Лекция 5. технологии психологического консультирования план: 1. определение желаемого результата. типы запросов клиентов 2. выработка альтернативных решений. — презентация

Сократовский диалог: пример в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

История возникновения метода

Эта модель краткосрочного психологического консультирования (КТК) изначально создавалась и апробировалась в условиях ограниченного времени, отпущенного для общения психолога с клиентом. Работая медицинским психологом в городской клинической больнице, мне удавалось встретиться с пациентами лишь несколько раз, т.к. период их госпитализации не превышает 2-4 недель.

При этом консультация психолога запрашивается обычно не в первый же день поступления пациента в больницу. Это и понятно: цель его госпитализации – решение проблем со здоровьем (соматических проблем). Сами пациенты предъявляют жалобы лишь на физические недомогания. Запрос к психологу у них часто самый общий и не конкретный, т.е. пациенты клиники по большей части не мотивированы на работу с психологом. Да и не знают они о существовании такого специалиста, т.к. в штате больницы психолог – редкость. Поэтому чаще вызов психолога осуществляет лечащий врач. В ходе обследования и лечения он выявляет у пациента, кроме соматических, психологические и социальные проблемы, для помощи в решении которых и вызывают психолога.

Имея исходную подготовку, ориентированную на длительную психотерапию клиентов: психоаналитическая и системная семейная терапия, я столкнулась с трудностью оказывать помощь в остром состоянии, работать с актуальной жизненной ситуацией. Выявление проблем, их диагностика давались легко и быстро, т.к. ведущие защиты (соматизация, отрицание и др.) ярко выражены, а вот работать с ними было некогда.

2-4 недели – это 1-10 встреч, причем психологическая коррекция – это в клинике дополнительная помощь на фоне медицинской. Нет времени и условий для глубоких конфиденциальных бесед, организующих необходимый регресс личности в возраст возникновения травмы или проблемы. Беседы происходят в коридорах или прямо в палатах лечебных отделений. Мимо ходят другие пациенты и мед. персонал. Часто бывает, что беседы прерываются: на обход лечащего врача или на обследования.

Таким образом, психодинамическую психотерапию, ориентированную на исследование причин проблем, провести невозможно. Системный семейный подход также трудно применить в его классическом варианте, т.к. он предполагает присутствие на приеме всех членов семьи, которые включены во взаимодействие вокруг симптома. В их число обязательно входят родители, дети и другие родственники, проживающие на одной территории с носителем симптома, а также те, кто сильно вовлечен в отношения с ним. В клинике же вызов родственников госпитализированного больного является редким случаем, и тревожным для них признаком: «Что-то у него плохо и настолько, что врачи не справляются».

Семья при госпитализации как бы «сдает на лечение» одного из своих членов, и остальные оказываются ни при чем относительно его болезни. Поэтому при вызове в больницу они ждут упреков в свой адрес и/или приговора от врачей: «Ничем нельзя помочь». Поэтому на работу с психологом семья больного оказывается не только не мотивирована, но часто настроена категорически против общения с таким специалистом.

Поэтому нам пришлось разрабатывать специальный подход, учитывая следующие необходимые аспекты:

  • краткосрочность
  • помощь должна иметь результат «здесь-и-сейчас» – уже в момент ее оказания, пока пациент находится в клинике
  • наличие у клиента мотивации на избавление от физических страданий
  • отсутствие мотивации клиента на получение психологической помощи
  • особенность контекста психологической работы: в условиях клиники

Майевтика

Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее – к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.

Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство». Оно является своего рода метафорой, посредством которой Сократ раскрывал смысл своей модели философствования, где сократический диалог противопоставляется софистическому.

Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание. Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват.

Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.

На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся.

Краткосрочность

Максимальный период нахождения большинства пациентов городской больницы ограничивается двумя-тремя, редко четырьмя неделями. К психологу, как и к другим консультантам, лечащий врач направляет больных не сразу при поступлении, а достаточно отсроченно – по мере обследования и выявления, по его мнению, необходимости в консультации конкретного специалиста, в том числе психолога.

