Как приучить ребенка читать

Содержание
  1. 8 советов, как подружить ребенка с книгой
  2. Не заставлять, а увлекать!
  3. Правила к обучению чтению
  4. Как заинтересовать ребенка книгой?
  5. 8 правил, которые помогут научить ребёнка читать
  6. Подайте пример
  7. Читайте вместе и обсуждайте
  8. Идите от простого к сложному
  9. Покажите, что буквы есть везде
  10. Играйте
  11. Используйте любую возможность для тренировки
  12. Закрепляйте успех
  13. 6 советов, как заинтересовать ребенка чтением
  14. 1.    Совмещайте чтение с актерской игрой
  15. 2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер
  16. 3.    Предоставьте право выбора ребенку
  17. 4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета
  18. 5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы
  19. 6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями
  20. Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка
  21. «Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»
  22. «Рассказы, повести — это скукота»
  23. «Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»
  24. Варианты мотивации
  25. Общие советы по выбору литературных произведений для подростков
  26. Как приучить ребенка читать: 10 шагов

8 советов, как подружить ребенка с книгой

Итак, приучать ребенка к чтению надо мягко, исподволь. Как это сделать? Вот 8 советов для детей разного возраста.

Чаще читайте ребенку и вместе с ним. Да с чувством, с толком, с расстановкой! Немножко артистизма не помешает.

Не выбирайте только «полезные» книги для совместного чтения. Разбавьте их комиксами, стихами, журналами – всем, что интересно вашему ребенку.

Создайте дома «читальный уголок»: уютное местечко, где было б приятно полистать книжку и поделиться впечатлениями друг с другом. Придумайте, как обустроить уголок. Может, поставить там удобное кресло с пледом, торшер?

Чаще пополняйте домашнюю библиотеку: ходите с ребенком в книжный или скачивайте вместе новое чтиво из интернета. Не спешите выбирать все сами, спросите у чада: «А ты что хочешь почитать?».

Не секрет: подростки гонятся за модой. А чтение нынче в тренде. Гляньте обзоры новых бестселлеров и закиньте «удочку» своему тинэйджеру: «Ты слышал что-нибудь об этой книге? В Сети пишут, что это просто бомба!».

Не забывайте проверенный трюк – заинтриговать! Начните рассказывать ребенку интересную историю, а продолжение пусть прочтет сам.

Собрались с детьми к врачу или в гости на другой конец города? Возьмите с собой небольшую книжку или журнал – скоротаете время с пользой.

Игра – лучший способ сделать любое дело интересней. Устройте дома квиз (модная нынче интеллектуальная командная игра) на тему сказок, фэнтези, древнегреческих мифов. Составьте вопросы по творчеству писателей и поэтов 19 века или любого другого времени. Позовите гостей: чем больше людей, тем интереснее! Устройте баттл: пусть гости сразятся в выразительном чтении басен или стихов. Или вместе прочтут по ролям какой-нибудь уморительный рассказ. А, может, все захотят поиграть в литературного «крокодила»? Тогда пусть вместо обычных слов участники показывают известных книжных персонажей. В общем, думайте, фантазируйте! Чтение нас этому и учит!

Анастасия Леменкова

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность

И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.»

Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

В любом случае, читая «из-под палки», книги не полюбишь. Как точно сказал об этом детский писатель Григорий Остер! «Заставлять детей читать нельзя <…> Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом». Так бывает, когда ребенку попадается «та самая» книга, после которой хочется читать еще и еще.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Правила к обучению чтению

Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:

Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо

чтобы ребенок понимал то, что читает.
Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся

Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или . Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.

Как заинтересовать ребенка книгой?


Ребенок приучается к чтению

Психологи утверждают, что детей, которым читать «не дано», практически нет. Если же отпрыск терпеть не может книги – вполне возможно, что это не его вина, а провинность родителей. Последние часто прибегают к «запрещенным» методам:

  • Подавлению воли
  • Обвинениям
  • Оскорблениям
  • Угнетению детского духа

Это делать категорически запрещено. Ребенок должен понимать:

Мало того, отпрыск должен понимать смысл книг, а не просто бегло гулять глазами по желтым страницам, пока папа с мамой не позволяет ему прекратить это делать. Литературные издания должны быть приятны визуально, а также приносить моральное удовольствие и культурное расслабление. Итак, вы хотите, чтобы ребенок читал? Это элементарно. Читайте далее.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

6 советов, как заинтересовать ребенка чтением

1.    Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3.    Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств

Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно

Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

..», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Как много читает ваш ребенок литературы?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
С раннего детства учите с малышом стихи.

Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.

Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы

Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника

Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Общие советы по выбору литературных произведений для подростков

До 6-7 лет дети преимущественно увлекаются сказками, однако после достижения этого возраста их начинает интересовать более серьезная литература. При выборе подходящих книг опирайтесь на следующие рекомендации:

  • учитывайте пол ребенка;
  • учитывайте индивидуальные вкусы;
  • проанализируйте литературные произведения, прочтенные ранее.

