- Ключевые свойства
- Способности
- Элементарные и сложные
- Общие и специальные
- Теоретические и практические
- Учебные и творческие
- Коммуникативные и предметно-деятельностные
- Темперамент
- Характер
- Воля
- Эмоции
- Мотивация
- Причина деления на психотипы
- Как справиться с идиосинкразией
- Типы личности в конфликтных ситуациях
- Типология личности Юнга
- Значение в каждом выражении жизни
- Примечания
- Типология личности Юнга
- Соционика
- Литература
- Основное описание
- 1. S/N
- 2. T/F
- 3. P-J
- 4. E/I
- Диагностика типов по системе Майерс — Бриггс
- Краткая история
- Вывод
Ключевые свойства
Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.
Способности
Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.
Элементарные и сложные
Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.
Общие и специальные
Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Теоретические и практические
Первые определяют направленность индивидуума к постижению задач, связанных с абстрактно-логическим типом мышления, то есть с выстраиванием и анализом теории. Вторые предполагают умение находить решение в конкретных жизненных ситуациях, применять знания на практике.
Учебные и творческие
Как ясно из названия, одни способности характеризуют индивида как обучаемого (способного усваивать новую информацию, обретать навыки), другие направлены на возможность создавать новейшие идеи, совершать открытия, производить элементы культуры.
Коммуникативные и предметно-деятельностные
Первые включают в себя социальные взаимодействия: общение, налаживание контактов, восприятие окружающих и способы реагирования на внешний мир. Вторые относятся к контактированию личности с неодушевленными объектами.
Темперамент
Это совокупность черт, определяющих особенности поведения человека и его психических процессов. Существует четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Темпераментность влияет на скорость и интенсивность восприятия, запоминания, обработки информации, жизненный темп, ритм и направленность деятельности.
Характер
Это понятие объединяет все полученные при определенных обстоятельствах и социальных условиях методы контактирования индивидуума с действительностью и людьми (его поведение в социуме и реакции на поступки окружающих), а также образ его жизнедеятельности. Характерные черты делятся на три группы: коммуникативные (связанные с межличностной коммуникацией), деловые (направленные на организацию трудовой деятельности), волевые (целеустремленность и настойчивость).
Воля
Это способность личности сознательно контролировать свои психические состояния и действия. Она непосредственно связана с потенциалом индивида к принятию рациональных, взвешенных решений, его склонности к самоограничению и способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Само волевое усилие не сопровождается чувством удовлетворения. Оно возникает после получения желаемого результата, который без сверхусилия был бы невозможен.
Эмоции
Это переживания с позитивной или негативной окраской, которые сопровождают удовлетворение жизненно важных потребностей. Существует несколько наиболее значимых эмоциональных групп:
- простейшие (связаны с органикой и физиологией);
- аффекты (кратковременные, бурные всплески);
- настроение (общее состояние индивида в конкретный момент времени);
- чувства (направлены на определенный объект);
- стресс (совокупность процесса внутреннего возбуждения и физического самочувствия);
- страсть (неуправляемые проявления эмоциональности).
Мотивация
Так называют причины, побуждающие человека на совершение того или иного поступка. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но это всегда внутренний порыв, который зависит от:
- потребностей (нужды индивида);
- стимула (фактора, обозначающего необходимость действий);
- намерения (обдуманного решения);
- побуждений (неосознанных стремлений).
Причина деления на психотипы
Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.
Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.
Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.
Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.
Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.
Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.
Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.
Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».
На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?
Как справиться с идиосинкразией
Самый очевидный способ бороться с эмоциональной непереносимостью – это избегать объектов, её вызывающих. И это логично – зачем общаться с человеком, присутствие которого вызывает у вас отвращение, или есть еду, от которой вас тошнит? Если вас раздражает синий цвет, разумно будет не красить стены в квартире синей краской.
Однако этим способом можно воспользоваться не всегда. Например, если у вас идиосинкразия к коллеге или к родственнику, с которым вы вынуждены время от времени встречаться, то придётся развивать способность к самоконтролю. В самом деле, другой человек не виноват в том, что он вызывает у вас подобную реакцию. Если вы справитесь с раздражением один раз, в следующий раз вам будет проще сделать это снова. Проще говоря, это тренировка силы воли.