Наличие у пациентов психологических проблем, во-первых, часто выявляется достаточно поздно, иногда лишь накануне выписки из больницы. Во-вторых, психологические и социальные проблемы пациентов оставляются вообще без внимания некоторыми врачами, как не относящиеся, по их мнению, к лечебному процессу.

В результате большинство пациентов клиники не попадают на прием к психологу, даже если он есть в штате. Те же, кому предлагается консультация психолога, встречаются с ними в середине или в конце периода своей госпитализации. Чаще это или единственная консультация, или от 2 до 5 встреч. Наиболее жизнеспособной показала себя в нашей практике модель работы в объеме 1-3 встреч психолога и пациента. В условиях клиники обычная периодичность встреч – один-три раза в неделю.

Трудности краткосрочного психологического консультирования в различных контекстах и их преодоление

Практикуемая нами модель КПК, исходя из истории своего создания в клинических условиях, состоит из трех этапов, описанных выше: 1) вводный, ознакомительный; 2) основной, психокоррекционный; 3) заключительный. В случае единственной встречи она также подразделяется логически на эти составные части.

В условиях психологической консультации, куда могут обращаться люди с трудностями в различных жизненных ситуациях, гораздо сложнее оказалось, во-первых, выявлять возможности именно для краткосрочной работы. Автору пришлось создавать основные принципы реализации КПК для разных контекстов своей работы, учитывая и опыт других авторов (Нардонэ., Вацлавик, 2006; Доморацкий, 2008) . Были также выработаны специальные навыки и умения, а также интегрированы в практику соответствующие задачам КПК методы и техники различных психотерапевтических подходов.

Во-вторых, встал вопрос о критериях, определяющих эффективность КПК: что считать хорошей и достаточной работой психолога, когда, в отличие от клиники (там критерии – улучшение состояния здоровья и повышение социальной активности пациента), контекстуальной составляющей это не отражается в полной мере, т.к. психолог с окружающим миром клиента консультации обычно не контактирует. Критерием оценки работы психолога нами принята точка зрения клиента: он сам определяет результативность своей работы с психологом относительно тех задач, которые они ставят и решают в процессе КПК.

Для организации подобного взаимодействия понадобилось формирование специальной профессиональной «позиции краткосрочного консультанта». Для обучения такой позиции нами была разработана специальная программа переподготовки под курацией опытного краткосрочного консультанта.

Запросы на КПК иногда предъявляются прямо, а в большинстве случаев их приходится выявлять самому психологу, исходя из различных вариантов запроса клиента. Например, в таких, наиболее часто встречающихся, как:

  • клиент сразу говорит о своей готовности на встречи с психологом только один или несколько (малое число) раз;
  • клиент вообще не мотивирован на работу с психологом: его привели или прислали те, кто считает, что ему нужна помощь такого специалиста;
  • клиент заявляет проблему, относящуюся к работе психолога лишь косвенно: его больше беспокоят, например, социальные, медицинские, юридические или др. вопросы;
  • клиент заявляет о ситуации, которая для него трудна, но не может быть ликвидирована полностью: например, хроническое заболевание у него или у его близких, социальное неблагополучие семьи, смена или лишение работы и др.;
  • клиент просит помощи для урегулирования отношений с другим человеком, который сам прийти к психологу не может или не хочет;
  • клиент выступает как «полномочный представитель», например, семейной системы или группы коллег;
  • клиентом является семья или группа лиц, связанных определенными отношениями, которые предъявляются как требующие изменения;
  • клиентом является психолог: опытный коллега или студент, проходящий подготовку в области практической психологии.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Презентация на тему: » Лекция 5. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ План: 1. Определение желаемого результата. Типы запросов клиентов 2. Выработка альтернативных решений.» — Транскрипт:

1

Лекция 5. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ План: 1. Определение желаемого результата. Типы запросов клиентов 2. Выработка альтернативных решений 3. Обобщение предыдущих этапов 4. Психодиагностика в консультативном взаимодействии

3

Вопрос 1. Вопрос 1. Определение желаемого результата

Типы запросов клиентов На этой стадии консультирования необходимо определить идеал изменений клиента, отвечающий, по сути, на ряд вопросов: Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда все проблемы будут решены? При этом важно чтобы желаемое направление работы было согласовано между клиентом и консультантом

4

Типы клиентов и их запросы 1. По характеру запроса: 1.1. Не уверенный в себе клиент Уверенный в себе клиент Клиент все знающий и доверяющий только себе Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину». 2. По особенностям восприятия психических явлений: 2.1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент Интуитивно ориентированный, эмоционально- утонченный, эстетизированный клиент.

5

3. По способу работы со своими проблемами: 3.1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. 4. Влияние пола клиента 5. Влияние особенностей телосложения

6

Типы запросов клиента Манипулятивный запрос Конструктивные запросы: Запрос об информации; Запрос о помощи в самопознании ; Запрос о помощи в саморазвитии ; Запрос о трансформации; Запрос о снятии симптома.

7

ВЫРАБОТКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ Данная стадия содержит ряд задач, необходимых для решения в рамках консультативного процесса: 1. выделение разных вариантов решения данной проблемы; 2. проработка выбранных вариантов, их оценка с точки зрения эффективности; 3. выбор максимально подходящего варианта решения.

8

ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ЭТАПОВ Задачи: 1. переход к действию с обязательной разработкой плана реализации; 2. мотивировка клиента на деятельность; 3. работа с чувством вины.

9

ПСИХОДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТАТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ пять осей диагностики: симптоматическая, структурно-личностная, медицинская, социальная, интегративная. Диагностика в психологическом консультировании, по мнении. Т.В. Барлас (2001), выполняет ряд задач: 1. Оценка выраженности психологических проблем и нарушений, позволяющая определить степень необходимости психологической помощи, ее форму и эффективность; 2. Связана с получением содержательной информации о индивидуальных особенностях клиента, его проблемах и причинах их возникновения, а так же наличие ресурсов для их преодоления; 3. Организация терапевтической коммуникации.

10

Основные направления 1. Психодиагностика в консультировании детей. 2. Консультирование супружеской пары 3. Семейная диагностика

11

Психодиагностика в консультировании детей. Диагностика выступает в виде игровой формы взаимодействия: тесты с игрушками, игры – драматизации, ролевые игры и т.д. Ролевые игры, построенные на основе использовании заместительных предметов (куклы, марионетки), позволяют выявить внутрисемейные переживания, усвоенные ребенком образцы поведения и принимаемые роли.

12

Семейная диагностика Направлена на оценку функционирования семейной системы, выявление различных системных нарушений. В зависимости от направлений консультирования семьи (структурная, системная, поведенческая и т.д.), выделяются и различные подходы в ее диагностике. Во многих направлениях выделяются первые консультационные встречи для диагностики семьи. Наиболее часто применяются различные методы, связанные с выявлением параметров взаимодействия семьи через циркулярное интервью.

13

Консультирование супружеской пары Направленная на выявление взаимодействий в супружеской паре. Такая диагностика может проводится в рамках организованной, направленной беседы либо в виде предварительно розданных тестовых методиках. А.Н. Волкова и Т. М. Трапезникова (1985) выделили девять пунктов оценки брачных отношений: социально – экономические и демографические характеристики; добрачные отношения; микроокружение; стадии супружества; благополучие в отношениях; отдельные феномены супружеских отношений; индивидуальность супругов; семейный досуг; психологическое отношение к супружеству (Волкова А.Н.,Трапезникова Т.М.,1985).

14

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.