8 основных психологических кризисов человека

Понятие и объекты изучения

Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.

Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:

  • рассеянность, снижение концентрации;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • снижение самооценки;
  • проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
  • хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
  • панические атаки;
  • самоизоляция, отказ от общения;
  • неспособность справляться с жизненными трудностями;
  • подавленность, частая головная боль, слабость.

Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.

Что такое кризис и почему – это дар жизни

Мы все сталкиваемся с гореванием, с утратой. Это не обязательно умерший близкий, это еще и расставание, столкновение с возрастом, а иногда это умершее «я». В жизни масса всяких утрат. Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем. Нередко говорят о «муках» выбора, на самом деле человек страдает от того, что утратил или отверг. С переживанием страдания и душевной боли мы сталкиваемся в ситуациях разнообразных кризисов, которые дарит наша жизнь.

Я говорю «дарит» без иронического подтекста: кризисы – это дар, только мы не всегда знаем, как с ними правильно обходиться.

Правда, сегодня само слово «кризис» стало штампом. Психологи часто сталкиваются с тем, что за «кризисом», «стрессом», «травмой» или «депрессией» могут стоять совершенно другие вещи.

В этом смысле важно понимать, что кризис возникает тогда, когда человек целиком (душой, телом и системой отношений с окружающим миром) вовлекается и должен встретиться с этим «вызовом судьбы». Когда все во мне внутри содрогается, меня трясет, «штырит» и «колбасит» – это носит название кризисного состояния

Согласно классическому определению, психологический кризис – это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды – с другой. Эта среда что-то от нас требует, бросает вызовы, к которым мы не готовы. Способностей родившегося младенца явно не хватает для того, чтобы самому организовать свое бытие в мире. Окружающая среда посылает требование «выживи»: ты нужен нам в семье, нужен нашему обществу, нашей культуре и так далее. С одной стороны, есть это «выживи – ты нужен», а с другой стороны, есть ситуация беспомощности. Это – типичная картина любого кризиса.

Рецепт от болезни

При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.

Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию. Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений

Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает

Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.

Печально, но факт: каждому предстоит столкнуться с несколькими кризисами взрослости

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что переход от одной возрастной ступени к следующей связан с неизбежными преобразованиями в социальных отношениях.

Традиционно различают:

  1. «Кризис молодости». В среднем его пик приходится на 30 лет. Начаться сложный этап может и в 25 лет, но нормативный возраст, определяемый психологами, составляет 27 – 28 лет. Приходит осознание, что беззаботная юность осталась позади, а радужные представления о будущем оказались не совсем верными. Жизнь перестает быть понятной. Нужно свыкнуться с мыслью, что рассчитывать на помощь родителей уже совестно. Возникает необходимость самостоятельно зарабатывать, строить быт. Нужно суметь занять достойное место в профессии;
  2. «Кризис середины жизни». Типичный период приходится на промежуток между 40 и 45 годами. Иногда его диагностируют уже в 37, но чаще в 40 лет.  По мнению российских и зарубежных психологов кризис среднего возраста – закономерный феномен, с которым в той или иной степени сталкиваются все люди. Каждый осознает, что половина жизни осталась позади, поэтому изменились социальные роли, статус в профессии. Приходит осознание собственной смертности, переосмысление содержания жизни. Предпосылки возникновения психологического перелома – снижение визуальной привлекательности, спад физических сил, недостаточная реализованность предыдущих жизненных целей и мечтаний;
  3. «Пенсионный кризис» 55- лет. Его возникновение обусловлено утратой одной из опор – трудовой занятости. Всю жизнь человек работал, был окружен коллегами, большую часть времени проводил вне дома. После выхода на пенсию его привычный мир рухнул. Нужно определиться, чем занять себя. Именно в такой переломный момент разом дают о себе знать болезни и хандра. Людьми этот переходный этап отождествляется со старостью и ненужностью. Такой период – завершающая глава в психологическом становлении личности.

Особенности протекания и значение критических возрастов

Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.

В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.

Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:

  • кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
  • кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
  • кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
  • кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
  • подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
  • кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).

Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.

Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.

