Этнопсихология

Предназначение дисциплины

Перед этнопсихологией как наукой стоят конкретные цели и задачи. В первую очередь, данное научное направление помогает проводить всесторонний анализ и обобщать сведения о воздействующих факторах и источниках становления конкретных народностей, создавать психологические портреты представителей различных этнических общин и выявлять на их основе социально-политические, экономические, исторические и культурные предпосылки к дальнейшему развитию. Кроме того, предметом этнопсихологии является специфика мотивационной составляющей психики людей, относящихся к конкретной нации, что позволяет детально исследовать такие качества, как, например, деловитость, инициативность, степень усердия и пр., определяющие важные показатели продуктивной деятельности и особенности поведенческой линии.

Этнопсихология – это наука, в которой проводятся исследования дифференцированных показателей умственной активности людей, относящихся к той или иной национальности. Труды ученых в этой области позволяют выявить степень приверженности логике, скорость процессов мышления и глубину абстрагирования, восприятия, полноту и оперативность ассоциаций, воображения, концентрацию и устойчивость внимания. Благодаря этнопсихологии можно сделать вывод о об особенностях психоэмоционального фона, динамике проявления чувств представителей определенной национальности, их эмоционального поведения.

Одна из задач этнопсихологии – это выявление проблем в коммуникативной среде, возникающих из-за различий в национальном психическом складе людей и форм взаимодействия. По результатам исследовательских работ делается вывод о степени воздействия общения и взаимоотношений на характер протекающих социально-психологических процессов в группах, их иерархическое устройство, традиции, нормы поведения. Помимо этого, этнопсихология создает необходимую почву для прогнозирования различных общественных процессов в отдельных регионах страны или в других государствах.

Этнопсихологические проблемы исследования личности

Культурантропологи занимаются поисками связи между культурой и личностью, в то время как в сравнительно-культурной психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными, изолированными личностными конструктами и культурными переменными. В сравнительно-культурной психологии исследуются универсальные и культурно-специфичные личностные черты, и в рамках типологического подхода к изучению личности используются личностные тесты. Но до сих пор неизвестно, может ли существовать единый набор черт, используемых для измерения личности, быть всеобщим и служить для объяснения поведения людей в любой культуре. Для достижения универсального понимания психики человека следует среди индивидуальных и культурных различий имплицитных теорий личности отдельных культур и этнических общностей выявить те их части, что могут быть подвержены эмпирической проверке и быть включены в представление о сущности людей, живущих во всех частях света.

Учебное пособие Т. Стефаненко

Среди книг по этнопсихологии, которые используются в учебном процессе отечественных вузов, стоит отметить курс по этнопсихологии Т. Стефаненко. В учебном пособии изложены основные тематические разделы данной дисциплины. Книга Стефаненко «Этнопсихология» представляет собой исправленный и дополненный систематизированный курс, изданный факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 1998 году. Тогда учебное пособие было издано в ограниченном тираже.

Автором научного-методического комплекса является ведущий российский психолог Татьяна Гавриловна Стефаненко. Она предприняла попытку интегрировать различные этнопсихологические подходы, существующие в разных науках, включая психологию, культурологию, антропологию. В учебнике по этнопсихологии автор очерчивает различные пути развития, привычные и инновационные способы изучения личности, общении, регуляции социального поведения в контексте культуры. Кроме того, Стефаненко удалось детально проанализировать аспекты национальной идентичности, отношений между различными этносами и адаптации в чужой культурной среде.

«Этнопсихология» Стефаненко рассчитана на студентов специальностей «Психология», «История», «Политология». Своей работой автор подытожила и обобщила результаты этнопсихологического анализа фундаментальных исследований Г. Лебона, А. Фуллье, В. Вундта, Г. Тарда и других представителей этнической психологии.

Национально-психологические особенности славян

Русские, украинцы и белорусы близки между собой по генотипу, культуре, языку, имеют немало общего в процессе исторического развития. Благодаря разнообразным источникам, отражающим образ жизни и быт представителей данных национальностей, ученые имеют возможность обобщить результаты и создать приблизительный портрет среднестатистического славянина:

  • обладает высокой степенью осмысления действительности;
  • имеет достойный уровень общего образования, необходимый для самостоятельной жизни и трудовой деятельности;
  • взвешенно принимает решения, тщательно обдумывает поступки, адекватно реагирует на сложности и жизненные трудности;
  • общителен, дружелюбный, но не навязчивый;
  • готов в любой момент прийти на помощь и оказать поддержку другим людям;
  • толерантен и доброжелателен к представителям других национальностей.

