- Самый важный вклад в философию
- Прагматизм. Теория правды
- Учение о радикальном эмпиризме
- Религия в философии Уильяма Джеймса
- Краткая биография
- Отшельник
- Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?
- О великих людях
- Вильгельм Вундт
- Отец психологии Уильям Джеймс
- Детство вундеркинда
- Литература
- Уильям Джеймс/ William James
- Уильям Джеймс/ William James
- Достижения и вклады:
- Вклад в развитие психологии
- Результаты экспериментов девятнадцатого века
- биография
Самый важный вклад в философию
Прагматизм. Теория правды
Название «прагматизм» происходит от греческой прагмы, что означает действие. В этом смысле Джеймс определяет прагматизм как метод, который интерпретирует понятия через его практические последствия.
Прагматическая концепция «истины», используемая Джеймсом, относится к множественной и не единственной и совершенной истине, отстаиваемой другими философскими течениями, такими как абсолютный идеализм..
В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.
Что действительно имеет значение, так это практические последствия, которые эта истина имеет для человека, который нуждается в ней, и для ее опыта, поэтому искать ее нужно только тогда, когда нам что-то нужно. Истина всегда должна выбираться в отношении лжи, когда оба ссылаются на ситуацию. Если нет, выбор между правдой и ложью не будет тем же самым, потому что ни один из них не имеет смысла на практике. в прагматизм, Джеймс приводит пример, который я перевожу здесь, чтобы лучше понять это понятие «истины»:
«Если вы спросите меня, который час, и я скажу вам, что я живу на Ирвинг-стрит, дом 95, мой ответ действительно может быть правдой, но вы не понимаете, почему я обязан вам сказать».
В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.
Учение о радикальном эмпиризме
Это теория познания и метафизики, предложенная Уильямом Джеймсом. в Смысл истины, Американский философ обобщает радикальный эмпиризм как метод, который «состоит из постулата, затем изложения фактов и, наконец, обобщенного заключения»..
Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания — это то, что принадлежит опыту..
Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..
Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.
Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.
Религия в философии Уильяма Джеймса
Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.
Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.
В этом контексте его теория о «воле верить» (то есть верить) имеет смысл. Эта доктрина защищает ее в чтении 1896 года, которое получает то же имя Будет верить. Здесь Джеймс добавляет исключение к своему радикальному эмпиризму, заявляя, что можно рискнуть поверить, позволяя, что, если кто-то верит в Бога, он может доказать свое существование из того, что Бог или эта вера в Него привносят в его жизнь..
Краткая биография
Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.
В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.
Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.
Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.
Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.
Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.
Замечание 1
Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.
Отшельник
В социальном плане Сидис был совершенно пассивен. Будучи юношей, он заявил, что не намерен жениться, а хочет посвятить жизнь интеллектуальному развитию.
В 1919 году, вскоре после оставления юридического факультета, он был арестован за участие в первомайской демонстрации в Бостоне, и был приговорён к 18 месяцам тюрьмы.
Арест одного из самых юных выпускников Гарварда широко освещался в прессе и быстро сделал Сидиса местной знаменитостью. Во время судебного процесса Уильям называл себя социалистом и заявлял, что отказался от призыва на Первую мировую войну по идейным соображениям.
Отцу Сидиса удалось убедить окружного прокурора не отправлять Уильяма отбывать наказание.
Отвезя его в санаторий, родители настаивали, чтобы он изменился, а иначе грозили упрятать сына в сумасшедший дом. Видимо их уникальная система воспитания гения начала давать сбои.
Вообще же нужно сказать, что Уильям Сидис вряд ли был счастливым человеком. На протяжении всей жизни его травила пресса, смакуя глупые и нелепые подробности личной жизни гения; а окружение, начиная с гарвардских товарищей, не понимало и высмеивало его неуклюжесть и непохожесть на других.
Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?
Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:
- Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
- Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
- Гуго Мюнстерберг. Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах — так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
- Джон Боулби. Создатель теории привязанности.
