Трансперсональная психология

Введение

Трансперсональная
психология — новое направление в западной
психологии, объясняющее психические
явления «мистическими переживаниями»,
«космическом сознанием», т.е. формами
особого духовного опыта, требующих
взгляда на психику человека с нетрадиционных
позиций.

Все
эти направления коренным образом
отличаются друг от друга, по-своему
обслуживают практику деятельности и
общения людей на Западе, однако их нужно
всегда правильно осмысливать и принимать
во внимание. Трансперсональная
психология, появившаяся в 70-е гг

XX в.
ищет новую теоретическую парадигму,
позволяющую описывать явления, не
получившие достаточного обоснования
в рамках других направлений психологии.
В первую очередь это относится к
предельным возможностям человеческой
психики, к тому, что называется
«мистическими переживаниями», «космическим
сознанием» и т. п., то есть, формам особого
духовного опыта, требующим, при анализе,
взгляда на человека с нетрадиционных
позиций

Трансперсональная
психология, появившаяся в 70-е гг. XX в.
ищет новую теоретическую парадигму,
позволяющую описывать явления, не
получившие достаточного обоснования
в рамках других направлений психологии.
В первую очередь это относится к
предельным возможностям человеческой
психики, к тому, что называется
«мистическими переживаниями», «космическим
сознанием» и т. п., то есть, формам особого
духовного опыта, требующим, при анализе,
взгляда на человека с нетрадиционных
позиций.

В
центре трансперсональной психологии
(то есть «психологии за пределами
личности») — так называемые — измененные
состояния сознания, переживание которых
может привести человека к смене
фундаментальных ценностей, духовному
перерождению и обретению целостности.

Основной
целью моей работы явилось изучение
трансперсональной психологии как
направления современной психологической
науки.

Исходя
из темы и цели работы, я решил следующие
задачи:

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» — выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .

Какие методики используются?

Данные проблемы невозможно решить, прибегая лишь к методам и практикам традиционной психологии и психотерапии. Необходимо создать комплексный всесторонний и всеохватывающий подход. К таким методикам можно отнести:

  • Эмоционально-образная терапия. Этот вид терапии основан на воздействии на определенные образы, которые выражают и символизируют собой ту или иную психологическую проблему. Человек по средствам механических воздействий на образный символ проблемы визуализирует ее решение путем уничтожения этого образа.
  • Гештальт-терапия. Этот вид терапии направлен на восстановление психологических и эмоциональных каналов связи человека с самим собой, по средствам проработки чувств, эмоций и воспоминаний человека.
  • Телесно-ориентировочная терапия. Это целый комплекс направлений, нацеленных на связь психологического тела человека и физического. То есть, избавляя тело от определенных физических проблем, происходит воздействие на эмоционально-духовное, психическое тело человека.
  • Холотропная терапия. При помощи определенных техник человек погружается в состояние некого транса, в бессознательное. При помощи холотропной терапии можно решить глубинные подсознательные проблемы.

В данный список можно включить еще массу направлений и практик, но их объединяет то, что все они направлены на решение проблем человека, охватывая и физическую и психическую составляющую.

Целью всех этих направлений является непосредственное нахождение ядра системы конденсированного опыта, СКО. Ядро этой системы – это основание, на котором строятся все психофизические проблемы личности: детские проблемы и переживания, процессы, запускающие механизмы фрустрации и подобные ситуации.

Сложностями для нахождения этого ядра СКО являются ситуации, когда это ядро было сформировано в довербальный период, то есть когда человек уже был способен к запоминанию, но еще не развил речевые навыки. Еще более сложная ситуация, когда ядро СКО было сформировано вне плоскости биологической истории или в более глубоких областях трансперсонального.

Необходимо осознать причины психофизических проблем и найти те плоскости, в которых они лежат. В противном случае, эти глубинные нерешаемые проблемы будут постепенно разрушать и физическую оболочку человека  и психическую.

