологически слабым личностям, поэтому начните с самых малых шагов. Это ваша жизнь и только вы вправе ей распоряжаться, как посчитаете нужным.
Роль внушения в образовании
Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.
Роль учителя
Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.
Роль ученика
Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».
Формирование признаков
Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.
- Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
- Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
- Изучение биографий влияет на характер.
- Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
- Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.
Влияние материальных инструментов
Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.
Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.
Эффект способа внушения
Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.
Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.
Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.
Внушение и страх
Внушение лучше всего работает при отсутствии страха.
Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.
Ограничения внушения
Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.
Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».
- Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
- Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
- Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.
Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.
А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах.
П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!
Повышенная саморетишизация. Повышенная внушаемость
Следует отметить, что на уровне соматических заболеваний у лиц, имеющих ПТСР существуют закономерности и особенности протекания. В частности: объективные методы исследований на начальной этапе не подтверждают наличие заболевания;
обычные методы лечения при выявленных заболеваниях дают кратковременный результат улучшения самочувствия;
поскольку ПТСР имеет психологическую основу, только с сочетанием психотерапевтических методов достигаются надежные результаты купирования ПТСР.
С целью купирования посттравматических стрессовых расстройств применяются специальные методы, овладеть и квалифицированно применять которые могут только специалисты. Как правило, эти методы вытеснение образа, гетеросугистивная терапия «временная линия «; группы психологической поддержки с моделированием деятельности, специальные методики психофизиологической регуляции и др. применяются с медикаментозными, терапевтическими методами лечения, общими методами восстановления и укрепления здоровья.
Для войсковых психологов, офицеров по работе с личным составом рекомендуются следующие методы снижения и купирования ПТСР среди военнослужащих.
Метод обсуждения стресса. Необходим как во время обычной жизнедеятельности войск, так и в ходе боевых действий, по выходу из них. Целями являются:
вооружение военнослужащих знаниями о закономерном характере проявлений астенических реакций в ходе выполнения задач, формах их проявлений, способах и методах самокупирования;
оказание косвенной и прямой групповой поддержки;
обмен опытом переживания стрессовых факторов, самореанизация и приобретение психологического опыта сопереживания, подкрепление уверенности в закономерности психологических реакций у большинства военнослужащих; получение нового опыта преодолений астетических реакций на факторы экстремальной обстановки.
Метод переключения внимания, включение в деятельность путем детализации и персональной четкости команд, изменение деятельности.
Формирование боевых групп, расчетов с учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогений, наличия посттравматического опыта предыдущей службы.
По возможности использование средств восстановления и укрепления здоровья военнослужащих.
Включение в деятельность подразделений, военнослужащих элементов перебежек, ускоренных передвижений, возможности физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания «накопленную в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и порадреналина
Особое внимание уделяется военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности – в окопах, в засаде, в бронетехнике, и т.п
Научение старших боевых групп, сержантского состава, офицеров робкого звена распознаванию реакций ПТСР и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки.
Выделение военнослужащих с острыми реакциями ПТСР и направление их в тыл для стационарного восстановления или лечения.
Применения специальных медикаментозных средств, повышающих и поддерживающих психологическую устойчивость военнослужащих.
Организация в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пунктов оказания первичной психологической помощи и поддержки. Своевременное выявление и учет военнослужащих, ранее получивших ПТСР.
В армейском лексиконе замена словосочетания ПТСР на обозначения «боевая усталость «» боевая травма «.
Проблема ПТСР является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и опробирования новых средств, методов подражания и восстановления психического здоровья военнослужащих.
Итог
Внушаемость зачастую бывает неосознанной. Определенные черты характера и готовность человека доверять внешней информации делают его внушаемым. Сомнения в собственных знаниях либо полное их отсутствие еще больше способствует внушаемости.
Лишь критическое мышление, когда человек не доверяет, проверяет, сам делает выводы, не позволяет ему быть внушаемым. С другой стороны, внушаемость позволяет человеку быстро входить в те группы, где он хочет находиться, а также быстро устанавливать благоприятные межличностные отношения с окружающими, не провоцируя конфликтов и споров на разногласии мнений и взглядов. То есть человек готов жить в соответствии с чужими взглядами и мнением, чтобы только не провоцировать конфликтов и быть всегда принятым другими людьми.