- Курт Левин. Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
- Эдвард Торндайк. Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
- Жан Пиаже. Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
- Ульрик Найссер. Основоположник современной когнитивной психологии — в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
- Лайтнер Уитмер. «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
- Гордон Олпорт. Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.
Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.
Но знаете, не так уж важно занимать определённую позицию по этому вопросу. Единственное, с чем действительно стоит согласиться: каждый из этих учёных сделал значительный вклад в развитие психологии
Теги: биография, история психологии
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
О великих людях
У
Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор
Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком.
Вильгельм Вундт
Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?
Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом — именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.
Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.
Он верил, что психология — наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.
Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.
По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.
Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.
Умер он 31 августа 1920 года.
Стоит отметить: в 1875 году — за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла — свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.
Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.
Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.
Отец психологии Уильям Джеймс
Уильям Джеймс родился 11 января 1842 г. в Нью-Йорке в состоятельной семье. Его отец стремился к тому, чтобы дать детям хорошее образование. В юности Джеймс встречался с такими литературными знаменитостями, как Торо, Эмерсон, Теннисон и Джон Стюарт Милл. Будучи ребенком, он читал много философских книг и свободно говорил на пяти языках. Он пробовал свои силы на разных поприщах, включая карьеру артиста, натуралиста в джунглях Амазонии и доктора. Однако когда он получил степень магистра в возрасте 27 лет, это привело его в уныние и к острой тоске о бесцельности его жизни, которая казалась предопределенной и пустой.
В 1870 г. он осуществил философский прорыв, позволивший ему вытянуть себя из депрессии. Это было осознание того, что различные убеждения имеют разные последствия. Джеймс пребывал некоторое время в замешательстве, размышляя над тем, есть ли у человека реальная свобода воли, или все действия людей явились результатами, предопределенными генетически или под влиянием окружающей среды
В то время он понял, что эти вопросы неразрешимы и что более важной проблемой был выбор убеждения, приводящего к более практичным последствиям для его приверженца. Джеймс обнаружил, что убеждения в предопределенности жизни делают его пассивным и беспомощным; убеждения относительно свободы воли позволяют ему обдумывать выборы, действовать и планировать
Описывая мозг как «инструмент возможностей» он решил: «По меньшей мере, я представлю, что настоящий период до следующего года — не иллюзия. Моим первым актом свободной воли станет решение поверить в свободу воли. Я сделаю также следующий шаг в отношении моей воли, не только действуя с ее помощью, но и веря в нее; веря в мою индивидуальную реальность и созидательную мощь».
Хотя физическое здоровье Джеймса всегда было хрупким, он поддерживал себя в форме с помощью альпинизма, несмотря на то, что у него были хронические проблемы с сердцем. Это решение о выборе свободы воли принесло ему в будущем результаты, к которым он стремился. Джеймс открыл фундаментальные пресуппозиции НЛП: «Карта — это не территория» и «Жизнь является системным процессом».
Следующим шагом явилась его женитьба на Эллис Гиббенс, пианистке и школьной учительнице, в 1878 г. Это был год, когда он принял предложение издателя Генри Холта написать руководство по новой «научной» психологии. У Джеймса и Гиббенс родилось пятеро детей. В 1889 г. он стал первым профессором психологии в Гарвардском Университете.
Джеймс продолжал оставаться «свободным мыслителем». Он описал «моральный эквивалент войны» — ранний метод описания отказа от применения насильственных действий. Он тщательно изучал слияние науки и духовности, таким образом разрешая старые разногласия между подходом своего отца, воспитанного на религиозных догматах, и своими собственными научными исследованиями. Будучи профессором, он одевался в неформальном для тех времен стиле: широкая куртка с поясом, яркие рубашки и ниспадающий галстук. Его часто можно было увидеть в неподобающем для профессора месте: разгуливающим по внутреннему дворику Гарварда, беседующим со студентами. Он ненавидел решать такие преподавательские задачи, как чтение корректуры или проведение экспериментов, и делал эти эксперименты только тогда, когда у него была идея, которую он отчаянно хотел доказать. Его лекции были событиями настолько несерьезными и юмористическими, что, случалось, студенты прерывали его, чтобы спросить, не мог бы он быть серьезным хотя бы ненадолго.