Характеристика психологического кризиса

Практикующие психологи во всем мире давно изучают и описывают жизненные кризисы, но знать о них полезно и каждому простому человеку, чтобы понимать свое состояние в определенный период. Попробуем рассказать об этом, не слишком увлекаясь научными терминами.

Кроме различия кризисов по интенсивности и длительности, их могут вызывать и разные причины, связанные с психологическими процессами, называемыми специалистами переживаниями. Последние имеют такие цели:

• испытать удовлетворение сию минуту;

• обеспечить в своем мире упорядоченность;

• мотивированно реализовать какую-либо деятельность;

• стать совершеннее, расти как личность.

Если какой-либо из вышеупомянутых пунктов невозможно выполнить, то наступает психологический кризис определенного вида:

1. Кризис удовольствия. Человек хочет получить позитив от чего-то, но вмешиваются плохие переживания и трудности, становящиеся трагедией. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты, подменяющий или искажающий реальность, блокирующий сознание.

2. Фрустрация (произошло от лат. «расстройства, тщетные ожидания») – состояние, при котором хочется достичь цели, но для сделать это препятствуют биологические (возраст), физические (тюремные стены, границы), культурные (общественные нормы), психологические (страх недостатка интеллекта) барьеры.

3. Ценностный кризис подразумевает борьбу между мотивом и личной системой ценностей, между которыми индивидуум не может сделать выбор, крах системы ценностей.

4. Целостный кризис – потеря воли как механизма, обеспечивающего соответствие и согласие теоретического и практического сознания, исчезает желание творчества.

Кризисы психологического развития имеют свои стадии:

• первичные проявления напряжения и попытки решить проблемы обычными способами;

• растет напряжение при неудаче попыток его снять;

• напряжение все увеличивается, требуя подключения как внутренних, так и внешних источников энергии;

• возникновение депрессии, тревожности, полной беспомощности, потери сил и безнадежности исправить ситуацию. Далее происходит дезорганизация личности.

Поведение человека меняется, он может кроме депрессии испытывать одиночество или любое деструктивное чувство (злость, раздражительность, мнительность, упрямство и т.д). При этом кризис может прекратиться на любом этапе в случае нахождения решения или исчезновении проблемы.

Пять правил оказания помощи пострадавшему

Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:

  1. Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
  2. Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
  3. Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
  4. Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
  5. При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.

Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.

Фазы травматического кризиса

Шоковая фаза наступает вскоре после события, вызвавшего кризис. В этой фазе человек не осознает до конца, что произошло, он может даже не верить в это и все отрицать. Некоторые люди в таком случае как парализованные, окаменелые, некоторые действуют бесчувственно и машинально. Другие реагируют сильной тревогой и возбуждением, могут плакать и громко кричать. Эти проявления могут и сменять друг друга.

Как правило, проявляются:

  • Отрицание
  • Отсутствие эмоций, заторможенность
  • Чувство нереальности
  • Плач, крик, паника

Внешнее отсутствие эмоций может как у самого человека, так и у окружающих, могут вызвать смущение. Но все произошедшее и нельзя сразу принять и понять полностью. Шоковое состояние может защитить человека и масштаб произошедшего будет открываться постепенно. Это дает время приспособиться

Человеку в таком состоянии важно знать, что он находится в безопасном месте, происходящее вокруг него логично и ситуация под контролем. С ним стоит разговаривать спокойным тоном

Так же считаться нужно с тем, что человек в шоковом состоянии не всегда способен запоминать и воспринимать сложную информацию. Поэтому нужно говорить четко, спокойно и просто.

В этой фазе человек начинает постепенно осмысливать происходящее, осознавать, что произошло и что это для него значит. Вначале могут быть странные ощущения и чувства, например кто-то может чувствовать присутствие умершего близкого или слышать его голос, чувствовать прикосновение. Это означает, что мозг еще не приспособился к новой реальности.

