Плюсы и минусы метода беседы в психологии

Беседы при работе с детьми

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Также читайте:
Группа и ее структурная организация
Характеристики внимания. Виды внимания
Ограничение Я
Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой
Учение античных врачей

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения – по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Выдержка из текста

Психология уже давно стала самостоятельной наукой в наше время. Методы психологии – это методы исследований, которые помогут раскрыть психологические проблемы и вовремя начать их коррекцию. Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Детская психология – это один из подразделов общей психологии. Раздел возрастной психологии, посвященный исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка.

Методы детской психологии и возрастной психологии перекликаются, однако методы детской психологии имеют ряд специфических принципов и способов организации самого исследования.

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в наше время большое внимание уделяется детской психологии, так как дети являются залогом нашего будущего. Хрупкость и ранимость детской души обязывает намного внимательнее и пристальнее следить за всеми этапами развития ребенка, чтобы вовремя выявить у них особенности и отклонения

Своевременное выявление проблем детской психологии способствует предупреждению и корректировки возможных проблем в более зрелом возрасте. А это значит, что благодаря этому подрастающее поколение будет более психологически здоровым.

В ходе нашего исследования мы рассмотрим такой метод детской психологии как беседа. На первый взгляд может показаться, что беседа не может выступать инструментом в психологии. Однако грамотно выстроенная беседа, способствует получению большого количества информации о ребенке, и в ходе беседы можно выявить особенности не только душевного его состояния, но и выявить предположительные причины его.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Hill (1986) выделяет пять типов интерпретации:

1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.

2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: “Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете”.

3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: “Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи”. Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи). Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта.

4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.

5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Приведем в качестве примера объяснение клиенту понятия “агорафобия” (Storr А., 1980):

“Из Вашего рассказа следует, что мир сделался для Вас опасным с детства, когда мать боялась отпускать Вас одного из дома. Такой страх для трехлетнего ребенка не удивителен, но с годами уверенность в себе и склонность к риску возрастают. Единственная ненормальность Вашего страха — это его продолжительность”.

Данная интерпретация не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.

Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем.

Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. По данным S. Spiegel и С

Hill (1989), клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание

Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Список литературы

1. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Редактор- составитель А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.

2. Ильин Е.П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.

3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая фирма “Класс”, 2000 – 124с.

4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с..

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 295с.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

7. Молден Д. «Менеджмент и искусство НЛП». – М., 1997г.

8. Миникес Л. Искусство делового общения, статья 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

Интервью как вид беседы

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника

Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
Второй этап

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Этапы проведения беседы

Составление
плана предстоящего общения (собрать
информацию о профессии,
коммуникативных качествах собеседника;
выяснит отношение собеседника к вопросам,
которые будут затрагиваться; тема должна
быть четко определена
и приемлема для собеседника; для самого
экспериментатора необходимо
четко выяснить, что он желает достичь
в ходе беседы, какую цель преследует;
вопросы беседы должны быть продуманы,
но не строго определены).

  • Создание
    внешних условий для облегчения контакта,
    (продумайте, где сидите
    Вы и Ваш собеседник).

  • Установление
    контакта.

  • Адаптация.
    В процессе адаптации выделяются
    следующие моменты: а)
    личная
    адаптация (к тому с кем ведется беседа,
    познание и привыкание); б)
    ситуативная
    адаптация (привыкание к условиям,
    предмету и цели общения); в)
    социальная адаптация (осознание и
    привыкание к новой социальной роли в
    общении).

  • Контроль
    психического состояния собеседника и
    его отношение к начинающемуся
    общению (как он себя ведет).

  • Действия
    по ликвидации помех, возникающих в
    общении (незавершенность
    психологической адаптации; отрицательная
    установка собеседника
    на контакт; наличие психических
    состояний, которые затрудняют общение
    (гнев, горе, возбуждение).

  • Анализ после
    беседы.

Минусы беседы как метода исследования

  • Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).
  • Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.
  • При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.
  • Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.
  • При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

В любом случае, эффективность проводимого исследования напрямую зависит от уровня профессионализма психолога.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Беседа

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам

Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Виды беседы

В зависимости от конкретных условий работы в психологической практике используются различные виды беседы:

  • Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
  • Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
  • Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.

Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;

Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.

Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.

Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;

Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.

Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.

Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;

Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».

Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.

Средства беседы

Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.

Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:

  • постановка вопросов;
  • выслушивание собеседника;
  • изучение реакций собеседника;
  • передача информации собеседнику.

Постановка вопроса

Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить

Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:

  1. Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ.
  2. Не задавать слишком длинные вопросы.
  3. Избегать сдвоенных вопросов (или… или…).
  4. Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ.
  5. Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели.
  6. После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.

Выслушивание собеседника

В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит

Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:

  1. Реже употреблять в своей речи слово «я».
  2. Поощрять людей говорить о самих себе.
  3. Задавать наводящие вопросы.
  4. Выказывать заинтересованность невербальными знаками.
  5. Не отвлекаться во время разговора.
  6. Смотреть на собеседника.

Изучение реакций собеседника

Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы

При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы

Передача информации собеседнику

Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию

Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов

Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.