Философ Альфред Норт Уайтхед отзывался о нем: «Этот гений, достойный преклонения, Вильям Джеймс».
Умер Джеймс 26 августа 1910 года в возрасте шестидесяти восьми лет.
Детство вундеркинда
Уильям Джеймс Сидис родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. Он был сыном евреев, эмигрировавших из Бердичева, который на тот момент принадлежал Российской империи (сегодня это Житомирская область Украины).
Его отец — Борис Сидис, преподавал психологию в Гарвардском Университете и был одним из крупнейших психиатров и психологов США. Он стал родоначальником психопатологии, занимался вопросами гипноза и групповой психотерапии.
Интересен факт, что Борис критиковал деятельность Зигмунда Фрейда и был категорически против «безумной эпидемии фрейдизма». Являясь полиглотом, он сумел привить это качество своему сыну в юном возрасте.
Мать – Сара, окончила Бостонский Университет Медицины в 1897 году, однако оставила карьеру для того, чтобы полностью посвятить себя воспитанию Уильяма.
Родители мечтали сделать Сидиса гением, используя собственные методы образования, за которые их нередко критиковали.
Борис Сидис (отец вундеркинда)
Литература
- на русском языке
- Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996. № 3. С.79—91.
- Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
- Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса. // История философии. № 10. 2003. С.121—139.
- на других языках
- Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
- Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4
Уильям Джеймс/ William James
Искусство быть мудрым это искусство знать, что нужно игнорировать. |
Вильям Джеймс (1842 — 1910) был философом и психологом, а также профессором Гарвардского Университета. Его книга «Принципы психологии» — двухтомник, написанный в 1890 г., принесла ему титул «Отца психологии». В НЛП Вильям Джеймс — личность, заслуживающая того, чтобы ее моделировали.
Иногда мы предполагаем, что именно создатели НЛП открыли сенсорную основу «мышления», что Гриндер и Бендлер были первыми, кто обратил внимание на то, что у людей есть предпочтения в области сенсорной информации, и использовал последовательность репрезентативных систем для достижения результатов. В действительности, именно Вильям Джеймс первым открыл это для мировой общественности в 1890 г
Он писал:
«До недавнего времени философами предполагалось, что существует типичный человеческий разум, на который похожи разумы всех остальных людей. Это утверждение о подходящей ко всем случаям обоснованности может быть отнесено и к такой способности, как воображение. Позже, однако, было сделано множество открытий, позволивших нам увидеть, насколько ошибочной является такая точка зрения. Существует не один тип «воображения», а множество различных «воображений», и их необходимо изучить детально».
Джеймс определил четыре типа воображения:
«У некоторых людей привычный «способ мышления», если его можно так назвать, визуальный, у других — аудиальный, вербальный (используя термины НЛП, аудиально-дигитальный) или моторный (в терминологии НЛП — кинестетический); в большинстве случаев, возможно, смешанный в равных долях».
Осознание сенсорных систем явилось только малой толикой пророческого вклада Джеймса в психологию как область науки. В 1890 г. он опубликовал, например, принцип якорения, используемый в НЛП. Джеймс назвал его «ассоциацией».
Изучал Джеймс и лечение гипнозом. Он сравнивает различные теории гипноза, предлагая синтез двух соперничающих теорий того времени. Синтез Джеймса состоял в том, что он предположил: трансовые состояния существуют на самом деле, а телесные реакции, ранее связывавшиеся с ними, могут просто оказаться результатом ожиданий, методов и незаметного внушения, сделанного гипнотизером. Транс сам по себе содержит очень мало поддающихся наблюдению эффектов. Таким образом, гипноз = внушение + трансовое состояние.
Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологи и теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.
