- 2.Разделы и междисциплинарные связи психологии развития.
- Задачи возрастной психологии
- Теоретические задачи возрастной психологии:
- Практические задачи возрастной психологии:
- 4.Методы исследования психического развития человека.
- Методы, применяемые для получения данных
- От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства
- 3.Задачи и проблемы психологии развития.
- От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая
2.Разделы и междисциплинарные связи психологии развития.
Разделы:
1)пренат
Ψ, 2)детская
Ψ (от рожд до10-11): *Ψ младенчества (0-1),
*раннего детства (1-3), *дошк возр (3-6),
*младшего шк (6,7-10,11), 3)Ψ
подростка (10-14), 4)Ψ
юности (14-18), 5)Ψ
зрелости–акмеология
(18-60), 6)Ψ
пожилого и старческого возр–геронто-Ψ
(>60) Междисц
связи: 1.С
генетикой, анатомией, физиологией разв
(помогают освоить ос-ти пренат разв-я,
физич и мотор разв–разв ЦНС, орг чувств,
эндокр желез); 2.С
этиологией (показывает
биологичес корни повед-я,перенесение
на чел резул-ов, получен на животн); 3.С
культурной антропологией и этнологией
(позв проследить влияние соц среды на
протекание проц псих разв); 4.С
социологией и соц дисципл
(анализ процессов соц взаимод в семье,
школе, гр сверст, исслед соц-эконом усл-й
разв); 5.С общей
ψ (позв лучше
понять психич процессы), 6.пед
ψ (замыкает
Ψ развития на пед практику, обуч и
воспит-е); 7.психопат,
психодиагн, ψ творчества, спец ψ.
Задачи возрастной психологии
В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 — 1934). В работе «Проблема возраста»
он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского
развития в их многообразии.
Теоретические задачи возрастной психологии:
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».
Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.
Практические задачи возрастной психологии:
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно — образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и
пожилого возраста).
4.Методы исследования психического развития человека.
(Ананьев):
Iгр–организ-ые:
1)сравнит-ые
методы:
поперечн срезов, прод срезов, комплексный;
2)биографич-ий–реконстр
биографии людей с целью анализа закон-тей
разв-я);
IIгр–эмпирич
методы:
1.набл-е–преднамер,
систематич и целенапр воспр-е внешнего
повед-я чел с целью его последующего
анализа и объяснения (стандартизированные,
нестанд-ые, включённые, невкл-ые). «+»:
целенапр-ть,
планомерн, системат-ть, чёткая фиксация
материала, естеств усл-я. «–»:
трудность
контроля ситуации, субъективность
позиции психолога. Ограничения
использ:
естествен-ть и слитность разл процессов
затрудняет поним-е каждого из процессов
в отдельности и препятств вычислению
главного, огранич вмешательство исслед-ля
в рез реб, нельзя обеспеч повтор 1 и того
же действия реб без изм-я, позвол
фиксировать, но не формир психич проявл-я.
Самонаблюд–самоотчёт
о том, что чел чувствует, видит, использует
для анализа внутр мира, самооценки
поступков. 2.анализ
продуктов деят–изуч
не процесс деят, а её резул-т (рис,
поделки). 3.экперем
методы предпол
активное вмешат-во в наблюд ситуации.
Отличия
экспер от набл:
1)в
экпер иссл-ль сам вызывает изучаемое
им явл-е, а набл-ль активно не может вмеш
в наблюдаемые ситуации. 2)экс-р
может варьировать, изменяя усл протекания
явл-й. 3)в
экспер возможно попеременное исключ
отде-ых усл-й. 4)экспер
допускает материальную обработку. Виды:
*лаборатор,
*естественный(связ
с обуч-ем и воспит), *констатир(выявл
опред психич ос-ти, ур разв психич
процессов),
*формир-ий(
целенапр воздейст-е с целью формир опред
умений, навыков, св-в), *полевой
(усл-я приближ к естеств). 4.социометрии–выявл
хар-р взаимоотн в гр, статусный хар,
реальные отнош в гр. 5.тестовые
методы–простые,
доступные, имеют огранич по возрасту.
*колич-ые,
*каче-ые.
6.консультативный–предп
сравнение и изуч ос-тей психич разв в
разл культурн группах. Близнецовый–выражен-ть
исслед-го признака сопоставления у
близнецов, можно выявить влияние внешн
и внутр среды.
Методы, применяемые для получения данных
Что касается методов, применяемых во время психологических консультаций, они могут быть следующими:
- наблюдение – используется для отслеживания психологического поведения пациента;
- эксперимент – используется для получения новых данных об испытуемом путем помещения его в нестандартные для него условия;
- самонаблюдение – необходимо для самоконтроля;
- психологическое тестирование – применяется для установления характера личности при приеме на работу или во время оказания психологической помощи;
- биографический метод – используется при общении с малознакомыми людьми для составления психологического портрета, а также профессиональными биографами;
- опрос – необходим для получения данных не об одном человеке, а о группе людей;
- беседа – позволяет выявить те моменты, которые недоступны при наблюдении.
От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства
Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.
Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:
- Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
- Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
- Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.
3.Задачи и проблемы психологии развития.
Теоретич задачи:
*изуч
движ сил, источников, механизмов псих
разв на всём протяж жизн пути чел.
*периодизация
Ψ-чес разв в онтогенезе. *изуч
возр ос-тей и закон-тей протекания псих
процессов. *устан-е
возр возмож-тей, ос-тей, закон-тей
осуществл разл видов деят, усвоения
знаний. *исслед
возрастного разв личности, в т.ч. в конкр
историч усл-ях. Практич
задачи:
—ориентация
в жизн пути (опред ур-ня разв), —опред
усл-й разв и измен (причины, усл-я,
приведшие к данному ур-ню разв), —прогноз
стаб и изм-ых св-в личности, —объясн
целей разв и коррекции (объясн что
возможно, реально, а что должно быть
исключено), —планир
коррекционных меропр, —оценка
корр разв-я.
Проблемы:
1)неравном
изуч разные возрасты; 2)мало
исслед переходные критич периоды;
3)отсутств
сбаланс анализ резервов возр, слабо
использ накопл сведения при реш-и задач
практики; 4)слабая
связь с практикой.
От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая
Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.