Берковиц. агрессия: причины, последствия и контроль

Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»

Понятие инстинкта
имеет у Фрейда существенное сходство
с Дарвиновской концепцией. Как и Дарвин,
Фрейд верил, что внутренние побуждения
заставляют человека преследовать
определенные цели, и так же, как и великий
эволюционист, он считал, что цель
инстинктов не всегда заключается в
простом поиске удовольствия. О
предполагаемом стремлении человечества
к смерти и уничтожению Фрейд написал в
опубликованной после Первой мировой
войны аналитической работе «По ту
сторону принципа удовольствия» (Freud,
1920/1961). Согласно концепции Фрейда,
конечной целью всей жизни является не
удовлетворение фундаментальных
биологических потребностей в выживании,
а смерть.

Фрейд изначально
относился к природе человека с глубоким
пессимизмом и, под влиянием ужасной
жестокости и разрушений, вызванных
войной, а может быть, и собственных
проблем (включая расхождения с некоторыми
из своих прежних последователей), пришел
к окончательному убеждению, что инстинкт
жизни в какой-то степени противостоит
другой инстинктивной силе — поиску
смерти. В основании «инстинкта смерти»,
считал Фрейд, лежит биологический
механизм, общий для всех форм жизни.
Каждый организм, размышлял он, стремится
снизить нервное возбуждение до минимума.
Смерть полностью снимает всякое
внутреннее напряжение, и, таким образом,
все органические формы жизни стремятся
к смерти. Однако стремление к полному
внутреннему спокойствию сталкивается
с противоположной силой, инстинктом
жизни. По словам Фрейда, «задача либидо
обезвредить разрушающий инстинкт, и
оно выполняет свою задачу, отвлекая
этот инстинкт наружу… в направлении
объектов окружающего мира». Следовательно,
инстинктивное влечение к смерти
проявляется в агрессивном отношении к
другим людям. «В самом деле кажется,—
писал он,— как будто нам нужно уничтожить
какую- то другую вещь или человека для
того, чтобы не уничтожить самих себя…
Печальное открытие для моралиста» (обе
цитаты даны по: Fromm, 1977 и
приводятся в:Siann, 1985, р.
103).

Если следовать
теории Фрейда, то людям все же не
обязательно делать этот выбор. Всегда
существует та или иная альтернатива.
Ортодоксальный психоанализ утверждает,
что агрессивный драйв можно ослабить
(то есть изменить его направление или
сублимировать), занявшись подменяющей
агрессию деятельностью, не включающей
ни насилие над другими людьми, ни
самоуничтожение. Мы можем найти нашей
агрессивной энергии конструктивный
выход в стремлении доминировать над
другими в преодолении встречающихся
нам трудностей, в освоении окружающей
среды. Однако Фрейд не возлагал больших
надежд на то, что подобные отвлечения
сработают. Его «окончательное представление
было мрачным» (Siann, 1985, р.
104). Люди не могут избежать непрерывной
борьбы собственной жизни и инстинкта
смерти. Вероятно, драйв ненависти и
уничтожения можно ослабить, но нельзя
исключить полностью.

В главе XI
«Психологические процедуры контроля
над агрессией» я отмечал, что нет надежных
эмпирических подтверждений понятия
«измененного направления» агрессивной
энергии. Кроме того, мало кто из
последователей Фрейда согласились с
его предположением, что стремление к
насилию основано на стремлении к
собственной смерти (Siann,
1985, р. 105). Тем не менее нынешний психоанализ
по большей части разделяет основные
взгляды Фрейда на агрессию. Так же как
и Фрейд, многие психоаналитики полагают,
что людям требуется гармонизировать
противоположные сексуальные и агрессивные
инстинкты

Для многих современных
фрейдистов эти влечения схожи в очень
важном аспекте: оба влечения врожденные,
постоянно требуют выражения, направление
и того и другого можно изменить. Эта
концепция настолько распространена,
что даже те психологи, которые не считают
себя ортодоксальными психоаналитиками,
принимают ее

Один психолог из Калифорнии
недавно заявила в прессе, что дети
«рождаются с агрессивными влечениями».
Однако, продолжала она, излагая собственную
версию ортодоксальной психодинамической
теории, «в любящей семье» эти влечения
могут быть изменены на «здоровую
агрессивность
: конкуренцию и честолюбие».

