Детские страхи: реальные и вымышленные

Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей

Моей первой учительницей была Анна Ивановна. Я боялась ее жутко! Это была некрасивая полная женщина. Голос у нее был низкий и немного гнусавый. Но, при всей своей внешней непривлекательности, как специалист она была прекрасна. Во всяком случае, так говорили многие. И попасть к Анне Ивановне в класс было равно выигрышу в лотерее. Вся семья была счастлива. Кроме меня.

Александр Кержнер, «В первый класс», 1950 г.

Анну Ивановну раздражало мое письмо и огромные точки в конце предложения. Писала я действительно коряво, а точки… Мне казалось, что их не видно, и я их «увеличивала» до тех пор, пока они не становились похожими на чернильную кляксу. Анна Ивановна, получив на проверку мою пропись, каждый раз закатывала глаза и причмокивала, что давало мне понять, что я опять не оправдала ее ожиданий. Расстраивалась я ужасно, но… не знала, как исправить ситуацию. Чувство вселенской безнадеги надолго поселилось в моей душе.

Когда уже мой сын пошел в первый класс, я больше всего придиралась к его почерку и «точкам». Я, сама учитель, провалилась в свои детские страхи и невольно начала навязывать их своему ребенку.

Часто родители транслируют свои страхи детям. А дети, как зеркало, отражают то, что есть в нашей, родительской, реальности. Но возможно, на самом деле этого нет.

Совет! Вспомните свое школьное детство. Какие «болячки» у вас остались? Не те ли это «болячки», которые есть у вашего сына или дочери? Если те же, стоит поработать прежде всего с собой.

Когда родители при ребенке обреченно говорят: «Тут уж ничего не поделаешь! Я тоже в школе не понимал, как решать эти примеры. И моя учительница так злилась!» — знайте, ваш ребенок будет заранее ждать от учителя не поддержки, а осуждения. А вот и страх!

John Dawson Watson, «Сказки на ночь или молодая учительница», 1885 г.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.

Причины страха самостоятельной ходьбы

Нежелание ходить самостоятельно может быть обусловлено различными факторами. На поведение ребенка влияет уровень физического развития, заболевания опорно-двигательного аппарата и психологическое состояние.

Если говорить именно про боязнь самостоятельной ходьбы, то чаще всего это вызвано негативным предыдущим опытом. Возможно, ребенок пытался сделать первый шаг, упал и больно ударился. Если он стал осторожничать, ничего удивительного в этом нет. Напротив, говорит о хорошей памяти и адекватной реакции на происходящее.

Спутать со страхом можно задержку в физическом развитии. Проблемы со здоровьем должен заметить врач невропатолог или хирург при очередном осмотре. Своевременное выявление заболевания и лечение позволит малышу нормально развиваться. Если на осмотре врач упустил опасные симптомы из вида или родители не ходили в поликлинику, лечение малыша после года отсрочит первые самостоятельные шаги.

Неготовность ребенка к самостоятельной ходьбе из-за незрелости опорно-двигательного аппарата тоже может стать причиной того, что первые шаги не сделаны в год. Врачи не советуют торопить ребенка в таком случае, ставить его на ножки и заставлять ходить, если он этого сам делать не хочет. Когда придет время, малыш побежит в нужном направлении.

Злоупотребление ходунками и прыгунками, неправильное использование этих приспособлений ежедневно, плохо отражается на здоровье ребенка и способности ходить самостоятельно. Если вы решили приобрести ходунки, изучите сначала инструкцию по использованию и советы специалистов относительно времени пребывания в них ребенка.

Нужно учитывать удобство конструкции, возраст малыша и высоту сидения от пола (ножки ребенка, сидящего в ходунках или прыгунках должны становиться на полную стопу, а не на носочки). Заметив, что малыш хочет передвигаться самостоятельно, не нужно удерживать его в ходунках.

Важно не упустить момент интереса к самостоятельному передвижению ногами, который может возникнуть во время прогулок на улице, куда ходунки брать нельзя. При первых удачных попытках хвалите малыша и прячьте ходунки, если он уверенно стоит на своих ногах

Почему ребенок боится воспитателя в садике?

Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:

  • забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;

  • постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;

  • поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;

  • обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;

  • попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);

  • поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.

Что делать, если ребенок боится воспитателя?

Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?

Если педагог не виноват

В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят

Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.

Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.

Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться

Если есть вина педагога

Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей. 

Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу. 

Последствия патологии

Не все родители могут назвать боязнь школы чем-то серьезным. Кто-то считает это всего лишь капризами и ленью. На самом деле любое нарушение в психологической сфере приводит к соматическим проблемам.

Ребенок будет становиться все нервознее, раздражительнее и истеричнее

Со временем у школьника разовьется депрессия, которая будет проявляться неспособностью выразить эмоции и чувства. Апатия и нежелание что-то менять могут стать основой для суицидальных мыслей.

Некоторые кожные проблемы, например, псориаз, развиваются на фоне проблем с нервной системой. Такие патологии тяжело и долго лечатся.

Еще одно последствие сколинофобии – это неприязнь к процессу обучения. В современном мире людям приходится активно учиться новому и осваивать разные профессии. При паническом страхе ребенку будет тяжело это делать.

