- Упражнение 1. На разведку в мир сновидений
- Роль для личности. Интеграция
- Фаза первая: мои ассоциации
- Упражнение 7. Записываем сновидения
- Спокойной ночи
- Сновидения и фантазии. Анализ и использование
- Что такое юнгианский анализ?
- Тренировка памяти
- Следующие встречи
- Упражнение 6. Готовимся записывать сновидения
- Упражнение 3. Создание «кладовой» памяти
- Типология личности
- Вам рассказывают сон
- Бессознательное личное и коллективное
- Международная ассоциация
- Привязка образов к специфическим характерным чертам
- Прошедшие мероприятия
Упражнение 1. На разведку в мир сновидений
Осмотритесь: куда вы попали, что вас окружает? Итак, вы бодрствуете, но ведь и во сне вы совершенно уверены, что все происходит наяву. Вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Раз так, то теперь легко представить, что вам в самом деле снится сон.
Вы погрузились в мир сновидений, он обступает вас со всех сторон, как это и происходит каждой ночью. Этот мир полностью реален. Дотроньтесь до земли — она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете?
Теперь начинайте передвигаться в пространстве. Не забывайте, что вы путешествуете внутри самого обыкновенного сновидения и что все происходящее вокруг не выдумка. Внимательно изучайте предметы, которые попадаются вам на пути.
Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Роль для личности. Интеграция
По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.
Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Высшие психические функции
Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.
Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.
Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:
- Осознание и анализ Персоны.
- Приближение к Тени, отказ от проекций.
- Контакт с Анимой/Анимусом.
- Интегрирование содержаний, развитие Самости.
Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.
Фаза первая: мои ассоциации
Монастырь. Религиозная жизнь: официальная религиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства; созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании; отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.
Комната/келья. Вместилище; матка; клетка — основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива; индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитывая на помощь коллектива.
Месса. Коллективная форма религиозной жизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; форма религиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужно индивидуализировать. Первый шаг уже сделан — я могу участвовать в религиозной жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формой внутренней жизни.
Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношение Христа, священный символ, пение во время причастия, которое я всегда ненавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; стать частью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическую форму=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное.
Дзэн. Упражнения по достижению полной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первый же день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине; противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившее меня тогда, когда я поняла, что не могу «быть членом» и дзэнского коллектива тоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать «нет».
Решетка. Отделенность; частичная отделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это — дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание.
Упражнение 7. Записываем сновидения
Если вы свободно восстанавливаете в памяти свои сны, тогда начинайте занятие с этого упражнения. Предлагаю вам на выбор три метода записи сновидений:
1. Проснувшись, вы улавливаете обрывок ускользающего сновидения. Продолжайте лежать, не меняя положения тела. Представьте, что вы — застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к блокноту. Сначала просто немного поразмышляйте о том, что вам снилось. И только после этого возьмите ручку и запишите в деталях все, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание соприкоснется с этим образом еще раз. Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же сновидения. Запишите и его. Нередко таким образом можно восстановить весь сон целиком.
2. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон. Ощущение при этом такое, что в нем было слишком много подробностей и всех их записать невозможно. В этом случае сначала запишите наиболее характерные детали, используя несколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти. Например: «стройка, сенбернар Анга, бульдог, драка, шея, исчез, боюсь. Вернулась, радость». После этого засыпайте опять. Если утром вы не сможете восстановить сон по ключевым словам, значит что-то не сработало. Если сновидение не улетучилось, пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому (упр. 4), и попытайтесь записать каждую деталь так, чтобы получился более или менее связный рассказ. Дело в том, что при записи сновидения нередко теряют связность.
3. Проснувшись утром, вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сценку, затем восстановите остальные, двигаясь от конца к началу. Или просто запишите все от начала до конца. Не уделяйте слишком много внимания сюжету, иначе могут утеряться детали
Идеальный подход — описание образов изнутри, то есть с точки зрения непосредственного участника событий.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы сновидение глубоко запечатлелось в памяти. Если хотите, можете рассказать его кому-нибудь
Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения. Даже если ваш слушатель никак не комментирует сон, вы все равно уже смотрите на него как бы со стороны. Звуковой рассказ изменяет перспективу восприятия. Заучите сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нем вслух, сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает источать слова. Итак, вы не разлучаетесь со своим сном в течение дня.