Уильям Джеймс/ William James
Искусство быть мудрым это искусство знать, что нужно игнорировать. |
Вильям Джеймс (1842 — 1910) был философом и психологом, а также профессором Гарвардского Университета. Его книга «Принципы психологии» — двухтомник, написанный в 1890 г., принесла ему титул «Отца психологии». В НЛП Вильям Джеймс — личность, заслуживающая того, чтобы ее моделировали.
Иногда мы предполагаем, что именно создатели НЛП открыли сенсорную основу «мышления», что Гриндер и Бендлер были первыми, кто обратил внимание на то, что у людей есть предпочтения в области сенсорной информации, и использовал последовательность репрезентативных систем для достижения результатов. В действительности, именно Вильям Джеймс первым открыл это для мировой общественности в 1890 г
Он писал:
«До недавнего времени философами предполагалось, что существует типичный человеческий разум, на который похожи разумы всех остальных людей. Это утверждение о подходящей ко всем случаям обоснованности может быть отнесено и к такой способности, как воображение. Позже, однако, было сделано множество открытий, позволивших нам увидеть, насколько ошибочной является такая точка зрения. Существует не один тип «воображения», а множество различных «воображений», и их необходимо изучить детально».
Джеймс определил четыре типа воображения:
«У некоторых людей привычный «способ мышления», если его можно так назвать, визуальный, у других — аудиальный, вербальный (используя термины НЛП, аудиально-дигитальный) или моторный (в терминологии НЛП — кинестетический); в большинстве случаев, возможно, смешанный в равных долях».
Осознание сенсорных систем явилось только малой толикой пророческого вклада Джеймса в психологию как область науки. В 1890 г. он опубликовал, например, принцип якорения, используемый в НЛП. Джеймс назвал его «ассоциацией».
Изучал Джеймс и лечение гипнозом. Он сравнивает различные теории гипноза, предлагая синтез двух соперничающих теорий того времени. Синтез Джеймса состоял в том, что он предположил: трансовые состояния существуют на самом деле, а телесные реакции, ранее связывавшиеся с ними, могут просто оказаться результатом ожиданий, методов и незаметного внушения, сделанного гипнотизером. Транс сам по себе содержит очень мало поддающихся наблюдению эффектов. Таким образом, гипноз = внушение + трансовое состояние.
Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологи и теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.
Достижения и вклады:
Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и философОсновной вклад (чем известен): Джеймс был одним из основателей функциональной психологии и философии прагматизма и предшественником трансцендентальной психологии. Он был наиболее влиятельным американским мыслителем своего времени и отцом американской психологии.Вклады:1. Основатель американской психологии. Вильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии: он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), так он писал: «Первая лекция по психологии, которую я посетил, была та, которую прочитал я сам».Он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, принято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Германии Вильгельмом Вундтом и в 1883 году в США Стэнли Холлом, а затем уже повторно Вильямом Джеймсом в 1891 году).
Вклад в развитие психологии
Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:
- «Многообразие религиозного опыта»,
- «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».
Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.
Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем
Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям
Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.
Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.
Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды
Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами
Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.
Замечание 2
Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».
Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.
Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.
Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.
Результаты экспериментов девятнадцатого века
В открытии The Principles of Psychology было представлено то, что было известно на момент написания статьи о локализации функций в мозге : каким образом каждое чувство, казалось, имело нейронный центр, которому оно сообщалось, и насколько разнообразные движения тела имеют свои источники в других центрах.
Конкретные гипотезы и наблюдения, на которые опирался Джеймс, теперь очень устарели, но самый широкий вывод, к которому приводит его материал, все еще актуален, а именно, что функции «нижних центров» (под головным мозгом ) становятся все более специализированными по мере того, как человек движется от от рептилий , через все более умных млекопитающих до людей, в то время как функции самого головного мозга становятся все более гибкими и менее локализованными по мере продвижения по тому же континууму.
Джеймс также обсудил эксперименты с иллюзиями (оптическими, слуховыми и т. Д.) И предложил физиологическое объяснение многим из них, включая то, что «мозг реагирует путями, которые прошли предыдущий опыт, и заставляет нас обычно воспринимать вероятную вещь, то есть вещь. чем в предыдущих случаях наиболее часто вызывалась реакция «. Таким образом, иллюзии — это частный случай явления привычки .
