Выученная беспомощность

Содержание
  1. Лечение
  2. Влияние воспитания детей на выученную беспомощность
  3. Методы преодоления синдрома
  4. Действуйте
  5. Меняйте образ жизни
  6. Повышайте самооценку
  7. Выученная беспомощность
  8. Выученная беспомощность у детей
  9. Причины выученной беспомощности
  10. Синдром выученной беспомощности: эксперимент века
  11. История
  12. Предпосылки
  13. Эксперимент
  14. выученная беспомощность — это… Что такое выученная беспомощность?
  15. Суть синдрома выученной беспомощности
  16. Полезные советы по преодолению заученной беспомощности
  17. 1. Не упускайте шансы
  18. 2. Не сдавайтесь после первой неудачи
  19. 3. Не зацикливайтесь на том, насколько малы шансы
  20. 4. Не обесценивайте свои прошлые успехи, даже небольшие
  21. 5. Развивайте оптимистичный взгляд на жизнь
  22. 6. Избавляйтесь от чувства вины
  23. 7. Выходите из зоны комфорта
  24. 8. Не позволяйте прошлым проблемам рушить ваше будущее
  25. Что такое выученная беспомощность

Лечение

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.

Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.

Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.

Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.

Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.

Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль. Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное

Психологи определили три компонента этого стиля:

Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:

  • Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
  • Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
  • Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.

Влияние воспитания детей на выученную беспомощность

Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.

Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.

На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.

Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел

В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть

Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.

Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.

Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру

При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека

Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.

Методы преодоления синдрома

Действуйте

Даже если не верите в успешный исход, всё равно предпринимайте какие-то действия, только не падайте духом. Иначе тогда действительно ничего хорошего не произойдёт.

Один психолог по имени Бруно Беттельгейм изобрёл прекрасный способ, который позволяет ощутить в своих руках власть за свою жизнь и свободу выбора. Знаете, в каких условиях ему пришёл этот метод в голову? В лагерных.

Охранники издевались над заключенными так, как позволяла их фантазия. И часто наказывали их просто так, придумав совершенно нелепые правила, которых те должны были придерживаться.

Это ломало дух несчастных, они быстро теряли волю к жизни и подчинялись беспрекословно, лишь бы мучения закончились как можно раньше.

Тогда Бруно предложил своё правило: делать всё, что не находится под запретом. То есть, вернуть себе хоть небольшой контроль над своей жизнью. Например, вместо того, чтобы обсуждать слухи с остальными заключенными, можно лечь спать. Либо же не спать, а мечтать, когда прозвучал отбой.

Когда у человека есть выбор – он ощущает себя личностью, значимым и весомым. Ведь результат будет в зависимости от того, как он решит.

Лучшее средство при борьбе с вынужденной беспомощностью. Действуйте в рамках своей свободы, даже если она очень ограничена. И тогда постепенно вы вернёте себе веру в себя и решитесь на перемены.

Меняйте образ жизни

Американские психологи Эллен Лангер и Джудит Роден провели исследование на людях с ограниченной свободой, чтобы проверить теорию Беттельгейма. Испытуемыми стали заключенные в тюрьме, жители дома престарелых и посетители приюта для бездомных.

Так вот, первой категории позволили выбрать меню и расставить мебель в камере таким образом, как больше нравится. Они впоследствии оказались менее агрессивными, чем остальные, лишенные такого права.

Пожилые люди могли выбрать фильм или телевизионную передачу, завести домашнее растение и обставить комнату так, как хочется.

У них в связи с такой свободой действий повышался жизненный тонус, и приостанавливала своё развитие болезнь Альцгеймера, при которой страдают когнитивные навыки, в частности, теряется постепенно память.

Бездомные, получившие право выбрать меню и кровать в приюте, быстрее адаптировались и находили работу.

Так вот, попробуйте сделать перестановку в комнате, подумайте, а чем именно вам хотелось бы заняться в выходные и какой ужин приготовить? Начинайте с небольших перемен, и тогда постепенно вы перейдёте к более значительным изменениям своего жизненного уклада.

Повышайте самооценку

Вынужденная беспомощность – частный спутник при низкой самооценке. Поэтому первым делом начните работу над собой. Вспомните, когда вам удавалось достичь желаемых целей? На какие качества вы опирались? Какими умениями обладаете?

Не поленитесь и выпишите каждый пункт на лист бумаги. Когда перед глазами целый список достоинств, вам будет сложнее обесценить собственные старания и качества.

Выученная беспомощность

Этот научный эксперимент проводился сначала на собаках, и только потом на людях. Результат ученых мало порадовал.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук, выскакивать из ящика и убегать.

Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!

Причина была в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.

Чтобы доказать это ученые взяли три группы собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.

Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.  Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Из этого был сделан вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий.Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Собакам просто отбили желание вновь и вновь перепроверять контролируемость ситуации. И они перестали.

Поэтому специально для людей придумали следующую схему эксперимента. Сначала испытующий предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала.

У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук.

Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения.

Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию.

Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

Выученная беспомощность у детей

Зачастую, такую модель поведения человек осваивает в детстве. Ее формируют родители с непоследовательными требованиями, или проецируя свои комплексы, в том числе и комплекс жертвы и нереализованные желания.

Чаще всего, отец не интересуется делами и чувствами ребенка, мало и некачественно общается с ним. А мать напротив, проявляет чрезмерную опеку. Она не дает возможность проявить самостоятельность и развить эти навыки.

В браке такой человек ищет покровителя и часто воспринимает своего партнера как родителя, полностью перекладывая на него ответственность за свою жизнь. Поручает решение всех важных (и не очень) вопросов. Или напротив, долгое время не может создать отношения из-за сильной привязанности к матери.

Причины выученной беспомощности

Феномен выученной беспомощности тесно связан с негативным жизненным опытом. Беспомощно ведут себя в работе и в личной жизни те люди, которые однажды оказались в стрессовой ситуации, где от них действительно ничего не зависело.

Например, человек потерял большие деньги из-за экономического кризиса в стране, оказался в зоне стихийного бедствия или теракта. Вспоминая произошедшее, он снова и снова повторяет себе, что в этой жизни мы ничто не можем изменить по своему желанию.  

Ещё одна причина выученной беспомощности – вырабатываемый годами менталитет жителей конкретной страны. При тоталитарном режиме, когда люди многие вопросы в своей жизни не могут решать самостоятельно, совсем не удивительно, что они становятся безразличными и безынициативными.

Но в большинстве случаев состояние беспомощности формируется после череды обычных жизненных неудач. Пожалуй, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемами, которые он не может решить. В таких обстоятельствах человек неизбежно устаёт и в один момент может просто опустить руки.

Здесь от личности требуется настоящая сила воли: взять себя в руки и действовать – значит рано или поздно переломить ситуацию в свою сторону; думать только о плохом и бояться сделать ещё один шаг – значит навсегда застрять в состоянии страха и бездействия.

Кстати, согласно психологическим исследованиям, выученной беспомощностью чаще страдают женщины, чем мужчины. Скорее всего, это связано с особенностями воспитания, ведь девочкам с детства внушают, что они должны быть спокойными и «вести себя прилично», в то время как у мальчиков поощряют активность.

К тому же слабому полу свойственно долго раздумывать над проблемами и негативными моментами жизни. Этот процесс, в психологии называемый руминацией, постепенно делает человека менее деятельными и инициативным.

Допустим, в стране сложилась сложная экономическая ситуация, и в компании сильно снизился уровень продаж. Чтобы не разориться, руководство лишает сотрудников оклада, оставляя им только бонусную часть зарплаты.

Многих сотрудников эта новость повергнет в настоящий шок. Вскоре они просто уволятся, поскольку не видят смысла работать в таких условиях. Другие же вскоре перестанут переживать и решат хотя бы попробовать добиться достойного заработка с помощью своих профессиональных навыков.

И хотя расстройство первой группы сотрудников можно понять, их действия не пойдут на пользу ни им, ни самой фирме. А вот работники второй группы вполне смогут работать эффективно.

Автор теории выученной беспомощности Мартин Селигман провёл ещё один любопытный эксперимент. Он собрал группу студентов, каждый из которых должен был нажимать на кнопку, чтобы выключить громкий звук.

При этом не каждое нажатие приводило к выключению записи: порой нужно было нажать на кнопку десятки раз. Однако некоторые студенты сдавались уже после нескольких попыток, другие же упорно жали на кнопку, пока звук не прекратится.

Такая разница в поведении людей заинтересовала учёных. Они стали задаваться вопросом, почему же для некоторых неудачи столь значительны, что способны привести к длительной депрессии, в то время как другие могут спокойно о них забыть.

Считается, что тот или иной тип поведения выбирается в зависимости от типа мышления и человека и от того, как он сам объясняет себе свои неудачи.

Люди с оптимистическим типом мышления склонны объяснять проблемы внешними обстоятельствами. Поэтому, получив отказ или столкнувшись с грубостью, они без проблем повторят попытку в другой день.

Пессимисты всегда ищут причину в себе. Поэтому, если такому человеку отказывают однажды, он просто делает вывод, что не сможет добиться желаемого. «Я дурак, сам во всём виноват» – эту мысль пессимисты воспринимают как закон, хотя на самом деле это лишь внутренняя установка, от которой надо избавляться.

К сожалению, для многих современных людей самокритика и самобичевание свойственны в большей степени, чем самомотивация. Необходимо понимать, что отказы, конфликты и разнообразные проблемы – часть нашей жизни, от которой никуда не деться. Нужно лишь не дать неприятностям управлять вашим состоянием, оценивая каждое событие адекватно.

Синдром выученной беспомощности: эксперимент века

Этот синдром впервые был описан американским психологом Мартином Селигманом в конце 1960-х годов. Психологический словарь определяет выученную беспомощность как состояние, возникающее у человека и животных после длительного неблагоприятного воздействия, избежать которого не удается. Основная характеристика такой беспомощности — тенденция к обобщению: выработанная в конкретной ситуации, она распространяется на другие, так что человек уже даже не пытается решить поставленные задачи, вне зависимости от их сложности.

Сам Мартин Селигман провел ряд экспериментов на собаках, время от времени подвергая подопытных животных повторяющимся болезненным электрическим ударам. Половина собак сидела в клетках, оборудованных специальной педалью. Если собака нажимала на педаль, электрические удары на время прекращались, и животные быстро учились, как пользоваться спасительными педалями. У других подопытных педалей не было, поэтому удары тока начинались и прекращались сами собой, без какого-либо вмешательства со стороны собаки.

Во второй части эксперимента всех собак помещали в клетки, разделенные низкой перегородкой, через которую можно было перепрыгнуть, чтобы избежать электричества. Собаки из первой группы (те, которые научились останавливать электричество, нажимая на педаль) быстро понимали, что к чему, и прыгали при первой возможности. Однако собаки из второй группы, привыкшие к неотвратимости боли, не делали ничего. Они лежали на брюхе и беспомощно скулили, получая электрические удары.

С людьми дело обстоит еще хуже, ведь, в отличие от собак, человек учится на чужом опыте. Чтобы прийти ко внутренне опустошающему выводу, что «ничего сделать нельзя, это все злой рок судьбы», не обязательно самому становиться жертвой произвола — достаточно наблюдать за страданиями и бесполезностью усилий других. Человек, почувствовавший себя беспомощным, реже приписывает успех своим действиям и чаще винит себя в неудачах. Людям, находящимся в таком положении, тяжелее даются любые решения. Особенно все усложняется, если необходимо действовать сообща для достижения каких-то целей, будь-то подписание коллективного письма или банальное соблюдение взаимных договоренностей. Такие люди оправдывают бездействие «железными» аргументами: «От меня ничего не зависит, я ничего не решаю», «Я объективно смотрю на обстоятельства»; «Мы уже все равно ничего не изменим, как бы не сделать хуже».

Такие, казалось бы, справедливые слова и мысли могут быть реакцией на непреодолимые обстоятельства. Ведь многим знакомо ощущение, когда опускаются руки и хочется признать, что от наших усилий ничего не зависит? Что все решают все те, у кого есть статус и деньги, словом, избранное меньшинство? При постоянном давлении обстоятельств, на которые невозможно повлиять, человек входит в состояние стресса, его вера в себя рушится. Вспомним высказывание Фридриха Ницше, избитое в своем цитировании: «Все, что меня не убивает, делает сильнее» — увы, в этой ситуации он не прав. Состояние выученной беспомощности, естественно, не убивает, но сильнее не делает — зато приводит к развитию психосоматических расстройств.

История

Предпосылки

В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета.

Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом.

Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Эксперимент

Селигман решил самостоятельно проверить своё предположение и в 1967 году вновь использовал схему Павлова для экспериментального изучения природы беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение.
У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами.

В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

выученная беспомощность — это… Что такое выученная беспомощность?

  • Выученная беспомощность — или приобретенная беспомощность состояние человека или животного, в котором они научились вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек или животное были… …   Википедия
  • Выученная Беспомощность — (learned helplessness) особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Психологический словарь
  • Выученная беспомощность — – неспособность человека действовать в ситуациях, на исход которых, по прежнему опыту, он не способен повлиять. Выученная беспомощность имеет три составляющие: окружающую среду, в которой некоторые важные процессы не поддаются контролю; выученную …   Словарь-справочник по социальной работе
  • Выученная беспомощность — состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Такая ситуация возникает, когда перед собакой ставят невыполнимую задачу или отрабатывают сразу весь сложный… …   Словарь дрессировщика
  • Выученная беспомощность — (learned helplessness) основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления …   Общая психология: глоссарий
  • выученная беспомощность (learned helplessness) — Категория. Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Специфика. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Выученная беспомощность (learned helplessness) — В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и… …   Психологическая энциклопедия
  • беспомощность выученная — состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же …   Большая психологическая энциклопедия
  • Депрессия (depression) — Понятие депрессии Д. термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к рого характерны чувства грусти, уныния, покинутости, безрадостности …   Психологическая энциклопедия
  • Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior) — Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во первых, обстоятельства, при к рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во вторых, она касается вероятности того,… …   Психологическая энциклопедия

Суть синдрома выученной беспомощности

Надо сказать, что данный синдром не является болезнью, однако, при стечении неблагоприятных для личности обстоятельств может служить предпосылкой для развития душевного недуга.

Личность с признаками выученной беспомощности отличают довольно низкий уровень притязаний, чаще заниженная самооценка, пассивное и пессимистичное восприятие мира, чувство вины, ощущение того, что ходит по замкнутому кругу, робость, нерешительность, отсутствие инициативности, творческой составляющей, креативности.

Человек, находясь в рамках этого синдрома, в личностном плане себя никак не реализует; можно сказать, он просто существует, проживая свою жизнь, и не ощущая в полной мере ее вкус, он лишен жизнерадостности и не испытывает удовольствия от позитивных событий, до конца не знает собственное место в этом мире.

Для синдрома характерны недостатки (в психологии чаще используется термин «дефициты») со стороны эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферы личности.

Полезные советы по преодолению заученной беспомощности

1. Не упускайте шансы

В большинстве случаев лучше попробовать, чем не пытаться вовсе. Если вы не будете пробовать и продолжите ждать более удобного случая или более надежного варианта, вы рискуете так и не изменить то, что вас не устраивает

Конечно, важно продумывать риски и потенциальные негативные последствия, но поставьте себе в приоритет принцип «Использовать все имеющиеся возможности»

2. Не сдавайтесь после первой неудачи

Примите для себя и еще один принцип: «Неудача – повод попробовать еще раз»

Важно не сворачивать с пути после первого же препятствия или поражения. Продолжайте двигаться к своей цели, даже если пока что-то идет не по вашему плану

Помните о пресуппозиции НЛП: «Нет неудач, есть обратная связь». Таким образом, если у вас что-то не получается, это не повод расстраиваться и перестать действовать, это лишь повод пересмотреть текущие действия.

Не бойтесь поражений – в той или иной ситуации проигрывают все, но это не значит, что надо сдаваться.

3. Не зацикливайтесь на том, насколько малы шансы

При приобретенной беспомощности человек часто не пользуется имеющимися шансами и возможностями, потому что ему кажется, что успешный исход слишком маловероятен. Вероятно, в некоторых (но только в некоторых!) случаях так и есть, однако вместо того, чтобы прикидывать мизерность шансов на успех, подумайте о другом. Насколько велика вероятность что-то изменить, если вы ничего не сделаете? Что плохого случится, если вы попробуете и у вас не получится? Что вы потеряете, если попытаетесь? А что будет, если ваша попытка все же приведет к желаемому результату?

В абсолютном большинстве ситуаций, когда вы отказываетесь действовать, вы теряете шанс на желаемые изменения. Вспоминайте это, если к вам в очередной раз придет мысль из разряда «Это бессмысленно, потому что у меня ничего не получится».

4. Не обесценивайте свои прошлые успехи, даже небольшие

Вспомните ситуации, когда вы добились желаемого. Если смогли раньше, сможете и сейчас.

Вам кажется, что тогда вам помог чистый случай и вообще такие шансы бывают раз в жизни? На самом деле очень многим помогает удачное стечение обстоятельств (хотя далеко не все осознают это в полной мере)

Но важно даже не это, а осознание того, что никакая удача не поможет, если не искать и не использовать имеющиеся возможности

5. Развивайте оптимистичный взгляд на жизнь

Почитайте наши советы в статьях «Позитивная психология» и «Пресуппозиции НЛП: почему они полезны даже тем, кто не любит НЛП».

Оптимист расценивает неудачу как возможность снова попробовать свои силы в чем-то, а не воспринимает ее на свой счет

6. Избавляйтесь от чувства вины

Привычка винить себя во всем произошедшем отнимает много энергии и демотивирует. Кроме того, зачастую она не соответствует действительности, так как многие вещи в жизни происходят из-за обстоятельств, не зависящих от нас (это касается как хорошего, о чем мы говорили выше, так и плохого). Сфокусируйтесь не на прошлом, которое изменить нельзя, а на будущем, на которое повлиять можно и нужно.

Для многих также важна работа над повышением самооценки. Адекватная самооценка поможет намного эффективнее использовать имеющиеся возможности и шансы.

7. Выходите из зоны комфорта

Выходить из зоны комфорта сложно практически всем. При приобретенной беспомощности покидать привычный кокон, который дарит ощущение стабильности и безопасности (не всегда, впрочем, оправданное), еще сложнее. Посмотрите наши советы, как научиться покидать зону комфорта.

8. Не позволяйте прошлым проблемам рушить ваше будущее

ваш предыдущий опыт и тем более опыт ваших родителей необязательно повторится сейчас

Задайте себе вопросы: в чем разница между ситуацией, которая меня травмировала, и текущим положением дел? Почему я решил, что в настоящем все пойдет по тому же сценарию? Что я потеряю, если не изменю свое поведение прямо сейчас? Не забывайте, что вы живете в настоящем, а не в прошлом.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.