Бессознательное как приобретенный опыт

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}. Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

С самого начала человек общественный

Такая теория происхождения человеческого общества, высших форм культуры не соответствует историческим фактам. Он с самого начала был существом общественным. И кроме того, история человечества убедительно показывает, что развитие науки и вообще человеческой культуры основано на развитии производства, а последнее связано со стремлением удовлетворять такие потребности человека, как потребность в пище, одежде, жилище и т. д. Но Фрейд строит свою теорию происхождения бессознательной деятельности в психике современного человека в полном противоречии с данными исторической науки.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Леонардо да Винчи у Фрейда

Такая трактовка эвристической научной деятельности содержится, например, в книге Фрейда «Леонардо да Винчи». При анализе творчества ученого Фрейд исходит из следующего обстоятельства.
Биографы Леонардо да Винчи сообщают о том, что ему была присуща исключительная любознательность, которая играла большую роль как в формировании его художественных навыков, так и в его научно-исследовательской работе. Эта черта оказывается достаточной для Фрейда, чтобы, как ему кажется, проникнуть в глубины сексуального бессознательного Леонардо.
Второй факт, на котором Фрейд основывает свое толкование эвристической деятельности Леонардо да Винчи, — это попытка великого итальянца сконструировать летательную машину. Дело в том, что полет с точки зрения фрейдистской сексуальной символики является условным обозначением полового сношения. Именно с этих «позиций» пытается объяснить Фрейд не только интерес Леонардо да Винчи к полетам, но и достижения современной авиации. Это величайшее завоевание человеческой мысли он пытается истолковать с точки зрения детского эротизма. Здесь можно остановиться… Уже приведенные суждения основателя психоанализа отчетливо свидетельствуют о том, что его психологическая концепция не раскрывает механизмов бессознательной эвристической деятельности. Ни общепсихологическая система Фрейда, ни его конкретная попытка анализа деятельности ученого и изобретателя не могут удовлетворить современный уровень науки. Если сторонники физиологического подхода сводили бессознательную психическую деятельность к автоматическим действиям, то Фрейд пошел еще дальше, низводя ее до уровня полового влечения.

Заключение. Бессознательная и одновременно высшая деятельность человека

Область творческого мышления человека представляет из себя одну из центральных проблем общей психологии. И рассмотрение эвристических проблем с неизбежностью приводит к основным понятиям психологической науки — понятиям сознательного и бессознательного.
Историко-психологический анализ показывает, что до сих пор в рамках традиционной психологии не существовало содержательного анализа понятия бессознательного. Само понятие «бессознательное» не может рассматриваться как содержательное — ведь оно заключает в себе только отрицательный смысл. В нем как бы констатируется, что в данной психической деятельности отсутствует сознание. Для разработки проблем эвристики такого содержания понятия «бессознательное» явно недостаточно. Оно должно быть охарактеризовано более определенно. Это даст возможность хотя бы в гипотетической форме выяснить механизм эвристической продуктивной деятельности человека, которая, будучи бессознательной, является одновременно и высшей.

Фрейдовский «психический аппарат»

Таким образом, фрейдовский «психический аппарат» состоит из следующих частей.
Во-первых, система А — это бессознательные влечения и переживания, которым заказан путь к сознанию, они принципиально не могут быть осознаны, во-вторых, система Б, где царствует сознание, но где наряду с осознанными представлениями находятся и неосознанные, т. е. предсознательные.
Сам Фрейд чувствовал слабость своих метафорических построений. Более того, он подчеркивает, что готов даже отказаться от своего предположения, если кто-нибудь другой лучше опишет сущность бессознательной душевной жизни.

Вытесненное бессознательное обычно имеет тенденцию обманывать стерегущую его цензуру и делает попытки прорваться в комнату сознания. Согласно Фрейду, это осуществляется с помощью символического языка сновидений, ошибочных действий, нервных симптомов и, наконец, через акты художественного и научного творчества. С точки зрения Фрейда, всякое творчество, а следовательно, и эвристическая деятельность есть результат перевоплощения, сублимации, полового влечения (либидо).

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Бессознательное — это информационная деятельность

Таким образом, результаты исследований наводят ученых на мысль, что бессознательное — это психическая, или, как можно было бы сейчас сказать, информационная деятельность. С другой стороны, сознательная деятельность также осуществляется в мозгу и поэтому может быть рассмотрена как физиологическая, как мозговая. Эти противоречия привели к тому, что уже в начале XX века физиологическая концепция бессознательного была подвергнута острой критике. Во всяком случае, что касается механизмов не осознаваемого компонента эвристической деятельности человека, то эта концепция не дает ничего, кроме констатации самого факта существования бессознательных процессов.

Неосознаваемая продуктивная деятельность

Практически не существует такого занятия, во время которого не могло бы возникнуть решения сложной, не дававшейся ранее задачи. Так, некоторые изобретатели сообщали, что решение задачи приходило к ним во время купания в ванне. В этом отношении они уподоблялись Архимеду. Другие испытывали озарение на прогулке, в поезде или в автомобиле, во время одевания, бритья, работы в саду, рыбной ловли, игры в гольф или в карты, чтения, бездействия за письменным столом или на пляже, послеобеденного сна.
Если проанализировать всю совокупность фактов открытий и изобретений, то нельзя не предположить, что неосознаваемая продуктивная деятельность реально существует. Именно эта деятельность составляет основную загадку эвристики как науки. Раскрытие тайн бессознательного компонента творчества явилось бы огромным шагом не только в психологии творческого мышления, но и вообще в науке о психической деятельности человека.

Бессознательное в идеалистической философии Лейбница

Бессознательные представления как мирообразующая субстанция занимают центральное место в идеалистической философии Лейбница. Они рассматриваются им как свойство бесконечно малых духовных сущностей (монад), из которых строится вселенная. Исходя из этой общефилософской концепции, Лейбниц пытается показать значение бессознательных представлений в психике человека.

В системе психологических взглядов Лейбница бессознательное выполняет три функции — основы познания, основы характера и основы деятельности человека. Человек не может воспринять что-либо ясно и отчетливо, если он ранее не представлял эту вещь неясно и неотчетливо. В основе познания лежат «великие безымянные чувства, которые в ночи проходят через лабиринт сердца, не знаемые и необдуманные человеком». В уме нет ничего, что не было бы изготовлено в «тайных мастерских духа».

Проблема бессознательного в психологии

Впервые проблема бессознательного в психологическом, а не философском значении была поставлена в конце XIX — начале XX века французскими исследователями И. Жане, Ж. Шарко, И. Бернгеймом в непосредственной связи с вопросами клинической невропатологии и психиатрии.

Появление проблемы бессознательного в психологии

Фактической основой, послужившей толчком для психологической разработки проблемы бессознательного, явилась группа фактов, характерная для некоторых неврозов и истерии, так называемый «психический автоматизм». В самой общей форме внешняя сторона этого явления заключается в следующем

Больная, занятая каким-либо делом, поглощающим все ее внимание, например, разговором с врачом, могла одновременно выполнять свободной рукой определенные разумные действия. Она, например, письменно отвечала на заданные ей тихим голосом вопросы, разговаривая в то же время о другом и даже не замечая, как ее рука пишет те или иные вполне логичные фразы. Аналогичные факты были получены рядом исследователей и у здоровых людей с помощью постгипнотических внушений, когда им внушали сделать что-то после пробуждения

Эти исследования, а также клинические и жизненные наблюдения привлекли внимание широкого круга врачей, психологов, педагогов к проблеме бессознательной деятельности человека. Эта проблема получила отражение в большой литературе, возникли различные точки зрения на природу бессознательного или подсознательного

Аналогичные факты были получены рядом исследователей и у здоровых людей с помощью постгипнотических внушений, когда им внушали сделать что-то после пробуждения

Эти исследования, а также клинические и жизненные наблюдения привлекли внимание широкого круга врачей, психологов, педагогов к проблеме бессознательной деятельности человека. Эта проблема получила отражение в большой литературе, возникли различные точки зрения на природу бессознательного или подсознательного

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector