Как стать бизнес-тренером с нуля? пошаговая инструкция

Немного истории

Надо сказать, что особенности взаимоотношений в учебной группе за всю историю человечества почти не изучались. В этом не было необходимости. В первобытном обществе обучение в основном происходило в семье, где дети обучались необходимым навыкам (охоте, готовке пищи, уходу за ранеными и т.д.) у родителей. Специализаций было мало. В основном все умели делать все, поэтому школ как таковых не было. Жрецы и старейшины выполняли особую роль – следили за дисциплиной в племени и за тем, чтобы не нарушались многочисленные табу. Впоследствии стали развиваться специализации и появились наставники. Обучение включало в себя телесные наказания, которые были направлены на то, чтобы облегчить усвоение материала.

Вряд ли первобытные учителя заботились о создании атмосферы обучения. Скорее всего, они не обращали внимания на соперничество и конфликты между учениками и больше сосредотачивались на содержании обучения.

В более поздние времена, например в Древней Греции, в Спарте, воспитание было суровым, детей подвергали физическим наказаниям за проступки, заставляли терпеть боль, голод и холод. Исторические документы не содержат сведений о том, что наставники каким-то особым образом регулировали отношения в учебном коллективе. В быту спартанское воспитание часто хвалят, потому что оно готовило исполнительных и немногословных граждан своей страны, настоящих патриотов. Но “военная педагогика” Спарты не воспитала ни одного выдающегося мыслителя.

Однако такой подход был распространен не во всей Древней Греции. В Афинах обучение строилось немного по-другому. В этом городе существовало несколько школ с разными специализациями. В гимнастических школах обучали физическим практическим навыкам – фехтованию, плаванию, стрельбе, а в мусических – чтению, письму, декламации. Но здесь древнегреческие воспитатели активно использовали соревновательный принцип – поощряли учеников соревноваться друг с другом, таким образом оттачивая навыки. Поощрялись и словесные споры. Кстати, эти методы применяются в тренинговой работе. Соревновательный принцип используется, когда тренер разбивает группу на несколько команд и дает им задания. Распространен также метод дискуссии, когда участники обсуждают ту или иную тему и приходят к решению.

В Средневековье, в Древней Руси телесные наказания были также широко распространены. Они преследовали цель воспитать абсолютно послушных людей. Очевидно, что все групповые процессы просто “гасились” жестким педагогическим воздействием. К тому же в крепостнической России наказывали не только детей, но и взрослых.

12 основных правил для успешного проведения тренинга

1. Мобильные телефоны! (это правило даже не записывается, настолько оно просто – мобильные телефоны отключаем или переводим в режим вибро, т.к. для аудитории всегда интереснее звонок мобильного или вновь входящий участник, чем тренер).

2. Говорит один — уважение к говорящему (помимо общего соблюдения принципов этичности, так мы боремся с групповой шизофренией, которая непременно возникнет у участников, если они будут пытаться сразу улавливать высказывания нескольких людей).

3

Погоны сняты (на тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников)

4

Регламент — ценить время (обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения)

5. Конфиденциальность (вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории).

6. «Освободи чашку» (правило основано на древней притче. «В одном селении жил старый мудрец. Однажды он услышал, что недалеко появился молодой ученый. Который настолько мудр, что дает совет любому обратившемуся к нему. Вот старик-мудрец и отправился к этому ученому и попросил его поделиться своей мудростью. Молодой ученый предложим старику выпить с ним чай. Он поставил на стол чашку и начал наливать в нее воду. В итоге вода постепенно заполнила чашку и начала выливаться за края. После она залила стол и начала литься на пол, старик закричал «Что ты делаешь?» Тогда молодой ученый ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Аналогично я не могу научить мудрости тебя, ты и так уже мудр, чаша твоих знаний заполнена». Согласно этому правилу тренинга, для того, чтобы узнать что-то новое, мы предлагаем участникам на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта, хотя бы на время тренинга увидеть все новыми глазами).

7. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).

8. Трап (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинается тренинг, никто из участников не покидает комнату один, он ожидает, когда наступит перерыв, опустится трап, и выйдет вся группа).

