Аномия

История

В 1893 году Дюркгейм ввел понятие аномии, чтобы описать несоответствие коллективного труда гильдии развивающимся потребностям общества, когда гильдия была однородной по своему составу. Он приравнял однородные (избыточные) навыки к механической солидарности , инерция которой препятствовала адаптации. Он противопоставил это с саморегулируемым поведением в виде разделения труда , основанное на различиях в округе, приравнивается к органической солидарности , чье отсутствие инерции сделал его чувствительным к необходимым изменениям.

Дюркгейм заметил, что конфликт между развитым органическим разделением труда и гомогенным механическим типом таков, что одно не может существовать в присутствии другого. Когда солидарность органична, аномия невозможна, поскольку чувствительность к взаимным потребностям способствует эволюции разделения труда:

Дюркгейм противопоставил состояние аномии как результат сбоя в работе органической солидарности после перехода к механической солидарности:

Дюркгейм использовал аномию в отношении феномена индустриализации — массовой регламентации, которая не могла адаптироваться из-за своей собственной инерции. В частности, его сопротивление изменениям вызывает разрушительные циклы коллективного поведения (например, экономики) из-за необходимости длительного накопления достаточной силы или импульса для преодоления инерции.

Позже, в 1897 году, в своих исследованиях самоубийств Дюркгейм связал аномию с влиянием отсутствия норм или слишком жестких норм. Однако такая ненормированность или жесткость нормы была симптомом аномии, вызванной отсутствием дифференцированной адаптации, которая позволила бы нормам естественным образом развиваться благодаря саморегулированию , либо для разработки норм там, где их не было, либо для изменения норм, которые стали жесткими и устаревший.

В 1938 году Роберт К. Мертон связал аномию с , утверждая, что разрыв между культурой и структурой имеет дисфункциональные последствия, приводя к девиантности в обществе. Он описал 5 типов девиации с точки зрения принятия или неприятия социальных целей и институциональных средств их достижения.

Социальная норма и социальная аномия

Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

  • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
  • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

перейти наверх

Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона

Именно в эти годы термин аномии вновь упоминается американским социологом Робертом К. Мертоном в его труде под названием «Социальная теория и социальная структура.» Говоря об аномии, в качестве основы своей концепции Мертон «социальная структура общества», при этом «аномия выступает как производное, как следствие процессов, происходящих в рамках социальной структуры.»18

Социальная структура состоит из двух основных компонентов. Первый компонент — это определенные культурой цели, намерения и интересы, которые ставятся перед людьми в целом либо перед группами дифференцированно. Второй — это такие средства, какие выбираются людьми, группами для претворения в жизнь своих целей и интересов. Сами эти средства можно подразделить на две категории: институциональные (от institution (лат.) — установление; отсюда институциональный, институционализированный и т.д. — входящий в систему установлений, т.е. предписываемый, законный, разрешенный) и эффективные. Эффективные средства наиболее успешным и кратчайшим способом ведут к удовлетворительному результату, при этом они далеко не всегда институционализированны, т.е. разрешены законом и обществом. Согласно Мертону, аномия возникает от дисгармонии между установленными целями и институциональными способами их осуществления, т.е. чем выше запрашиваемые культурой цели и чем неосуществимее они с помощью законных средств, тем вероятнее возникновение аномии. Cам механизм процесса, приводящего к аномии, Мертон сравнивает со спортивными играми. Наиболее удачно было бы здесь привести в пример бои без правил, когда «пути движения к победе институционально не заданы, и успех истолковывается как «выигрыш в игре» в большей степени, чем «победа по правилам игры», вознаграждение может достигаться использованием незаконных, но технически эффективных средств», когда не обращают внимания на процесс, а смотрят только на результат.19

Определив социальную структуру, т.е. цели и средства, Мертон выводит пять вариантов поведения людей в той или иной ситуации. При этом один вариант не будет присущ одному человеку постоянно, поведение человека зависит от принятия конкретной роли в специфической ситуации, а не только от его личности. Выбор варианта поведения человека далеко не случаен, он зависит, кроме как от конкретной жизненной ситуации, от таких факторов как социализация, социальный контроль, авторитет нормы (средств) по отношению к цели и т.д. Первым, и наиболее желательным для общества вариантом поведения Мертон называет конформность, вариант, когда индивид руководствуется как навязанными культурой целями, так и разрешенными способами для их достижения. Это наиболее распространенный тип приспособления, а иначе и не может быть, поскольку в противном случае было бы невозможно обеспечить стабильность и преемственность в обществе. Конформность не является источником отклоняющегося поведения и возникновения аномии. Никакого отношения к аномии не имеет также ритуализм — оставление либо понижение целей и автоматическое следование нормам. Но и полезной для общества эту форму поведения назвать нельзя, так как массовый ритуализм ведет к общественному застою. Абсолютно противоположной комфорности формой поведения (как по частоте, так и по смыслу) является ретритизм – отказ как от определяемых культурой ценностей, так и от институционализированных средств. Инновация – вариант поведения, наиболее часто встречающийся в обществе, в котором делается сильный акцент на достижение успеха, богатства как цели, но в то же время ее осуществление следуя институциональным нормам для большинства практически невозможно. В таком случае в ход идут запрещенные нормами, но эффективные способы достижения богатства и власти. Инновация, а вслед за ней и ретритизм — два варианта поведения в современном обществе, которым следуют люди вследствие невозможности достижения цели законным путем, и чем обусловлены рост преступности и процветание аномии. Инновация и ретритизм не представляют большой опасности для фундаментальных основ общества (в том числе для правовой системы) до тех пор, пока не будут широко распространены.