В фазе реагирования человеку необходим кто-то, кто выслушает, а также кто оказывал бы ежедневную поддержку. Иногда приходится напоминать человеку, что пора есть, спать или одеться. Часто могут всплывать воспоминания в связи со случившимся, как во сне, так и во время бодрствования. Их могут пробуждать какие-то звуки, запахи или слова. Воспоминания могут быть тревожными или пугающими. В этой фазе чувства могут быть очень сильными, человек может чувствовать, что не в состоянии больше терпеть, сходит с ума, не может поверить, что переживет это.

Как правило, проявляются:

  • Чувство страха и тревоги
  • Обвинение себя или других
  • Бессонница, отсутствие аппетита
  • Дрожь, тошнота, другие физические симптомы

Человек нуждается в частом перефразировании и пересказе. Окружающим может быть тяжело это терпеть

Важно помнить, что это помогает навести в голове порядок, как-то уместить произошедшее, понять, обработать. В данном случае поддержка других станет большой помощью

В этой фазе человек начинает осознавать, что произошло. В реальности случившегося больше нет сомнений, приходит осознание, что произошедшие изменения и потери настоящие. Человек готовится встретить новую ситуацию.

Как правило, проявляются:

  • Проблемы с памятью и способностью сосредоточиться
  • Раздражительность
  • Отказ от социальных отношений

Тут случившееся понемногу становится частью жизни человека и его сущности. Человек может жить со случившимся, не держа это постоянно в памяти. Время от времени боль снова поднимается на поверхность, но возможно чувствовать и радость. Хотя случившееся стало частью жизни человека, оно больше не контролирует его чувства и направление мыслей. Произошедшее во время кризиса не проходит бесследно, временами что-то может напоминать о трудном периоде и о случившемся, что становится причиной тревоги и тяжелых чувств. Жизнь после кризиса может казаться уязвимой, потому что человек уже знает, что может случиться, но человек может открыть в себе силы и новые убеждения, которые дают чувствовать себя более уверенно.

Если событие, приведшее к кризису, оказало очень сильное влияние, или если в жизни человека и раньше были травмирующие события, восстановление может стать длинным процессом. Часто человек начинает избегать всего, что связано с травмирующим событием, однако, в то же время, могут появляться назойливые и неожиданные мысли, воображение, воспоминания. В таких случаях полезна терапия после травмы. Использовать можно различные техники, с помощью которых можно почувствовать себя лучше. Ознакомиться с этими техниками можно здесь. 

Кризис: опасность + возможность

Говорят, в китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами, один из которых означает опасность, а другой – возможность.

Думаю, в любом кризисе можно выделить эти две зоны. Кризис – не то состояние, которое течет минуты, дни или даже недели

На то, чтобы преодолеть его, у нас уходит много сил, и нам важно для этого время

В 1917 году вышла небольшая статья Зигмунда Фрейда «Печаль и меланхолия», на мой взгляд эпохальная для развития кризисной психологии

Фрейд ввел важное понятие – «работа горя», которое позднее расширилось и стало называться «работой кризиса». Фрейд имел в виду, что для того, чтобы прожить горе, кризис, надо проделать работу, которую, кроме самого человека, не может осуществить никто

У него может быть психологический сопровождающий, психолог-консультант, добровольные помощники и волонтеры, даже духовный наставник или гуру – неважно, кто это будет, важно то, что человека на пути проживания горя можно сопровождать, но сама работа – плод личных усилий.

Групповое воздействие

На процесс становления кризисной психологии оказали влияние многие специалисты-практики. Их опыт позволил отобрать действующие методики, помогающие справляться со стрессом и его последствиями. Автор нескольких работ по кризисной психологии, Л. Пергаменщик, предлагает метод под названием психологический дебрифинг.

Принцип дебрифинга — объединить в терапевтическую группу жертв, переживших похожий травматический опыт. Нахождение в компании людей, вынужденных справляться с похожими ситуациями, помогает человек чувствовать себя свободнее. Он может:

  • делиться переживаниями, не боясь осуждения;
  • рассчитывать на понимание;
  • быть предельно откровенным.

Поддержка других участников группы — мощный стимул, дающий силы для преодоления травмы, построения планов на будущее

Что такое личностный кризис?