Вы можете посоветоваться с другими родителями, чтобы узнать о том, какую литературу читают их дети. Еще один хороший ход – совместное посещение книжного магазина, где мальчики и девочки смогут найти книги, ориентируясь на картинки и короткое содержание. Напоследок мы приведем ТОП-5 книг, которые точно понравятся вашему ребенку:

  • серия романов о Гарри Поттере, созданная английской писательницей Джоан Роулинг;
  • цикл «Бегущий по Лабиринту», под авторством Джеймса Дэшнера;
  • подростковый любовный роман «Учебный роман», написанный Кристин Уокер;
  • классический английский любовный роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», который больше подходит для библиотеки девочки;
  • научно-фантастический роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники».

Эти простые советы помогут вам приучить ребенка читать каждый день. Помните о том, что книги нельзя навязывать, не стоит заставлять подростка читать в тот момент, когда он не настроен это делать. Вдохновляйте детей своим личным примером, приглашайте в волшебный мир литературных произведений, в которых скрыты миллионы увлекательных историй. Чем раньше вы начнете читать с ребенком книги, тем лучше!

Похожие посты

Оставить комментарий

Как приучить ребенка читать: 10 шагов

Как можно заметить, дети осваивают язык с самого рождения, органично и естественно, наслаждаясь процессом обучения! Если вы хотите так же успешно встроить в “образовательную программу” освоение навыков чтения, в рекомендациях ниже наверняка найдёте то, что подходит именно вам и вашему ребенку.

Сделайте чтение ежедневным. Просто читайте своему ребёнку как минимум 15 минут в день. Одна небольшая сказка перед сном должна стать вашей общей привычкой. В эпоху сверхзанятости и технологий многие родители предпочитают включать малышам аудиосказки, однако помните, что речь близкого человека воспринимается малышом лучше.

Больше интерактива! Даже от банального чтения книги можно добиться большей вовлеченности: усадите ребёнка на колени, позвольте ему самостоятельно переворачивает странички. Обсуждайте красочные иллюстрации, пусть малыш порассуждает, как они связаны с историей, какие персонажи изображены и так далее.

Показывайте слова. Читая книгу, ведите свой палец по нижней части строки. Со временем ребенок поймет, что это слова, а не картинки.

Не докучайте. Если вы заметили, что ребёнок вдруг потерял интерес и начал отвлекаться, просто отложите книгу. Если заставлять, весь процесс окажется контрпродуктивным. А о воспитании любви к чтению и говорить не приходится. Но есть и другая сторона медали: некоторым детям действительно сложно концентрироваться на одном занятии. В этом случае стоит подумать: чем еще может заняться малыш, когда вы читаете? Порисовать, полепить, что-то построить?

Станьте примером. Подражание является ключевым моментом развития ребёнка. Покажите, что чтение — это такая же неотъемлемая часть вашей повседневной жизни, как сон или приготовление завтрака. Удивительно, но зачастую родители требуют от своих детей того, чего он просто-напросто не видит в своём окружении. Это справедливо как для привычки говорить “Спасибо”, так и для чтения.

Заражайте энтузиазмом! Если ребёнок видит, что вы каждый раз неохотно берёте книгу, читаете монотонно и с гримасой усталости, вряд ли ему захочется видеть вас такими вновь. Показывайте, как вы рады, что провели последний час с ним именно так, и не забывайте про неподдельный энтузиазм до “занятий”. Если он прибегает к вам и просит прочесть сказку про репку в 150-й раз, выдохните и вперёд!

Отвечайте на вопросы. Даже если вы ещё не окончили главу, страничку или абзац, сразу отвечайте на вопрос юного слушателя. Более того, не бойтесь пуститься в рассуждения, или самим задавать вопросы вроде “Как ты думаешь, что дальше произойдет с Зайчиком?”, “Ты бы хотел дружить с Машенькой?”.

Используйте технологии. Даже самая любящая мама “иногда” устаёт и не может с удовольствием заниматься с ребенком. Порой можно наблюдать, как измученный родитель злится, повышает голос, но все равно не сдается и заставляет свое не менее измученное чадо смотреть в книжку и читать. Как только вы почувствовали нехватку терпения, самое время изучить огромный рынок вспомогательных инструментов (игрушек, мобильных приложений, свежих методик), которые, конечно, не заменят полностью вашего участия, но возьмут на себя львиную долю обязанностей. Вы удивитесь, но отзывы родителей в духе “Мой ребёнок научился читать, считать, танцевать благодаря этому приложению” — уже гораздо чаще обыденность, чем дело случая.

Слушайте ребёнка. Многие дети отлично запоминают стихи и сказки, которые часто слышат. Предложите малышу почитать вам хорошо знакомую книжку! Дайте ее в руки, примите позу, будто бы вы — это он, и внимательно слушайте, как забавно воспроизводится история. По ходу рассказа, переворачивайте странички, помогайте использовать иллюстрации в качестве подсказок.

Экспериментируйте с интонациями. Вы — театр для маленького зрителя. Если постановка окажется скучной и невнятной, не ждите оваций в виде внимания и заинтересованности

Обязательно меняйте голос при чтении разных ролей, кривляйтесь и грустите, серьёзничайте и зазывайте — всё это поможет не только удержать внимание, но и знатно поднять настроение вам обоим!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector