Что такое физическое и духовное развитие человека?

Содержание понятия

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс.

В теории Ф.Гегеля принцип развития универсален, источником развития выступает возникновение, борьба и преодоление противоположностей.
В марксистской концепции (В.Ленин) развитие понимается как универсальное свойство материи, всеобщий принцип, движение как бы повторяющее уже пройденные ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;-перерывы постепенности, превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием; столкновение различных сил и тенденций, взаимосвязь и теснейшая неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии (ППС, Т.26, с.55).

Характеристики

  1. Качественное изменение. Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), интенсивное развитие (эпигенез).
  2. Количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося.
  3. Необратимость развития. Развитие предполагает стабильность (постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  4. Направленность развития. Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации:прогресс, а развитие в направлении упадка, деградации и распада: регресс.
  5. Время, развитие протекает во времени, только время определяет направленность развития. Однако развитие объекта не является функцией времени и служит результатом жизнедеятельности самого объекта.
  6. Экзогенное развитие— имитация, неподлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром.
  7. Эндогенное развитие — настоящее развитие, источник которого находится внутри развивающегося.
  8. Специфичность объекта развития как целостного образования (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений, природа, общество, Вселенная и т. д.).

Закономерности

  1. Неравномерность и гетерохронность:
    • Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность
    • Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  1. Материальное (физическое) развитие:
    • телесной составляющей (сила, выносливость, гибкость);
    • технической составляющей (аграрная, промышленная, информационная);
    • финансовой составляющей (личная, корпоративная, публичная).
  2. Духовное (психическое) развитие (самосознание: самооценка, самопознание, саморазвитие) культуры мышления:
    • бытовой;
    • этичной и моральной;
    • интеллектуальной и научной культур (естественная, гуманитарная, техническая);
    • интуиции и культуры искусства (выразительное, зрелищное, изобразительное).
  3. Социальное развитие (социальный статус).

Похожие термины:

  • представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем

  • соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органичное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных си

  • процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов .

  • патологическое формирование личности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с комбинированными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызыва

  • акцентированность рефлексивного обеспечения не на ситуационно значимое реагирование на несоответствие реального процесса требованиям нормы и на наличие препятствия к ходу деятельности, а на пр

  • процесс становления коллектива, достижения им определенной степени зрелости, способности эффективно решать стоящие перед ним производственные задачи и обеспечивать условия для развития личнос

  • осуществление качественных, планомерных и целеустремленных изменений и управляемых, предполагающих наличие сознательного субъекта и приводящих к повышению качества.

  • осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравстве

  • способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологиче

  • Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека — избавляться от отрица

  • процесс формирования и обогащения способности к образнохудожественному восприятию жизни, эмоциональнопсихологического отношения к ней.

  • изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.

  • процесс достижения единонаправленности разума, воли и чувств человека.

  • одна из центральных идей в гуманистическом учении о целостном человеке; подчеркивает необходимость взаимного соответствия и согласованности в формировании и развитии различных человеческих ка

  • в отечественной психологии широко разрабатываемая проблема, впервые сформулированная в начале 1930-х гг. Л.С.Выготским. Фундаментальная проблема психологии и педагогики, которая рассматривалась в

  • формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической час

  • Одна из важнейших задач школы — развитие интеллектуальной сферы. При этом надо занять ум чем-то интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение. Интеллектуальные умения включают в

  • процесс формирования у учащихся приемов осуществления самостоятельной творческой деятельности с использованием средств ИТ: содержательной (понимание сути представления в электронной форме гео

  • процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

  • процесс закономерного изменения личности в результате социализации .

Этапы формирования личности

Процесс развития личности проходит в несколько этапов, как хороших, так и плохих.

 Если говорить простым языком и кратко, то они имеют следующий вид:

  • Адаптация. Навык человека к психологическому приспосабливанию к социальным группам и их деятельности.
  • Индивидуализация. Потребность выделяться в группе, демонстрация собственной самостоятельности.
  • Интеграция. Объединение с людьми, их деятельностью, укрепление связи с окружающими, для получения в дальнейшем желаемого результата.
  • Дезинтеграция. Характеризуется самоизоляцией или отторжением обществом, предпринимаются попытки минимизирования общения с окружающими, что останавливает формирование личности.
  • Деградация. Является обратным развитием, при котором человек регрессирует, понижается его работоспособность, уменьшается активность и пропадает адекватное поведение.