Личностный кризис — это психологическое понятие, которое подразумевает критический момент в духовном развитии личности. Допустим, юноша стремится получить хорошее высшее образование, видит себя блестящим юристом, но не может поступить в престижное учебное заведение. Для него это становится настоящей трагедией. Желанная специальность, с которой мечталось пройти по жизни, оказалась недосягаемой. Молодой человек в растерянности, не знает, что ему делать. Наступают раздумья: как же жить дальше?

Далеко не каждая личность может справиться с критической ситуацией, в такой переломный момент жизни нередко принимаются эмоциональные решения, которые не способствуют разрешению проблемы, а только ее усугубляют.

Если кризис личностного развития воспринимается как тупиковый, когда все надежды на дальнейшее рушатся и не видно выхода из создавшегося положения, необходима помощь психотерапевта. Иначе человек может потеряться в бурном житейском море и не выбраться на твердый берег — не встанет крепко на ноги.

Личностный кризис заставляет человека приспосабливаться к изменившимся внешним и внутренним условиям жизни. Если он сумеет адаптироваться к новому режиму своего бытия, не пострадает самочувствие. В противном случае кризисное состояние, сопровождаемое длительным негативным эмоциональным всплеском, может привести к серьезному расстройству психики.

Под определение «личностный кризис» попадают все экстраординарные переживания личностного характера. Сюда следует отнести возрастные кризисы: детского и подросткового периода, средних и преклонных лет.

Важно знать! Личностный кризис — закономерный этап в жизни человека. Характеризуется тревожным психологическим надломом

Однако это не конец света! Сильная, волевая натура, серьезно работая над собой, сумеет «разрулить» свои душевные переживания, чтобы дальше уверенно идти по жизни.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Изучим особенности переходных этапов

В результате исследования общих для всех людей трудных психологических этапов  определились особенности, отличающие взрослые кризисы от детских и подростковых.  Авторы (В.И. Слободчиков, В.Ф. Моргун, Б.С. Братусь, Е.А. Сергиенко и др.) обобщенно сформулировали отличия так:

  • осознанность;
  • скрытность;
  • большой временной разрыв между кризисами (7-10 лет);
  • значимость индивидуального рисунка жизни, а не хронологического возраста.

Исследователи кризисной проблематики называют изменения индивидуальных качеств «психологическими новообразованиями».

К деструктивным относят:

  • угнетение эмоционально-волевых качеств (рост тревожности, снижение способности совершать волевые действия, психологический дискомфорт);
  • спад когнитивных процессов (ухудшение памяти, внимания, способности к мышлению) относительно индивидуальной нормы;
  • разрушение поведенческих стереотипов, частичная или полная утрата приобретенных ранее навыков;
  • коренное изменение ценностей, убеждений, идеалов.

При успешном выходе из критического периода у человека формируются качественно новые установки, определяются жизненные цели, усиливаются эмоционально волевые качества, происходит общая гармонизация личности. 

Этапы личностного кризиса в жизни человека

Развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Недаром ведь говорится, что «через тернии — к звездам». А «тернии» — это трудности на жизненном пути. Таких критических состояний, этапов личностного кризиса, насчитывается 5:

  1. Этап первый. Эмоциональная неуравновешенность. Личностный кризис, связанный, допустим, с неудовлетворенностью своим социальным положением, выводит человека из уравновешенного состояния, сильные эмоции (негодование, страх, неудовлетворенность) толкают его к решению своих проблем.
  2. Этап второй. Душевная борьба между «добром и злом», когда приходит понимание, что неувязки личной жизни нужно решать, для этого необходимо изменить свое поведение. Однако личность ещё не в силах на такое решиться. Фактически, находится в бездействии.
  3. Этап третий. Решимость действовать. Наступает прозрение, что если хочешь хорошо жить, нужно что-то предпринимать. Иначе будет совсем плохо. Желание действовать зреет, но оно еще слабое. Тут главное — сохранить уверенность в себе, не пойти на поводу у слабости, когда, опустив руки, человек плывет по течению.
  4. Этап четвертый. Осознание ложности прежних стереотипов. Личность отчетливо понимает, что прежние жизненные понятия оказались ложными, их нужно решительно менять. Возможно, даже с помощью психотерапевта. Он подскажет, как это легче сделать без большого ущерба психическому здоровью. В группе таких же ищущих свой смысл жизни людей. Нужно быть готовым изменить свое поведение, круг друзей, все те негативные моменты, что привели к личностному кризису.
  5. Этап пятый. Смена стереотипа поведения. Этот ответственный шаг далеко не каждому под силу. Необходимо проявить всю силу воли, чтобы преодолеть духовный кризис и выйти на новый уровень жизни, изменить свое поведение, как бы тяжело это ни было. Допустим, человек любил пропустить с дружками стаканчик, а «дела подождут». Друзья стали посмеиваться, но он твердо решил, что отказ от бездарного времяпрепровождения поможет ему отрешиться от жизненных неудач. Если хватит сил и энергии отказаться от прежнего образа жизни, все обязательно получится.