Примечания[править]

  1. ↑ Cowley, Au-Deane S. & Derezotes, David (1994) Transpersonal Psychology and Social Work Education. Journal of Social Work Education, 10437797, Winter, Vol. 30, Issue 1.(англ.)
  2. ↑ Miller, John J. (1998) Book Review: Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. Psychiatric Services 49:541-542, April 1998. American Psychiatric Association.(англ.)
  3. ↑ Davis, John V. (2003). Transpersonal psychology // Taylor, B. and Kaplan, J., Eds. The Encyclopedia of Religion and Nature. Bristol, England: Thoemmes Continuum.(англ.)
  4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006.
  5. Vich, M.A. (1988). Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107-110.(англ.)
  6. ↑ Scotton, Bruce W, Chinen, Allan B. and John R. Battista, Eds. (1996) Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. New York: Basic Books.(англ.)
  7. ↑ Kasprow, Mark C & Scotton, Bruce W. (1999) A Review of Transpersonal Theory and Its Application to the Practice of Psychotherapy. Journal of Psychotherapy Practice and Research, 8:12-23, January.(англ.)
  8. Turner, Robert P.; Lukoff, David; Barnhouse, Ruth Tiffany & Lu Francis G. (1995) Religious or spiritual problem. A culturally sensitive diagnostic category in the DSM-IV. Journal of Nervous and Mental Disease, Jul;183(7):435-44.(англ.)
  9. Lukoff, David, Lu, Francis G. & Turner, Robert P. (1998) From Spiritual Emergency to Spiritual Problem — The Transpersonal Roots of the New DSM-IV Category. Journal of Humanistic Psychology, 38(2), pp. 21-50.(англ.)
  10. Grof, Stanislav & Grof, Christina (eds) (1989) Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis (New Consciousness Reader) Los Angeles : J.P Tarcher.(англ.)
  11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV) Code V62.89 (American Psychiatric Association, 1994)
  12. Lu FG, Lukoff D, Turner R (1997) Religious or Spiritual Problems. In: DSM-IV Sourcebook, Vol. 3. Widiger TA, Frances AJ, Pincus HA et al., eds. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, pp1001-1016.(англ.)
  13. Milstein, Glen; Midlarsky, Elizabeth; Link, Bruce G.; Raue, Patrick J. & Bruce, Martha (2000). Assessing Problems with Religious Content: A Comparison of Rabbis and Psychologists. Journal of Nervous & Mental Disease. 188(9):608-615, September.(англ.)
  14. Aanstoos, C. Serlin, I., & Greening, T. (2000). History of Division 32 (Humanistic Psychology) of the American Psychological Association. In D. Dewsbury (Ed.), «Unification through Division: Histories of the divisions of the American Psychological Association», Vol. V. Washington, DC: American Psychological Association.(англ.)
  15. Alexander, Gary T. (1980). William James, the Sick Soul, and the Negative Dimensions of Consciousness: A Partial Critique of Transpersonal Psychology. Journal of the American Academy of Religion, XLVIII(2):191-206.(англ.)
  16. Daniels, M. (2005). Shadow, Self, Spirit: Essays in Transpersonal Psychology. Exeter: Imprint Academic.(англ.)
  17. Ellis, Albert (1989) Dangers of Transpersonal Psychology: A Reply To Ken Wilber. Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p336, 2p.
  18. Wilber, Ken (1989) Let’s Nuke the Transpersonalists: A Response to Albert Ellis. Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p332.(англ.)
  19. Walsh, R. & Vaughan, F. (1993). On transpersonal definitions. Journal of Transpersonal Psychology, 25 (2) 125—182.(англ.)
  20. Friedman, Harris (2000) Toward Developing Transpersonal Psychology as a Scientific Field. Paper presented at Old Saybrook 2 conference, May 11 — 14, 2000, State University of West Georgia.(англ.)

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин. Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности

Трансперсональная психология считает что изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, якобы происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

Техника ребёфинга

Американский учёный Леонард Орро разработал 40 лет назад технику дыхания и назвал её ребёфинг. Благодаря дыхательным упражнениям индивид словно перерождается. Он избавляется от негативных переживаний, которые находятся в его подсознании в подавленном состоянии.