Чем отличается формирование от развития?

Обоюдными качествами развития и формирования является следствием внешних и внутренних факторов, которые совершают определенные метаморфозы с личностью человека. Исходя из определения, то синонимом в отношении характеристики личности выступает как развитие, так и формирование. Источник развития, как и формирования всегда находится вне личности. Развитие отличается тем, происходит непосредственно от воздействия близких людей,семьи и друзей.

Процесс развития может происходить только у живого человека, в то же время формованию подвластно общество и социум в целом. В тоже время развитие-состояние происходящее при личностной активности и желании, в тоже время формирование может происходить без согласия и происходить пассивно от влияния из вне.

Развитие предполагает наличие качественного результата после воздействия определенных действия, а формирование требует лишь выполнение определенного задания и цели, без конкретизированного положительного эффекта.

Эффективные методики личностного роста

Существует огромное количество известных методик, позволяющих стимулировать личностный рост человека. Суть большинства из них состоит в том, чтобы работать над укреплением своих слабых сторон. Основными целями данных методик являются развитие способности брать ответственность за свою жизнь, уверенности в своих силах, убеждения о необходимости самосовершенствования, возможности реализации своей жизни по собственному сценарию.

Скорость освоения методик напрямую зависит от способности человека воспринимать новые знания, четкого следования рекомендациям.

Читайте нашу статью
«Нативная реклама — эффективный инструмент будущего».

Самая доступная на сегодняшний день методика самопознания и личностного развития – это изучение специализированной литературы. Главным недостатком ее считается отсутствие возможности получить, когда это крайне необходимо, оперативную обратную связь, другие ценные советы, рекомендации и поддержку профессионалов.

Не менее доступной по праву считается методика просмотра обучающих видеоуроков. Эффективность ее крайне низка, так как информация при передаче подвергается искажению. Это может происходить из-за низкой компетентности источника.

Гораздо выше уровень эффективности таких методик как посещение обучающих курсов, тренингов, семинаров, сессий. В случае, если лицо, проводящее обучение, обладает достаточно высоким уровнем компетентности в этой области знаний, то он может давать информацию с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. В противном случае адресная работа с каждым участником не проводится, что является минусом данной методики.

Самой высокой степенью эффективности обладают индивидуальные занятия с тренером личностного роста. Явным недостатком такого метода может стать лишь его высокая стоимость. Взаимодействие с тренером тет-а-тет позволяет вовремя провести необходимые корректировки, учесть все индивидуальные особенности человека, направить 100 % внимания тренера на участника обучения, оперативно отвечать на возникающие вопросы, давать рекомендации.

В качестве психологической техники применяется метод визуализации, который представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных образов.

В течение всей жизни наше подсознание хранит в себе визуальные образы того, что с нами происходило. При этом часть из них находятся в инертном состоянии. Но для решения какой-либо задачи мы может извлечь эту информацию из глубин нашего мозга и применить. Такое происходит в том случае, когда с помощью сознания мы не можем найти решений проблемы.

Основная часть всех существующих методик по трансформации личности основана на использовании аффирмаций, визуализации и постановке целей. Аффирмация – это короткая фраза (словосочетание), содержащая в себе положительное утверждение. Другими словами, это короткое предложение, улучшающее эмоциональное поле человека с помощью своей смысловой нагрузки, что в последствии приводит к прогрессу реальной жизни личности.

При многократном повторе аффирмаций у человека происходит замена старых установок, содержащихся в его подсознании, на новые, более позитивные.

Есть некоторые правила, которые нужно соблюдать при составлении аффирмаций, чтобы они были максимально действенными:

  • смысл, заложенный во фразу, должен быть однозначный;
  • слова и эмоции, которые испытывает человек во время их произношения, должны быть положительными;
  • установка должна быть максимально конкретной, четко определять потребности;
  • все аффирмации должны быть направлены исключительно на активацию жизненной позиции.