биография
Уильям Джеймс родился 11 января 1842 года в первом роскошном отеле Нью-Йорка, в Astor House, в семье интеллектуалов. Он был старшим сыном брака, образованного Мэри Уолш и теологом Генри Джеймсом. У Уильяма было четыре брата, писатель Генри Джеймс (1843), Гарт Уилкинсон, Робертсон и дневник Алиса Джеймс (1848).
Культура всегда была очень важной опорой в доме Джеймса. Между 1855 и 1858 годами, когда Уильяму было тринадцать лет, семья Джеймса отправилась путешествовать по Европе
Это дало Уильяму возможность посещать школу в разных городах, таких как Генуя или Париж. В других случаях он получал образование в своем доме, в соответствии с тем, что меняющийся характер его отца определял уместно в каждый момент. За эти годы путешествий Уильям развил свою страсть к искусству и приобрел знания науки.
В 1858 году они поселились в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где они будут жить какое-то время. Там старший из Джеймсов преподавал живопись с Уильямом Хантом. Наконец, они поселились в Кембридже, штат Массачусетс.
В 1861 году Уильям оставил живопись и поступил в научную школу Лоуренса в Гарварде, где изучал физиологию и химию. Три года спустя он начал свое медицинское образование в том же университете.
В 1865 году он начал экспедицию через Амазонку с одним из своих профессоров Гарварда, натуралистом и антидарвинистом Луи Агассисом. Во время этого приключения он заболел оспой и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. После этого он начинает страдать от ряда симптомов и недугов, которые заставляют его задуматься о возможности самоубийства. Уильям Джеймс был человеком болезненной натуры и тянул зло на несколько лет.
В 1867 году он решил совершить еще одну поездку в Европу для здоровья и учебы. Изучать физиологию в университете Берлина. Здесь он начинает свое знакомство с миром философии и психологии. Начните читать философов, таких как Кант, Лессинг или Шарль Ренувье. Уильям Джеймс начинает пробуждать его интерес к человеческому разуму, помимо физического.
Несмотря на дискуссии, которые он вел со своим отцом за желание изучать искусство, чему его отец был против, в 1869 году он получил медицинскую карьеру. Тем не менее, он никогда не осуществлял как таковой.
Вскоре после окончания университета в 1873 году он начал преподавать курсы по физиологии позвоночных в Гарварде по предложению тогдашнего президента Чарльза Элиота, который ранее преподавал ему химию в качестве профессора. Год спустя он начинает давать уроки психологии и внедряет первую американскую лабораторию психологии.
10 июля 1878 года он женился на Алисе Хоу Гиббенс, на восемь лет моложе его. Согласно веб-версии выставки Линды Саймон о Уильяме Джеймсе, он хотел отречься, предупреждая Алису не выходить за него замуж из-за его болезненной натуры.
Вскоре после замужества Алиса забеременела. У Уильяма и Алисы было четверо детей: Генрих Джеймс III, Уильям, Маргарет Мэри и Александр и пятый ребенок, который умер вскоре после рождения, Герман.
В течение последних двух десятилетий XIX века Уильям Джеймс создал большую часть своих работ..
В 1880 он начал преподавать Гарвардскую Философию, так как он объединился со своими уроками Психологии.
Два года спустя он отправляется в новое путешествие в Европу. Там он встречается с мыслителями Эвальдом Герингом, Карлом Штумпфом, Эрнстом Махом, Вильгельмом Вундтом, Джозефом Дельбоуфом, Джин Шарко, Джорджем Крумом Робертсоном, Шадвортом Ходжсоном и Лесли Стивеном..
В 1898 году Уильяму Джеймсу поставили диагноз проблемы с сердцем. Некоторые проблемы, которые тянутся до его смерти 26 августа 1910 года.
Джеймс умер в своей летней резиденции в Чокоруа, штат Нью-Гемпшир, от сердечного приступа.