В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.

Техника ребёфинга способна устранить последствия индивидуальных подавленных душевных страданий. Индивид погружается в состояние, которое даже можно назвать вторым рождением. Благодаря дыхательным приёмам индивид вытесняет из подсознания отрицательные эмоции, ещё раз проживает все неприятные моменты своей жизни и трансформирует переживания в положительную энергию. Индивид погружается в состояние эйфории и гармонии. Дыхательная практика помогает избавиться от накопившихся в глубинах подсознания проблем, а также высвобождает психоэнергию, которая ранее «лелеяла» эти подавленные переживания.

Ребёфинг имеет много общего с холотропным дыханием. Обе эти дыхательные техники позволяют проникнуть в пласт бессознательного.

Элементы ребёфинга:

индивид производит дыхание носом или ртом, причём вдох может быть разным, а выдох всегда обыкновенный;
в момент расслабляющего дыхания тело следует полностью расслабить, при этом индивид лежит на спине, ноги не скрещивает и ни о чём не думает;
внимание должно быть приковано к ощущениям в собственном теле, если появилась боль или покалывание, значит, активировалось негативное воспоминание, его нужно прочувствовать;
негативные переживания следует трансформировать в положительные эмоции (отнестись к прошлому с юмором или просто наслаждать выходом негатива);
отнестись с доверием к дыхательной практике и процессам, происходящим с организмом и сознанием.

Опасности холотропного дыхания

Псевдонаучность концепции Грофа, возможно, была бы безобидной характеристикой данной теории, если бы не опасность метода холотропного дыхания для жизни из здоровья человека. В работе О. В. Гордеевой детально рассматривается явление гипервентиляции и, как следствие, гипокапнии. Гипокапния представляет собой процесс увеличения количества кислорода в крови и одновременного уменьшения концентрации углекислого газа. Также гипокапнию сопровождает алкалоз — ощелачивание. Несмотря на то, что кислорода в крови много, возникает кислородное голодание; это происходит вследствие того, что кислород хуже освобождается из гемоглобина. Его концентрация в тканях снижается. Данный процесс сопровождается следующими явлениями:

  • Человек, начав дышать интенсивно, уже не может сказать себе «стоп», прекратить безостановочное дыхание.
  • Он входит в предобморочное состояние либо случается обморок.
  • Возникает состояние эйфории (по мере проведения практики оно исчезает).
  • Перед глазами мелькают мушки, появляется головокружение, звон в ушах.
  • Появляются судороги. Мышцы кистей и ног непроизвольно сокращаются.
  • Возникает тахикардия, одышка, тремор, боли в различных участках тела.
  • Появляются негативные эмоции — например, поведение может стать агрессивным.

Трансперсональная психология Грофа подвергалась серьезной и основательной критике со стороны научного сообщества — как психологов, так и психиатров. Она эклектична, не имеет научных обоснований и не обладает четким терминологическим аппаратом. Доказано, что воспроизведение холотропного дыхания представляет собой угрозу жизни и здоровью: с точки зрения физиологов, эта практика может привести к повышению температуры тела, удушью, смерти . Гипоксия, сопровождающая процесс холотропного дыхания, ведет не к «исцелению», а к смерти клеток головного мозга. Психотерапия представляет собой лечебное воздействие на психику человека, и посредством этого воздействия может осуществляться и влияние на соматические процессы. Холотропное дыхание не является ни психотерапией, ни в принципе терапией. Оно представляет собой грубое вмешательство в физиологию, чреватое самыми опасными и даже трагическими последствиями.

Список использованных источников:
  • 1. Гордеева О. В. и др. Гипервентиляция как метод индукции измененных состояний сознания: опасности холотропной психотерапии. – 2016.
  • 2. Ван дер Харт О. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с. // Москва: Когито-Центр. – 2013.
  • 3. Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии. – Litres, 2017.
  • 4. Станислав Гроф. Познай себя. Электронный ресурс. Доступно по адресу: http://www.stanislavgrof.ru Обращение от 25.07.2020

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Преимущества терапии с инструментарием трансперсональной психологии

Действительно, после работ С. Грофа стало возможным получать доступ к глубинному материалу, ранее не только считавшемуся недоступным, но даже не бравшемуся в серьезный расчет. Это экономит время и силы, позволяет непосредственно обращаться к проработке проблем пациента.