Необходимыми составляющими самосовершенствования являются выработка индивидуальной модели личностного роста и проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками. Это объясняется тем, что существующие методики чаще всего эффективны на начальных этапах процесса самопознания.

Факторы становления личности

Находясь под влиянием множества разных факторов, в результате формируется личность человека. Факторы не могут существовать раздельно, так как от одного исходит другой.

На становление личностью влияют следующие факторы:

  • Внутренние – классифицируются развитием темперамента, стремлений, силы воли и мотивации.
  • Внешние – влияют природные и психологические особенности, педагогическое и общественное воспитание.
  • Социальные – считаются приобретенные навыки, познания, манеры поведения человека.
  • Биологические – за категорию отвечают наследственные и врожденные способности.

Развитие, суть понятия

Развитие-понятие,которое так же не имеет конкретизированного обозначения,но в обобщенном виде с точки зрения педагогики трактуется, как результат изменений происходящих с человеком в отношении качественных и количественных дифференциаций. Процесс развития не имеет конечного этапа и происходит с личностью в виде постоянных:

  • Стабильных и регулярных изменений.
  • Метаморфозами различных событий.
  • Дифференциацией от простых к сложным состояниям и навыкам.
  • Восхождением от низшей категории умений к высшей.

Развитие — процесс,который наочно демонстрирует теорию взаимоперехода, которая гласит о том,что человек на протяжении жизни совершает переход количественных изменений в качественные и наоборот, в зависимости от сложившейся ситуации или возрастных параметров.

Развитие состоит из нескольких категорий, которые непосредственно оказывают свою степень влияния:

  1. Движение. Развитие представляет собой постоянный процесс движения, вне зависимо от возрастных параметров.
  2. Источник.Наличие базы знаний стимулирует порождение процесса.
  3. Условия. Процесс невозможен в состоянии полной изоляции, необходимо воздействие из вне.
  4. Факторы. К данной категории относят генетическую предрасположенность, семейный устав, степень воспитания.
  5. Диалектика. Выражается в метаморфозе от количественного к качественному.

Формирование и развитие личности

Развитие личности в процессе жизни происходит на протяжении всего периода. Человек постоянно накапливает опыт общения, обучается приспособлению к постоянно новым условиям и обстоятельствам, старается передать свои знания следующему поколению. С взрослением возникает сильное желание выделиться на фоне других людей.

Индивиду хочется произвести впечатление, поделиться своими знаниями, поставить свой кирпичик в формировании общества. Таким образом работает процесс формирования личности. Условия формирования личности исходят буквально от первых дней новорожденного ребенка, как и факторы, влияющие на его личностное развитие в дальнейшем.

История понятия

Современному понятию развития предшествуют:

  • платоническое понятие развития как развёртывания, посредством которого все возможности, с самого начала заложенные в зародыше, постепенно проявляются, приходят из имплицитного существования к эксплицитному
  • механистическое понятие развития как совершенствования, количественного увеличения.

Идея развития в своем первоначальном виде была сформулирована уже в античной философии Гераклитом, который полагал, что все существует и в то же время не существует, так как все течёт, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения (Энгельс, Ф., Анти-Дюринг, 1966, с.,16).
В 18 веке И.Кант называл идею развития «рискованным приключением разума», так как многие области невозможно было представить как развивающиеся: небесный мир, органическая природа. Сам И.Кант применил идею развития для объяснения возникновения Солнечной системы, Ж. Л. Бюффон в связи с историей Земли, Ж. Б. Ламарк для объяснения эволюции живых существ, И. Г. Гердер для объяснения истории культуры, Ч. Дарвин положил принцип развития в основу своей концепции эволюции живых существ, включая человека.

Обзор основных теорий развития

История исследований развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными

Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X . Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию… как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.

Базовые определения развития

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Обзор основных теорий развития

История исследований развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными

Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X . Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию… как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.

Базовые определения развития

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

5 этапов становления личности:

Бесподобное внутреннее «Я» — наше собственное видение самих себя – идеальная, по своей сути модель существования с окружающим миром и людьми. Такая практика необходима для полной активизации наших внутренних ресурсов, ведь в данном случае, лучший мотиватор — это еще не существующий идеал. Но в этом этапе, основным камнем преткновения является реакция общества – ведь оно часто ожидает от нас диаметрально противоположного

Очень важно, именно в этот момент не поддаться общему влиянию, ведь вам и только вам известна ваша цель, заветная мечта и никто не вправе отговаривать вас от нее;

Анализ и принятие своей сущности – постижения и принятия собственных недостатков и положительных граней личности – этот этап личностного развития, необходим для движения от действительного к желаемому. Однако несмотря на откровенную простоту, сам этап требует очень много внутренних сил, ведь осознать все свои недостатки весьма непросто, не говоря уже о том, чтобы их ликвидировать

Происходит оное по той причине, что еще с самого детства, мы формируемый наш образ, который зачастую состоит только из положительных качеств, отказ от него – значит отречься признать собственную и многолетнюю неправоту. Также, приятия собственной сущности – одна из важнейших ступеней к профессиональному развитию, ведь таким образом мы можем увидеть себя глазами других, что жизненно необходимо для поднятия по карьерной лестнице;

Создание собственной программы самообучения и совершенствования – составления необходимого плана работы над самим собой, его беспеременного исполнения. Направлен этот этап, главным образом на улучшения трудовых показателей, а также личностного удовлетворения собственной жизни. По своей направленности, эта стадия не так значима, как предыдущие две, но все-же необходима для личностного и профессионального развития тем, что помогает нам самостоятельно ставить цели, искать пути к их достижению, развивая умение дисциплинировать самого себя при этом просчитывая всевозможные варианты развития событий;

Применения на практике обретенных знаний и навыков – итак, мы полностью изучили не только теоретическую базу, а помимо всего прочего предполагаемые модели поведения, но все это необходимо применить на практике, ведь без оного – все останется на предыдущих этапах, а дальнейшее самопознание будет невозможным. Разумеется, в самом начале будет нелегко, но в при дальнейшем их применение, они станут естественными, что мы даже не будем раздумывать: использовать их или нет, ведь они станут частью нашей личности. Разумеется, для достижения такого результата, необходимо потратить много сил и энергии. Весь этот процесс можно сравнить с обкатом нового автомобиля – при многоразовом использовании, привыкаешь ко всем нюансам, уже не задумываешься, а просто действуешь по наитию;

Поддержание и создание новых контактов с социумом – разумеется, для профессионального, а также карьерного роста. Активная коммуникация с социумом просто необходима (если только вы не фрилансер). Но и в этом случае вовлечение других людей в свою работу дает вам дополнительную ответственность. А это не позволит вам так просто отказаться от поставленной перед собой цели, ведь иные уже внесли свой вклад в ваше личностное развитие.

Издавна, процесс общения с людьми был необходим для ориентиров жизненного направления. Мы всегда выбираем общение с теми личностями, с которыми нам будет максимально комфортно, скажем «по пути». Благодаря общению с такой референтной группой людей, у нас появляется возможность увидеть и оценить свои поступки со стороны.

В построении этих элементов профессионального и личностного развития, мы наблюдаем определенную цикличность и зависимость этих этапов друг от друга. Невозможно двигаться дальше, если не будет соблюдено хоть одно условие

Что немаловажно, каждый из этих этапов, отвечает на вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост? Необходимо начать с самого себя в первую очередь, а только потом уже в самом конце, полагаться на взаимопомощь окружающего общества

Заключение

Если у вас есть желание повысить уровень образования самостоятельно, то я рекомендую к прочтению следующую статью: «Что такое самообразование и как составить индивидуальный план».

На этом всё, уважаемые читатели! Образование на самом деле играет огромную роль в жизни каждого человека, помогает ему установить и определить цели, принципы, сформировать ценностную систему и развить свою духовность. И это непрерывный процесс, который помогает сформировать не просто человека, а личность, зрелую, осознанную и достойную уважения.

Если Вас заинтересовала эта статья, добавляйте её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Пока пока.

Читайте далее:

Самые известные и великие люди которые достигли успеха без высшего образования

9 упражнений для развития образной памяти

Признаки деградированной личности человека: факторы влияния и способы как избежать этого

Методы диагностики мотивации для успеха и основные способы повышения ее уровня

Становление и развитие личности в современном мире с точки зрения психологии

1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.