Когда вы настолько измучены проявлениями идиосинкразии, что это не помогает, вы можете обратиться к психологу. Возможно, у такой бурной эмоциональной реакции всё-таки есть какая-то причина, и тогда психотерапевт поможет вам понять её и справиться с проблемой таким способом. Если же веской причины действительно нет, и это исключительно индивидуальная реакция, специалист также может предложить методы работы с этим нарушением. Обычно методы лечения схожи с теми, что предлагают для лечения фобий.
Типы личности в конфликтных ситуациях
Настоящую сущность человека можно наглядно увидеть только в конфликтной ситуации. В связи с этим существуют следующие типы личности:
- человек-демонстратор;
- ригидная личность;
- неуправляемая личность;
- сверхточная личность.
ДЕМОНСТРАТОРАМ жизнь представляется, как театр, в котором они являются актерами
Они пытаются разными способами привлечь к себе внимание людей. Интересен факт, что им совершенно безразлично, что думают или говорят о них окружающие, лишь бы обсуждали
Человек такого типа нередко становится провокатором, экстремистом или зачинщиком какого-либо конфликта. Демонстраторы присутствуют на митингах и любят участвовать в каких-нибудь волнениях.
РИГИДНЫЕ ЛЮДИ весьма мнительны и подозрительны. Они нередко вступают в конфликт только потому, что могут кого-то в чем-то заподозрить. У них очень высокая самооценка, поэтому им нравится, когда их хвалят.
Стоит отметить, что ригидные люди благодарны тем, кто проявляет к ним дружеские отношения.
НЕУПРАВЛЯЕМЫМ ЛИЧНОСТЯМ очень трудно контролировать свои эмоции и поступки. Они склонны к открытой агрессии и враждебности. В случае конфликта они легко выходят из себя и могут нанести вред не только себе, но и другим людям.
СВЕРХТОЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ отличаются внимательностью и осторожностью. У них прекрасные лидерские способности, поскольку они могут владеть не только собой, но и управлять массами
Однако такие люди очень сложно переживают какие-либо неудачи.
Интересен факт, что наряду с конфликтными типами существует и бесконфликтный тип. Однако это совсем не означает, что такие люди вообще не склонны к конфликтам.
Просто они отличаются особенной робостью, вследствие чего стремятся избегать любых неприятных ситуаций. Им сложно отстаивать свою точку зрения и права, в результате чего они предпочитают оставаться незамеченными.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные типы личности, хотя их существует намного больше. При этом следует помнить, что каждый человек неповторим и уникален, что касается, естественно, и его индивидуального типа личности.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Типология личности Юнга
Юнг вслед за философом Кантом строит свою типологию с тем, чтобы раскрыть средства к развитию личности. Он имеет дело со своими пациентами, которым типология может помочь пережить психологические трудности, однако Юнг относит к типируемым и себя, и здоровых людей. Свой анализ, в отличие от диагностической карты акцентуаций по Ганнушкину и Личко, Юнг не скрывает от своих пациентов.
Юнг, просматривая истории искусств, музыки, поэзии, философии, замечает то, что людей обычно выделяют парами, например, рационального и эмоционального. В этой парности он видит важный смысл, и делает основное свое открытие – подобно природным противонаправленным силам, например, растяжения, сжатия, выдоха, вдоха, можно выделить и в психике две противоположные направленности, установки на экстраверсию и на интроверсию.
Обе направленности присутствуют в психике каждого субъекта, но одна всегда из них преобладает. Это Юнг объясняет через ту психоаналитическую конструкцию, в какой в сознании присутствует одна установка, а в бессознательном – ей противоположная. Идея Юнга здесь состоит однако в том, чтобы уравновесить себя.
Далее Юнг выделяет еще одну дихотомию, друг другу противопоставленные мышление и эмоции, затем говорит о доминирующей психической функции. Он находит еще одну пару характеристик, сенсорика–интуиция. Все эти функции он рассматривает неравновесно присутствующими в структуре психики, одна всегда из них доминирует.