Аномия в современном обществе

Современное российское общество тоже пребывает в состоянии нестабильности, в нем наблюдается деструкция ценностей. Люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они не успевают адаптироваться к быстро меняющимся ориентирам и доминантным ценностям, испытывают финансовые трудности. Произошла та самая переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Деструкция ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, своей работе, потере самоидентичности.

Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодежь:

  • «надежды о лучшей жизни разрушены, не будет улучшения ее качества и уровня»;
  • «мое будущее и будущее страны неясно, сейчас не стоит рожать детей»;
  • «мне страшно жить, я не чувствую стабильности, безопасности»;
  • «я чувствую себя уязвимым, я не знаю, что мне делать и куда идти»;
  • «я не понимаю, кем мне быть, что делать, я не знаю, чего я хочу»;
  • «я знаю, чего я хочу, но я не знаю, как достичь этого»;
  • «все так неясно, такому простому человеку как я сложно разобраться в том, что происходит в стране»;
  • «сейчас все обесценивается, важны только деньги, связи, личный успех»;
  • «все живут одним днем, не думают о будущем»;
  • «я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя верить».

Хаос, апатия, смятение, рыночное и потребительское отношение, социальная инфантильность, неприкаянность, ненужность – так кратко можно охарактеризовать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В итоге мы имеем уже три, так называемых, потерянных поколения. Представителям одного из них около 50 лет, но они все еще не понимают, как жить в этом мире. Самое молодое поколение отличается революционной, экстремистской направленностью. Некоторые из них четко понимают, чего хотят добиться в жизни, но при этом интересы страны, всего общества им не важны. Среднее поколение ориентировано на потребление, рыночные отношения. Однако его большая его часть погрязла в алкоголе и наркотиках, направило туда свою невостребованность в обществе.

Как бороться с аномией? Выяснить причину и конфликт, который ее породил, устранить его. Необходимо выбрать одну из систем, актуальных в данное время, или создать что-то совершенно новое, либо позаимствовать чью-то готовую систему, например, обратиться к прошлому.

Теория социальной аномии

Аномия (социология) – это потеря общности культуры, отсутствие общей системы норм. Из-за этого жизнь людей, их мысли, поступки, действия перестают соответствовать нормам общества.

Теория аномии Дюркгейма (кратко)

Автор описал свою теорию в книге «Самоубийство». По мнению Э. Дюркгейма, это противоречие механической и органической солидарности. Согласно теории аномии Дюркгейма, спусковым механизмом к развитию аномии как таковой стал переход от индустриального общества к обществу индивидуалистов. Э. Дюркгейм считал, что самодисциплина, человеческая солидарность на основе морали так и не смогли сформироваться. На моральном, этическом уровне переход общества не был завершен.

Дюркгейм подробно рассмотрел одну из форм девиации, связанной с аномией – самоубийство. Автор выделил три типа суицида:

  1. Эгоистический. Это индивидуальный протест человека, который не смог войти в общество.
  2. Альтруистический (эндемический). Человек жертвует собой ради целей общества, ради других людей. Например, когда старики убивают себя, если становятся обузой для других. В индуизме жены сжигают себя на похоронах мужа. Такой суицид основан на давлении группы и социальном одобрении.
  3. Аномический. Пребывая некоторое время в социальной неопределенности, нестабильности человек принимает решение уйти из жизни. Старые нормы разрушены, новые еще не созданы. Человек не понимает, не знает, что ему делать, куда идти, каким быть.

В период экономических, политических, социальных, духовных кризисов число суицидов возрастает. Как отмечает Дюркгейм, в это же время возрастает число разводов, соответственно, аномия ударяет не только по отдельным людям, но и по институту семьи. Разводы могут быть причиной суицидов. К разводам, в свою очередь, приводит потеря работы, разгульный образ жизни, зависимости, то есть девиации, которые возникают из-за разрушения морали общества.