Спокойной ночи
Старайтесь не отбирать для записи какие-то определенные сны. Внутреннее сопротивление сознания часто приводит к тому, что на первый взгляд тот или иной сон может показаться незначительным, но после некоторой переработки он способен дать обширный материал для анализа. Некоторые не записывают снов, содержание которых не одобрили бы жены, родители или просто люди, сующие нос не в свое дело: «У меня всегда такое чувство, что, когда меня нет, кто-то так и норовит заглянуть в мой блокнот» — сетуют они. Так давайте же вместе со Святым Августином возблагодарим высшие силы, которые сняли с нас ответственность за наши сны, и будем со спокойной душой записывать все без исключения.
Никогда не думайте, что тот или иной сон остался в вашей памяти навсегда и записывать его нет надобности. Такой «неизгладимый» сон вы можете забыть уже через пять минут.
Сновидения и фантазии. Анализ и использование
Роберт Алекс Джонсон (американский психолог, психотерапевт, юнгианский аналитик, является автором книг «Он», «Она», «Мы», «Внутренняя Работа», «Экстаз», «Преобразование» и «Сновидения и фантазии. Анализ и использование»).
Женщина, которой приснился этот сон, происходит из итальянской католической семьи. Достигнув зрелого возраста, она взбунтовалась против национальных традиций и религии своего детства. Она увлеклась философией и практикой дзэн-буддизма. Этот сон стал сигналом к возвращению к ее религиозным и национальным корням, но уже с позиций взрослого человека. Он доказал ей, что она может соединить внутри себя Восток и Запад, что вполне соответствовало ее характеру.
Сон
Я нахожусь в монастыре, в пристроенной к часовне комнате или келье. От людей и от зала часовни меня отделяет железная решетка. Начинается месса. В моей келье, кроме меня, никого нет. Я сижу со скрещенными ногами, как сидят дзэн-буддисты, но в руках я держу четки. Я слышу бормотание людей за решеткой. Их голоса полны покоя. Я закрываю глаза и тоже получаю причастие, хотя в физическом смысле никто и ничто не проникает в мою келью. Месса заканчивается. Я догадываюсь, что за стеной моей кельи расцветают цветы. Я чувствую полный покой.
Что такое юнгианский анализ?
(Хегай Лев Аркадьевич — аналитический психотерапевт, психолог, писатель)
К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией.
Юнг не отвергал целиком психоаналитические концепции, но считал их ограниченными и пытался исправить. Фактически созданная им психология более широка и универсальна, так что фрейдистский психоанализ можно считать ее частным случаем.
В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни — фантазии, сновидения, оговорки и т.п. — то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут.
Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Однако, в отличие от Фрейда Юнг не имел склонности излагать свои мысли в форме научных теорий. Его всегда больше интересовали непосредственные переживания людей — их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он пошел на то, чтобы отказаться от сложного теоретизирования и догматических утверждений, подчеркивая эмпирический характер психологической науки. Он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть.
Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна — все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. — то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний.
Конечно, Юнг вслед за Фрейдом признавал, что на текущие проблемы человека повлияла вся его история жизни, пережитые стрессы и психологические травмы, и особенно ранние отношения в семье. Но однозначной обусловленности прошлым у нас нет, как раз из-за того, что многие наши душевные процессы свойственны и всем людям в целом.
В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий, как это делал Фрейд.
Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности. Например, психологическая ситуация одного человека может напоминать борьбу героя с многочисленными препятствиями, а проблемы другого вращаются вокруг темы несчастной любви. Можно сказать, что какая-то фантазия словно держит людей в плену, заставляя их страдать, часто очень долгий период времени. Эта фантазия упорно остается бессознательной. Рациональные объяснения в терминах подавленных влечений мало бы дали подобным пациентам. Как часто мы говорим себе: все понимаю, но изменить не могу.И мы не знаем, существует ли вообще некое абсолютно реалистическое видение, которое избавило бы нас от заблуждений и освободило бы душу от страданий. Возможно, никакой мудрец на свете не скажет нам, как правильно жить и что делать. Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг.
Тренировка памяти
Сновидение — это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это действие, которое разворачивается в пространстве, это артикулированное пространство, если выражаться более мудрено. В пространство, которое мы называем «сновидением», мы попадаем — как ни парадоксально — сразу же после пробуждения, ведь во сне мы считаем, что бодрствуем, что все происходит наяву. Лишь проснувшись, мы говорим, что видели сон, и рассказываем его содержание.
Однако содержание сна и сновидение — это не одно и то же, сновидение как таковое — это субстанция, сотканная из времени и пространства, в которую мы с вами погружаемся
Поэтому для того, чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире сновидений, важно запомнить сны, учитывая их пространственную отнесённость.
Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривали как пространственное явление, и поэтому для хранения различных сведений отводили определенное пространство
Ораторы Древнего Рима развивали память, передвигаясь по своеобразной «кладовой» памяти. Она строилась следующим образом.