Сенсорика есть ощущение, наше восприятие того, как происходит действие нашего поступка. Эмоция связана с принятием воспринятого события на эмоциональном уровне. Мышление позволяет осмыслить ситуацию. Интуиция же, обозначающая по Юнгу способность к предвосхищению последствий поступка, его будущих результатов, связана со способностью к воображению.
За Юнгом вслед мог бы идти еще один автор, Лазурский, который рядом с выделением типов рассматривает уровни развития. Данная попытка присутствует, хотя и далеко не бесспорна.
Значение в каждом выражении жизни
Самой большой проблемой для Артистов является планирование будущего. Поиск конструктивных идей, на которых можно построить свои цели, и выработка целей, создающих устойчивый базис, — нелегкая задача. В отличие от других типов личности Артисты не планируют свое будущее с точки зрения имущества и пенсии. Скорее они планируют действия и поведение как вклад в свою личность, приобретая опыт, а не имущество.
Если цели и принципы благородны, Артисты могут проявлять чрезвычайную щедрость и самоотверженность, однако также случается, что Артисты самовлюблены, превозносят себя над другими, склонны к манипулированию и эгоистичны
Для Артистов важно не забывать о необходимости активно становится тем, кем они хотят быть. Развитие и поддержание новой привычки не приходят сами по себе, это требует времени, каждый день, для того, чтобы понять мотивацию, которая позволяет Артистам использовать их сильные стороны для достижения того, чем они заинтересовались
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — M.: «ИНФРА-М», 1999., с. 73[неавторитетный источник?]
- Myers I. B. What Is Psychological Type? // Introduction to Type : A Guide to Understanding Your Results on the MBTI Instrument / Isabel Briggs Myers ; Rev. by Linda K. Kirby and Katharine D. Myers. — 6th ed. — Mountain View, CA : Cpp, Inc., 1998. — С. 6. — 44 с. — ISBN 978-0050436073. — ISBN 0050436074.
- ↑ , с. 340.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2015.
- (англ.). CAPT.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2008.
- Sipps, G.J., R.A. Alexander, and L. Friedt. «Item Analysis of the Myers-Briggs Type Indicator.» Educational and Psychological Measurement, Vol. 45, No. 4 (1985), pp. 789—796.
- McCrae, R.R. and P.T. Costa. «Reinterpreting the Myers-Briggs Type Indicator from the Perspective of the Five-Factor Model of Personality.» Journal of Personality, Vol. 57, No. 1 (1989), pp. 12-40.
- Druckman, D. and Bjork, R. A. Eds. In the Mind’s Eye: Enhancing Human Performance. Washington, DC: National Academy Press, 1991.
- THOMAS G. CARSKADON (1977) TEST-RETEST RELIABILITIES OF CONTINUOUS SCORES ON THE MYERS-BRIGGS TYPE INDICATOR. Psychological Reports: Volume 41, pp. 1011—1012.
- McCrae R.R., Costa P.T. (1989) Reinterpreting the Myers-Briggs Type Indicator From the Perspective of the Five-Factor Model of Personality. Journal of Personality. vol. 57 p. 17-40 pmid = 2709300 doi = 10.1111/j.1467-6494.1989.tb00759.x
- Stricker, L J; Ross, J. An Assessment of Some Structural Properties of the Jungian Personality Typology (англ.) // Journal of Abnormal and Social Psychology (англ.)русск. : journal. — 1964. — Vol. 68. — P. 62—71.
- Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. — СПб., Речь, 2003. — 288 с.
Типология личности Юнга
Юнг вслед за философом Кантом строит свою типологию с тем, чтобы раскрыть средства к развитию личности. Он имеет дело со своими пациентами, которым типология может помочь пережить психологические трудности, однако Юнг относит к типируемым и себя, и здоровых людей. Свой анализ, в отличие от диагностической карты акцентуаций по Ганнушкину и Личко, Юнг не скрывает от своих пациентов.
Юнг, просматривая истории искусств, музыки, поэзии, философии, замечает то, что людей обычно выделяют парами, например, рационального и эмоционального. В этой парности он видит важный смысл, и делает основное свое открытие – подобно природным противонаправленным силам, например, растяжения, сжатия, выдоха, вдоха, можно выделить и в психике две противоположные направленности, установки на экстраверсию и на интроверсию.