Важно! Любой на протяжении своей жизни последовательно проходит все 5 стадий личностного кризиса. Если же этого не случается, личность «застревает» на своих переживаниях, фрустрирует, когда желания не соответствуют возможностям

Это приводит к сложным жизненным ситуациям. Человек может опуститься, стать алкоголиком или наркоманом.

Ресурсы психической боли

Когда я начал проводить мастерскую о ресурсах психической боли, многие коллеги гневно говорили: «Боль – это когда душу раздирает, и никаких ресурсов у психической боли нет». Если мы посмотрим немного глубже и увидим, «по ком звонит колокол», по ком или о чем болит наша душа, то неизбежно в нашем уме отыщем ту ценность, которую мы вывели из обихода.

Главное, что нам несет боль и вообще любые отрицательные эмоции, – это обратная связь – некий указатель дороги. В этом отношении ценность любых отрицательных эмоций и переживаний намного выше, чем ценность положительных. Последние как бы говорят: «Все в порядке. Продолжай в том же духе». Далеко не всегда это оказывается хорошо. Система лишается ориентиров, которые бы позволили ее скорректировать. Примеры такой положительной обратной связи: паранойя и попустительский стиль воспитания ребенка (что ребенок ни сделает – все правильно). А отрицательная обратная связь – это сигнал об отклонении, которое требуется устранить. Осуществляя работу кризиса, мы движемся к следующей фазе, она называется фазой интеграции, восстановления, реконструкции.
Кризис начинает превращаться в событие прошлой жизни. Это превращение кризиса в историю о себе – достаточно длительный процесс.

Человек должен снова научиться жить, заново отстраивать разрушенный мир и искать интегрирующую основу, чтобы строить его соответственно изменившейся жизни. Эту основу мы, как правило, находим не в книгах и фильмах, не у авторитетов. Мы находим ее под ногами.

Скажите себе: «Я понимаю, что я страдаю, что сейчас мне очень больно, и я понимаю, что я сейчас думаю о произошедшем. Но помимо этого есть просто моя жизнь, и я во что-то продолжаю, может быть неосознанно, вкладывать силы». Во что? Это и есть то, вокруг чего собирается мир заново

Обратите внимание не на то, что является выпуклым, а на обычные данности бытия. Простые вещи

Я продолжаю кормить своих детей, заботиться о своих близких, гулять с собакой. Я могу страдать, выть, работать с психотерапевтом, молчать, загонять себя в воронку травмы, но есть вещи, которые я продолжаю делать. Жизнь собирается вокруг того, во что мы продолжаем, несмотря ни на что, вкладывать силы“.

Четверг, 19.09.2019

Семейный кризис

Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу. Потеря стремления нравиться друг другу. Появление ссор на почве воспитания детей. Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей. Недопонимание чувств друг друга. Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу. Проявления эгоизма. Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной. Отношения жены с матерью мужа. Отношения мужа с матерью жены. Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться

Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета)

Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.

Помощь специалиста при психологическом кризисе

Если вы обнаружили у себя такие признаки:

• падение самооценки;

• нежелание вставать утром и идти на работу;

• замкнутость в себе;

• нежелание ничего делать и что-то изменить в своей жизни;

• апатия и мнение, что жизнь прошла мимо;

• недовольство всем и вся,

то, скорее всего, вас «посетил» психологический кризис. Паниковать не стоит, а нужно искать выходы из него. Успешное разрешение данной проблемы выведет на новый, более качественный уровень жизни.