9. «Правило осени» (следуя пословице «Цыплят по осени считают», мы предлагает участникам делать выводы о результативности и интересности тренинга, подводить его итоги только в конце тренинга).

10. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их работа в формате «здесь и сейчас» — здесь у них есть возможность задать вопросы, попробовать)

11. Не критиковать. (напомните аудитории правило психологов направления НЛП: «нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций)

12. Я — высказывания. (участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)

Читайте далее:

  • Методы проведения тренинга
  • Техника проведения тренингов. Виды слушателей
  • Техника проведения тренингов. Роли тренера
  • Иерархии навязывают авторитарные правила
  • Исследования, проведенные университетом штата Огайо
  • Что такое бизнес тренинги
  • Тренинг переговоров
  • Плюсы тренингов

Бизнес-тренер или тренинг-менеджер?

Хочу стать бизнес-тренером! Или просто тренинг-менеджером? Одного желания недостаточно. Чтобы быть успешным специалистом, необходимо понять, в чем разница между этими позициями.

Тренинг-менеджер занимается обучением линейного персонала. Чаще всего в его компетенции не входят задачи, связанные с обучением управленческим навыкам, управлением бизнесом или расстановкой приоритетов по планированию развития производства.

Бизнес-тренер в классическом понимании обязательно обучает навыкам управления командой, причем делает это на глубоком уровне. Простого целеполагания будет недостаточно – проработка управления командой идет глубокая, от линейного распределения обязанностей и делегирования полномочий, до управления конфликтами на уровне высшего руководства. Обязательным пунктом программы обучения будет также обучение бизнес-планированию, маркетинговым вещам. Основной уклон в работе – всегда в сторону управленческих функций, стратегии развития бизнеса.

Как тренинг может работать с мотивацией

Очевидно, что тренинг
как форма обучения обладает большим потенциалом
в области мотивации. На тренинге создается
обстановка доверия, открытости, совместной
работы

Позитивная атмосфера и внимание к
каждому участнику повышают мотивацию к обучению.
То есть сотрудникам нравится учиться

Но, кроме мотивации к
обучению, можно решить и такие задачи:

1

Постановка целей,
“внедрение” этих целей и фокусировка на них.
Это можно назвать убеждением и пропагандой.
Причем можно делать это как открыто, так и мягко,
незаметно для участников. Подробнее эта тема
рассмотрена в статье Тренинги с двойным дном.

2

“Взбодрить”, дать
заряд энергии. “Классический” эффект
тренинга никто не отменял.

3

Сплочение коллектива.
Совместное активное обучение – один из путей быстрее познакомиться, лучше “притереться” друг к другу, увидеть своих коллег с новой стороны, улучшить коммуникацию.

С помощью тренинга Вы можете:
•   внедрять принципы корпоративной
культуры
•   эффективно транслировать цели и
стратегию сотрудникам
•   снизить сопротивление и, возможно,
даже добиться поддержки коллектива, напрмер, при
внедрении стандартов
•   повысить лояльность персонала
•   повысить мотивацю к работе
•   сплотить коллектив
•   подстегнуть продажи. чтобы
менеджеры активнее использовали холодные
звонки, привлекали новых клиентов

Совет 4. Направляйте на тренинг только тех, кто хочет стать лучше и сделать вклад в компанию

В противном случае вы будете обучать персонал для конкурентов.

Тренинговое обучение не является легким – ведь тут нужно работать! И если вы направили на тренинг человека, который решил воспользоваться возможностью увильнуть от работы, то, конечно, он ни в коем случае не будет счастлив, если ему: а) не дадут отсиживаться; б) не дадут сбежать домой; в) не дадут отдохнуть от работы. И в качестве обратной связи вы услышите не много хорошего о тренинге, который выбрали. Поэтому обучайте тех, кто достоин стать еще лучше.

