Афазия, формы и лечение

Симптомы и основные виды афазии

Обычно афазию легко обнаружить – нарушения речи обычно хорошо видны для окружающих, а часто и для самого пациента.

В процессе возникновения проблемы может быть значительная трудность в формировании даже простейших предложений проблем с называнием определенных предметов – может показаться, что пациент не помнит, как данный предмет называется, используя странные слова в разговоре или составляя предложения, которые полностью лишены смысла произнесения только отдельных, совершенно непонятных слов.

Однако здесь следует подчеркнуть, что даже если пациент произносит только обрывки слов, на самом деле у него обычно в голове есть то, что он хотел бы сказать в данный момент – афазия возникает не из-за проблем с памятью или интеллектуальных недостатков, а после просто расстройство самой речи.

Здесь также следует добавить, что афазия может протекать по-разному – по этой причине существуют разные ее типы, в том числе:

  • моторная афазия: состоит в том, что пациент теряет способность говорить – он хотел бы что-то сказать, но он не может сделать;
  • сенсорная афазия: проблема в том, что пациент может говорить сам, хотя он не может понять, что говорят другие люди;
  • смешанная афазия: в ее ходе у пациента возникают трудности как с речью, так и с пониманием предложений, которые он слышит;
  • агностическая афазия (или номинальная): она характеризуется тем, что пациенту трудно подбирать правильные слова во время разговора, кроме того, у него возникают трудности с называнием различных предметов.

Полезно прочитать: Причины и методы коррекции акустико мнестической афазии

Как проявляется моторная афазия?

Полная или частичная афазия — это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления — тяжелые травмы, инсульты и др. При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной, ненасыщенной. У человека отмечается очень плохая артикуляция, из-за чего окружающие его понимают плохо. Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки. Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.

Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных, при этом не используя служебных частей речи. В составленных ими предложениях часто нарушается порядок слов, сами слова используются в неправильной форме, не соотносясь со стоящим рядом словом. Речь часто остается информативной, но при этом создается впечатление ее полной неграмотности. Человек может вставлять в предложения слова, которые только что услышал, повторять одни и те же слова. Кроме речи нарушается чтение, письмо, больной часто неспособен называть предметы.

При тяжелом течении недуга человек может произносить только непонятные звуки либо общаться исключительно с помощью слов «да» и «нет». При этом он понимает устную речь, обращенную к нему.

Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние, часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.

Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица, горла, рта. Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.

Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная, амнестическая, семантическая и динамическая.

При динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта. При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди. Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.

Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.

Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная) Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывисто Речь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматика Синтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звуки Пациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушено Дефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия

Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Причины заболевания

Афазия развивается у людей, когда они испытывают некоторые повреждения структур, принадлежащих центральной нервной системе.

Здесь, однако, необходимо подчеркнуть ключевой аспект – источником этой проблемы являются именно дефекты самого мозга, у людей с афазией, речевого двигательного аппарата, т.е. язык и элементы гортани полностью функциональны.

В прошлом считалось, что афазия может быть вызвана только повреждением определенных областей мозга. Я говорю о так называемых речевые центры, которыми являются:

  • Центр Брока (так называемый речевой моторный центр, он расположен в лобной доле мозга);
  • Центр Вернике (или речевой сенсорный центр, он расположен в височной доле мозга).

Действительно, именно прямое повреждение речевых центров в наибольшей степени может вызвать афазию, но на практике оказывается, что также повреждение, например, нервных волокон, соединяющих эти центры с другими областями мозга, также может привести к нарушениям речи.

Заболеванием, которое чаще всего вызывает афазию, является инсульт – по оценкам, до 40% всех пациентов, у которых он развивается, в конечном итоге имеют нарушение речи.

Однако афазия может возникнуть в результате других заболеваний, таких как:

  • нейроинфекция при травмах головы (например, герпетический энцефалит);
  • нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера);
  • опухоли головного мозга, атеросклероз артерий, кровоснабжающих мозг.

Вышеуказанные – самые частые причины афазии.

Эта проблема, хотя и гораздо реже, также может быть результатом эпилепсии (тогда афазия обычно носит временный характер и длится непродолжительное время), также были сообщения об афазии как побочном эффекте использования обезболивающих, содержащих фентанил.