Поэтому сколинофобию нужно своевременно выявлять и лечить у специалистов. Чем раньше проблема будет обнаружена у ребенка, тем проще от нее избавиться. Школьный психолог может помочь с диагностикой и коррекцией.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Только так они могут быстро узнавать о каких-то неприятностях. Им не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребенку, так как это только ухудшит его состояние.

Что делать с тревожными мыслями

— Значит, я помогу ей успокоиться, и это хорошо, — признала подруга. — Но мне кажется, что она все равно будет переживать.

— Тогда вместе обсудите ее страхи, — посоветовала я. — Как правило, тревога появляется, когда мы переоцениваем ситуацию и недооцениваем свою способность справиться с ней.

— Она очень боится, что не сможет заснуть, — сказала подруга.

Тогда я предложила:

— Скажи ей: «Наверное, заснуть у твоей двоюродной сестры будет сложнее, чем дома, но, я думаю, ты так устанешь, что выключишься за секунду». Тебе нужно признать ее переживания и помочь понять, что, скорее всего, она преувеличивает.

— Хорошо, — согласилась подруга. — Но она возразит мне, что боится не выспаться и на следующий день будет сонной.

— Мы называем это катастрофизацией — представлением худшего возможного исхода, — сказала я.

— О да, — с улыбкой ответила подруга. — Иногда моя дочь только этим и занимается.

— Скажи ей, что даже если она не заснет, то на следующий день просто будет чувствовать себя уставшей и ляжет спать пораньше, — предложила я. — Говори об этом спокойно: тем самым ты покажешь, что в этом нет ничего серьезного.

— Если честно, я не думаю, что она купится на это, но я попробую, — сказала подруга.

— Хорошо, — кивнула я.

Преодолеть угрозу, а не убежать от нее

Но вернемся к Джейми. Я собралась с силами и мягко сказала:

— Подожди, давай не будем звонить твоему папе. Думаю, мы сможем разобраться вместе.

— Что случилось? — спросила я. — У тебя проблемы с химией?

— Нет, но я не поняла тему, по которой будет тест, — ответила девочка.

— Ты сказала об этом учительнице?

— Да, и она мне очень помогла, — призналась Джейми. — Но я все равно не уверена, что сдам тест.

— Понимаю, почему ты напугана, — ответила я. — И я понимаю, почему ты пришла ко мне. Но я боюсь, что ты почувствуешь себя еще хуже, если не разберешься с проблемой. — Джейми вздохнула, и я продолжила: — Почему бы тебе не встретиться с учительницей по химии перед тестом и не попросить объяснить сложные моменты? Если она не сможет, найди обучающий ролик в интернете по темам, которые тебя беспокоят. И самое главное: я хочу, чтобы ты сдала сегодня тест, даже если тебе кажется, что у тебя не получится.

Джейми неохотно согласилась. Через несколько дней я встретила ее в коридоре школы и спросила, как все прошло.

— Я не смогла встретиться с учительницей перед тестом, и мне кажется, что я сдала его не очень хорошо, — поделилась девочка. — Но перед уроком несколько моих одноклассниц спрашивали учительницу о тех же вещах, которые не понимала я, поэтому она сказала, что мы разберем эти темы еще раз и сможем пересдать тест, чтобы улучшить оценку.

— Звучит неплохо, — сказала я почти вопросительным тоном.

— Да, — согласилась Джейми. — Совсем неплохо. Я думаю, все будет отлично.

Если ваша дочь хочет, чтобы вы встали между ней и ее страхом, сопротивляйтесь внутренним инстинктам — защитному импульсу спасти ее. Лучше помогите ей справиться с источником тревоги. Например, если девочка говорит, что не сможет выступить на фортепианном концерте, определите, что она сможет сделать. Сможет ли она сыграть сейчас для вас, думая при этом о концерте? Может ли она пригласить подруг и поиграть для них? Может ли она поговорить со своим учителем и узнать, что произойдет, если она передумает выступать? Может ли она выйти на сцену и на месте решить, какую часть произведения она сможет сыграть?

Если эти варианты будут отклонены, поговорите с учителем дочери и узнайте, где она может запнуться и над чем надо еще поработать. Другими словами, помогите девочке преодолеть угрозу, а не сбежать от нее. Вашей дочери вряд ли понравится такой подход, но моментальное облегчение, которое она испытает, избежав угрозы, не стоит гарантированного обострения ее тревоги в будущем.

Почему ребёнок, которому исполнился год, боится самостоятельно ходить

Все дети абсолютно разные, и существует немало причины, по которым у малышей возникает страх ходить самостоятельно:

возможно, всё кроется в ходунках, которые так излюблены взрослыми

Родителям весело и задорно наблюдать, как их ребёнок носится по дому в этом приспособлении, но они не обращают внимание на обратную сторону. Когда приходит время с ними прощаться, кроха попросту не понимает, как теперь можно бежать на своих ножках без помощи, ведь он надеялся на опору;
боязнь падения — если ребёнок при первом и последующем шаге упал и поранился, то он интуитивно сползёт на четвереньки, ведь ему так и привычнее, и быстрее;
лень — некоторые малыши просто не считают нужным напрягаться

Особенно часто такое поведение наблюдается у деток с массой тела выше средней.

Иногда явных причин для отказа от хождения нет, малыш здоров и отклонений не имеет. В такой ситуации понаблюдайте за ним, попробуйте понять, чем вызвано нежелание самостоятельно передвигаться.

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить

Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями

Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать. Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы

Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом

Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться

Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.