Не спрашивайте у тренера, насколько повысится эффективность работы сотрудника или доход, который он приносит компании, после тренинга. Это не задача тренера – мотивировать ваших сотрудников делать вклад в организацию. Человек может многое уметь, но не хотеть делать. Поэтому на обучение нужно направлять только тех, кто лоялен к компании и хочет ей помогать. В противном случае вы зря потратите время и деньги и даже можете потерять сотрудников: известны случаи, когда сразу после обучения люди уходят из компании, унося с собой то, чему их научили.

Как создать тренинг с нуля — основные шаги

Люди идут на онлайн-тренинги, чтобы прокачать определенные
навыки, которые они хотят развить. Т.е. тренинг — практическая обучающая
программа с определенным заявленным результатом. Организовать его можно на
самые разные темы.

Пройдемся по шагам создания:

  1. Выбираем сферу, которую будете преподавать. Это
    первое о чем вы должны задуматься, когда встает вопрос, как создать тренинг?

Чему вы сможете научить своих клиентов? В
чём у вас есть опыт и положительные результаты. Если хотите зарабатывать на
чужих знаниях? Тогда вам необходимо искать опытного эксперта и продюсировать
его.

  1. Определяем своего потенциального покупателя. Об
    этом подробно, мы писали тут. Но
    пройдемся очень коротко по этому вопросу:
  • пол, возраст, семейное положение, наличие детей,
    место жительства, где работает и т.д. Описывайте подробно, чтобы яснее понимать
    свою целевую аудиторию (ЦА);
  • проблемы, боли и страхи. Что беспокоит, что
    останавливает к изменениям в своей жизни? Войдите в реальность своих
    покупателей и уже оттуда размышляйте на эту тему;
  • выгоды от приобретения продукта и от покупки
    именно у вас. Почему они должны взять ваш продукт, а не пойти к конкурентам?
    Выпишите 5 самых ярких из них.
  1. Ставим цели на весь курс. Сначала фиксируем точку начала, т.е. какое состояние участника на момент. Затем прописываем конечную точку, т.е. к чему он должен прийти к концу обучения.
  2. Оцениваем спрос рынка. Для этого запускаем рекламу опроса по своей аудитории и смотрим ценно ли для них то, что вы хотите предложить. Если нет, тогда пересмотрите концепцию или саму ЦА. Внесите необходимые изменения.
  3. Создаем программу. Когда с предыдущим пунктом всё хорошо, только тогда начинаем формировать программу, чтобы не тратить силы на бесполезные действия. Также корректируйте ее в процессе, чтобы сделать эффективнее.
  4. Полируем все шероховатости и получаем отзывы. Лучше для начала набрать пилотную группу и отточить каждый нюанс на ней. Можно сделать это бесплатно или с очень большой скидкой. После окончания обязательно возьмите отзывы.
  5. Запускайте рекламу и начинайте продавать. Обязательно следите за репутацией и регулируйте негативные ситуации. Для этого следите за качеством продукта.

Советы — как создать продуктовый тренинг самому

Какие моменты необходимо учесть в своей работе? Читайте
далее:

Ниша продукта очень важна, но если тема не
зажигает или у вас недостаточная компетенция, тогда долго тренинг не
продержится.
Вводите геймификацию. Так процесс учебы будет
легче, и участники будут показывать лучшие результаты.
Поддерживайте мотивацию учеников. Чтобы они не
бросили всё на полпути. Кого-то даже не волнует, что он может потерять деньги.
А чем больше человек закончили обучение, тем выше показатели экспертности.
Сделайте промо-ролик, в котором расскажите о
своей экспертности. Так вы увеличите доверие.
Прокачивайте личный бренд. К человеку-бренду
пойдут охотнее, потому что это безопасно и с финансовой и с моральной точки
зрения

Поэтому то и важно знать, как создать авторский тренинг.
Если с помощью ваших знаний покупатель сможет
зарабатывать деньги, тогда организуйте закрытую группу, в которой вы сможет
размещать заказы. Чтобы клиенты поверили в себя и свои силы.
Сделайте чуть больше и чуть лучше, чем ждут покупатели.
Следите за качеством своего продукта

Тогда тренинг ждет успех.
Берите предоплату, это на 90% увеличивает успех
продаж.

