Психология обучения

Педагогическая психология

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Основы психологии обучения

Психология обучения относится к разделу педагогической психологии, которая посвящена исследованиям психических процессов, протекающих в период обучения, а также все возрастные особенности процесса.

Данная психология имеет подразделения на общую и специальную психологию обучения, которые посвящены различным учебным предметам:

  • грамматике,
  • чтению,
  • письму,
  • географии
  • и так далее.

Также происходит тесное соприкосновение с дидактической психологией. Основные принципы исследований заключаются в направленном изучении перемен и трансформаций, происходящих в психике учеников в период обучения.

Замечание 1

Основная роль уделяется анализу процессов во время усвоения теоретических знаний. Данный процесс исследуется в понимании глубокого взаимодействия теории с практикой, так как важным моментом является использование полученных знаний жизнь. Применение полученной информации и ее усвоение имеет свои особенности, потому что ученики не только используют эти знания в рамках одного предмета, но и применяют их в других областях наук и новых видах практической деятельности.

Такие упражнения, связанные с применением теории и навыков используются учениками тогда, когда нужно решить новую и неизвестную задачу. Это ускоряет процесс развития школьников. Взаимосвязь обучения и развития являются одними из важнейших теоретических задач обучения.

Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов.

Еще
одним распространенным видом деятельности
психологов является обучение людей
психологическим знаниям. С начала XX
века научная, практическая и
преподавательская деятельность в
области психологии были неразрывно
связаны. Большинство известных российских
психологов работали в качестве
преподавателей в университетах.
Профессора и другие преподаватели
проводили ис­следования, писали
научные труды и передавали полученные
зна­ния, идеи, теории студентам.
Университетские и институтские кафедры
были центрами психологической мысли,
научной психологии. Профессора руководили
научно-психологическими исследованиями,
а преподавательская деятельность была
направлена на изложение своих концепций
и психологических взглядов. Цель
преподавания заключалась в распространении
психологических идей, в подготовке
будущих ученых.

Такая
взаимосвязь научной и преподавательской
деятельности сохранялась как в российских,
так и в зарубежных университетах в
течение всего XX
века. Педагогические способности
профессора высоко ценились, однако
главной для него была все же научная
квалификация.

По
мере развития практической психологии
разрабатывались формы и методы обучения
практическим психологическим знаниям
и умениям. Эти знания и умения изучались
как студентами, желаю­щими стать
практическими психологами, так и людьми,
желающи­ми повысить свою практическую
психологическую компетентность. В то
же время профессия
преподавателя
психологии имеет
свою специфику
в отличие от профессии психолога-ученого
и психолога-практика. Он должен
не только иметь психологические знания,
но
и уметь
их передать студентам
.

В
этом плане умения, личностные качества
и способности преподавателя психологии
сродни другим преподавательским
профессиям. Чтобы
быть успешным, он должен соответствовать
следующим критериям:

1) иметь широкую
образованность, осведомленность в
различных областях психологических
знаний, а также быть эрудированным в
других науках;

2) фундаментально
знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельно
подбирать учебный материал, определять
оптимальные средства и эффективные
методы обучения;

4) владеть логикой
и лексическим богатством речи,
выразительными средствами общения,
ораторскими и артистическими
способнос­тями;

5) уметь доступным
образом объяснять учебный материал,
чтобы обеспечить его понимание и усвоение
студентами;

6)
обладать наблюдательностью,
требовательностью и умением по­нять
студента;

7) уметь создать
мотивацию студентов для усвоения
учебного ма­териала;

8) обладать
коммуникативными и организаторскими
способностями;

9) владеть
педагогическим тактом.

Безусловно,
как и в других видах профессиональной
психоло­гической работы, в
преподавательской деятельности психологу
важ­но учитывать индивидуальные
особенности своей личности.

В
настоящее время существуют широкие
возможности для работы психологов в
области обучения психологическим
знаниям. Преподавание психологии
осуществляется как в высших, так
ив
средних учебных заведениях. Психология
преподается на психологических
факультетах университетов и в других
высших учебных заведениях, осуществляющих
подготовку профессиональ­ных
психологов, в педагогических, медицинских,
юридических, тех­нических и многих
других вузах. Психология часто изучается
учащимися в средних общеобразовательных
и специальных учеб­ных заведениях: в
школах, гимназиях, лицеях, профессиональных
училищах.

Объем
учебного времени, отводимого на изучение
психологии, программы, формы и методы
обучения психологии в разных типах
учебных заведений различаются в
зависимости от целей и задач преподавания.

Задачи психологии обучения

Процесс обучения влияет на умственное формирование школьников, может ускорять прохождение важных этапов такого развития и видоизменять эти этапы. Причем скорость и результаты учебной деятельности зависят от имеющегося у школьников уровня развития.

Научные исследования показывают, что при грамотной организации обучающего процесса происходит ускорение усваивания основных показателей психических процессов. Например, при развитии памяти и концентрации внимания можно внедрять осознанное запоминание информации, а также ослаблять подражательность, развивая творческое мышление у ребенка.

Также стало возможным расширять познавательный потенциал у детей. Оказывается, что сложный и новый материал эффективно постигается, если он преподносится в рамках специальной программы и надлежащих методиках обучения.

Характер изучения новых знаний определяется степенью мыслительной деятельности и проявлением активных показателей ума (самостоятельность, критичность), то есть индивидуальных качеств школьника.

Результативность усвоенных знаний напрямую связана с отношением ученика к процессу обучения, а также его мотивированности. Наличие мотива при обучении является основной частью психологии обучения.

При изучении данной психологии существует возможность находить причины, которые способствуют усвоению материала или препятствуют изучению его.

К одной из задач психологии обучения причисляется анализ значимости оценок, выставляемых учителями в процессе школьных достижений

Также важное значение в процессе учебы имеет самоконтроль, чтобы школьник самостоятельно контролировал ход своих работ, сопоставлял личные результаты с образцами и корректировал их при необходимости

При анализе индивидуальных психических характеристик во время обучения учитывается мотивация интереса у школьника, его мыслительных процессов. Ведется наблюдение за умственной деятельностью ученика, которая влияет на усвоение материала.

Еще одним значимым разделом психологии является разработка вопросов для учителей. Сюда включены характеристики для воспитательной работы, умение находить подход к ученикам, индивидуальное отношение к каждому ребенку.

В сфере научных разработок психологии обучения важную роль занимает интеллектуальный процесс. Нахождение закономерностей усвоения знаний и умений для вырабатывания у школьников желания учиться. Меньшему изучению подвергнуты вопросы, связанные с восприятием проблем активации учебного процесса, вырабатывания научного мировоззрения.

Замечание 2

В перспективе развития данной психологии важно учитывать вопросы разностороннего воспитания школьников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.