Если более кратко, то афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной

формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой

акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь

воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих

и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не

всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с

инсультом или травмой.

При сенсорной

афазии с трудом улавливается на слух корневая

лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается

потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова

может быть “воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:

“Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической

сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего,

возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у

больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,

словосочетаний, что получило название “жаргонофазии” или “речевой окрошки”.

Из-за

нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,

постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании

номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с

правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.

Например, при назывании яблока произносится: “ну как же, я отлично знаю, что

это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении

появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении

места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но

чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная

речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния

фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной

акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Диагностика

Диагностикой и лечением афазии занимается врач-невролог.

  • Изначально проводится сбор жалоб и анамнеза
  • Затем следует общий неврологический осмотр на предмет наличия внешних неврологических отклонений (опущение уголка губ, отклонение языка при высовывании, снижение тонуса конечностей и т.д.).

Назначаются дополнительные методы диагностики:

  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – помогают установить причину нарушения с помощью послойного изучения тканей головного мозга;
  • Электроэнцефалография – определяется электрическая активность в различных участках мозга;
  • Магнитнорезонасная ангиография – проводится при подозрении на нарушение проходимости сосудов.

Приём невролога в наших клиниках

м. Дунайская

Дунайский проспект, дом 47

м. Ладожская

Проспект Ударников, дом 19, корп. 1

м. Ленинский пр-т

ул. Маршала Захарова, дом 20

м. Пр-т Просвещения

Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1

Лечение

Лечение афазии проходит в два этапа. На первой стадии возможны несколько вариантов:

  • Хирургическое удаление опухоли, кровоизлияния, восстановление проходимости сосудов;
  • Медикаментозное лечение с помощью антибактериальных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов;
  • Реабилитационная терапия с применением ЛФК, физиотерапии.

Второй стадией лечения заболевания являются занятия с логопедом. С его помощью подбираются индивидуальные упражнения для коррекции речевой функции.

В медицинском центре «СМ-Клиника» Вы сможете пройти лечение афазии у невролога. При помощи современного оборудования наши специалисты проведут комплексное обследование, а затем выработают основные методы терапии заболевания, при помощи которого речевая функция будет восстановлена. Получить подробную информацию и записаться на прием можно в регистратуре или по телефону.

Классификация афазий

Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.

Типы афазий
  • Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и её реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
  • Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
  • Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи[кто?] считают различение этих трёх форм афазии сугубо теоретическим.
    • Акустико-мнестическая афазия – в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
    • Оптико-мнестическая афазия
  • Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).

Что это такое

Афазия – приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи. Структура дефекта состоит из нарушения восприятия или нарушения формирования и воспроизведения речи при сохранности органов слуха и мышц, участвующих в акте разговора или письма. То есть основа дефекта локализуется в доминантном полушарии головного мозга (при левшестве – правое полушарие, у правшей – левое). Если больной не воспринимает речь потому, что плохо слышит – это не афазия, так как дефект не в коре мозга, а в органах слуха.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что среди всех больных дисфазией 30% – люди трудоспособного возраста. Мужчины в трое больше страдают расстройством языка, чем женщины. 75% пациентов получают инвалидность и не могут дальше работать. Среди всех больных 1% – это дети.

Афазия – это не только медицинская проблема. Расстройство произношения влечет за собой социальную и психологическую дезадаптацию. Нарушение понимания или формирования речи затрудняет коммуникацию людей, снижают их трудоспособность, препятствует развитию потенциала. Психологическая сторона проблемы – развитие психических расстройств и неврозов. Больные афазией осознают свой дефект.

У зрелых личностей механизмы психологической защиты позволяют избежать болезней, однако у людей, механизмы защиты которых незрелы, от осознания собственного дефекта развивается депрессия и тревога. Такие люди замыкаются в себе, отгораживаются от остальных и пересекают социальные контакты, не выходят на работу приносят убыток экономике государства.

Дисфазия как нейропсихологический синдром пересекается с алалией. Отличие афазии от алалии заключается в том, первый синдром – это нарушение сформированной речи, алалия – это недоразвитие речи или ее отсутствие. В основном наблюдается у детей с нормальным интеллектом.