Обе направленности присутствуют в психике каждого субъекта, но одна всегда из них преобладает. Это Юнг объясняет через ту психоаналитическую конструкцию, в какой в сознании присутствует одна установка, а в бессознательном – ей противоположная. Идея Юнга здесь состоит однако в том, чтобы уравновесить себя.
Далее Юнг выделяет еще одну дихотомию, друг другу противопоставленные мышление и эмоции, затем говорит о доминирующей психической функции. Он находит еще одну пару характеристик, сенсорика–интуиция. Все эти функции он рассматривает неравновесно присутствующими в структуре психики, одна всегда из них доминирует.
Сенсорика есть ощущение, наше восприятие того, как происходит действие нашего поступка. Эмоция связана с принятием воспринятого события на эмоциональном уровне. Мышление позволяет осмыслить ситуацию. Интуиция же, обозначающая по Юнгу способность к предвосхищению последствий поступка, его будущих результатов, связана со способностью к воображению.
За Юнгом вслед мог бы идти еще один автор, Лазурский, который рядом с выделением типов рассматривает уровни развития. Данная попытка присутствует, хотя и далеко не бесспорна.
Соционика
Одновременно с Бриггс Майерс над своей типологией, названной соционикой, которая также является продолжением типологии Юнга, работала Аушра Аугустинавичюте. В основу ее легла и теория Кемпинского так называемого информационного метаболизма. Соционика стала областью знаний, которая изучает, как человек принимает, затем перерабатывает, а после выдает информацию. Позднее стали говорить не только об информационном, но уже об энерго-информационном обмене.
Помимо деления на дихотомии по вертности, а также деления на сенсориков, интуитов, мыслителей, что получили в соционике название логиков, и чувствующих, что именуются этиками, рациональных людей суждения и так называемых иррационалов, людей восприятия, соционика еще и имеет модель психики, 8 упорядоченных функций, расположенных в приоритете. Здесь рассматриваются ментальный, витальный блоки, подтипы, акцентуации типов.
Отдельного внимания в соционике заслуживает теория о дуальности – идеальной совместимости типов, дополняющих друг друга и образующих посредством своего энергетического и информационного обмена замкнутое кольцо. Такой обмен связан с отдачей каждого в паре содержания по сильным своим функциям и запрос на прием по слабым. Считается, что так называемые дуалы по соционике подают друг другу информацию по наиболее комфортным каналам, при этом взаимно защищают партнера в болевых для него вопросах.
В соционике помимо дуальных отношений рассматриваются отношения между всеми типами, что делает эту типологию уникальной. Она позволяет не только описать носителя типа, но и сознательно эффективно влиять на него, насколько это получается в рамках своего типа, подавая информацию и энергию по нужным для него каналам. Описаны области творчества, в которых типируемый будет максимально эффективен, действовать сможет не только без истощения, но, напротив, получая удовлетворение от самореализации. А также области наименьшего сопротивления психики, деятельность в которых окажется не только неоправданно затратной для носителя типа, но и даже часто травмирующей.
Сегодня соционика получила широкое развитие как типология и даже область философии, а некоторые специалисты стремятся вывести ее в статус отдельной науки. Практическое значение эта типология имеет в бизнесе, личных отношениях, самоидентификации, ценностном самоопределении, профессиональной ориентации, создании оптимально функционирующих коллективов.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6, № 5. — С. 3-18.
- Анастази Анна. Дифференциальная психология. — М., 2001.
- Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. — Ч. 4. — Московский гуманитарный университет, 2003.
- Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л., Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. — М.: Книга и бизнес, 2004.
- Бубнова С. С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М., 2002.
- Бурно М.Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
- Волков П. Разнообразие человеческих миров. Аграф, 2000.
- Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993.
- Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — «Питер», 2004.
- Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
- Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. — Таллин, 1986.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. Государственное издательство, 1930.
- Купер К. Индивидуальные различия. — М., 2000.
- Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. — М., 1995.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.
- Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 1999.
- Марутаев М. А. Гармония как закономерность природы // Золотое сечение. — М., 1990. — С. 130—233.
- Мейли, Ришар. Структура личности // Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология : журнал. — Москва: Прогресс, . — Вып. 5.
- Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. — М., 1985.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования личности. — М., 1986.
- Модели мира / ред. Д. А. Поспелов. — М., 1997.
- Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. — Ч. 1. — М.: Институт молодежи, 2000.
- Психология индивидуальных различий : Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова). — М., 1982, 2006.
- Популярная психология типов / ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP.[прояснить] — Ч. 1. — Москва, 2009.
- Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика. — М., 1910.
- Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма «Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).
- Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2005.
- Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1963. — № 5.
- Шадриков В. Д. Способности в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. — Ярославль, 1986.
- Юнг К. Психологические типы. — М., 1995.
Основное описание
Итак, типы личности согласно опроснику Майерс Бриггс также представлены, как и у Юнга, в 16 вариантах, разница в том, что эти объедённые в пары, поэтому в общей сложности вышло 8 шкал. Чтобы было понятнее, давайте подробнее их рассмотрим:
1. S/N
Объясняет, каким образом человек ориентируется в реальности и различных ситуациях.
- S – предпочитают находиться в настоящем времени. Ну, допустим, такой человек не будет заботиться о будущем, стараясь получить от жизни максимум, причём именно здесь и сейчас. Не любят теоретизировать. При возникновении абсолютно любых ситуаций и сложностей опираются, прежде всего, на здравый смысл.
- N – полная противоположность предыдущему виду. Характерно постоянное «забегание вперёд», то есть, ещё не дослушав историю, начинает выдвигать свои идеи и предположения. Нередко даже стремится закончить предложения за собеседником. В разговоре любит заходить издалека, даже отвечая на вопрос, начинает с предыстории и общих положений, теорий и т.д.
2. T/F
Характеризует, как именно человек привык принимать решения.
- T – руководствуется логикой, предварительно тщательно изучив вопрос и подобрав максимальное количество способов его решения, проведёт сравнительный анализ, взвесит все «за» и «против», и только тогда сможет выдвинуть окончательное заключение. Он должён быть уверен в том, что поступил правильно, перебрав все возможные варианты и ничего не упустив из виду.
- F – ориентация на собственные ощущения, то есть, «захотел – сделал, не захотел – не сделал». Никаких размышлений и логических выводов, всё решает импульс. Поэтому действуют мгновенно, не раздумывая долгое время, что в некоторых ситуациях является преимуществом, так как нет возможности проживать растерянность, необходимо сразу приступать к выполнению. Зато T – вариант совершает меньше опрометчивых ошибок.
3. P-J
Как именно реализовывает свои желания и принятые решения. То есть, грубо говоря, какой способ жизни выбирает.
- P – могут адаптироваться к изменениям в среде, творчески к ним приспосабливаться и не так остро реагировать, как люди с J-функцией. Они могут бесконечное количество раз менять планы, так как основные принципы жизни состоят в том, чтобы сделать всё идеально и правильно, доведя до совершенства. Поэтому могут получать удовольствие от самого процесса, не ориентируясь только на результат.
- J – организовывают свою жизнь таким образом, чтобы всё было понятно, ясно и по полочкам. Их манит структура, планирование и схемы, так как с помощью этих процессов снижается уровень тревоги и появляется ощущение безопасности, ведь жизнь организована, расписана и понятна. Но реальность другая, и при непредсказуемых событиях вполне могут «выпасть из колеи», испытав стресс и нервное потрясение.
4. E/I
Как именно восстанавливаются и набираются сил. Определить свой тип, вам поможет этот тест.
E – экстраверты пополняют ресурсы в момент общения с другими людьми, причём, чем больше общения — тем больше энергии
Внимание обычно рассредоточено, могут одновременно вести диалог и переписываться с друзьями, параллельно слушая новости по радио. Отсутствие «внешнего мира», когда некоторое время приходится провести в одиночестве – способно вызвать грусть, тревогу и апатию.
I – интроверты же находятся в сильнейшем стрессе, если попадают в большие компании и скопления людей, где необходимо общаться и знакомиться
Восстанавливаются дома, на природе, в любимом месте, главное, чтобы было спокойно, тихо и уединённо. Собравшись с мыслями, побыв наедине с собой, может, даже пофантазировав, они начинают «возвращаться» к жизни, ощущая прилив сил.
Различные сочетания и вариации из этих шкал и создают 16 различных видов людей. Ниже представлено их краткое описание.
Диагностика типов по системе Майерс — Бриггс
Базовым методом является анкетирование с помощью опросника Майерс — Бриггс c его последующей верификацией. Тип по MBTI, согласно официальному определению, есть результат опросника, однако точность определения типа гарантируется лишь последующей консультацией сертифицированного специалиста.
Существуют различные формы анкетирования по опроснику MBTI:
- MBTI Step I — содержит 93 вопроса, направлен на идентификацию типа личности.
- MBTI Step II — содержит 144 вопроса, позволяет получить портрет индивидуальных различий внутри типа.
- MBTI Step III — направлен на анализ динамики развития типа, сведения о применении данной формы в России отсутствуют.
На основе модели Майерс — Бриггс возникли и другие тесты и опросники:
- Keirsey Temperament Sorter (Тест Кейрси) — опросник содержит 73 вопроса, его результаты не всегда совпадают с результатами опросника Майерс-Бриггс.
- MMTIC (Murphy-Meisgeier Type Indicator for Children) — опросник применяется в Штатах для анкетирования детей и подростков.
- ТОП-Юнит — российская методика диагностики (105 вопросов), разработчики которой применили факторный подход к исследованию шкал модели Майерс — Бриггс. Результатом теста является комплексный анализ личности с указанием на наличие корреляций с типами личности по MBTI.
Адаптированные версии опросников, применявшиеся на территории бывшего СССР — опросник Майерс — Бриггс в адаптации Ю. Б. Гиппенрейтер; опросник Кейрси в адаптации авторов — Б. В. Овчинников, К. В. Павлов, И. М. Владимирова, Е. П. Ильин и другие версии.
Визуальное определение типа — методика пропагандируемая П. Тайгером и Б. Бэррон-Тайгер, которые предлагают свои критерии визуального проявления отдельных юнговских признаков, а также вводят дополнительную производную шкалу. Их методика не получила распространения среди сторонников типологии Майерс — Бриггс.
Краткая история
Предыстория появления типологии восходит к работам Карла Юнга, который в опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» предположил, что основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир, четыре. Это – мышление, чувства, интуиция и ощущения. Этот труд был гораздо фундаментальнее, чем представления американки Кэтрин Бриггс, которая просто интересовалась различиями в характерах разных людей. Но, познакомившись с типологией Юнга, она, поддерживаемая своей дочерью Изабель Бриггс-Майерс, начала детально изучать данную проблематику и даже опубликовала пару научных статей. Типов она выделяла также четыре, и основывалась, по собственному же признанию, на работах Юнга. Но позже теорию значительно расширила дочь, придав ей очертания современной.
Случилось это в годы Второй мировой войны. Именно тогда появился Myers-Briggs Type Indicator (MBTI – собственно типология, также часто используется термин «соционика»). Это не была «голая» теория – исследовательницы опирались на оригинальные испытания, ими же составленные. Цель изысканий была самой благородной: на основе тестирования определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать женщинам, которые должны были заменить на производстве ушедших в армию мужчин, занятия, где они смогут по достоинству проявить свои таланты. Уже позже, в 50-60-е годы, о типологии положительно отзывались видные учёные, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику. Но кроме последователей, MBTI имеет и ряд критиков, которые указывают на то, что типология Майерс-Бриггс почти дублирует исследования К. Юнга в теоретической части и не всегда обнаруживает свою валидность на практике.
Вывод
Таким образом, фундаментальная и прикладная наука представляют единое целое, и между ними существует тесная взаимосвязь. Основное различие наблюдается только в источниках финансирования, а в других направлениях взаимозависимость является главной чертой.
Основная роль в поддержке фундаментальных исследований, связанных с теорией, принадлежит государству. Направление практических исследований в прикладной науке в основном зависит от решаемых насущных задач и определяется отраслями народного хозяйства.
P.S. Свое сложившееся мнение к затронутой проблеме не вправе кому-либо навязывать. По отдельным моментам у каждого существует свое суждение, которое может быть диаметрально противоположным. Поэтому надеюсь найти поддержку или несогласие с отдельными деталями, что само собой естественно.