Основные положения трансперсональной психологии звучат очень современно, они вписываются в актуальную картину мира, созданную нынешними точными науками: сознание не индивидуально, оно имеет ряд тесных взаимосвязей с космосом, мирозданием. Широко известны откровения ряда поэтов, писателей и музыкантов о том, что они воплощали свои произведения по принципу «перевода» с иного языка на язык искусства. В этом языке есть все потенциалы и все смыслы, все открытия и все знание, которое только в определенные моменты приоткрывается человеческому сознанию. Широко известны примеры интуитивных научных открытий (знаменитый сон Д. Менделеева, в котором окончательно оформилась его таблица химических элементов, законы Архимеда, Ньютона и другие). Можно ли их назвать, в строгом смысле, открытиями? Или это догадка, взгляд с неожиданной и нетипичной позиции на, казалось бы, обычное явление?

Согласно убеждениям трансперсональных психологов, понимание мозга человека должно утратить черты некоей сакральности и уникальности – мозг, по словам П. С. Гуревича, является лишь ретранслятором информации, поступающей из космоса или из Вселенной. Отсюда феномен архетипов, о которых говорил К. Юнг, — универсального априорного знания и понимания мира.

С этой точки зрения трансперсональная психология очень современна, она вписывается в квантовую парадигму мира, принятую сегодня. Более того, она открывает широкие возможности для терапии пациентов, способствуя глубинному чувствованию и пониманию законов индивидуального через всеобщее. Само по себе ощущение, что проблема переживалась и переживается многими, дает пациенту возможность ощутить свою связь с другими, осознать принадлежность к человеческому сообществу, а стратегии разрешения проблемы останется просто выбрать из имеющегося арсенала.

Кроме того, сама идея смерти становится условной: если я помню что-то из предыдущих жизней, то смерть условна. Я – больше собственной смерти, мое сознание никогда не умирало, менялась лишь телесная оболочка. И здесь, конечно, широкое поле для разрешения экзистенциальных вопросов.

Кроме того, несомненным достижением этой сферы знания стала перинатальная психология, благодаря которой будущие матери и отцы учатся взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, укрепляя внутрисемейные связи и уменьшая подверженность травматизации в семье.

Научный подход

Здесь же необходимо упомянуть, что ТП занимает особое место в психологии не только в силу упомянутых выше взглядов на то, что именно является результатом идеальной психологической работы и как этого результата нужно достигать. Другим важным фактором, фактически с самого момента зарождения ТП, является двойственное отношение к этому направлению в психологической среде.

С одной стороны, системы воззрений на личность, ее благополучие и методы его достижения во всех школах практической психологии довольно далеки от строгих научных обоснований. Но такова специфика психологии вообще — научные методы с трудом применимы к исследованиям человеческого сознания, все что доступно научному подходу, так это изучение откликов индивида (поведение) на стимул или изучение процессов происходящих в головном мозге, которые лишь весьма косвенно кореллируют с психоэмоциональными состояниями личности.

С другой стороны, ни одна другая психологическая школа не делает основную ставку на фактически медитативные методы, которые в глазах большинства людей, а не только ученых, несут на себе оттенок психологического сектанства и маргинальщины и нередко являются сомнительными с точки зрения социальных потребностей обычного человека. А тот факт, что трансперсональные методы весьма популярны в среде людей предпочитающих «магическое мышление» логике, лишь добавляет методу отрицательных очков. Как результат всего перечисленного, ТП на протяжении всей своей истории с трудом пробивала себе путь в разряд признанных психологических методик и этот процесс до сих пор еще далек от завершения.