Человеколюбие и терпимость – это важнейшие черты, присущие русскому человеку. Несмотря на все тяготы и испытания, с которыми доводилось сталкиваться русскому народу, он не теряет милосердия и сострадания к другим людям. О высокой гражданской солидарности, храбрости, мужестве и неприхотливости славян неоднократно говорили отечественные философы, психологи, литераторы.

Писатель Ф. М. Достоевский, характеризуя русского человека, считал одними из его наиболее отличительных социально-психологических качеств доброту и трудолюбие. Украинцы известны своей старательностью и высокой профессиональной ответственностью, белорусы – мастерством и тягой к ремесленничеству. В каждой славянской семье родители издавна воспитывают своих детей в мире, учат их жить в дружбе, прививают любовь к труду, уважение к человеку. В России тунеядство и плутовство были и остаются поводом для осуждения.

Структура дисциплины, основные подразделы

Сегодняшние экспериментальные исследования по этнопсихологии проводятся по трем основным направлениям:

  • Становление и модификация этнической идентичности. К этой отрасли относятся вопросы, связанные с изучением форм и механизмов восприятия представителей других национальностей, способов прогнозирования, предупреждения и решения конфликтов на межэтническом уровне. Немало работ ученых посвящено проблематике адаптации людей к новой культурной среде. Среди них Г.У. Солдатова, Н. М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко.
  • Этнопсихология, изучающая взаимодействие культуры и психики человека. Для данного направления характерно выстраивание различных теоретических концепций с помощью психологических методов с целью определения особенностей формирования ментальности у представителей этногрупп (С. А. Таглин, В. Н. Павленко).
  • Специфика вербального и невербального поведения в социокультурной среде. Предметом этнопсихологии в данном случае являются этнопсихолингвистические особенности взаимодействия людей разных национальностей и восприятия ими культурных продуктов жизнедеятельности других народов.

В ближайшем будущем планируется развитие таких отраслей этнической психологии, как:

  • этнопедагогика – это дисциплина, систематизирующая этнические традиционные представления о воспитании и обучении детей;
  • этноконфликтология – учебно-методическая система, позволяющая понимать суть конфликтных ситуаций и предпринимать эффективные решения для их предотвращения;
  • этнопсихиатрия – отрасль специфических знаний о психических отклонениях, к которым в большей степени склонны представители тех или иных национальностей;
  • этнопсихолингвистика – это комплекс знаний об особенностях языка и развития речи.

Литература

  • Вундт В. Введение в психологию. — М., 1912.
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
  • Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с. — ISBN 5-7695-0949-X.
  • Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ-С, 1999. — 224 с. — ISBN 5-93136-003-4.
  • Налчаджян А. А. Этнопсихология. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с. — ISBN 5-94723-911-6.
  • Нежурина-Кузничная Н. Ю. Популярная этнопсихология. — Мн.: Харвест, 2004. — 384 с. — ISBN 985-13-1963-5.
  • Павленко В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с. — ISBN 5-87317-215-3.
  • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: ИП РАН, Академический проект, 1999. — 320 с. — ISBN 5-201-02323-1, ISBN 5-88687-071-7.
  • Сухарев В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. — Донецк: Сталкер, 1997. — 400 с. — ISBN 966-7104-89-3.
  • Хотинец В. Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учебное пособие. — М.: Форум, 2012. — 88 с. — ISBN 978-5-91134-621-8.
  • Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3.
  • Этнопсихологический словарь / Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Н. В. Данилов и др.; Под ред. В. Г. Крысько, Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 1999. — 343 с. — (Библиотека психолога). — 10 000 экз. — ISBN 5-89502-058-5.
  • Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.

Термин «культура» в этнопсихологии

В учебниках по этнопсихологии одним из первостепенных составляющих является «культура». Американский психолог Гарри Триандис считал, что она имеет два уровня. Первый – это объективная культура, к которой относятся элементарные предметы, орудия труда, одежда, кулинария, вещи, язык, имена и т. д. Второй уровень – это субъективная культура, подразумевающая отношения, ценности, верования населения. В роли предмета этнопсихологии, по мнению Триандиса, выступала именно субъективная. Американец считал ее обобщающим элементом для носителей, вне зависимости от их идеологии, предубеждений, моральных ценностей.

Нидерландский социолог Гирт Хофстеде в 1980 году исследовал более 50 стран мира. По итогам проведенной работы ему удалось выделить несколько основополагающих критериев культуры:

  • Дистанцированность от власти — степень, с которой члены общества допускают неравномерность распределения властных полномочий. Например, в арабских странах, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, России наблюдается культура с высокой дистанцированностью, а в Австралии, Дании, Германии, США – с низкой, что означает построение равных отношений на основе уважения к членам общества.
  • Индивидуализм — стремление к осознанию собственного «я», защите личных интересов, отсутствию обязательств действовать совместно (характерно для США) или наличие групповых общих целей, осознание коллектива как единого целого (свойственно для коллективистской культуры в Латинской Америке).
  • Маскулинность — напористость, соперничество, целеустремленность, готовность к достижению результата любой ценой. Страны с высоким показателем относятся к «мужскому типу» (Филиппины, Австрия, Мексика, Япония, Италия), а страны с низким уровнем маскулинности (Швеция, Норвегия, Дания) — к «женскому».
  • Неприятие неопределенности — учитывается способность адекватно реагировать на незнакомые ситуации, избегать недопущение неясных ситуаций, нетерпимое отношение к людям с иной жизненной позицией.
  • Стратегическое мышление — способность принимать стратегические долгосрочные решения, прогнозировать дальнейшее развитие событий.

История этнопсихологии

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем.  Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Вундт полагал, что психология народа не может прямым образом зависеть от психологических особенностей индивидуумов, составляющих народ. Иными словами, законы, по которым работает психология народа не совпадают с законами психологии личности. В качестве основных единиц для объективного описания психологии народа Вундт предлагал использовать язык, мифы и обычаи. Таким образом, главной исследовательской задачей по мнению Вундта становилось объяснение — с точки зрения психологии — закономерностей, наблюдаемых в языке, мифах и обычаях народа.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни [источник не указан 3821 день]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
Одной из областей науки, связанной с этнопсихологией, является транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов.

Начиная с двадцатого века этнопсихология была разделена на этнологическую (психологическую антропологию) и сравнительно-культурную (кросс-культурную) психологию. Эти отрасли этнопсихологии оперируют разными концептуальными схемами и исследуют разные предметы.

Таблица 1. Специфика образовавшихся разделов этнопсихологии
Психологическая антропология (по М. Мид) Сравнительно-культурная психология (по Т. Г. Стефаненко)
Предмет Систематические связи между психологическими переменными, связь между внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Сходство и различие психологических переменных на уровне разных культур и этнических общностей
Количество изучаемых культур одна культура две и более
Единицы и термины, используемые для анализа культуры специфичные для изучаемой культуры свободные от культурного влияния
Изучение ведётся с точки зрения участника культуры внешнего наблюдателя
Структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать конструируется ученым заранее

Этнические меньшинства

Среди ученых, занимающихся исследованиями этнопсихологии меньшинств, проживающих на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, стоит отметить Г. А. Сидорова. Он является автором «Этнопсихологии народов бывшей Тартарии».

Книга была написана для того, чтобы читателю доступно объяснить, в чем заключается разница между индивидуальным и коллективным сознанием различных этносов. Ни один из народов Сибири, в том числе и родственные по культуре, не задумывался над тем, почему в определенных ситуациях их люди поступают конкретным образом. Вряд ли, например, эвенки и эвены анализировали свое поведение и отношение к соседним народам, или задумывались о причинах необыкновенной стойкости в любых жизненных передрягах и полного бесстрашия к племенам, на территории которых им приходилось расселяться. Так вот Сидоров в «Этнопсихологии народов бывшей Тартарии» находит ответ: все эти качества тунгусы получили от предков, построивших на Дальнем Востоке в XI веке Царство Бохай, а в XII – Золотую Империю чжурчжэней. По мнению автора, тунгусский этнос, распространившийся на огромных сибирских территориях, корнями уходит в историю Манчжурии.

Подобное можно сказать и об обских уграх. Их предки вели кочевой образ жизни, перемещаясь в тибетских просторах. Именно с северного Тибета вместе со скифами они поселились на Урале. Кочевничество предков со свойственным ему укладом и воинственностью передалось современным таежным потомкам – манси и хантам.

По версии Сидорова, этнос якутов также произошел от нескольких кочевых народностей. Их предками считаются киргизы, тувинские чики, курыканы и русские челдоны. Неудивительно, что психология якутов своеобразна: с одной стороны, этот народ чем-то схож со славянами, а с другой – это типичные степные кочевники, которые волею судьбы осели в тайге.

О науке

Большинство специалистов, занимающихся изучением современной этнопсихологии, не считают ее самостоятельной дисциплиной. Эта научная отрасль граничит с двумя основополагающими направлениями – психологией и культурой. В то же время этнопсихология изучает проблематику более чем двух областей. Не случайно учеными используются разные термины для обозначения этой дисциплины, что в большей степени обусловлено содержанием в этнопсихологии тематики и методов исследования психологии, социологии, культурологии, истории, антропологии. В переводе с греческого ethnos означает «народ», psyche – это «душа», а logos – слово, знание, учение.

Этнопсихология – это научное направление, в котором исследуются:

  • национальные особенности эмоционально-волевых и психических познавательных процессов, реакций, свойственных представителям определенных народностей;
  • состояния и свойства личности представителей различных этнических меньшинств;
  • своеобразие явлений и процессов в социально-психологической сфере отдельных наций и народов;
  • вопросы национального самосознания, этноисторических ценностей и ориентации;
  • характеристики культуры отдельных этнических групп.

Говоря об этнопсихологии как о комплексном научном исследовании, в ходе которого рассматриваются этнические, культурологические, психологические особенности людей и целых наций, несложно выделить ее объект. Им являются целые этносы, нации, народы, этнические и национальные меньшинства. Предметом этнопсихологии называют самосознание людей, принадлежащих к определенной социально-этнической общности, понимание ими собственных интересов и осмысление истинного положения нации в системе общественных отношений, специфика взаимодействиями с другими этническими группами.

Как развивалась этнопсихология за рубежом

Первые попытки описать характер не просто индивидуума, а целой группы людей, были предприняты еще в древние времена. Создать этнопсихологический портрет целого народа пытались индусы, греки, римляне. С тех времен до наших дней дошли сведения о трудах Ксенофонта, Сократа, Платона, путешествующих по миру и описывающих характеры и нравы народов, различия в образах жизни, взглядах, традициях, обычаях. Еще задолго до новой эры ученые могли четко видеть разницу в культурах, внешнем обличии представителей этносов, а некоторые из них делали первые шаги для определения природы этих различий.

Одним из первых в истории развития этнопсихологии был Гиппократ. Философ считал, что различия людей в физическом и психическом плане связаны с географическим положением и климатическими условиями. Его попытки описать ментальные особенности отдельных народностей положили начало формированию этнической психологии.

Изучение народов стало предметом научных работ во второй половине XVIII века. Глубокий анализ проблем дисциплины проводили французские просветители. Впервые были введены такие базовые понятия этнопсихологии, как «общий дух» и «дух народа». В данных терминах закладывались особенности национального характера, взаимосвязь формы мышления народа, его духовного склада и образа жизни. В этот же период идеями единства нации прониклись немецкие философы (Кант, Фихте, Гердер, Гегель, Юм). Ученые выдвинули несколько перспективных тезисов, работали над выявлением причин различий в обычаях, нравах и поведенческой линии представителей групп различных регионов.

На базе ряда фундаментальных наук этнопсихология продолжила свое становление как самостоятельное направление. В ней прослеживались достижения того времени по психологии, культурологии, антропологии, истории. Официально основоположниками этнопсихологического направления считают немцев М. Лацарус и Г. Штейнталь. С 1859-1860 гг. они издавали журнал, посвященный вопросам психологии народов и языкознанию

Ученые стремились обратить внимание социума на различия в чертах лица представителей разных народов, их психологических портретах. Объяснение данного явления Штейнталь находил в понятии народного духа, которое он интерпретировал как психическое сходство индивидуумов, обладающих идентичным самосознанием и этничностью

В процессе развития этой научной отрасли немецкие ученые стремились познать психологическую сущность нации. Этнопсихология народов, по их пониманию, была способом открытия законов и внутренней деятельности народов в повседневной жизни, искусстве, культуре и науке. Таким образом, Лацарус и Штейнталь смогли положить начало этнической психологии как форме самостоятельной дисциплины, обладающей своим предметом, методами исследования и структурой.

Роль российских ученых в развитии науки

Разработки немецких исследователей обрели широкую популярность и в России, где к этому времени уже были предприняты попытки систематизации этнопсихологических элементов. В нашей стране данное научное направление корнями уходит в деятельность географического сообщества, члены которого активно работали в области. Они называли ее психической этнографией. Например, Н. И. Надеждин, предлагая использовать этот термин, был уверен, что данное направление подразумевает изучение духовной составляющей природы человека, его интеллектуальных способностей, морали, нравственности, силы воли.

Идею, поданную Надеждиным, развивал Н. Я. Данилевский. В своей книге «Россия и Европа» автор разделял существующие цивилизации по трем критериям: умственному, эстетическому и нравственному. Аналогичным образом к определению тонкостей ментальности подходил и В. И. Соловьев. Он изучал ценностные ориентации местных жителей, сопоставляя им идеалы представителей иных этнических общностей. Кратко об этнопсихологии, которой придерживался Соловьев: она представляет собой подтверждение версии о том, что русским людям свойственен нравственно-религиозный идеал.

Принципиально в ином направлении этнической психологии начал работать А. А. Потебня. Будучи филологом по образованию, он занимался исследованием психологической природы языка. Похожую другую точку зрения высказывал В. М. Бехтерев. Оба российских ученых полагали, что вопросами психологии народов должна заниматься другая наука – коллективная рефлексология. Эта дисциплина была бы призвана определять общественные настроения, причины резонансных общественных действий, разгадывать смысл народного творчества, мифов, обрядов, пришедших из старины. Кроме того, именно Бехтерев одним из первых в своих трудах обратился к теме национальной символики.

В развитии этнопсихологии России важные изменения произошли в первой половине прошлого столетия. Отечественная наука оказалась в поле зрения культурно-исторической школы. Выдающимися учеными, которых интересовали вопросы становления этнопсихологии народов, считаются Л. С. Выготский, Д. Лихачева, В. Мавродина. Каждый из них придерживался разных позиций относительно понятия этнической психологии.

Например, Выготский раскрывал данную научную область как «психологию примитивных народов», уделяя внимание сравнительному анализу психической деятельности человека, как примитивного существа и культурной сформировавшейся личности. Также Выготский занимался исследованием поведения детей, рожденных в семьях представителей разных народностей

Данные материалы были опубликованы лишь спустя несколько десятилетий. К слову, в результате массовых сталинских репрессий в отношении деятелей науки развитие этнической психологии было прервано почти на 40 лет. Снова к вопросам этнопсихологической проблематики вернулись лишь в послевоенное время. Данному направлению начали уделять внимание и Д. Лихачева и В. Мавродина. Их работы были посвящены идеям национального сознания.

В конце прошлого века число теоретических и экспериментальных работ в области этнопсихологических исследований резко возросло. По мнению исследователей, интерес к этой науке продолжает нарастать в связи со сложной политической ситуацией, возникающими локальными межнациональными конфликтами, подъемом самосознания народа.

Сегодня этнопсихология народов изучается на факультетах психологии. Студенты изучают соответствующие спецкурсы, знакомятся с новыми учебниками и учебными пособиями, научными статьями в периодических изданиях, рецензированных Высшей аттестационной комиссией. Об актуальности этнопсихологии свидетельствуют также ежегодно проводимые специализированные конференции, по итогам которых выпускаются монографии и сборники научных работ участников.

Этнические стереотипы

Этнический стереотип — это разновидность социального стереотипа — упрощенный, схематизированный образ социальных объектов, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Это национальное отношение одного народа к другому.

Согласно «Гипотезам контакта», чем более благоприятны условия контакта между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов. В настоящее время доказана обусловленность механизма стереотипизации «социальным контекстом».

Во многих эмпирических исследованиях стереотипными признаются качества, с наличием которых у описываемой группы согласны не менее 75—80 % испытуемых.

Техники изучения этнических стереотипов по В. С. Агееву:

  • метод свободного описания в нескольких его разновидностях;
  • метод прямого опроса;
  • проективные методы;
  • психосемантические методы

Немного истории.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины –психологии народов– было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Народы России

Занимаясь изучением национально-психологических особенностей жителей разных регионов, большинство ученых преследуют цель выстроить грамотную стратегию межэтнических отношений. Для наглядности целесообразнее будет объединить их в несколько групп:

  • представители славянских национальностей: русские, украинцы, белорусы;
  • тюркские и алтайские народности: татары, алтайцы, башкиры, хакасы, кумыки, чуваши, тувинцы, ногайцы;
  • представители финно-угорской группы: мордва, марийцы, мордва, коми и коми-пермяки, финны, ханты, манси, карелы, саамы, вепсы;
  • монгольская группа: калмыки и буряты;
  • тунгусо-маньчжурские народны: ненцы, ительмены, нанайцы, эвенки, эвены, ульчи, чукчи, эскимосы, удыгейцы, орочи;
  • представители Северного Кавказа: черкесы, карачаевцы, адыгейцы, осетины, ингуши, кабардинцы, чеченцы, лезгины, даргинцы, кумыки, лакцы и др.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.