Аномия Мертон

Р. Мертон – последователь Э. Дюркгейма. Социолог продолжил изучать феномен и понятие аномии. В итоге в определение деструкции ценностей Р. Мертон включил следующие опорные пункты:

  • противоречие целей, желаний, нужд большинства представителей общества и средств достижения, которые им предлагают (общество не приемлет их), то есть цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
  • воздействие социальных норм стремится к нулю (люди выходят из-под контроля, нормы не регулируют их поведение).

Таким образом, согласно теории аномии по Мертону, феномен вызван противоречием целей (норм) общества и средств, которые доступны индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Тогда он выбирает другой путь достижения той же цели – преступность (грабежи, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.). Неравенство – одна из причин аномии по Мертону.

Однако не всегда это приводит к девиациям. Мертон выделит 5 реакций на противоречие «цели –средства» в рамках концепции аномии, 4 из них приводят к девиациям:

  • конформизм – приспособление к целям и средствам, предложенным нормам (не вызывает девиаций);
  • инновация – поиск новых средств достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, кражи, торговля наркотиками и т.д.);
  • ритуализм – отрицание и принижение целей, использование предложенных методов (средства становятся самоцелью);
  • ретризм – отрицание целей и средств, отсутствие своих предложений (наркоманы, алкоголики, бродяги);
  • бунт – отрицание целей и средств, предложение их альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, общественные движения).

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не противоречием цели и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать какую-то одну группу, ограничиваться ей. Очень часто группы меняются. В итоге человек оказывается в нестабильном состоянии, у него нет устойчивого восприятия действительности в целом, нет стабильных связей с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к девиациям.

Аномия Сроул

Психолог Л. Сроул первым изучил аномию с точки зрения психологи, до этого ее рассматривали только как аномию социальную. Сроул исследовал феномен на уровне личности. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к разрушению сплоченности с обществом, возникновении тяги к саморазрушению при помощи аддикций (физических, моральных).

[править] Литература

  • Радлов Э., Принципы философии Гюйо. «Журнал Министерства народного просвещения», 1894, № 5;
  • Гюйо Ж., Собрание сочинений, т. 1—5. СПб., 1898—1901;
  • Дюркгейм Э., Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1912;
  • Рубинштейн С. Л., Проблема индивидуального и общественного сознания человека: Психологическая концепция французской социологической школы. В кн.: Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959;
  • Беккер Г., Босков А., Современная социологическая теория. М., 1961;
  • Мертон Р., Социальная структура и аномия. «Социологические исследования», 1992, № 3—4;
  • Раймон А., Этапы развития социологической мысли. М., 1993;
  • Дюркгейм Э., Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995;
  • Дюркгейм Э., О разделении общественного труда. М., 1996.

Теория аномии

Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.

Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.

Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.

В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию девиантного поведения, когда человек начинает пить алкоголь, впадает в депрессию, живет скучной жизнью и т. д.

Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи psymedcare.ru как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.

Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:

  • Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
  • Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
  • Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.

В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.

перейти наверх

Теория аномии Роберта Мертон

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия аномии Дюркгейма, предложил стройное учение, по которому она являлась итогом конфликта культурных норм, т.е. конфликтом между официально провозглашенными целями и доступными законными средствами их достижения.

Замечание 2

Ученый обращает внимание на то, что аномия возникает тогда, когда члены общества не могут достичь законным путем целей, которые были провозглашены социумом в качестве нравственного закона. Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха

А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные

Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха. А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные.

Выводы, к которым пришел ученый следующие:

  1. аномия – это недоступность удовлетворения необходимого приемлемыми для социума способами;
  2. цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
  3. влияние принятых в социуме правил уменьшается практически до нуля;
  4. приспособление к аномии может происходить при помощи конформизма (принятие целей и средств), инновации, реформизма (принятие целей, устранение средств), ретритизма (неприятие ни целей, ни средств); мятежа (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами).

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет». Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

В культуре

В экзистенциалистском романе Альбера Камю « Незнакомец» Мерсо — скучающий и отчужденный главный герой — пытается построить индивидуальную систему ценностей, отвечая на исчезновение старого. Он существует в основном в состоянии аномии, что видно из апатии, проявляющейся в первых строках: « Aujourd’hui, maman est morte. Ou peut-être hier, je ne sais pas » («Сегодня умерла мама. Или, может быть, вчера, Я не знаю»).

Федор Достоевский выражает аналогичную озабоченность аномией в своем романе «Братья Карамазовы» . Великий инквизитор отмечает, что в отсутствие Бога и бессмертной жизни все было бы законным. Другими словами, любое действие становится мыслимым, что нет морального компаса, что ведет к апатии и отстраненности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.