В этом контексте уместно будет вспомнить отношение ученых бихевиористов к другим психологическим школам, которые с их точки зрения рассматривались как ненаучные, фактически еретические. Напомню, что в их число входили направления, ныне широко признанные в психологических кругах, аналитическая психология и психоанализ.

Большее значение имеет тот факт, что любое психологическое направление это прикладной метод, базирующийся на разных приемах работы с клиентом, опирающийся на теорию, которая, сама по себе, имеет лишь второстепенное значение

С точки зрения психологической помощи не так уж и важно какие именно идеи легли в основу того, что реально помогает человеку. Тем не менее, в науке всегда существует незримая, но неумолимая грань, которая способна навешивать ярлыки по признакам научности или не научности исходных предпосылок

И в этом случае несколько категорически не принимаемых научным сообществом идей способны легко вывести за пределы общей парадигмы целые успешно работающие направления. Особенно это касается такого уязвимого в этом смысле направления, как психология.

На сегодняшний день трансперсональная психология не признана большинством ученых, как научная дисциплина, однако в 1996 году на базе Британского психологического общества было создано отделение ТП, что можно считать знаком ограниченного признания этого направления среди, по крайней мере, английских психологов.

Чем отличается ТПП от других направлений

Принципиальное отличие трансперсональной психологии от других направлений в психологии следующее. Практически все классические направления психологии строятся на результатах исследования сознания и требуют четких аргументов и доказательной базы.

При этом достоверность может быть проверена другим экспериментатором. В ТПП подходы и методики базируются на бессознательных проявлениях.

В их основе лежат теории и гипотезы, которые имеют косвенные подтверждения путем анализа различных ситуаций и опыта поколений.

Можно выделить универсальные принципы трансперсональной психологии, принимаемые, как аксиома:

  • безграничность сознания («космос»);
  • любую личность можно рассматривать с разных сторон и в различных контекстах;
  • сознание отдельного индивидуума неразрывно сочетается с коллективным сознанием, сознанием всей планеты, с разумом Вселенной;
  • в любом человеке душа и рассудок составляют единое целое;
  • в ТПП объединяются знания из разных непохожих друг на друга наций и учений.

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Тематические разделы:

Трансперсональный подход к реабилитации наркозависимыхИнформация о едином европейском сертификате трансперсонального психотерапевта EUROTAS

Перинатальный опыт и его влияние на последующую жизнь

Термин О. Ранка «травма рождения» получил широкое распространение в сообществе психологов. Сегодня в контексте трансперсонального направления действительно правомерно говорить о первом травматическом переживании, которое связано с рождением человека, – выходе из материнской утробы, первой инициации, когда из водной среды индивид попадает в наш привычный материальный мир. С этой точки зрения архетипически прочитываются все мифы о сотворении мира, о путешествии в лоно морских вод, о священном переходе через символическую реку (Лету), а также о связи водной стихии с иномиром.

Согласно учению С. Грофа, человеческий эмбрион проходит до рождения в мир четыре стадии, и каждая существенно влияет на его восприятие, оставляя значимый след в психике и косвенно воздействуя на дальнейшую судьбу.

  • 1 стадия – это «золотой век», когда он ощущает абсолютную безопасность, защиту материнской плацентой, беспроблемное существование.
  • 2 стадия – момент родовых схваток, пока еще без раскрытия матки. Это состояние сопоставимо с привычным нам ощущением «выхода нет».
  • 3 стадия – раскрытие матки, «свет в конце тоннеля», а также формирование сексуальности под влиянием импульса материнского организма (во время естественных родов женщина испытывает сексуальное возбуждение).
  • 4 стадия – «травма рождения», первый глоток воздуха, обязательный крик, смена окружающей среды и, как следствие, шок от всего происходящего.

С помощью холотропного дыхания С. Гроф вводил своих пациентов в особое состояние сознания – назвать его измененным не вполне корректно, скорее, это расширенное сознание, когда человек вспоминал очень многое из перинатального и младенческого опыта, а эти сведения не всегда возможно осознать даже после многочасовой психоаналитической работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.