- Воспитание свободой в 21 веке
- Вальдорфская система
- Рекомендации
- Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
- Книги по педагогической психологии
- 4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека
- Развитие мышления детей 4−6 лет
- Как реализуется системное воспитание?
- Основные трудности и проблемы воспитательного процесса
- 3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».
- Формирование и развитие личности
- Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
- Александр Нилл и его воспитание свободой
- Принципы работы школы Самерхилл
- 7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания
- Свежие записи
- История становления педагогической психологии
- Основные социальные институты воспитания
- 6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.
- Предмет и задачи психологии воспитания
Воспитание свободой в 21 веке
В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.
С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.
Вальдорфская система
Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.
Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.
Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.
Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.
Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.
Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.
Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне
Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой
Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.
Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.
В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.
Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.
В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.
Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.
Читаем также:
- Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
- «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
- 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
- 10 наиболее эффективных методик воспитания детей
Рекомендации
Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями
Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать
Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться
Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует
Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.
Книги по педагогической психологии
Чтобы еще лучше разобраться в этой теме, рекомендуется ознакомиться с полезной литературой:
- «На стороне ребенка» Ф.Дольто. В этой книге раскрывается психология педагогической деятельности. Можно прочитать глубокие и всесторонние исследования личности ребенка. Автор поможет избавиться от привычных стереотипов и увидеть многогранный мир детей.
- «Как любить ребенка» Я.Корчак. Эту книгу многие считают энциклопедией по воспитанию достойного человека, начиная с грудного и до подросткового возраста. Автор пишет простым языком, давая четкие рекомендации.
- «Не сажайте детей в холодильник» С.Биддалф. Эта книга для родителей, которые хотят научиться понимать своего ребенка, чтобы воспитать счастливого человека.
- «Наказание наградной» А.Кон. Книга объясняет, как различные поощрения и награды в детстве могут сыграть с ребенком злую шутку. Автор рассказывает губительность подхода, подразумевающего «сделай это – и получишь то».
4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека
Развитие человека — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Виды развития:
Физическое развитие — изменение роста, веса, силы, пропорции тела человека.
Физиологическое развитие — изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.
Психическое развитие — усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций.
Социальное развитие — постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и др.отношения.
16 стр., 7626 слов
Развитие мышления детей 4−6 лет
… процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них—это проблема развития процессов … внешней деятельности являются совершаемые человеком движения. Внешняя деятельность обязательно … Развитие коррекции практического действия Перед психологией и педагогикой стоит актуальнейшая задача — максимально оптимизировать процесс обучения и воспитания детей …
Духовное развитие — осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Виды воспитания:
Задание: Как виды развития вы знаете? Как они соотносятся с видами воспитания?
Как реализуется системное воспитание?
Чтобы пример был более наглядным, стоит описать процесс системного воспитания как стиль взаимоотношений руководителя и подчиненного. В зависимости от уровня профессионального развития последнего будет меняться и подход к общению с ним руководителя:
- Директивный. Этот стиль хорош на начальном этапе. Если сотрудник вливается в коллектив, еще ничего не зная о принципах работы компании, начальник исключает всякие личные отношения с ним и реализует исключительно деловой подход. Как старший по должности и более опытный, он обучает и наставляет с помощью подробного инструктажа и распоряжений.
- Наставничество. Как только подчиненный усвоил азы, его отношения с руководителем становятся более личными и теплыми. Сотрудник ощущает поддержку, но полностью исключать подробный инструктаж со стороны начальника еще рано.
- Партнерство. У подчиненного уже достаточно опыта, чтобы руководитель мог с ним советоваться и обсуждать детали сделок. Возникает возможность партнерства и высокий уровень доверия. Отношения становятся более дружескими и теплыми.
- Делегирование. Это деловой подход, сочетающийся с высочайшим уровнем доверия. На примере это выглядит так. Если руководитель считает какую-либо сделку выгодной для своего предприятия, он передает все права по ее организации своему подчиненному и полностью уверен, что тот доведет дело до конца, и причем успешно.
Ребенок проходит такие же этапы в процессе взросления, как взрослый на рабочем месте, поэтому смена подходов в его воспитании будет во многом схожей:
Авторитарный стиль. Хорош на раннем этапе развития личности, когда ребенок еще не умеет ни говорить, ни вести себя в рамках культуры. Многие навыки ему приходится осваивать путем многократных повторений, что больше напоминает дрессуру, нежели воспитание
В этот момент со стороны родителей важно применение директивного, или авторитарного стиля. Малыш еще не имеет собственной воли, поэтому нуждается в управлении и руководстве со стороны. Директивный подход необходим особенно в те минуты, когда ребенок испытывает психику родителей, выдвигает требования, закатывает истерики
Авторитетный подход. Актуален, начиная с 6-7 лет, когда ребенок усвоил базовые бытовые навыки, но продолжает осваивать нормы поведения. В рамках данного подхода родитель еще является авторитетом, но уже не довлеет над ребенком, а четко знает, в каких вопросах допустимо обсуждение, а в каких лучше продиктовать собственное требование и проследить за его выполнением. Либеральный. В семье, где воспитательный процесс изначально проводился правильно, либеральный подход возможен уже с подросткового возраста. Данный стиль воспитания предполагает, что взрослый и ребенок общаются на равных, между ними поровну распределяется ответственность, взрослый предоставляет подростку свободу действий, рассчитывая на его сознательность. Такая свобода действительно полезна, если в более раннем возрасте ребенок усвоил, как вести себя в обществе, как защититься от отрицательного влияния неблагоразумных друзей и т.д. Если родители пока не уверены в сознательности подростка, не стоит полностью отходить от авторитетного подхода
Директивный подход необходим особенно в те минуты, когда ребенок испытывает психику родителей, выдвигает требования, закатывает истерики. Авторитетный подход. Актуален, начиная с 6-7 лет, когда ребенок усвоил базовые бытовые навыки, но продолжает осваивать нормы поведения. В рамках данного подхода родитель еще является авторитетом, но уже не довлеет над ребенком, а четко знает, в каких вопросах допустимо обсуждение, а в каких лучше продиктовать собственное требование и проследить за его выполнением. Либеральный. В семье, где воспитательный процесс изначально проводился правильно, либеральный подход возможен уже с подросткового возраста. Данный стиль воспитания предполагает, что взрослый и ребенок общаются на равных, между ними поровну распределяется ответственность, взрослый предоставляет подростку свободу действий, рассчитывая на его сознательность. Такая свобода действительно полезна, если в более раннем возрасте ребенок усвоил, как вести себя в обществе, как защититься от отрицательного влияния неблагоразумных друзей и т.д. Если родители пока не уверены в сознательности подростка, не стоит полностью отходить от авторитетного подхода.
В идеале подрастающий ребенок должен многое делать сам, развивать и воспитывать себя самостоятельно, воспринимая родителей и общество как ресурс для дальнейшего познавательного процесса и социальной активности.
Основные трудности и проблемы воспитательного процесса
Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия
Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.
ФОРМИРОВАНИЕ — процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
СТАНОВЛЕНИЕ — термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
7 стр., 3160 слов
Формирование и развитие личности
… отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен …
ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.
Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:
1)воспитание — это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.
2)воспитание — это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).
3)воспитание — это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и содержанием которого, является создание и поддержание условий для саморазвития, самостановления, самореализации.
Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться
Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.
О поощрении и наказании – когда и как применять
Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.
Надо баловать детей
Александр Нилл и его воспитание свободой
Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.
Принципы работы школы Самерхилл
Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает
И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.
Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.
Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.
А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.
7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания
К основным внутренним факторам развития человека относятся:
1. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
2. Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленных на собственное развитие.
3. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Методы самовоспитания.
— самонаблюдение — самоубеждение — самоутверждение
— самоанализ — самоконтроль — самоодобрение
— самооценивание — самоприказ — самопоощрение
— самосравнение — самовнушение — самонаказание
— самоподкрепление — самоограничение
— самопринуждение
— самоисповедь
Приемы самовоспитания:
1)Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение сформировать у себя те или иные качества).
2)Самоотчёт (ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь.
3)Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин и неуспехов)
4)Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
История становления педагогической психологии
Выделение и развитие этой отрасли, как отдельного направления происходило не сразу. Можно отметить основные этапы становления педагогической психологии:
- Первый общедидактический этап. Началось все с произведения «Великая дидактика», написанная Я.А. Коменским в 1632 г. Им была предложено сделать отдельную систему школ, где можно было бы получить хорошее образование. Он помог сформировать ряд принципов воспитания, разработать концепцию классно-урочного образования.
- Второй этап продолжался с конца 19 и длился до 20 ст. Во время этого происходит становление педагогической психологии, как отдельной отрасли. Среди самых важных ученых для этого этапа можно выделить Выготского и Каптерева.
- Третий этап приходится на время образования большого количества приемов обучения. На это повлияли такие ученые: Оконь, Ланда и другие.
