- Отличия от аналогичных техник
- История
- Примечания
- Примечания
- Примечания
- Описание
- Влияние
- Литература
- История
- Эффективные способы развития воображения у взрослых
- 1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации
- 2. Развиваем воображение, читая книги
- 3. Играем в ассоциации
- 4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек
- 5. Приобщаемся к искусству
- 6. «Воображариум» в коробке
- 7. Примыкаем к ролевикам
- Примечания
- Основные функции воображения
- Влияние
- Примеры воображения, воплотившегося в жизнь
- Литература
Отличия от аналогичных техник
По утверждению Марии-Луизы фон Франц, метод активного воображения входит в один ряд с такими европейскими техниками медитации, как аутогенная тренировка Иоганна Шульца (1932 год), «терапевтическая медитация» (1932 год), «» (1938 год), методы и .
Отличия юнговской методики заключаются в следующем. Юнг не предписывает пациенту конкретных упражнений на физическое расслабление, как в аутогенной тренировке. Активное воображение не заставляет пациента обращаться к набору выработанных аналитиком тем, как у Карла Хаппиха, который задаёт пациенту заранее заготовленный образ вроде «луга детства» или «горы». Наконец, Юнг предлагает менее активное руководство поведением пациента во время медитации со стороны психотерапевта, чем предусмотрено методом Дезолье.
История
Суть метода впервые продемонстрирована Карлом Густавом Юнгом в статье «Трансцендентная функция», которая была написана в 1916 году, однако опубликована только в 1957 году. Публично метод впервые показан создателем аналитической психологии в 1928 году в книге «Отношения между эго и бессознательным» (§§341—373) и спустя год в предисловии к переводу китайского трактата «Тайна Золотого Цветка», выполненному Рихардом Вильгельмом; Юнг считал предисловие к трактату продолжением предыдущей книги. Помимо этого, суть активного воображения подробно объяснена в Тавистокских лекциях в 1935 году (§§390—414).
Примечания
- , с. 284, 300—312.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 183—184.
- , с. 251.
- Гагарин А. П. // Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8.
- , с. 247—248.
- , с. 242, 245—246, 248.
- Элленбергер Г. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2018. — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. — С. 450—453. — 550 с. — (Психологические технологии). — 300 экз. — ISBN 978-5-8291-2159-4.
- , с. 244, 248.
- , с. 249.
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с.
- Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3.
- Bolle R. Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод: Болле Р. Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Примечания
- , с. 284, 300—312.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 183—184.
- , с. 251.
- Гагарин А. П. // Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8.
- , с. 247—248.
- , с. 242, 245—246, 248.
- Элленбергер Г. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2018. — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. — С. 450—453. — 550 с. — (Психологические технологии). — 300 экз. — ISBN 978-5-8291-2159-4.
- , с. 244, 248.
- , с. 249.
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с.
- Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3.
- Bolle R. Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод: Болле Р. Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Примечания
- Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное: Сборник. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 284, 300-312. — 544 с. — (Классика психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с.
- Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3.
- Bolle R. Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод: Болле Р. Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Описание
Цель активного воображения — дать возможность услышать голоса тех аспектов личности, которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты (рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т. п.) не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания.
Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность.’ Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения.
Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.
Активное воображение обычно визуально, то есть это процесс смотрения (визуального воображения) неких картинок. Картинки эти могут быть двух типов — визуальные и ментальные.
Ментальные картинки создаются бодрствующим умом в состоянии возбуждения, и подобны тем образам, которые мы создаём, когда читаем книгу. Они не видны перед глазами, а возникают в уме, и поэтому не мешают смотреть на мир.
Картинки второго типа возникают на грани сна и бодрствования, и подобны снам или гипнотическим образам. Это ярко видимые перед глазами, иногда очень реалистичные образы. Люди делятся на два типа, по своей склонности видеть те или иные картинки.
Однако оба вида картинок открывают ворота в бессознательное.
Влияние
Метод активного воображения побудил французского исламоведа Анри Корбена к созданию концепции мира воображаемых форм (mundus imaginalis). Данную концепцию, выведенную из мусульманского теософского понятия , Корбен представлял себе как метафизическую основу для активного воображения. Впоследствии концепция mundus imaginalis была использована Джеймсом Хиллманом в качестве одной из фундаментальных основ архетипической психологии.
Также активное воображение стало отправной точкой для создания Ханскарлом Лёйнером метода символдрамы, хотя впоследствии символдрама стала использовать в качестве своей теоретической базы психоанализ.
Литература
- Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг = What Jung really said. — АСТ: Астрель, 2009. — С. 96-100. — 160 с. — (Философия). — 2 500 экз. — ISBN 978-5-17-055779-0.
- Дикманн Г., Юнг Э. Дальнейшее развитие аналитической (комплексной) психологии // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 томах = Tiefenpsychologie: 4 Bände / Гл. ред. Д. Эйке. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2004. — Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. — С. 368-370. — 588 с. — (Psychologie des 20 Jahrhunderts). — 4 000 экз. — ISBN 5-89353-076-4.
- Франц М.-Л. фон. Алхимическое активное воображение = Alchemical active imagination. — Клуб Касталия, 2016. — 236 с.
- Ханна Б. Встреча с душой. Метод активного воображения Карла Густава Юнга = Encounters with the Soul: Active imagination as developed by C. G. Jung. — Клуб Касталия, 2015. — 304 с.
- Юнг К. Г. Тавистокские лекции // Символическая жизнь = The Symbolic Life. — 2-е изд. — Когито-Центр, 2010. — С. 181-194. — 326 с. — (Карл Густав Юнг. Сочинения). — 2 000 экз. — ISBN 978-5-89353-241-8.
- Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — С. 165-167. — 240 с. — (Первые публикации в России). — 15 000 экз. — ISBN 5-85-691-010-9.
- Юнг К. Г. Отношения между эго и бессознательным // Очерки по психологии бессознательного = Two essays on analitical psychology. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 241-254. — 352 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-89353-240-1.
- Weaver R. The old wise woman: A study of active imagination. — 1st ed. — V. Stuart, 1964. — 143 p.
История
Суть метода впервые продемонстрирована Карлом Густавом Юнгом в статье «Трансцендентная функция», которая была написана в 1916 году, однако опубликована только в 1957 году. Публично метод впервые показан создателем аналитической психологии в 1928 году в книге «Отношения между эго и бессознательным» (§§314-373) и спустя год в предисловии к переводу китайского трактата «», выполненному Рихардом Вильгельмом; Юнг считал предисловие к трактату продолжением предыдущей книги. Помимо этого, суть активного воображения подробно объяснена в Тавистокских лекциях в 1935 году (§§390-414).
Эффективные способы развития воображения у взрослых
На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.
Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.
1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации
Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.
Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.
2. Развиваем воображение, читая книги
Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.
Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.
3. Играем в ассоциации
Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.
4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек
Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.
Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.
5. Приобщаемся к искусству
На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.
Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.
6. «Воображариум» в коробке
Помните губку Боба, у которого квадратные штаны? Любимым развлечением этого персонажа детского мультика было залезть в большую картонную коробку и играть с собственным воображением.
Вам залезать в коробку не обязательно, достаточно найти более-менее пустую комнату и представлять в ней самые. Позднее у вас получится представлять иную обстановку в совершенно любом месте!
7. Примыкаем к ролевикам
Одним из популярных развлечений сейчас являются настольные ролевые игры. Их суть заключается в управлении собственным персонажем согласно правилам игры. Все действия, эмоции и образы придумываются на ходу и проговариваются вслух.
Поначалу вы будете путаться и неумело выходить из заданных ситуаций, но как только начнете втягиваться, решения и идеи будут появляться в голове сами собой. Сюда же можно отнести так называемые квесты в реальности для взрослых и полевки – вместо описания действий персонажа, вы сами станете персонажем, а это в разы интереснее!
Ну что, уже появились идеи? Самое время начать их реализовывать! И не забудь поделиться этой статьей с друзьями – вдруг им тоже необходимо прокачать воображалку!
Но не только прокачивать нужно свое воображение, умение достигать и реализовывать свои идеи тоже очень важный навык. И сделать шаги в этом направлении можно посмотрев бесплатный мастер-класс «7 Столпов Великих Достижений»
Поделись статьей с другом:
Примечания
- Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное: Сборник. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 284, 300-312. — 544 с. — (Классика психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с.
- Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3.
- Bolle R. Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод: Болле Р. Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Основные функции воображения
Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:
- Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
- Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
- Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
- Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
- Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.
Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:
- Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
- Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.
В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.
Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.
Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:
- Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
- Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
- Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.
Функции воображения показаны на схеме ниже.
Влияние
Метод активного воображения побудил французского исламоведа Анри Корбена к созданию концепции мира воображаемых форм (mundus imaginalis). Данную концепцию, выведенную из мусульманского теософского понятия , Корбен представлял себе как метафизическую основу для активного воображения. Впоследствии концепция mundus imaginalis была использована Джеймсом Хиллманом в качестве одной из фундаментальных основ архетипической психологии.
Также активное воображение стало отправной точкой для создания Ханскарлом Лёйнером метода символдрамы, хотя впоследствии символдрама стала использовать в качестве своей теоретической базы психоанализ.
Примеры воображения, воплотившегося в жизнь
Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.
В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.
Литература
- Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг = What Jung really said. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 96—100. — 160 с. — (Философия). — 2,500 экз. — ISBN 978-5-17-055779-0.
- Дикманн Г., Юнг Э. Дальнейшее развитие аналитической (комплексной) психологии // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 томах = Tiefenpsychologie: 4 Bände / Гл. ред. Д. Эйке. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2004. — Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. — С. 368—370. — 588 с. — (Psychologie des 20 Jahrhunderts). — 4,000 экз. — ISBN 5-89353-076-4.
- Франц М.-Л. фон. Алхимическое активное воображение = Alchemical active imagination. — М.: Клуб Касталия, 2016. — 236 с.
- . Встреча с душой. Метод активного воображения Карла Густава Юнга = Encounters with the Soul: Active imagination as developed by C. G. Jung. — М.: Клуб Касталия, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-519-60682-0.
- Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — С. 165—167. — 240 с. — (Первые публикации в России). — 15,000 экз. — ISBN 5-85-691-010-9.
- Юнг К. Г. Отношения между эго и бессознательным // Очерки по психологии бессознательного = Two essays on analitical psychology. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 241—254. — 352 с. — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-240-1.
- Юнг К. Г. Тавистокские лекции // Символическая жизнь = The Symbolic Life. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 181—194. — 326 с. — (Карл Густав Юнг. Сочинения). — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-241-8.
- Chodorow J. // International Dictionary of Psychoanalysis = Dictionnaire international de la psychanalyse / Ed. in chief A. de Mijolla. — Thomson Gale, 2005. — P. 14—15. — 2196 p. — ISBN 0-02-865924-4.
- Weaver R. The old wise woman: A study of active imagination. — 1st ed. — V. Stuart, 1964. — 143 p.