Об авторе

Леонард Берковиц,
профессор психологии университета
Висконсин-Мэдисон, рос и учился в
Нью-Йорке. Докторскую степень получил
в 1951 году в Мичиганском университете,
после службы в воздушных силах Соединенных
Штатов Америки. С 1955 года преподает в
университете Висконсии-Мэдисон, в то
же время принимая участие в деятельности
Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского,
Кембриджского университетов, Центра
продвинутого курса изучения бихевиоральных
наук, а также университетов Западной
Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц
был одним из инициаторов экспериментальных
исследований проявления альтруизма и
содействия, но начиная с 1957 года он
практически всецело посвятил себя
изучению влияния ситуации на агрессивное
поведение, прибегая при этом не только
к лабораторным экспериментам, но и к
полевым интервью с людьми, совершившими
насильственные преступления в США и
Англии.

Автор около 170
статей и книг, в которых главным образом
говорится об агрессии, Берковиц также
был редактором хорошо известной серии
книг о социальной психологии AdvancesinExperimentalSocialPsychology,
начиная с 1964 года и вплоть до своей
отставки с этого поста в 1989 году. Он
написал большое количество учебников
по социальной психологии, являлся членом
редакционного совета нескольких
журналов, посвященных социальной
психологии, возглавлял Издательский
совет Американской психологической
ассоциации, подразделения Американской
психологической ассоциации, занимающиеся
проблемами личности и социальной
психологии, а также Международное
сообщество исследований агрессии.
Берковиц удостоен премий Американской
психологической ассоциации и Объединения
экспериментальной социальной психологии.

В связи с данной
работой небезынтересно отметить, что
научная карьера Берковица получила
первый резкий толчок в 1962 году, после
публикации издательством McGraw-Hillего книгиAgression:AsocialPsychologicalAnalysisи символично, что то
же самое издательство издает ту же самую
работу, когда карьера Берковица близка
к завершению.

Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны

Изменение
уровня убийств

Снижение

Без изменений

Увеличение

А. Более 500
погибших в сражениях на 1 млн. довоенного
населения

Страны-победители

США (II)*

Канада (II)

Англия (I)

Франция (I)

Япония (в
русско-японской
войне 1905г.)

Австралия (II)

Бельгия (I)

Англия (II)

Франция (II)

Италия (I)

Нидерланды (II)*

Новая Зеландия
(II)

Норвегия (II)

Португалия (I)

Южная Африка
(II)

США (I)

Страны,
потерпевшие поражение

Финляндия (II)

Венгрия (I)

Болгария (I)+

Германия (I)

Венгрия (II)
(1956,
после конфликта с СССР)

Италия (II)

Япония (II)

В. Менее 500
погибших в сражениях на 1 млн. довоенного
населения

Страны-победители

Израиль (1956, война
в Синае)

Италия (1896,
война с Эфиопией)

Италия (1936,
война с Эфиопией)

Япония (1932,
конфликт с Манчжурией)

Израиль (1967,
Шестидневная война)

Япония (1894,

первая японско-китайская война)

Япония (I)

Пакистан (1965,
вторая война в Кашмире)

Страны,
потерпевшие поражение

Индия (1962,
приграничная война с Китаем)

Египет (1956,
Синайская кампания)

Индия (1965,
вторая война в Кашмире)

Иордания (1967,
Шестидневная война)

* Для США (II), Канады
(II) и Нидерландов (II) данные включают
предумышленные и непредумышленные
убийства.

+Данные по
Болгарии относятся к преступлениям,
совершаемым против личности, включая
убийства.

ОбозначенияI — до и после Первой мировой войны; II —
до и после Второй мировой войны.

Инструментальное
убийство, при котором преступника в
первую очередь интересует достижение
какой-либо иной цели, а не смерти жертвы,
далеко не то же самое, что совершение
убийства под воздействием эмоций.
Несколько исследователей криминальных
убийств оспаривают такое разграничение.
Как уже отмечалось, Вильяме и Флюеллинг
выделяют убийства, совершаемые в процессе
других уголовных преступлений (которые
я называю «инструментальными»), и
убийства, являющиеся следствием
напряженного межличностного конфликта.
В том же духе и Ричард Блок говорит о
«двух моделях поведения». Анализируя
убийства в Чикаго, он отмечает:

Перваямодель,
инструментальноедействие,
характеризуетсятем,
чтоижертваиконкретныйпреступникдействуютсцельюмаксимизациисвоихвыгодиминимизациисвоихиздержеквопаснойситуации. Убийствововремяграбежарассматриваетсякакинструментальноедействие.

Втораямодель,
импульсивноедействие,
характеризуетнеинструментальноеповедение

Принейсоотношениеиздержкивыгоданеимеетзначения,
важнотолькожеланиепричинитьбольилиубить1

_________________

1Block(1977), р. 9. Предыдущая сноска относится
к
Williams&
Flewellmg(1988).

Аргументы против наказания как сдерживающего средства

Немало воспитателей
и специалистов-психиатров осуждают
использование наказания как попытки
повлиять на поведение детей. Сторонники
отказа от применения насильственных
методов сомневаются в нравственности
использования физического насилия,
даже в целях социального блага. Другие
специалисты настаивают на том, что
эффективность наказания маловероятна.
Оскорбленные жертвы, говорят они, могут
приостановиться в совершении осуждаемых
поступков, однако подавление будет лишь
временным. Согласно этому взгляду, если
мать шлепает своего сына за драку с
сестрой, мальчик может на время перестать
проявлять агрессию. Однако не исключена
возможность, что он ударит девочку
снова, особенно если полагает, что его
мать не увидит, как он это делает. Что
еще хуже, с точки зрения сторонников
насильственных методов, он может даже
стать более агрессивным.

Противостояние
физическим наказаниям в школах.
Те
же возражения, особенно возможность
нежелательных побочных эффектов,
направлены против использования телесных
наказаний в школах. Еще в большей степени,
чем наложение физического наказания,
говорят оппоненты, избиение ударяет по
самолюбию подростков и может даже
усилить их непокорность. Кроме того,
удар ребенка указкой или линейкой по
ягодицам ничего не решает. Столкнувшись
с этими протестами, двадцать американских
штатов запретили телесные наказания в
школах; девять из этих запретов вступили
в силу закона в период с 1987 по середину
1990 года. Противники такой практики в
Европе даже более единообразны. Что
касается этого вопроса, ни одна европейская
нация, за исключением Великобритании,
не позволяет своим учителям физически
наказывать учеников за нарушения
дисциплины.

________________


Возможные
опасности приклеивания ярлыков.
Социологи также определили другие
возможные недостатки использования
наказания в качестве процедуры социального
контроля. Концепция социологов, известная
кактеория приклеивания ярлыков,
утверждает, что многие становятся людьми
с отклонениями в результате того, что
им приклеивают ярлык «правонарушителя».
Так как общество опасается их как дурных
людей, их самоидентичность изменяется.
Они начинают думать о себе как о людях
вне закона и действуют соответственно.
С этой точки зрения люди, наказанные
системой уголовного правосудия, слишком
подходящие объекты для навешивания
ярлыка — сами себе или другими —
«человека с отклонением от нормы» и
«правонарушителя». Вместо того чтобы
удержать их от правонарушений, наказание
увеличивает вероятность совершения
будущих преступлений, так как они
действуют согласно этой идентичности
(эта концепция обсуждается в:Gibbons,
1987;Sherman&Berk,
1984 а).

Наказание часто
бывает неэффективным в случае с
психопатами.
Что бы я ни говорил,
неоспоримо, что угроза наказания особенно
неэффективна для некоторых типов людей,
особенно для психопатов. Как я уже
упоминал в главе 5, эти люди имеют
тенденцию быть в высшей степени
импульсивными. По исследованию Джозефа
Ньюмена (JosephNewman’s),
психопаты часто упорствуют в своем
поведении, они расположены всегда играть
свою роль, даже когда им становится
доступной информация, указывающая на
то, что их поведение неуместно и оно,
возможно, будет наказано. Резонно
предположить тогда, что, если психопаты
сильно расположены напасть на кого-либо,
они могут быть совершенно невосприимчивы
к информации об угрозе наказания.
Фокусируясь на своем желании нанести
вред тому, кто провоцировал их (цель их
агрессии), они не сдерживают себя, так
как не думают о возможных негативных
последствиях своего поведения (см.,
например:Newman1987).

Похожие:

АгрессияБэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») Тема: Психология гендерных различий и сходствПричины интереса обывателей и учёных к гендерным различиям и последствия этого интереса (2 человека)
Развал СССР причины и последствия. ОглавлениеГлавной темой книги стала величайшая трагедия XX века — развал великой державы — Союза Советских Социалистических республик Урок по истории России в 7 классе «Россия при Павле I»Образовательная: Сформировать представление у учащихся о внутренней и внешней политике Павла I,познакомить учащихся с личностью ПавлаI….
1 Основными видами контроля успеваемости учащихся являются: Текущий…Мбоудод «Налобихинская дмш» осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в соответствии… 3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani)Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие причины вызывают заинтересованность хозяйственных субъектов и домашних хозяйств…
Стариков В. В. Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретикКак определить степень пригодности на роль политика, артиста или руководителя? В чём состоят причины преступности и безработицы,… Рейфман Ирина Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературеМихаила Лунина, написанной Натаном Эйдельманом, в работах Ю. М. Лотмана, посвященных русским дуэлям, в «романе в документах» Я. А….
Нил Барнард, доктор медицины, основатель и президент Комитета врачей…Скрытые причины пищевых пристрастий и 7 шагов к естественному освобождению от них Уроки 3-4 классовРубежный контроль по итогам 1 четверти во 2-4 классах по русскому языку и математике

Литература

Литература

Дарвиновская концепция

Не только профаны
говорят об инстинктах в свободной и
двусмысленной манере. Специалисты и
ученые часто не соглашаются друг с
другом относительно смысла этого
термина. Нередко они даже противоречат
сами себе, так как с годами дефиниции
меняются. Даже Чарльз Дарвин, работы
которого, опубликованные еще в XIX веке,
до сих пор оказывают сильное влияние
на современный анализ человеческого
поведения, был непоследователен в
применении этого термина. С. Г. Вир в
своей статье, опубликованной в таком
авторитетном издании, как «Энциклопедия
социальных наук» (Encyclopedia of the Social
Sciences), описал изменение взглядов Дарвина:
тот рассматривал инстинкты то как
драйвы, побуждающие человека к особенному
типу поведения, то как поведенческие
тенденции (например, кураж) или проявления
чувств (таких, как симпатия), или
придерживался более близкого современной
науке взгляда, определяя инстинкты как
стереотипные поведенческие паттерны,
характерные для данного вида (например,
строительство улья у пчел) (Вeer,
1968, р. 363-372).

Большинство
дискуссий на тему инстинкта, включая
работы Фрейда и других психоаналитиков,
использовали концепцию инстинктов, в
основе схожую с той, которую развивал
Дарвин в своей классической работе 1871
года «Происхождение человека». В этой
книге Дарвин рассматривал инстинкт в
основном как влечение или импульс,
побуждающий животное стремиться к
определенной цели. Именно цель, а не
что-то еще определяет природу данного
инстинкта, настаивал он, цель, а не
специфические действия животного.
Животное не всегда ведет себя одинаково,
когда пытается добыть еду, пару или
убежище. Самое большое значение имеют
цели животного. Более того, по Дарвину,
инстинкты не обязательно направлены
на поиск удовольствия и стремление
избегнуть боли. Он думал, что более
«вероятно, что инстинкты являются
простой наследственной силой, не
стимулированной ни удовольствием, ни
болью» (Darwin, 1871/1948, р. 477).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ

Различные типы взаимодействия при совершении насилия

Изменение уровня убийств
Снижение Без изменений Увеличение
А. Более 500 погибших в сражениях на 1 млн. довоенного населения
Страны-победители США (II)* Канада (II)Англия (I)Франция (I)Япония (в русско-японскойвойне 1905г.) Австралия (II)Бельгия (I)Англия (II)Франция (II)Италия (I)Нидерланды (II)*Новая Зеландия (II)Норвегия (II)Португалия (I)Южная Африка (II)США (I)
Страны, потерпевшие поражение Финляндия (II)Венгрия (I) Болгария (I)+Германия (I)Венгрия (II) (1956,после конфликта с СССР)Италия (II)Япония (II)
В. Менее 500 погибших в сражениях на 1 млн. довоенного населения
Страны-победители Израиль (1956, война в Синае)Италия (1896, война с Эфиопией)Италия (1936, война с Эфиопией) Япония (1932, конфликт с Манчжурией) Израиль (1967, Шестидневная война)Япония (1894, первая японско-китайская война)Япония (I)Пакистан (1965, вторая война в Кашмире)
Страны, потерпевшие поражение Индия (1962, приграничная война с Китаем) Египет (1956, Синайская кампания)Индия (1965, вторая война в Кашмире) Иордания (1967, Шестидневная война)

+Обозначения:Первая модель, инструментальное действие, характеризуется тем, что и жертва и преступник действуют с целью максимизации своих выгод и минимизации своих издержек в опасной ситуации. Убийство во время грабежа рассматривается как инструментальное действие.Вторая модель, импульсивное действие, характеризует неинструментальное поведение

При ней соотношение издержки/выгода не имеет значения, важно только желание причинить боль или убить11Block(1977), р. 9

Предыдущая сноска относится к Williams& Flewellmg(1988).

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия

Пример 4. Преступник, его жертва и трое их приятелей ехали на автомобиле за город и пили вино и пиво. В какой-то момент жертва начала смеяться над машиной преступника, которую он, жертва, неделю назад поцарапал. Преступник спросил, почему он смеется. Он ответил, что эта машина просто старый хлам. Преступник остановил автомобиль, и все вышли. Он попросил жертву повторить сказанное. Когда жертва повторила свое мнение о машине, преступник ударил этого человека и сбил с ног. (После этого жертва была убита.) (Luckenbill, 1977, р. 182)Пример 28. Когда преступник вошел домой через черный ход, его жена сказала своему любовнику, жертве: «Это — …». Жертва вскочил на ноги и начал торопливо одеваться. Преступник, крича имя жены и не получая ответа, вошел в спальню. Он обнаружил раздетую жену и полуодетую жертву. Ошарашенный муж спросил: «Почему?» Жертва ответил: «Разве вы никогда не любили? Мы любим друг друга». Позднее преступник утверждал: «Если бы они были пьяны или еще что-нибудь в этом роде, я бы заметил это. Я имею в виду, что сам знаю, как это бывает. Но когда он сказал, что они любят друг друга, тут я и сделал это» (Luckenbill, 1977, р. 180).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.