Облаченный в длинную тогу оратор прохаживался по какому-нибудь пустому зданию и сосредоточенно изучал каждую мелочь окружавшей его обстановки до тех пор, пока он не заучивал наизусть расположения каждого проулка и каждой трещины в доме. Тогда хранилище было готово, и его можно было заполнять всякой всячиной. Например, вам нужно запомнить поэму в пятьсот строк. Для этого, сделав первый шаг вправо, поместите первую строчку в том углу, где мрамор слегка пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья — у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом, в определенных местах здания можно расположить целую поэму, мысленно прогуливаясь по зданию — восстановить правильный порядок следования строк. Создание воображаемого пространства помогает человеку восстанавливать в памяти различные факты и события. При работе со сновидениями крайне важно развить в себе как раз такую способность устанавливать пространственно-объектные отношения.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на основе древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
Следующие встречи
На следующие встречи клиент приносит, как правило, актуальные для него на данный момент темы, самое волнующее или наболевшее.
На сессии важным материалом являются также воспоминания, фантазии, сны и даже то, что на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с заявленной темой, то, что «вдруг пришло в голову».
Всё это — язык, которым душа пытается сказать о себе и к которому не принято прислушиваться в обыденной жизни.
В сотрудничестве с клиентом психотерапевт-аналитик уточняет, проясняет и соединяет возникающие образы и идеи.
Очень часто в этом, казалось бы, случайном или просто сопровождающем обыденные события материале, обнаруживаются глубокие смыслы, которые оказываются связанными и с главной темой, приведшей клиента в кабинет психолога.
Этот деликатный процесс совершается неспешно, с большим уважением и вниманием к любым проявлением психической жизни. Такая позиция исключает осуждение или нравоучения.
Психотерапевт не дает советов о том как правильно поступать. Если бы эти советы помогали, то для изменений было достаточно, прочитать книги или рекомендации в интернете. И психотерапевт, и клиент допускают наличие не только осознанных, но и бессознательных мотивов и причин человеческого поведения. Задача психотерапевта быть рядом с клиентом, принимать его и пытаться вместе с клиентом разбираться в связях между сознательными мотивами и не осознаваемыми пока еще желаниями, страхами, надеждами, для того, чтобы клиент сумел найти варианты выхода, подходящие именно ему.
«Если врач говорит пациенту, в чем, по его мнению, заключается проблема, пациент следует предположению врача и не воспринимает самого себя. Предположения могут некоторое время работать, но когда врача нет рядом, пациент испытывает крушение, потому что у него нет контакта с самим собой и он живет не по-своему, а так, как сказал врач. Потому ему нужно вернуться к врачу за новыми указаниями, и через некоторое время это становится отвратительным для них обоих
Важно, чтобы врач признавал, что он не знает; тогда оба будут готовы принять беспристрастные факты природы, научные реалии. Личное мнение — это более или менее случайные суждения и могут оказаться во всем неправильными; мы никогда не можем быть уверены в правоте, потому нам нужны факты, предоставляемые сновидениями
Сны — это всегда объективные факты, они не отвечают нашим ожиданиям, и мы их не выдумывали; решив увидеть во сне определенные вещи, мы обнаружим, что это невозможно. Нам снятся наши вопросы, наши трудности.» К.Г.Юнг
Упражнение 6. Готовимся записывать сновидения
Проделав упражнение 5 в течение недели, положите у постели блокнот и ручку. Поставьте в пределах досягаемости лампу со слабым светом. Освещения должно хватать ровно настолько, чтобы можно было различить собственный почерк. Можно также поставить магнитофон, который включается голосом. Здесь, однако, могут возникнуть некоторые проблемы, так как между сновидением и его записью будет введена дополнительная ступень. Внутренние психологические барьеры могут не позволить вам перенести на бумагу текст сна, записанный на магнитофон, и у вас останется лишь пленка с записью нескольких часов бормотанья.
Теперь повторите предыдущее упражнение, не забывая при этом, что у кровати вас терпеливо ожидает блокнот. Снов старайтесь не запоминать. Если все же один и запомнили, запишите его.
Упражнение 3. Создание «кладовой» памяти
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например, комнату, в которой стоит несколько предметов. Немного походите по этой комнате. До мельчайших подробностей запомните расположение предметов в ней. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно «осмотрите» ее содержание. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем оно не составит для вас особого труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать
При выполнении этого важного упражнения на «мысленное фотографирование» старайтесь скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, обзавелись своей «кладовой» памяти.
Типология личности
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа — экстравертов
и интровертов
. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты — фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, он — мягкий, заботливый и теплый семьянин.
Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского — к интровертам.
Типология Юнга
базируется на двух основаниях — доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений.
У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения.
Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информации, и люди, у которых доминируют эти типы психических процессов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные типы — на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими — остальные функции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.
Вам рассказывают сон
Когда кто-то рассказывает мне свой сон, первая моя мысль — «Ума не приложу, что это означает. Похоже, что в снах действительно ни складу, ни ладу. Может я просто ничего не понимаю в премудростях мира сновидений?» В такие минуты я чувствую себя шарлатаном, самозванцем, переводчиком, который и языков то не знает. В общем, мне становится не по себе. Сны становятся полной нелепостью, вызовом «здравому смыслу».
Бывает и по другому: сон сразу же представляется ясным и понятным. Тогда я, как правило, прихожу к выводу, что столкнулся с сопротивлением и, чтобы не ломать голову, поспешно ухватился за первое попавшееся толкование. Снам неуютно в нашем дневном сознании. Подобно Меркурию, покровителю воров, мы похищаем сны из их ночного обиталища. Сновидение должно войти в сознание, когда оно находится на границе сна и яви. Этот переход бывает очень болезненным.
Дневное сознание сталкивается с логикой, которая ему в корне чужда, и застывает в недоумении.
Чувствуя свое бессилие, рассудок начинает сопротивляться. В самом деле, кому понравится собственное бессилие. А ведь причина этого бессилия — сновидение. Отсюда следует, что всякая попытка выверить сновидение по логике дневного сознания при помощи заранее установленных аналогий обречена на неудачу, ибо при этом не учитывается различие между логикой сновидения и логикой дневного сознания.
Одна из главных задач при работе со снами — снова и снова ставить в тупик наше дневное сознание, чтобы расшатать привычные представления. Это не очень приятная процедура: для обыденного сознания она часто оказывается сущей пыткой
Поэтому крайне важно, слушая пересказ сновидения, воздержаться от поспешных выводов («Все понятно!») и с готовностью принимать любую бессмыслицу. Если мы с ходу проникаем в смысл сна, то это чаще всего означает, что мы просто ставим сон в один ряд с уже известными нам реалиями жизни
Такой подход ведет не к самораскрытию сна, а скорее к сужению реальности.
Итак, вы сталкиваетесь со сновидением, до смысла которого никак не можете докопаться. Неплохое начало. Попросите пересказать сон дважды.
Но, прежде чем выслушать его в первый раз, проверьте свое самоощущение. Не испытываете ли вы слабости, боли или, наоборот, какое-нибудь приятное чувство? Мысленно ощупайте свое тело, начиная со ступней
Тогда вы сможете определить, не меняются ли ваши ощущения во время рассказа, а если меняются, то как.
Обращайте внимание и на то, какие мысли занимают вас в эту минуту. Это позволит вам проследить, как меняется ваш настрой, пока вы слушаете рассказ.
Бессознательное личное и коллективное
В юнгианском анализе данные понятия также являются базовыми. Личное бессознательное формируется у индивида на основе его прошлого. Оно состоит из подавленных и болезненных воспоминаний, а также тех из них, которые смогли просочиться в подсознание из сознания. Из них и складываются некоторые элементы личности. Причем все они не доходят до человеческого сознания.
Ядром психического материала является вторая составляющая. Это коллективное бессознательное, которое распределяется между людьми всех культур и временных периодов. Никакого влияния на возникновение данного элемента личный опыт не оказывает.
Юнговский анализ рассматривает выражение бессознательного через коллективные и индивидуальные символы. Но именно вокруг первых из них и строится вся работа с пациентом. Поиск, а также интерпретация взаимосвязи образов, создаваемых коллективным бессознательным, — основная задача юнгианских техник.
Международная ассоциация
Существует организация, которая объединила в себе профессионалов, работающих в сфере аналитической психологии. Это Международная ассоциация, участниками которой являются представители 28 стран. Основной задачей этого сообщества является распространение идей и практики аналитической психологии во всех государствах мира, а также обучение специалистов исходя из самых высоких этических и научных стандартов.
Российское отделений данной ассоциации находится в Москве. Одним из ее членов с 2013 г. является Махмудов Эльдар. Юнгианский анализ с его техниками он применяет в своей врачебной практике. Все желающие могут обратиться к нему за консультацией. Махмудов Эльдар юнгианский анализ активно использует для помощи при решении самых разных проблем.
Привязка образов к специфическим характерным чертам
Вероятно, наиболее практичный способ привязки какого-нибудь конкретного образа к своему «я» заключается в том, чтобы поинтересоваться, что у вас общего с этим образом, каковы главные характеристики явившегося во сне образа? Как бы вы описали ее или его характер и личность? Имеются ли у вас такие же черты? Если образ представляет собой сердитого человека, то обладаете ли и вы такими же качествами? Если это «шалопай», то не относитесь ли и вы к таким же?У всех нас имеется набор фундаментальных характерных черт, из которых проистекает все, что составляет нашу личность. Этот базис включает в себя наши чувства, систему верований, установки, манеру поведения и близкие нам ценности. Все эти черты появляются в наших снах, и если мы постараемся, то мы их там найдемКаждый сон — это портрет сновидящего. Вы можете думать о сне как о зеркале, в котором отражается ваш внутренний характер — те аспекты вашей личности, существование которых вы не вполне осознаете. Поняв это, мы сразу же поймем, что каждая отображенная в снах черта обязательно существует где-то внутри нас, вне зависимости от того, осознаем и признаем мы ее присутствие или нет. Чем бы не отличались и чем бы не занимались персонажи сна, в определенном смысле все это верно и для сновидящего.Под этим я не подразумеваю, что проявившиеся во сне поведение или черты характера относятся к сновидящему в буквальном смысле, то есть так, как они изображены во сне. Сны зачастую оперируют крайностями: они стараются компенсировать нашу неспособность заметить то или иное качество изображением его крайних драматических проявлений.Например, если в вашем сне возник вор, то это не значит, что вы являетесь вором в буквальном смысле этого слова
Сон использует этот драматический образ для того, чтобы привлечь ваше внимание к чему-то, происходящему внутри вас. Может быть, вы недостаточно честны с самим собой
Если это так, то вы должны знать это и бороться с этим. Но образ вора может также означать и то, что вы подавили в себе какое-то прекрасное качество, фигурально выражаясь, «отгородились» от него и вернуться к нему можете, лишь «пробравшись» за ограждение, подобно вору.Ввиду того, что мы часто подавляем в себе наши лучшие качества, считая их «отрицательными», некоторые наиболее значительные части нашего «я» — даже сам глас божий — могут принять участие в нашей жизни, только «воруя» наше время, «воруя» нашу энергию посредством неврозов и маниакальных явлений и пробираясь в наши жизни на не охраняемых нами участках:»О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братияИбо сами вы достоверно знаете,что день Господень так придет, как тать ночью»(Павел, «Первое послание фессалоникийцам»)Наше эго делит мир на положительное и отрицательное, на плохое и хорошее. Большая часть аспектов нашей «тени», те качества, которые мы считаем отрицательными, на самом деле будут представлять для нас огромную ценность, если только мы сможем переместить их в наше сознание. Черты характера, которые нам кажутся аморальными, варварскими или постыдными, являются «отрицательной» стороной очень ценной энергии — способности, которой мы могли бы воспользоваться. В бессознательном все может принести пользу, если будет перемещено на соответствующий уровень сознания.Так какая же часть вашего существа скрывается за символом «вор»? Возможно, это — «ловкач», обладающий разными удивительными талантами, а может быть, — «малолетний правонарушитель», которому вы не дали развиться и использовать свою тягу к «подвигам» на благое дело. Возможно, это бог Дионис, который был вынужден спрятаться в бессознательном, поскольку в вашей чрезмерно хлопотной жизни нет естественного места его буйному и лирическому духу.Только вы можете сказать, какую именно часть вашего существа представляет данный появившийся в вашем сне символ, ибо только ваше бессознательное знает ответ. Но вы можете быть уверены, что если вы дадите ему место, если вы прислушаетесь к тому, что сон хочет сказать, то он окажется ценной частью вашего внутреннего «я».Любопытно, что люди подавляют свои положительные качества с гораздо большим усердием, чем они подавляют качества отрицательные. В вашем сне может появиться персонаж, отличающийся храбростью и благородством. Поскольку это внутреннее лицо является частью вашего существа, его качества являются и вашими качествами. Коль скоро вы честно признаетесь в наличии у вас отрицательных и незрелых качеств, то вы должны признать наличие у вас и прекрасных качеств и жить в соответствии с ними.
Прошедшие мероприятия
29 ноября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
23 ноября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
15 ноября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
8 ноября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
4 ноября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
30 октября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
26 октября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|
25 октября |
Медитативный курс «Великие Арканы Таро как система Архетипов внутреннего мира». изучение Арканов Таро…
3 часа Курс состоит из 23 занятий и включает в себя изучение Арканов Таро с точки зрения современного психоанализа. На курсе мы будем знакомиться… |
|
24 октября |
Занятие «Песочная терапия для взрослых и детей». В формате индивидуальных занятий для взрослых…
2 часа |
|