Детская афазия

Афазия поражает людей всех возрастов, в том числе и детей. Детская форма заболевания – это, прежде всего, нарушения ЦНС, при котором наблюдается частичное или полное расстройство речевых способностей, даже тогда, когда речь была ранее сформирована.

Педиатры редко диагностируют данное заболевание у детей (лишь 1%), в основном, оно считается взрослым.

У детей проявляется преимущественно в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Дифференциация детского расстройства коммуникации:

  1. Заболевание, которое возникло после изменений (органических или структурных) в коре центрального отдела нервной системы. К ним относятся проблемы с речью из-за опухолей, травм, патологий в сосудах и т.п.
  2. Приобретенная эпилептическая детская форма. При этом речевые расстройства возникли не в результате каких-либо отклонений от нормы в головном мозгу. Причина ее появления – эпилептическая активность.

Случается, что эти типы объединены. Такой вариант заболевания развивается после полученной травмы, возникшего новообразования, гематомы или прочих структурных изменений в центральном отделе нервной системы.

К тому же стали возникать судорожные припадки, тем самым они значительно утяжеляют совокупность проявления болезни и стимулируют развитие у ребенка.

К травмам центрального отдела нервной системы, которые могут спровоцировать появление афазии, относят открытые поражения, они сопровождаются потерей мозгового вещества. Закрытые ЧМТ в меньшей степени вызывают афазию.

Этиология расстройства коммуникации у детей:

  • опухоль;
  • аневризм;
  • гематома;
  • абсцесс головного мозга;
  • энцефалит.

На фоне синдрома Ландау-Клеффнера проблемы с речью сочетаются с появлением судорог. Педиатры считают, что приобретенная форма эпилептической афазии возникает после перенесенного энцефалита.

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться

Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика

Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Коррекция афазии

Мелодико-интонационная терапия

Она, в основном, используется для лечения неактивной афазии. Это связано с использованием жужжания или пения в ритме, известного как мелодическая интонация, повторение фраз и слов. Этот процесс стимулирует деятельность мозга в правом полушарии и может увеличить количество слов, которые может сказать пациент.

Групповая терапия

Небольшая группа людей с афазией встречается с терапевтом и общается. Это дает пациентам возможность совершенствовать свои языковые навыки, взаимодействуя с группой людей.

Повышение коммуникативной эффективности

Это своего рода терапия, которая улучшает коммуникативные навыки пациента, вовлекая его в разговор. Пациенту показывают картинку или рисунок и просят ответить любым доступным способом. Уровень разговора начинается просто, но со временем он станет более сложным.

Обучение компьютеризированным сценариям

Оно включает в себя компьютерный сценарий, основанный на повседневных разговорах. Это дает пациенту возможность практиковать свои коммуникативные навыки, используя реалистичные ситуации.

Несколько советов, которые помогут общаться с людьми с афазией:

Привлекайте внимание человека, прежде чем начать говорить, и поддерживайте зрительный контакт;
Устраните фоновый шум;
Говорите медленнее, чем обычно;
Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вопросов, на которые нужен сложный ответ;
Не меняйте тему разговора внезапно;
Не давите на человека, чтобы он быстро ответил, дайте ему время;
Используйте вопросы типа да / нет;
Преуменьшайте ошибки и избегайте их исправления, так как это может их расстраивать;
По возможности занимайтесь обычной деятельностью;
Старайтесь держать бумагу и ручку под рукой, так как это может помочь в общении;
Помните, что способность человека мыслить не обязательно нарушается.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Афазия: лечение

Сама по себе афазия – это не болезнь, а симптом – поэтому лечение, которое назначается пациенту, должно быть сосредоточено на причине афазии.

У пациентов, перенесших инсульт, по мере улучшения их состояния также могут исчезнуть нарушения речи.

Однако улучшение в этом случае может быть разной степени – у одних афазия исчезает полностью, у других проблема сохраняется постоянно.

Для многих таких пациентов очень важна речевая тренировка, так как она проводится с участием логопеда и часто помогает снизить уровень речевых нарушений.

Лечение афазии сильно отличается у людей, у которых она развивается из-за опухоли головного мозга.

В их случае эффективная терапия, основанная, например, на удалении всего поражения, иногда оказывается достаточным методом лечения – бывает, что опухоль сдавливает центры речи в головном мозге, и ее резекция, устраняя это давление, приводит к разрешению афазии.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике – это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит) 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector