Книги (4)
Любим ли я… Диалог с матерьюРаздел: Возрастная психология
Бруно Беттельгейм — всемирно известный психотерапевт. С любовью и мудростью он отвечает на трудные и мучительные вопросы, которые встают перед любыми родителями.
Для всех, интересующихся вопросами воспитания.
Далее »
Люди в концлагереРаздел: Общая психология
В 1938–1939 годах Беттельхейм был узником концлагера, сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. Там, чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог занялся изучением поведения человека в экстремальных условиях — условиях концлагеря. Так родилась книга «Просвещённое сердце», Беттельхейм «писал» её, заучивая наизусть. Она не только спасла ему жизнь — защитила от лагеря, позволила остаться человеком, но и позднее, будучи опубликованной, сделала Беттельхейма знаменитым.
Эта книга — попытка уяснения вины и преодоления неудобства, которое испытывают последующие поколения. Отправной точкой является слово «преодоление». Борьба, рефлексия, стремление к очищению, к свободе. Всё это можно найти и в фундаментальном труде Бруно Беттельхей.
Психологические методы подавления личности, показанные в этой книге часто используют и в настоящее время в крупных корпоративных структурах, армейской среде и семейных отношениях…
Далее »
Просвещенное сердцеРаздел: Психоанализ
Мы стремимся получать из внешнего мира, не считая важным общаться с теми, кто рядом с нами. Нас больше не волнует страх болезни или голода, скрытые ужасы в темноте или колдовство ведьм. Бремя тяжкого труда над нами не довлеет, и машины, а не труд наших рук обеспечивает нас всем необходимым, и даже сверх того.
Мы достигли свобод, за которые люди боролись столетиями. И в силу этого нам бы следовало жить на заре великих свершений.
Но теперь, когда мы с легкостью можем наслаждаться жизнью, нас все глубже поражает разочарование в том, что свобода и комфорт, так долго и пламенно искомые, не дают цели и смысла нашей жизни.
Далее »
Пустая крепость. Детский аутизм и рождение ЯРаздел: Основы психотерапии
Книга «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я» известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства.
Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, излагает собственные взгляды на аутизм.
Книга получила широкое признание среди специалистов и стала классической монографией по проблеме аутизма.
Далее »
Идеальный заключенный
Как утверждает Беттельгейм, по мере продвижения к этому состоянию у человека появляется амнезия. Реально для него только то, что происходит в лагере, а за пределами колючей проволоки мир не существует. Он начинает забывать имена родителей, родной город. Самое ужасное то, что он чувствует, что с ним что-то происходит, и это ускоряет разрушительный процесс. Обобщив основные стратегии подавления личности, Бруно Беттельгейм сформулировал и выделил ключевые стратегии, которые универсальны и, в общем-то, повторяются на различных уровнях жизни: от семьи до государства. В единый концентрат ужаса и насилия их собрали нацисты в концлагерях:
- Бессмысленная работа. Заставлять людей совершать бессмысленную работу, таскать с места на место камни, рыть голыми руками ямы, — любимое занятие гитлеровцев.
- Взаимоисключающие правила, нарушение которых неизбежно. Эти правила создают атмосферу постоянного страха и вынуждают людей договариваться с надзирателями в обмен на те или иные услуги.
- Коллективная ответственность. В условиях, когда цена ошибки высока, все члены группы становятся друг другу надзирателями.
Литература
- Sutton N. Bruno Bettelheim, une vie. Paris: Stock, 1995 (англ. пер. 1995, 1997)
- Pollak R. The Creation of Dr. B: A Biography of Bruno Bettelheim. New York: Simon & Schuster, 1997
- Raines Th. Rising to the Light: A Portrait of Bruno Bettelheim. New York: Knopf, 2002
- «So können sie nicht leben» — Bruno Bettelheim: (1903—1990)/ Thomas Aichhorn, Roland Kaufhold und Michael Löffelholz, Hrsg. Norderstedt: Agentur für Politische Psychologie; Bonn: Dt. Psychologen-Verl., 2003
- Henry A. Shoah et témoignage: Levi face à Améry et Bettelheim. Paris: L’Harmattan, 2005
- Fischer D.J. Bettelheim: living and dying. Amsterdam; New York: Rodopi, 2008
Биография
Сын лесоторговца, учился коммерции, затем изучал историю литературы и искусства. Увлёкся психоанализом, тесно общался с Рихардом Штербой, учеником Фрейда.
В — как еврей был в течение 11 месяцев узником Дахау и Бухенвальда. Освобождён из концлагеря по амнистии, объявленной к дню рождения Гитлера. Осенью переехал в США.
В октябре в американском Журнале патологической и социальной психологии появилась ставшая тут же знаменитой статья Беттельгейма о повседневном существовании в нацистских лагерях — Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях. В — — профессор психологии в Чикагском университете. В течение 30 лет возглавлял связанную с университетом .
Последние годы жизни, овдовев, страдал от одиночества и депрессии. Покончил с собой. После его смерти в США возникла публичная дискуссия по некоторым спорным моментам его теории, а также деталям биографии и профессионального поведения.
Об авторе
Бруно Беттельгейм родился в 1903 году в Вене. Сын лесоторговца, он изучал историю искусства и литературы, в 1938 году получил степень доктора. В этом же году, после нацистской оккупации, был отправлен в концлагерь. В 1939 году был освобожден и эмигрировал в США. Работал преподавателем в колледже Рокфорда.
В 1943 году опубликовал статью о существовании в фашистских лагерях, которая тут же стала знаменитой. После этого чуть ли не каждая опубликованная работа ученого становится общественным событием. В 1944 году получил место на кафедре психологии и одновременно был приглашен на место директора реабилитационной школы.
О пользе волшебства
Новым значительным успехом стала книга Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки», опубликованная в 1973 году, и «Сносные родители», вышедшая в печать в 1987-м. Работа «Психоанализ сказки» была включена в 25 лучших книг по психоанализу. Эта замечательная и очень важная работа. Здесь ученый пишет, что детские книги предназначены либо для развлечения, либо для того, чтобы научить детей читать.
«Ничто не обогащает и не удовлетворяет детей так, как волшебные сказки», — пишет Бруно Беттельгейм о пользе волшебства
Сказки возбуждают любопытство, стимулируют воображение, притягивают внимание, и такая литература развивает умственные способности, помогает лучше разбираться в собственных эмоциях и навести порядок в своем внутреннем доме
Сказки позволяют ребенку понять, что у его психологических затруднений есть решения. Их предлагает любой сказочный персонаж: Золушка, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка. Они полны уверенности и решаются на опасные дела, не зная, что их ждет впереди. Им не знакомо чувство разлуки, тревоги. Сказки способствуют развитию ребенка, он может перенести свои чувства на любого из героев, например выплеснуть агрессивность на злую мачеху, уверен доктор Бруно Беттельгейм.
Польза волшебных сказок заключается в том, что они заставляют малышей переживать незамысловатые приключения героев, дети создают реальность, с которой потом могут справиться. С помощью чудесного сказки восстанавливают душевное равновесие, а иногда и исправляют нарушения в поведении.
Диалоги с матерями
Книга «Любим ли я», опубликованная в 1962 году, написана в формате вопрос-ответ. В этой замечательной книге собраны беседы с родителями на семинарах доктора Беттельгейма. Автор обращается в равной степени и к отцам, и к матерям.
Все родители хотят, чтобы ребенок вырос свободной, сильной личностью, и в то же время навязывают ему свое мнение. Зачастую случается так, что родители не сходятся в том, что они хотят от ребенка, и тогда все их усилия в воспитании напрасны. На основе опыта работы с подростками и как отец троих детей, доктор Беттельгейм подробно объясняет, как действовать в той или иной ситуации, с которой родители сталкиваются ежедневно.
Универсальные теории, приведенные в других работах, слишком общие либо допускают такое количество вариантов решения проблемы, что родители теряются и не знают, как действовать в том или ином случае. Автор приводит конкретные примеры и дает советы, как родителям вести себя.
Зачастую за поведением ребенка кроется что-то большее. Как найти причину такого поведения? В пособии для родителей доктора Беттельгейма можно найти ответы на самые различные вопросы, шаг за шагом, вопрос за вопросом он помогает родителям добраться до «корня проблемы», тогда правильное решение приходит спонтанно.
В 1944 году Б. Беттельгейм возглавил клинику для детей с нервными расстройствами и психологическими травмами. Если разрушительные условия жизни дезинтегрируют личность, то благоприятная среда делает обратное. Воплощая свои идеи, Беттельгейм превратил школу в одно из образцовых учреждений коррекционной направленности.
Последняя черта
Бруно Беттельхейм утверждал, что сначала человек переставал делать что-либо по своей воле. Выполнял приказы автоматически, без какой-либо избирательности. Заключенных, которые прекратили внутреннее сопротивление, видно сразу: они ходили, не поднимая при ходьбе ног, характерно шаркая. Затем человек смотрел только перед собой, и вскоре неизбежно наступала смерть. Задачи нацистов состояли в следующем:
- Заставить человека поверить в то, что от него ничего не зависит — создание непредсказуемой обстановки, в которой невозможно что-либо планировать, заставляя жить по инструкции и пресекая любую инициативу.
- Заставить делать вид, что люди ничего не видят и не слышат. Читая «Просвещенное сердце» Бруно Беттельгейма, понимаешь, что такие ситуации нередки и сейчас. Например, автор описывает, как эсэсовец избивает заключенного, а мимо проходящая колонна резко ускоряется. Все дружно отвернули головы в сторону и ускорились, показывая всем свои видом, что не заметили происходящего. Это происходит также и в семьях, где есть насилие. Кто-либо из родственников все понимает и видит, но делает вид, что ничего не знает.
- Заставить людей переступить последнюю черту. У каждого человека есть внутренняя черта, из-за которой нет возврата. Необходимо сознавать, где она проходит, и даже под страхом смерти не преступать ее. Иначе дальнейшая жизнь становится бессмысленной.
Выживали лишь те, кто оставил за собой право выбирать. Собственное отношение к происходящему — последняя, в условиях лагеря, но самая важная человеческая свобода. То есть человек живет только до тех пор, пока хочет жить.
Основные труды
- : Love Is Not Enough: The Treatment of Emotionally Disturbed Children
- : Symbolic Wounds; Puberty Rites and the Envious Male
- : Truants From Life; The Rehabilitation of Emotionally Disturbed Children
- : The Informed Heart: Autonomy in a Mass Age
- : Dialogues with Mothers
- : The Empty Fortress: Infantile Autism and the Birth of the Self
- : The Children of the Dream
- : A Home for the Heart
- : «Польза от волшебства» (англ. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales)
- : Surviving and Other Essays
- : On Learning to Read: The Child’s Fascination with Meaning (with Karen Zelan)
- : Freud and Man’s Soul
- : Surviving the Holocaust
- : A Good Enough Parent: A Book on Child-Rearing
- : Freud’s Vienna and Other Essays