Хорошо, если удается быстро преодолеть кризисное состояние, но если оно затянулось, то необходимо обратиться к психологу. Специалист, «вооруженный» специальными методиками, поможет выйти из кокона кризиса – гусеница превратится в прекрасную бабочку, обретя новую жизнь!

Разновидности личностного кризиса

В психологии нет устоявшегося разделения видов личностного кризиса. Существуют разные его градации, например, возрастная, ситуационная и духовная (экзистенциальная). 

Возрастной личностный кризис

С возрастом личность по-иному оценивает предшествующий период своей жизни, по-другому смотрит на мир и свое место в нем. Все возрастные кризисы обычно заканчиваются изменением поведения и мировоззренческих установок, когда делаются должные выводы, что позволяет успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Психологи выделяют детские возрастные кризисы 3-х, 7-ми и 12-14 лет. С трехлетнего возраста ребенок начинает осознавать себя, знакомится с внешним миром, главными для него становятся мама и папа — семья.

В семилетнем возрасте ребенок начинает понимать, что мир большой и разнообразный, это расширяет круг его мировоззрения. Кризис этого возраста связан со школой и резко возросшей нагрузкой на психику малыша. Чтобы успешно из него выйти, здесь важна роль не только родителей, но и школьного учителя.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет) связан с пубертатным периодом, когда происходит половое созревание. Мальчики и девочки начинают понимать, что у них разная физиология, на первых порах они ведут себя замкнуто и даже показательно враждебно по отношению друг к другу.

С окончанием школы можно говорить о юношеском кризисе (17-18 лет). В это время появляется выраженный интерес к противоположному полу. Однако переживания, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, являются главными. Собственно, в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшей жизни. Большинство юношей и девушек выходит из личностного кризиса с правильными жизненными установками и успешно идет по жизни.

А кто не сумел разобраться в себе, не нашел смысла своего бытия, нередко катится по наклонной, становится изгоем в обществе. Здесь играют роль факторы личностные и внешние. Например, слабоволие или неблагоприятное влияние окружения (неблагополучная семья, плохие друзья).

После 30 лет наступает кризис среднего возраста. Молодость уже прошла, настала пора подвести итог прожитых лет. Часто он кажется неутешительным, хотелось большего, а получилось совсем мало. Человек трезво оценивает свой жизненный путь и делает корректировку, чтобы достойно жить дальше.

С выходом на пенсию наступает кризис зрелого возраста. Жизнь прожита, пришла старость, здоровья немного. Жить нужно теперь с накопленным жизненным багажом. А это материальные ценности, дом, семья и уже взрослые дети. Хорошо, когда это все есть. Иначе придется невесело. Старые люди понимают это, приспосабливаются к такому существованию и так доживают свой век. 

Ситуационный личностный кризис

Возникает, когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию. Если он сможет ее разрешить, личностный кризис можно назвать стимулятором такого процесса. В этом его положительная роль. Неспособность принять нужное решение свидетельствует о косности  мышления и устоявшемся стереотипе поведения, что только усугубляет проблему. 

Духовный (экзистенциальный) личностный кризис 

Наступает в тяжелые жизненные моменты. Допустим, это может быть смерть кого-либо из близких, неудачная любовь или измена. В такой ситуации человек пытается переосмыслить свою жизнь и ищет выход из тупиковой ситуации. Напрягает все свои силы.

Если кризис преодолен удачно, личность духовно возрождается, у нее появляется новая шкала ценностей, позволяющая успешно и бесконфликтно жить. В противном случае рушатся все представления о мире и себе, что ведет к устойчивому внутреннему конфликту. Нередко он заканчивается тяжелым психическим расстройством, лечением в психиатрическом стационаре.

Обратите внимание! Любой возрастной, ситуационный или духовный кризис должен вывести личность на новый, более высокий уровень жизни. Если этого не произошло, значит, человек абсолютно не работал над собой

Он регрессирует и становится неудачником в жизни.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.