Основные социальные институты воспитания
Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них — семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, по мнению Р.С
Немова, сформирован как личность. Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к. оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи. В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания. К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Недостатки: влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не может дойти до каждого ребенка. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека. Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.
6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.
Влияние в воспитании — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Способы влияния в воспитании:
УБЕЖДЕНИЕ — включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т. д.
ВНУШЕНИЕ — направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.
ЗАРАЖЕНИЕ — чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
ПОДРАЖАНИЕ — это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.
Возрастные особенности подражания:
От 1 года до 3 лет — ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.
Дошкольный возраст — подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.
Младший школьный возраст — копирует и перенимает личностные качества взрослого.
Подростковый возраст — подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.
Юность — основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.
Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:
- Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
- Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
- Принцип психологии — развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
- Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:
— дошкольный возраст, младший шк. возраст — оценка взрослого;
— подростковый возраст — оценка сверстников;
— юношеский возраст — самооценка.
- Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц. звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
- Учет возрастных особенностей:
— дошкольный возраст — может быть категорическое требование;
— младший школьный возраст — этап наглядного образа (конкретного, литературного);
— подросток — убеждение, доказательство, общение на равных;
— юноша — аргументация.
Смысловой барьер (Л.И.Божович) — это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.
Виды смысловых барьеров:
1) По содержанию (разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);
2) По форме предъявления требования (содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);
Как результат первого и второго:
3) К определённому человеку (проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).
Пути формирования барьеров:
1) По форме:
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
- Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
- Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);
2) К определённому человеку:
- Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:
— от возрастных особенностей ребёнка;
— от сформированной самооценки;
— межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);
— и пр.
Предмет и задачи психологии воспитания
Воспитание
является объектом изучения как педагогики
так и психологии. Предметом изучения
педагогики является содержание
воспитательного процесса, его организация,
методы, приёмы, формы. В отличие от
педагогики предметом изучения психологии
воспитания является изучение
психологической сущности воспитательного
процесса, его влияния на развитие
личности. «Психология воспитания
выявляет, как целенаправленные
воспитательные меры взаимодействуют
с внутренними психологическими
особенностями человека» (А.В. Петровский)
. Разделение это достаточно
условно, так, например, специфика
содержания, форм и методов воспитания
не может не учитывать психологических
особенностей детей, их возраста,
особенностей социальной ситуации, в
которой находятся дети и т.п. Равно как
и изучение психологической сущности
воспитания не может остаться в стороне
от приёмов и методов воспитания
Внимание
педагогики сосредоточено на формах и
методах воспитания, а психологии на
особенностях взаимодействия воспитательных
мер с психологическими и личностными
особенностями детей. Однако при этом
цели и задачи педагогики и психологии
едины: это развитие личности
ребёнка.
Психология
воспитания – это особая отрасль
педагогической психологии, которая
исследует внутреннюю психологическую
сущность воспитательного процесса,
психологические механизмы
воспитания.
Психология
воспитания молодая отрасль педагогической
психологии
Её выделение в самостоятельный
раздел обусловлено тем, что данные
психологии детского развития невозможно
перенести в педагогику, и тем более в
школьную практику. Психология воспитания
призвана соединить, связать психологию
и педагогику.
Задачи
психологии воспитания:
1.
Раскрыть психологические и личностные
особенности и возможности каждого
возрастного этапа, учёт которых позволит
максимально развивать личность в каждом
возрасте. В связи с этим — создание
портрета личности для каждого возрастного
периода.
2.
Выявление качественных сдвигов в
развитии личности ребёнка под влиянием
воспитания. Выяснение того, как
целенаправленные воспитательные меры
взаимодействуют с внутренними
психологическими особенностями человека,
как это взаимодействие влияет на
формирование его личности.
3.
Изучение процесса формирования
мотивационно — потребностной сферы:
потребностей и мотивов, под влиянием
которых складываются черты характера,
привычки, развивающиеся под воздействием
воспитания и обучения.
4.
Выяснение оптимальных с точки зрения
целей воспитания условий педагогического
воздействия.
5.
«устранение негативных факторов
современной социальной ситуации развития
детства. гуманизации прежде всего
отношений взрослого сообщества к миру
детства, в обеспечении особого
(одухотворённого) пространства детской
жизни. Это даст ребёнку защиту от
негативного влияния агрессивной среды,
повысит уровень его психоэмоционального
благополучия и нравственно-духовного
здоровья… Гармонизация связей личности
с миром является условием полноценного
взросления… и критерием его личностного
развития.»