Тренинг в работе с персоналом

1

Обратная связь. Тренер
донесет до Вас информацию о состоянии
коллектива, актуальных проблемах. Такой взгляд
со стороны будет полезен, чтобы лучше
мотивировать сотрудников.

2

Диагностика: навыков,
личностных качеств, потенциала сотрудников,
проблем в коллективе. (Одного тренинга
недостаточно для этого, лучше использовать цикл
мнни-тренингов, так как при оценке по одному
тренингу неизбежны ошибки.)

3

Адаптация
новичка/новичков. Групповые процессы на тренинге
помогают быстрому установлению дружеских
отношений, хорошей комуникации, взаимной
поддержки.

4

Подбор команд. Можно
по-разному компоновать людей, выявляя тех, кто
сработается лучше всего.

5

А еще тренинг может
выступать как вознаграждение участникам.
Работники ценят, когда компания вкладывается в
их развитие.

Этап ориентации (знакомства)

На этой стадии участники учебной группы еще недостаточно хорошо знают друг друга и испытывают тревогу. Поэтому все, как правило, вежливы и предупредительны. Отношения довольно формальны, участники воздерживаются от эмоциональных высказываний, избегают говорить о личном опыте.

Постепенно некоторые члены группы в ходе тренинга начинают вести себя более активно. Они чаще вступают в разговоры с тренером и с другими участниками, выражают свою точку зрения.

Это похоже на поведение людей на вечеринке, где много незнакомых. Все мнутся, не знают, куда девать руки, о чем разговаривать. Люди обращаются друг к другу по разным поводам – передать бокал, подержать пальто и т.д., но дальше этого дело не идет. Для облегчения знакомства устроители праздника предлагают выпить немного спиртного. Алкоголь снимает тревогу, и люди начинают общаться более свободно.

В традиционной системе обучения этап знакомства игнорируется. По крайней мере ему не придается большого значения. Цель лектора – заинтересовать слушателей, поэтому он рассказывает интересную историю, анекдот и ждет реакции студентов. Это стандартное начало занятий. Но в тренинговой работе ведущий действует по-другому.

Типичные ошибки

Иногда бывает, что тренеру самому становится скучно. И тогда он провоцирует групповую динамику, бросает вызов, начинает конкурировать с неформальными лидерами группы. В этом случае группа быстро “откатывается” ко второй стадии, начинаются выяснения отношений и поиски нового лидера.

Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что если тренинг идет достаточно долго, 5 – 7 дней, то у тренера возникают симпатии и антипатии. Встречаются ситуации, когда ведущие групп увлекаются кем-то из участников или между ними завязывается дружба. Это непрофессиональное поведение. Группа реагирует на подобные эмоциональные проявления по-своему. Авторитет тренера может пошатнуться, пропадет и интерес к обучению. Начинающему тренеру простительно поддаться групповому обаянию один-два раза, но если ситуация повторяется, то стоит подумать о смене работы.

Программа занятий

12 маяУрок 1

Постановка когнитивных навыков

Преподаватель:

Николай Ягодкин

Основатель образовательного центра Advance

14 маяУрок 2

Особенности обучения онлайн:
как выбрать программу обучения

Преподаватель:

Лилия Смирнова

Преподаватель

19 маяУрок 3

Развитие внимания

Преподаватель:

Любовь Царькова

Преподаватель технологий

21 маяУрок 4

Развитие визуального восприятия

Преподаватель:

Любовь Царькова

Преподаватель технологий

26 маяУрок 5

Способы быстрого чтения

Преподаватель:

Ольга Мамонтова

Преподаватель технологий

28 маяУрок 6

Основы технологии работы с информацией

Преподаватель:

Любовь Царькова

Преподаватель технологий

2 июняУрок 7

Проблемы при изучении английского

Преподаватель:

Юлия Лобанова

Преподаватель иностранного языка

4 июняУрок 8

Как разобраться в обществознании

Преподаватель:

Игнатий Чередов

Преподаватель, кандидат политических наук, доцент СПбГУ

9 июняУрок 9

Как изучать русский язык

Преподаватель:

Мария Шукис

Преподаватель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector