Формирование самооценки личности
Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.
Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.
Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.
Популярные упражнения на самооценку
Результат появится не сразу. Нужно много месяцев выполнять ежедневно упражнения, которые помогут пересилить внутренне сопротивление. Одно из таких упражнений — дневник. Но лучше вместо дневника вести журнал достижений. Какие упражнения для повышения самооценки реально помогут?
- Журнал достижений. Личность должна записывать все свои достижения, все случаи в жизни, за которые присутствует гордость. И создать для себя образ реально успешного человека, которым хочет стать в будущем.
- Найти в своих недостатках достоинства. Если внимательно присмотреться к себе, то можно увидеть, что за недостатками скрываются определенные черты характера, которые можно доработать и превратить их в достоинства.
- Посмотреть на себя глазами любящего со стороны. Это прекрасное упражнение для поднятия самооценки, которое помогает принять все свои стороны, все черты характера только потому, что ты уникальная личность и достоин любви других.
- Наблюдение за собой со стороны. Если длительное время просто наблюдать за тем, как внутренний критик распинает вас, как может, вы приедете к выводу, что большая часть всех обвинений необоснованны и смешны. Затем эта привычка исчезнет сама, просто потому что вы сознательно решили больше не пилить себя таким образом.
Эти четыре упражнения нужно выполнять с полной верой в успех. Нельзя бросать работу над собой после первой недели упражнений и жаловаться, что нет эффекта. Придется проявлять силу воли, вставать каждое утро на полчаса раньше и все записывать на бумагу. Визуализация тоже полезна. Но когда вы выпишете на бумагу или на планшет свои наблюдения за собой, то реально увидите какие-то сдвиги, улучшения в восприятии себя.
Адекватная самооценка подростка
Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.
Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.
В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.
В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.
Формирование самооценки младшего школьника
Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением
Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности
Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.
Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.
На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.
Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.
Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их
Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком
Виды самооценки в психологии
Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:
️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей;
️ способен ставить пред собой реализуемые цели;
️ обладает критическим взглядом на свою личность;
️ стремится предугадать последствия от своих действий.
️ для него важны окружающие;
️ человек оценивает мнение других адекватно;
️ совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.
Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.
Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:
️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.
️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.
1. Неадекватная самооценка
Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.
Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.
2. Адекватная самооценка
Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.
Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:
️ Способен адекватно воспринимать критику;
️ стремится к саморазвитию;
️ реально оценивается свои возможности;
️ ставит достижимые, с его точки зрения цели;
️ стремится к увеличению своих возможностей;
️ экономит силы и энергию;
️ не подвержен влиянию со стороны;
️ им трудно манипулировать;
️ уважает мнение других;
️ понимает природу своих поступков и мотивов;
️ эмоционально устойчив.
3. Смешанная самооценка
Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.
Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.
Как поднять самооценку женщине
Если вы занижаете собственную ценность и достоинство, не верите в свои силы, то у вас есть несколько способов вернуть самооценку в адекватное русло и повысить собственную ценность в своих глазах. На это потребуется некоторое время, но результат этого стоит.
Как поднять самооценку женщине? Главной задачей приемов и методов поднятия самооценки является формирование стойкого чувства самоценности и собственного достоинства.
Часто детей дразнят в школе обидными прозвищами. По прошествии многих лет дети помнят те неприятные эмоции, которые вызывали прозвища. Это связано с тем, что в детском возрасте достаточно тяжело отделить чужие мнения от реальности. Взрослые люди также нередко сталкиваются с такими проблемами. Взрослые придают огромное значение высказываниям окружающих, позволяя им влиять на свою личность. Нужно понять раз и навсегда – невозможно нравиться абсолютно всем. Единственное, что имеет значение – это вера в свои силы и потенциал.
Женщинам, страдающим неадекватным оцениванием желательно избегать окружения, которое их подавляет, эмоционально истощает, выливает на них негативно или провоцирует на ненужные конфликты
Важно стараться как можно больше времени проводить с людьми, уважающими и ценящими вас. Общение с ними способствует повышению самооценки и поможет поверить в свой потенциал
Не следует тратить время на окружение, которое постоянно критикует всех или всем недовольно. Ничего, кроме неприятных эмоций это вам не принесет. Такое окружение способно только разрушать жизнь других. Ведь такое окружение любит пребывать в условиях всеобщей скорби. Чем хуже вам, тем лучше им. Поэтому следует провести качественную «ревизию» окружения. Необходимо составить список людей, с которыми вы чаще всего общаетесь. К ним относятся коллеги, близкие люди, друзья и товарищи. Попросите их назвать несколько причин или качеств, за которые вас ценят. Чем больше положительных качеств друзья назовут, тем проще вам будет поверить в свою значимость.
Проведите так называемую инвентаризацию своих достижений. Осознание своих успехов повышает и придает устойчивости самооценки. Нужно знать свои положительные черты, сильные стороны, личные достижения. У каждого есть достижения, неизвестные окружающим. Следует составить список персональных достижений и указать в нем решенные проблемы, кризисы, пережитые конфликты, трудные ситуации, которые вы с достоинством выдержали. Вначале, скорее всего, не получится составить длинный список. Поэтому необходимо его составление отложить на время и периодически к нему возвращаться. Старайтесь не упускать из виду любую трудность, даже самую небольшую, которую вы победили.
Как еще поднять самооценку женщине? Попытайтесь понять, что вы являетесь собственником вашей самооценки. Только у вас на нее есть права. Поэтому не давайте никому управлять вашей самооценкой. Если вы не станете единоличным владельцем своей самооценки, то вы рискуете быть довольным собой только при соблюдении определенных условий. В остальных случаях вас будет мучить неудовлетворенность собой или своими поступками. Так, например, вы находитесь в отношениях и ваш любимый стал вести себя по другому, что привело вас к потере самоценности. Это означает, что не вы владелец своей самооценки, ваш любимый управляет ею. Вы сами дали ему такое право.
Очень важно понять, кто или что воздействует на ваше чувство самоценности, только так вы сможете осознанно решить, позволите ли кому-либо управлять вашим чувством собственного достоинства и значимости или нет